Примерная программа психолого-педагогического сопровождения для 5-7-х классов (1 вид)
методическая разработка по психологии
Пояснительная записка
Психокоррекционная работа в школе основана на разрабатываемых в психологии фундаментальных положениях о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В,В. Давыдов, А.В. Запорожец, АН. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Обучение психологии в школе носит развивающий характер. Повышение психологической культуры школьников является основной целью преподавания психологии в школе.
При изучении психологии в школе ставятся следующие задачи:
- формирование системы психологически знаний;
- развитие интереса к взаимодействию с другими;
- развитие интереса к самопознанию;
- мотивирование на саморазвитие.
При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.
Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии; его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны научно обоснованы.
Принцип системности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии; его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны быть научно обоснованы.
Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, а так же уровню их развития.
Принцип наглядности заключается в использовании образов при обучении. Зрительный анализатор у значительной части учащихся является ведущим, зрительное представление информации более емкое и этому обеспечивает лучшее понимание знаний. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения.
Принцип активности в обучении заключается в том, что бы эффективное усвоение знаний учащимися происходит только тогда, когда они проявляют самостоятельную активность в учении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: а) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; б) диалогической формы обучения; в) проблемного подхода в обучении; г) широкого использования практических методов обучения.
Принцип связи учебного материала с жизнью в школьном преподавании психологии заключатся в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются ученики. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни.
Результаты освоения программы.
Личностные результаты.
|
|
|
|
класс | Предметные результаты
|
5 | Предметными результатами в 5 «б» классе являются формирование следующих умений: Минимальный уровень.
Достаточный уровень.
|
6 | Предметными результатами в 6 «а» классе являются формирование следующих умений: Минимальный уровень.
Достаточный уровень.
|
7 | Предметными результатами в 7 «а» классе являются формирование следующих умений: Минимальный уровень.
Достаточный уровень.
|
Содержание психолого-педагогического сопровождения учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение представлено адаптированными для школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторскими программами:
- Кандрашев А.С., Лисянская А.С, Крылова Т.А. «Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы».
- Локалова Н.П.. Уроки психологического развития в средней школе.
- Никитина Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
При формировании занятий и отборе содержания сопровождения были учтены данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции и поведенческих проявлениях детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Теоретическая основа программы представлена: концепцией Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – способности ребенка усваивать новые знания и способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей, с помощью взрослых; концепцией самосознания личности В.С. Мухиной, где в основу структуры личности ложится выделение ребенком себя как персоны; концепцией отношений В.Н. Мясищева, где общественные отношения - системнообразующий элемент личности; теорией личности А.Н. Леонтьева, где личность рассматривается как совокупность общественных отношений, которые реализуются его деятельностью.
В данной программе реализуется предметно-ориентированный подход, что предполагает изучение психологии как научно-практической области знаний и выступает как система занятий, направленных на развитие учащихся.
Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, решение проблемных ситуаций, практические упражнения, игры и др. Развивающий аспект на данных уроках является центральным. Данные занятия ориентированы на решение личностных проблем адаптации и развития учащихся.
Структура курса представлена следующими разделами:
- Знакомство. Что такое психология.
- Диагностическое обследование.
- Изучение ощущений и восприятия.
- Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития.
- Изучение памяти, методов и упражнений для ее развития.
- Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития.
- Изучение воображения, методов и упражнений для его развития.
- Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития.
- Изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей.
- Изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, коммуникационные и личностно-ориентированные.
Тематическое планирование
Название раздела, темы | Количество часов | Виды учебной деятельности | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||
Психолого-педагогическое сопровождение | |||||
Знакомство. Что такое психология. | 1
| - | - | _ |
|
Изучение ощущений и восприятия. | 9 | - | - | _ | |
Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития. | 6 | 1 | - | _ | |
Изучение памяти, методов и упражнений для ее развития. | - | 9 | - | _ | |
Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития. | - | 6 | 8 | _ | |
Изучение воображения, методов и упражнений для его развития. | - | - | 6 | _ | |
Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития. | - | - | 8 | 12 | |
Изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей. | - | - | - | 1 | |
Изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения. | _ | - | - | 4 | |
Всего: | 16 | 16 | 22 | 17 | 71 |
Материально - техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения |
Учебно-методическое обеспечение | |
| Учебники |
нет | |
| Методические пособия для учителя |
Кандрашев В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материал. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. | |
Технические средства | |
Интерактивная доска. | |
| Персональный ноутбук. |
Учебно-практическое оборудование | |
Карточки с различным выражением лица и ситуаций, отражающих эмоции и чувства людей, сказочных персонажей. Карточки с жестами. Карточки с различными ситуациями, отражающие испытываемые людьми и животными различных ощущений. Список чувств, карточки с названием чувств. | |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | |
| Стол учительский с тумбой. |
| Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. |
| Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. |
Материалы и инструменты | |
Листы бумаги формата А3 и А4. Цветная бумага, клеящий карандаш, пластилин, ручка, карандаши (простые и цветные), альбом; стакан для воды, гуашь, кисти, ватман, маркеры. Бумажные конверты. Мячи. |
Используемая литература:
- Кандрашев В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материал / В.Н. Кандрашев, А.С. Лиянскя, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 319 с.
- Локалова Н.П.. Уроки психологического развития в средней школе. – Москва: Издательство «Ось-89», 2001. – 126 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 –е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990 – 160 с.: ил.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «Психолого-педагогическое сопровождение»
ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ
Календарно-тематическое планирование
Четверть – I .Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение
№ п\п | Наименование раздела и темы | Дата проведения | Цель занятия. Виды деятельности. | Домашнее задание | ИКТ, наглядно-демонстрационный материал | |
план. | факт. | |||||
1 | Что изучает психология. Применяете ли вы на практике знания психологии? | Образовательные цели: введение в особенности изучаемого предмета Ход занятий:
| Бланк с вопросами. | |||
2 | Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений. | Образовательные цели: раскрыть понятие «восприятие», «ощущение», объяснить отличие их друг от друга. Ход занятий:
| Таблица «признаки, которые можно увидеть, услышать, почувствовать» | |||
3 | Восприятие величины, формы, цвета. | Образовательные цели: познакомить с играми на развитие восприятия величины, формы, цвета. Ход занятий:
| Геометрические фигуры, картинки «судов». | |||
4 | Восприятие пространства: размер, направление, расстояние. | Образовательные цели: закрепить понятие «пространство», раскрыть приемы восприятия пространства (игры на восприятие направления, размера, расстояния, размеренность в пространстве). Ход занятий:
| Картина со звездами. Картинки с планетами. Картинки с предметами «Космонавтика». | |||
5 | Восприятия движения. | Образовательные цели: акцентировать внимание на восприятие движения; развивать умение «читать» позы и движения тела; развивать координацию движений. Ход занятий:
| Картинка «Обсерватории». | |||
6 | Восприятие времени. | Образовательные цели: повторить понятия «время», «временная последовательность», «длительность времени», «единицы измерения времени», «темп времени», «ритмичность» Ход занятий:
| Иллюстрации изменения фаз луны. Таблички с названием праздников. | |||
7 | Ощущение и восприятие. | Образовательные цели: закрепить изучение понятий, отличать восприятие от ощущений, определять виды восприятий. Ход занятий:
| Фотография с индейцами. Аудиозапись голосов диких животных. | |||
8 | Иллюзии восприятия. | Образовательные цели: раскрыть понятие «иллюзии восприятия» как ошибка восприятия. Ход занятий:
| Картинки с иллюзиями. | |||
9 | Правила восприятия материала. | Образовательные цели: познакомить с правилами восприятия материала. Ход занятий:
| Картины животных океана. | |||
10 | Восприятие и внимание. | Образовательные цели: раскрыть понятие «внимание», отличие от восприятия. Ход занятий:
| Картины природы | |||
11 | Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее. | Образовательные цели: познакомить с внутренним и внешним вниманием. Ход занятий:
| Придумать историю про крокодила. | Катины Африки. Аудиозапись голосов животных. | ||
12 | Виды внимания: произвольное и непроизвольное. | Образовательные цели: познакомиться с видами внимания – произвольным и непроизвольным. Ход занятий:
| Аудиозапись с голосами природы. | |||
13 | Свойства внимания. | Образовательные цели: познакомить со свойствами внимания – концентрацией, распределением, переключением, рассеиванием внимания. Ход занятий:
| Придумай историю про зайку. | Картинки с незаконченными деталями. | ||
14 | Колебание внимания. Причины рассеивания внимания. | Образовательные цели: выявить причины рассеивания внимания. Ход занятий:
| Картинка часов. | |||
15 | Отвлечение внимания, его отличие от переключения. | Образовательные цели: познакомить с понятием «отвлечение внимания», выявить отвлечение его внимания от переключения. Ход занятий:
| Портрет фермера, аудиозапись звуков фермы, лабиринты, игрушка козы и изображение капусты. | |||
16 | Правила самоорганизации внимания. | Образовательные цели: познакомить с правилами самоорганизации внимания. Ход занятий:
| Картинки на развитие внимания. |
Четверть – II .Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение.
№ п\п | Наименование раздела и темы | Дата проведения | Цель занятия. Виды деятельности. | Домашнее задание | ИКТ, наглядно-демонстрационный материал | |
план. | факт. | |||||
17 | Обобщающее занятие по теме: «внимание». | Образовательные цели: закрепить понятие «внимание»; раскрыть свойства внимания – концентрации, распределения, переключения, отвлечения. Ход занятий:
| Картинки с мышонком. | |||
18 | Что такое память. Роль памяти в жизни человека. | Образовательные цели: раскрытие понятия «память» выявить значение памяти в жизни человека. Ход занятий:
| Аудиозапись голоса животных. Незаконченные рисунки предметов. | |||
19 | Зрительная память. | Образовательные цели: закрепить знания о памяти и зрительной памяти. Ход занятий:
| Геометрические фигуры, картинки с продуктами. | |||
20 | Оживление картины как прием запоминания. | Образовательные цели: познакомить с приемом запоминания через оживление. Ход занятий:
| Картинки с заданием «Найди отличия». | |||
21 | Слуховая память. Слуховые представления при запоминании. | Образовательные цели: закрепить знания о слуховой памяти. Ход занятий:
| Таблица с деревьями и животными, аудиозапись звуков разных животных. | |||
22 | Сравнение предметов с чем-либо знакомым как прием запоминания. | Образовательные цели: познакомить со способом запоминания объектов сравнения. Ход занятий:
| Листы с кроссвордом. | |||
23 | Двигательная память. Ощущения движения при запоминании. | Образовательные цели: познакомить с двигательной памятью. Ход занятий:
| Карточки с изображением движения, карточки с транспортным средством. | |||
24 | Осязательная память. Тактильные представления при запоминании. | Образовательные цели: закрепить знание осязательной памяти. Ход занятий:
| Аудиозапись «звуки деревни». Таблица «Мышкины закрома» | |||
25 | Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представление при запоминание. | Образовательные цели: закрепить знания об обонятельной вкусовой памяти. Ход занятий:
| Картинка с изображение «Цифрозавра» | |||
26 | Обобщающее занятие по теме: «Память». | Образовательные цели: закрепи знания о видах памяти и способах запоминания. Ход занятий:
| Карточка с изображением ослика. Аудиозапись «Голоса фермы». | |||
27 | Что такое пространство. | Образовательная цель: познакомить с понятием «пространство» Ход занятий:
| Листок в клеточку для графического диктанта. | |||
28 | Что такое пространственное представление. | Образовательная цель: познакомить с понятием «пространственное представление» Ход занятий:
| Картинка с ключом и замками. | |||
29 | Свойства пространства. | Образовательная цель: познакомить со свойством пространства – направлением, расстоянием, размером. Ход занятий:
| Картинки листик и заплатка. | |||
30 | Размеренность в пространстве. | Образовательная цель: познакомить с видами размерности в пространстве – линейным, двумерным, трехмерным пространством. Ход занятий:
| Картинки с расстояниями. | |||
31 | Двухмерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости. | Образовательная цель: раскрыть понятие «двухмерное пространство, плоскость»; повторить ранее изученный материал о пространстве. Ход занятий:
| Картинки «двухмерное пространство» и «трехмерное пространство». | |||
32 | Направление трехмерного пространства. Оббьем. | Образовательные цели: раскрыть понятие «объем»; повторить ранее изученный материал о пространстве. Ход занятий:
| Картинки домиков, картинки куба, листы в клетку для графического диктанта. |
Четверть – III. Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение
№ п\п | Наименование раздела и темы | Дата проведения | Цель занятия. Виды деятельности. | Домашнее задание | ИКТ, наглядно-демонстрационный материал | |
план. | факт. | |||||
33 | Схем тела человека и пространства. | Образовательные цели: повторить ранее изученный материал о пространстве; рассмотреть схему тела человека в пространстве. Ход занятий:
| Картинки с героями «Цветочного города». | |||
34 | Пространство в жизни человека (обобщающее занятие). | Образовательные цели: через игры и тестовые задания развивать внимание, память, умение ориентироваться в пространстве. Ход занятий:
| Картинки «Ракурсы». | |||
35 | Мышление в трехмерном пространстве. Задание с установлением блоков в определенных соотношениях. | Образовательные цели: развивать восприятие трехмерного пространства. Ход занятий:
| Картинки «набор фокусника», картинки «ракурсы». | |||
36 | Временное представление. Установление признаков временной последовательности. | Образовательные цели: раскрыть понятие «временное представление», учить устанавливать признаки временной последовательности. Ход занятий:
| Карточки с днями недели. | |||
37 | Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности. | Образовательные цели: познакомить с длительностью времени; повторить единицы измерения времени; работать над отношениями «быстрее - медленнее». Ход занятий:
| Циферблат с часами. | |||
38 | Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа. | Образовательные цели: раскрыть понятие «темп времени»; показать относительность времени; изучить понятие «темп времени». Ход занятий:
| Картинки «Силуэты леса», картинки «облаков близнецов». | |||
39 | Признак ритмичности и повторяемости времени. | Образовательные цели: познакомить с ритмичностью времени; изучит понятия ритмичность и повторяемость времени. Ход занятий:
| Картинки «ритмичность». | |||
40 | Пространственные представления (обобщающее занятие). | Образовательные цели: обобщить изученный материал по теме «Пространственные представления». Ход занятий:
| Картинки для задания «дорисуй» | |||
41 | Что такое воображение или фантазия. | Образовательные цели: повторить изученное ранее; закрепить понятие «воображение и фантазия». Ход занятий:
| Картинки с забором. | |||
42 | Создание нового образа с помощью анализа и синтеза. | Образовательные цели: познакомить со способом создании нового образа через анализ и синтез. Ход занятий:
| Карточки со словами: лень, трудолюбие, усердие, близнецы, чудеса, самостоятельность, все сам, книга. | |||
43 | Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования. | Образовательные цели: познакомить с созданием нового образа через акцентирование. Ход занятий:
| Картинки для задания «Почини ковер». | |||
44 | Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения. | Образовательные цели: познакомить с приемом создания нового образа через преувеличение или приуменьшение; изучить понятия преуменьшение и преувеличение. Ход занятий:
| Картинки «медицинские приборы», «хозяйственные принадлежности». | |||
45 | Создание нового образа путем оживления. | Образовательные цели: познакомить с приемом создания нового образа через оживление; изучить понятие оживление. Ход занятий:
| Таблица с буквами. | |||
46 | Роль воображения в жизни человека. | Образовательные цели: рассмотреть роль воображения в жизни человека. Ход занятий:
| Картинки: корабль, лопатка, колпачок, меч, крылышки, Гулливер, гном, домовой, богатырь, эльф). | |||
47 | Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. | Образовательные цели: повторить изученный материал о мышлении; изучить понятие мышление. Ход занятий:
| Листок в клетку для графического диктанта. | |||
48 | Логическое мышление. | Образовательные цели: познакомить с особенностями логического мышления; изучить понятие логического мышление. Ход занятий:
| Таблица – шифр. | |||
49 | Игры на развитие логического мышления. | Образовательные цели: закрепить понятие «логическое мышление»; развивать логическое мышление через решение логических задач. Ход занятий:
| Листки в клетку для графического диктанта. | |||
50 | Творческое мышление. | Образовательные цели: познакомить с особенностями творческого мышления; изучить понятие творческое мышление. Ход занятий:
| Рисунки снеговиков. | |||
51 | Игра на развитие творческого мышления. | Образовательные цели: закрепить понятие «творческое мышление» Ход занятий:
| Иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Заячьи слезы», «Курочка ряба». | |||
52 | Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями. | Образовательные цели: познакомить с термином «понятие», объяснить его значение. Ход занятий:
| Рисунок шляпы. | |||
53 | Понятие общее – частное. | Образовательные цели: познакомить с общими и частными понятиями. Ход занятий:
| Картинка с изображением школьных принадлежностей | |||
54 | Обобщение и ограничение понятий. | Образовательные цели: познакомить с ограничением и обобщением понятий. Ход занятий:
| Карточки по группам предметов. |
Четверть – IV .Учебный предмет – Психолого-педагогическое сопровождение
№ п\п | Наименование раздела и темы | Дата проведения | Цель занятия. Виды деятельности. | Домашнее задание | ИКТ, наглядно-демонстрационный материал | |
план. | факт. | |||||
55 | Составление определений. | Образовательные цели: познакомить с правилом построения определения. Ход занятий:
| Карточка с изображением сот. | |||
56 | Существенные и несущественные признаки. | Образовательные цели: познакомить с существенными и несущественными признаками. Ход занятий:
| Карточка с изображением мыши. | |||
57 | Родовидовые отношения. | Образовательные цели: познакомить с родовыми отношениями. Ход занятий:
| Карточки с изображение сказок: «Колобок», «Маленький принц», «Золотой ключик», «Три богатыря». | |||
58 | Отношения между понятиями «часть - целое». | Образовательные цели: познакомить с отношениями между понятиями «целое - часть» Ход занятий:
| Пластмассовые или деревянные палочки. | |||
59 | Отношения рядоположенности. | Образовательные цели: познакомить с отношением рядоположенности. Ход занятий:
| Пластмассовые или деревянные палочки. | |||
60 | Отношения противоположности. | Образовательная цель: познакомить с отношениями между понятиями – отношениями противоположности. Ход занятий:
| Иллюстрация домика. Картинки: чебурашка, зайка, лягушонок, львенок, слоненок, олень. Аудиозапись звуков: вертолет, смех, корова, стук сердца, сирена, мотоцикл, вода, птицы. Деревянные палочки | |||
61 | Причинно-следственные отношения. | Образовательная цель: познакомить с причинно-следственными отношениями. Ход занятий:
| Карточки с надписью: «Лопнувший шарик», «Перегоревшая лампочка», «Пустой стержень от ручки». | |||
62 | Отношения последовательности. | Образовательная цель: познакомить с отношениями последовательности. Ход занятий:
| Картины времен года. | |||
63 | Функциональные отношения. | Образовательная цель: познакомить с функциональными отношениями. Ход занятий:
| Деревянные палочки. Картинки с профессиями. | |||
64 | Понятия. Понятия конкретные и абстрактные. | Образовательные цели: повторить определение «понятие», «понятия конкретное и абстрактное». Ход занятий:
| Карточки с насекомыми | |||
65 | Отношения между понятиями. | Образовательные цели: повторить отношения между понятиями: целое – часть, функциональные, причинно-следственные, порядка, противоположности, рядоположности, обобщения и ограничения понятий. Ход занятий:
| Картина Железного Дровосека | |||
66 | Что такое суждение | Образовательная цель: познакомить с понятием «суждение». Ход занятий:
| Фигуры разного размера и цвета | |||
67 | Что такое общение. Язык общения, его секреты. | Образовательные цели: раскрыть понятие «общение»; познакомить со способами передачи информации. Ход занятий:
| Каточки «Мимика и жесты». | |||
68 | Сочувствие, внимание, взаимоуважение. | Образовательная цель: развивать умение проявлять сочувствие, внимание, взаимоуважение к окружающим людям. Ход занятий:
| Песня «»Я на дудочке играю…» (музыка А. Филипенко, слова Т.Волгиной), два разных рисунка зайчика. | |||
69 | Саморегуляция состояния: релаксация. | Образовательные цели: научить детей во время отдыха регулировать свое состояние. Ход занятий:
| Песня «Я на скрипочки играю» (музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной) | |||
70 | Культура общения. Правила вежливости. | Образовательные цели: развивать культуру общения с детьми и взрослыми; рассмотреть правила поведения за столом, в автобусе, при разговоре по телефону, в магазине. Ход занятий:
| Мяч. | |||
71 | Настроение человека. Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы. | Образовательные цели: раскрыть понятие«настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей; познакомить со способами обращения к знакомым незнакомым людям. Ход занятий:
| Мяч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Примерная программа по английскому языку для 1-4 классов
Примерная программа по английскому языку для 1-4 классов вальдорфской школы (ФГОС)...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...