МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
консультация по психологии (9 класс)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение
Рекомендации
по проведению в образовательных организациях субъектов Российской Федерации мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 2098-р, адресованы педагогам-психологам, социальным педагогам и иным педагогическим работникам в образовательных организациях, осуществляющим взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по вопросам предупреждения формирования суицидального поведения, и направлены на обеспечение единых подходов при планировании и проведении в образовательных организациях мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего.
Глоссарий
Дезадаптация – нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах.
Дезадаптация социальная проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д.
При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для обучающегося, в частности, являются семья, образовательная организация.
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий.
Самоповреждающее поведение – социально неодобряемое поведение, направленное на причинение себе физического вреда и включающее несуицидальные самоповреждения и суицидальные попытки;
Самоповреждающее поведение без суицидальных намерений – намеренные повреждения поверхности тела (порезы, проколы, расцарапывание, ожоги и подобное), которые не представляют прямую угрозу для жизни, однако могут стать регулярными, оставляя на коже рубцы и шрамы, и со временем превратиться в привычную модель поведения в эмоционально болезненных ситуациях;
Стигматизация – предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него (у них) них каких-либо особых свойств или признаков.
Суицид – преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство. Ключевой признак данного явления – преднамеренность.
Суицидальная попытка (попытка суицида, незавершенный суицид) – целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями, но не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель – смерть, мотив – разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.
Суицидальный риск – степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий.
Склонение несовершеннолетнего к суициду – содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства.
Факторы риска суицида – внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.
Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей)
Психологическое просвещение является одним из наиболее доступных и при этом эффективных направлений работы педагога-психолога, социального педагога с родителями (законными представителями) обучающихся. При этом важно обеспечить передачу родителям (законным представителям) подростков «базовой информации» для предупреждения риска формирования и развития суицидального поведения несовершеннолетних: представлений о психологических особенностях подросткового возраста, признаках формирования суицидального поведения, знаний о службах экстренной психологической помощи, а также о мифах и фактах о суициде.
Особенности подросткового возраста.
Особое место во взрослении ребенка занимает подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Мир воспринимается подростками как некое соотношение белого и черного, хорошего и плохого, причем как в окружающих, так и в себе.
Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием мировоззрения, системы самооценки и оценки окружающей действительности, ценностно-смысловой сферы личности. В этот период происходит глобальная перестройка организма ребенка на физиологическом уровне, отражающаяся на его психологическом состоянии и обуславливающая эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения: от эйфории до депрессии.
В подростковом возрасте совершенствуется самостоятельность несовершеннолетнего во всех жизненных областях. Основная реакция для подростка – реакция эмансипации, толкающая его к дистанцированию от взрослых, прежде всего от родителей, а изменение ведущего вида деятельности с учебной на эмоционально-личностное общение со сверстниками приводит к возрастанию значимости мнения друзей при принятии решений, желанию быть принятым в группе. Именно подростки в первую очередь склонны присоединяться к определенным субкультурам, придумывать собственную субкультуру для того, чтобы проявить свою «инакость», непохожесть на окружающих.
Подростки начинают противопоставлять себя, свой мир взрослым, искать собственные ценности и смыслы в настоящем и будущем.
В подростковом возрасте формируется «чувство взрослости», желание признания себя равным во взрослой среде.
Однако в силу того, что жизненный опыт недостаточен, интеллектуальные способности еще несовершенны и находятся в стадии развития, подростковый возраст характеризуется большим количеством противоречий:
противоречие между желанием освободиться от опеки со стороны родителей или других взрослых и невозможностью жить самостоятельно вследствие трудностей социальной, психологической, финансовой адаптации к реалиям самостоятельной жизни;
противоречие между желанием делать самостоятельный выбор во всех сферах жизни и отсутствием желания нести за этот выбор персональную ответственность;
противоречие между отказом подчиняться мнению старших и конформизмом в среде сверстников;
противоречие между установкой на личное благополучие и непониманием ценности собственной жизни, приводящее к формированию рискованного поведения;
противоречие между все возрастающими интеллектуальными и физическими силами и, как следствие, возрастающими потребностями в интеллектуальной и материальной сферах, и отсутствием финансовой самостоятельности и возможности удовлетворить эти потребности.
Подростковый возраст характеризуется бурными эмоциональными реакциями на различные жизненные ситуации (как положительные, так и отрицательные), причем эмоциональная реакция по силе может не соответствовать стимулу и быть гораздо более выраженной, чем этого требуют обстоятельства. Наибольший всплеск негативных эмоциональных реакций возникает при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка. Как правило, пик такой эмоциональной неустойчивости приходится, в зависимости от половой принадлежности, на разный возраст: у мальчиков раньше, чем у девочек: для мальчиков проблема с неадекватным эмоциональным реагированием приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – на возраст 13-15 лет.
Итогом может стать формирование чувства незащищенности, одиночества. Подросток начинает активно искать тех, кто сможет помочь ему заполнить возникшую пустоту, продемонстрирует внимание, сочувствие. К сожалению, именно в такое время на пути у подростков могут возникать лица, способные повлиять на формирование еще большего разрыва с общественными нормами.
Трудности социального взаимодействия приводят подростка к формированию дезадаптивного поведения и, как следствие, к нарушению социализации. При сочетании проблем в социализации и возникновения трудной жизненной ситуации может начать формироваться суицидальное поведение.
Крайне важно, чтобы родители (законные представители) стремились помочь подросткам справиться с его внутренними конфликтами, были готовы безоценочно принимать ребенка, относиться к нему терпеливо и доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющееся поведение.
Признаки формирования суицидального поведения у подростков.
Исследователями проблемы подросткового суицида отмечается, что острота переживаний подростка становится несовместимой с жизнью, если у него нет эмоциональной связи с семьей. Важно информировать родителей (законных представителей) несовершеннолетних о признаках, по которым можно предположить риск формирования суицидального поведения у ребенка:
– стремление к постоянному длительному уединению, отстраненности от окружающих, включая родных и друзей;
– изменение (особенно резкое) режима сна, бессонница;
– изменение аппетита;
– падение учебной успеваемости;
– резкие и частые смены настроения от апатии до агрессивности;
– изменения во внешнем виде (безразличное отношение к своему внешнему виду, неопрятность);
– раздача личных вещей в качестве подарков своим близким, друзьям;
– стремление «привести дела в порядок»;
– самоповреждающее и рискованное поведение: стремление оказаться в местах с высоким риском травмоопасности, нанесение себе порезов;
– появление в речи высказываний «ненавижу жизнь», «я никому не нужен», «лучше умереть», «не могу этого вынести», «они все еще пожалеют» и подобных.
Важно донести до родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, что любое высказанное подростком стремление уйти из жизни необходимо воспринимать серьезно. Недопустимы равнодушие, черствость или агрессивность по отношению к ребенку. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, участие, предложить ребенку помощь, консультацию у специалистов.
Информированность о службах экстренной психологической помощи.
Значительная роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних отводится работе службы экстренной психологической помощи «Общероссийский детский телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122». В субъектах Российской Федерации могут функционировать региональные горячие линии, телефоны доверия для оказания поддержки детям и взрослым, находящимся в кризисном положении, трудной жизненной ситуации. На базе медицинских организаций функционируют кабинеты, центры, стационары для оказания помощи несовершеннолетним с суицидальным поведением.
Рекомендуется регулярно информировать родителей (законных представителей) несовершеннолетних об имеющихся способах получения психологической помощи, в том числе экстренной, и об алгоритме действий в случае выявления риска суицидального поведения ребенка.
Стигмы, мифы и реальность суицида и риска формирования суицидального поведения у подростков.
Немаловажным риском суицида является стигма в отношении обращения за помощью, все еще существующая в обществе. Продолжают подвергаться стигматизации те, кто стремится получить помощь в связи с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой помощи. Стигма может помешать членам семьи подростка оказать ему нужную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации.
Также в сознании многих людей существуют мифы о самоубийстве, которые способны помешать позитивным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволить принять необходимые меры по оказанию помощи в отношении суицидального человека:
Миф, стигма | Факт |
Большинство самоубийств совершается без предупреждения, поэтому невозможно ничего предпринять для его предотвращения | Большинство людей с риском суицидального поведения подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах. Например, подростки могут оставлять открыто таблетки на столе, тексты стихов о смерти. Подобные сигналы нельзя игнорировать |
Говоря о самоубийстве с подростком, можно подать ему идею о совершении этого действия. Безопаснее полностью избегать этой темы | Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений – прямой вопрос о них. Открытый разговор с ребенком с выражением искренней заботы и беспокойства о нем может стать для подростка источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью |
Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит | К любой угрозе ребенка уйти из жизни нужно относиться серьезно, даже если эта угроза носит манипулятивный характер. Грань между демонстративно-шантажным и истинным суицидом в подростковом возрасте несущественна |
Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания. Подобное поведение достойно игнорирования или наказания | Демонстративное суицидальное поведение представляет собой призыв о помощи. Если ребенок не получает отклика, ему легко прийти к выводу, что уже никто и никогда его не поймет, ему не поможет, и соответственно, от намерения покончить с собой перейти к совершению суицида. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как «недостойного» способа призыва о помощи может привести чрезвычайно опасным последствиям. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения |
Самоубийца определенно желает умереть, и будет неоднократно предпринимать попытки, пока не совершит самоубийство. Оказывать помощь таким людям бесполезно | Очень немногие люди сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Дети, к тому же, не вполне осознают конечность смерти, относятся к ней как к чему-то временному. Порой они думают, что, умерев (уснув ненадолго), накажут родителей или своих обидчиков, а затем воскреснут (проснутся) |
Те, кто кончают с собой – психически больны и им ничем нельзя помочь | Очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода |
В работе с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по профилактике суицида рекомендуется уделить особое внимание вопросу мифов и стигм о суициде, разъяснить, что легкомысленное отношение к проблеме суицидального поведения у подростка может повлечь необратимые трагические последствия.
Формы работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения
Наиболее распространенной формой работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних являются родительские собрания (общешкольные, классные), родительские всеобучи, лекции, беседы, индивидуальные консультации (в том числе с привлечением медицинских работников, суицидологов), а наиболее эффективными приемами педагогической поддержки выступают доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.
В формировании у родителей (законных представителей) несовершеннолетних культуры профилактики суицидального поведения могут быть использованы следующие технологии:
– тренинги, ориентированные на формирование конструктивных стратегий преодоления трудностей у подростков. Целью подобных тренингов выступает формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростком и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования;
– ролевые игры: в ходе проигрывания небольших сценок спланированного или произвольного характера, отражающих модели жизненных ситуаций, имитируются и разрешаются проблемы. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться родители;
– решения кейсов: посредством моделирования системы отношений в ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения;
– арттерапия: применяются отдельные приемы как вспомогательное средство для диагностической работы; средство развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности, расширения способов самовыражения родителей;
– изотерапия: ее применение создает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сформировать активную жизненную позицию;
– метод «Я-сообщения» («Я-высказывания»): освоение данного метода позволит родителям применять его на практике в ситуации конфликта и конфронтации, столкновения интересов ребенка и родителя. Родители смогут искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в форме, необходимой, чтобы сохранить отношения уважения, эмпатии и принятия, вместе с тем побуждая ребенка изменить свое поведение с учетом интересов родителя.
При планировании мероприятий для работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних рекомендуется избегать их категоричных и (или) неоднозначных названий (негативный пример: «Наши ошибки в воспитании детей», «Нет насилию» и подобное) и, напротив, присваивать мероприятиям, событиям названия, демонстрирующие созидательность совместной работы для благополучия подростка и его семьи и возможность положительного решения сложных вопросов (например, «Как помочь ребенку?», «От сердца к сердцу», «Я – ответственный родитель»).
Важным инструментом информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетних о возможностях получения экстренной психологической помощи является тиражирование листовок, памяток, буклетов с представлением алгоритма действий в случае кризисной ситуации и сведений о телефоне доверия и экстренной психологической помощи.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение обучающихся, проявляющееся
под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет
Деструктивное поведение — форма активности личности, связанная
с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм),
так и заключающих его в «себе» (общество). В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально- психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.
Профилактика деструктивного поведения основана на социализации обучающихся, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и образовательная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.
Проявления у обучающегося деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).
ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ
антисоциальный (против социума; противоправное поведение,
не соответствующее этике и нормам морали соврeмeнного общeства);
аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью (физичeской, правовой, интeллектуальной), нeвeриeм в будущee, потeрeй собствeнной нeзависимости);
фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);
аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);
нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность
к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему);
конформистский (приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего).
ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ:
ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.
В целях выявления деструктивного поведения обучающегося педагогу важно обращать внимание на психологические и внешние признаки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
проявление навязчивых движений;
неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
утрата прежнего эмоционального контакта с одногруппниками;
стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
стремление быть в центре внимания любой ценой;
нелюдимость, отчужденность, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ)
конфликтное поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле (буллинге);
ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (подросток угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку);
проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);
участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные
к противоправному поведению);
жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие
в драках), другими людьми;
резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);
пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
появление у обучающегося (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет- магазинов наркотиков);
использование в речи новых, нехарактерных для конкретного обучающегося выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ
использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда
с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
нежелание следить за своим внешним видом;
появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);
появление у обучающегося дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он
не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
При проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.
Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на подростков: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.
Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.
ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ
кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет- сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера).
Меры помощи подростку, подвергшемуся кибербуллингу:
- психологическая поддержка педагогом и родителями;
- изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);
- создание новой учетной записи для подростка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю;
- обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.
использование сети Интернет для вовлечения подростков и молодежи
в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты).
Этапы вовлечения подростков и молодежи в деструктивные группы:
- предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация);
- общение, взаимодействие с вербовщиком сети - исполнение подростком указанных вербовщиком действий - попадание в зависимость;
-«незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью подростка от незнакомцев, предлагающих личные встречи);
-груминг (установление дружеского и эмоционального контакта
с подростком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации);
-киберсталкинг (преследование подростка переходит из виртуального мира в реальный).
КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ
-«шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);
-просмотр сайтов для взрослых.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
-незаконный сбор персональных данных обучающихся и (или) распространение их в открытом доступе;
-повреждение устройств, программного обеспечения.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
-кража личных данных техническими средствами (в том числе
в процессе интернет-шопинга);
-кибермошенничество.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
проинформировать заместителя директора по ВР;
проинформировать классного руководителя;
привлечь к работе с обучающимся педагога-психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий;
привлечь родителей (законных представителей) обучающегося и определить единую воспитательную стратегию;
сообщить о признаках противоправных деяний обучающегося администрации образовательной организации для принятия решения
об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Обсуждение с педагогом-психологом проведение диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического, социального, психологического статуса; выявления значимых для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка» и получения рекомендаций по коррекции поведения подростка.
2. Проектирование действий педагогов и подростка: налаживание доверительных отношений; организация совместного с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны; разделение функций и ответственности по решению проблемы; совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия).
3. Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогам и педагогу- психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, преподавателями. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов (психолога и социального педагога). Социальный педагог может выполнять функцию развенчания негативных установок,
а педагог-психолог — взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение подростка в общественно-полезную коллективную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие «полезных» интересов подростка.
4.Анализ результатов деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы, совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
выстроить конструктивное взаимодействие с обучающимся и его родителями (законными представителями), иными значимыми для подростка лицами, мнение которых для него важно;
выявить проблемы, особенности развития и потенциала обучающегося;
обеспечить постоянную поддержку подростку в направлении позитивных изменений;
организовать специализированную комплексную помощь в процессе индивидуального сопровождения;
оказать индивидуальную помощь в развитии социальной компетентности через вовлечение подростка в различные мероприятия (учебные, воспитательные, трудовые, общественно-полезные, спортивные и др.);
обеспечить поддержку обучающегося социальной группой подростов и молодежи (одноклассников, одногруппников), имеющей позитивные социальные цели (применяется только при исключении возможности вовлечения других подростков и молодых людей в деструктивную деятельность)
организовать взаимодействие специалистов с семьей обучающегося
по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско(подростково)-родительских отношений.
Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал обучающегося, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей
в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в молодежных объединениях.
Важно, чтобы воспитательная работа с обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения – формирования благоприятного психологического климата в обучающемся коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д.
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ДЕСТРУКТИВНЫХ ИДЕЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
формирование негативного образа и эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;
активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;
создание комфортной социокультурной среды, микроклимата;
проведение политики защиты индивида от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;
проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц);
формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровье сберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни;
минимизация негативных последствий деструктивного поведения;
организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); бросающей вызов своим возможностям (спорт, квесты, походы); альтруистической (общественно-полезная и благотворительная деятельность);
формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
повышение компетентности и социальной успешности личности индивида в значимых для него сферах;
развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом;
своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений
в коллективе (группе);
активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения;
содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
1.Знание и соблюдение действующих в образовательной организации: порядков реагирования(информирования) в случае выявления чрезвычайной ситуации с обучающимися с признаками деструктивного поведения; рекомендаций об организации профилактической работы, выявления деструктивного поведения у обучающихся, проведения индивидуальной работы с подростками «группы риска».
2.Выработка общей позиции «родители-педагоги». Изменения
в поведении, привычках, характере подростков нельзя не заметить, если наблюдать за их поведением и дома, и в техникуме. В рамках родительских собраний с привлечением педагога-психолога рекомендуется представлять информацию об особенностях психоэмоционального состояния подростков
в конкретный возрастной период, о возможных деструктивных проявлениях
в среде подростков и молодежи в виртуальном пространстве, о способах обеспечения безопасности подростков. Проведение совместных мероприятий с родителями и обучающимися способствует гармонизации детско-родительских отношений.
3.Организация процедуры урегулирования в случае выявления фактов травли (буллинга). В указанном случае используют медиативные технологии для разрешения конфликта, восстановления отношений, доверия, а также материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве.
4.Привлечение специалистов. В работе по предупреждению деструктивного поведения педагогу помогут специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних и молодежь в сети Интернет.
5.Информирование обучающихся о службах помощи. Оформление информационных стендов, представление актуальной информации обучающимся и их родителям (законным представителям) о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия.
6.Организация воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий, организация участия подростков, находящихся в «группе риска» и потенциально способных приобщиться
к криминальной субкультуре, в деятельности военно-патриотических клубов, спортивных молодежных организаций. Важно сформировать у подростков внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, достижение и решение этих задач отвечает их интересам, дать возможность почувствовать себя значимым для общества,
для общего дела.
7.Проведение беседы, открытого разговора. При проведении бесед
с обучающимися важно учитывать, что прямые вопросы и акцентирование
с первых минут разговора внимания подростков на проблеме (например, «АУЕ») может вызвать у них обратную реакцию — разговор будет воспринят как реклама субкультуры.
В ХОДЕ БЕСЕДЫ С ОБУЧАЮЩИМСЯ ПЕДАГОГУ
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
основной упор сделать на установление психологического контакта;
проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию;
поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы,
в возможность благоприятных жизненных перспектив;
помнить, что запретительные меры малоэффективны (введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу несовершеннолетних с девиантным поведением);
раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными фактами (можно предложить подростку встать на место жертвы преступления и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры);
обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности за совершенное преступление (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у подростка, повлекшие причинение вреда здоровью себе и/или окружающим, совершение преступления)
провести совместный с подростка критический анализ негативного контента, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни
После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.
КУДА СООБЩИТЬ ОБ ОПАСНОМ КОНТЕНТЕ И ОБНАРУЖЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ ПОДРОСТКА И МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если обучающийся сообщил информацию о других подростках, которые играют
в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом в правоохранительные органы!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
Поведенческие маркеры пресуицида:
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, раздражительность, ворчливость.
- Неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
- Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика) либо амимия (отсутствие мимических реакций).
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов, либо ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия либо двигательное возбуждение.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
- Тревога беспредметная (немотивированная).
- Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
- Усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого, отсутствие перспектив в будущем
- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
- Бессонница или повышенная сонливость
Словесные маркеры
(высказывания ребенка):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
Информация для родителей
Поведенческие маркеры пресуицида:
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, раздражительность, ворчливость.
- Неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
- Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика) либо амимия (отсутствие мимических реакций).
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов, либо ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия либо двигательное возбуждение.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
- Тревога беспредметная (немотивированная).
- Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
- Усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого, отсутствие перспектив в будущем
- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
- Бессонница или повышенная сонливость
Словесные маркеры
(высказывания ребенка):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
Информация для родителей
Поведенческие маркеры пресуицида:
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, раздражительность, ворчливость.
- Неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
- Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика) либо амимия (отсутствие мимических реакций).
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов, либо ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия либо двигательное возбуждение.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
- Тревога беспредметная (немотивированная).
- Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
- Усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого, отсутствие перспектив в будущем
- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
- Бессонница или повышенная сонливость
Словесные маркеры
(высказывания ребенка):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Дети могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
Если Вы заметили в поведении Вашего ребёнка что-либо настораживающее или тревожное постарайтесь в первую очередь совладать с собой, а затем в спокойном состоянии поговорить с ребенком. Создайте здоровый диалог в семье. Ваше внутреннее спокойствие и переключение на позитивные мысли способны помочь ребенку.
Справляясь с этой первостепенной задачей, старайтесь как можно больше проводить время рядом с ребёнком, до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что его суицидальное настроение исчезло без следа. Главное – не оставлять его наедине в такой ситуации.
От Вас как от родителя зависит очень многое!
Если не получается самостоятельно справиться с трудной ситуацией, Вы можете обратиться за помощью психолога школы
8 (38474) 3-56-21 ,Детский телефон доверия г.Мыски 8(909) 51-60-055
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Дети могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
Если Вы заметили в поведении Вашего ребёнка что-либо настораживающее или тревожное постарайтесь в первую очередь совладать с собой, а затем в спокойном состоянии поговорить с ребенком. Создайте здоровый диалог в семье. Ваше внутреннее спокойствие и переключение на позитивные мысли способны помочь ребенку.
Справляясь с этой первостепенной задачей, старайтесь как можно больше проводить время рядом с ребёнком, до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что его суицидальное настроение исчезло без следа. Главное – не оставлять его наедине в такой ситуации.
От Вас как от родителя зависит очень многое!
Если не получается самостоятельно справиться с трудной ситуацией, Вы можете обратиться за помощью психолога школы
8 (38474) 3-56-21 ,Детский телефон доверия г.Мыски 8(909) 51-60-055
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Дети могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
Если Вы заметили в поведении Вашего ребёнка что-либо настораживающее или тревожное постарайтесь в первую очередь совладать с собой, а затем в спокойном состоянии поговорить с ребенком. Создайте здоровый диалог в семье. Ваше внутреннее спокойствие и переключение на позитивные мысли способны помочь ребенку.
Справляясь с этой первостепенной задачей, старайтесь как можно больше проводить время рядом с ребёнком, до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что его суицидальное настроение исчезло без следа. Главное – не оставлять его наедине в такой ситуации.
От Вас как от родителя зависит очень многое!
Если не получается самостоятельно справиться с трудной ситуацией, Вы можете обратиться за помощью психолога школы
8 (38474) 3-56-21 ,Детский телефон доверия г.Мыски 8(909) 51-60-055
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.
Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...
План - конспект выступления по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков на методическом объединении педагогов ОУ.
Материал может быть использован при подготовке профилактических мероприятий в ОУ....
Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков
Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...
Семинар для педагогов «Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении»
laquo;Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении».Цели:Информировать педагогов колледжа о существовании проблемы подросткового суицида.Сформировать понятие...
Материалы для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков
Маркеры проявления суицидального поведения подростков. Система определения учащихся "группы риска". План профилактической беседы с родителями. Памятки с номерами "Телефона доверия"...
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми....