Семинар для педагогов «Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении»
методическая разработка по психологии

«Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении».

Цели:

  1. Информировать педагогов колледжа о существовании проблемы подросткового суицида.
  2. Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  3. Рассмотреть меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.08 КБ
Файл pamyatka_nkaidh.docx129.42 КБ
Файл seminar_dlya_pedagogov_suitsid.pptx235.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении».

Цели:

  1. Информировать педагогов колледжа о существовании проблемы подросткового суицида.
  2. Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  3. Рассмотреть меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.

Целевая аудитория: преподаватели, кураторы, тьюторы, воспитатели.

Форма проведения: семинар.

Время проведения: 30 мин.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.

Ход семинара.

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого учащегося.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суидид – акт самоубийства с фатальным исходом. Самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода (ВОЗ, 2001г).

Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится.

Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.

Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев -обратить на себя внимание.

 Самоубийство не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно – если это не психотический больной. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.

Что нужно знать о суициде?

  • Суицид можно предотвратить.
  • Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.
  • Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
  • Самоубийство может совершить каждый.

Виды суицидального поведения:

  • Истинное решение. В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени.
  • Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели.
  • Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне неотчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

Причины суицида:

  • семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье;
  •  расставание с любимым человеком или его измена;
  •  ссора с друзьями, конфликты с педагогами;
  • смерть кого-либо из близких родственников;
  • частое попадание ребенка в стрессовые ситуации;
  • затяжное депрессивное состояние подростка;
  • отсутствие перспектив в будущем;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении; 
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • употребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом подростки из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Признаки  (индикаторы) готовящегося суицида

Особенности поведения

- безрассудные поступки, связанные с риском для жизни

- высокая импульсивность

- уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими

- общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение

- употребление алкоголя и других ПАВ

 - враждебное отношение к окружающим

- раздаривание вещей и пристраивание домашних животных

- утрата интереса к тому, что раньше было значимо

- самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности

- ухудшение работоспособности

-  частые прогулы (отсутствие на определенных уроках)

Эмоциональные проявления

- сниженное настроение, заторможенность, тоска

- переживание горя

- выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения

- переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости

-повышенная раздражительность, слезливость, капризность

- тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь

- тоскливое выражение лица, бедность мимики

- резкие и необоснованные вспышки агрессии

Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях)

- о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив

- о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю»)

- собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…»)

- шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»)

- сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты

- фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…»)

Особенности внешнего вида и продуктов деятельности

- изменение внешнего вида

- безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях

- использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией)

- интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью

- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей

- тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже».
  • Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию.
  • Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя.
  • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
  • Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
  • Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

Общие рекомендации:

  • Не отталкивайте ребенка, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
  • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
  • Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
  • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  • Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.
  • Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше».
  • Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.
  • Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
  • Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
  • Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Заключение

Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д.

Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.

Источники информации:

  1. http://concord.websib.ru/?page_id=21313

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения для детей и подростков.

  1. http://concord.websib.ru/?page_id=21313

Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения.  

  1. http://concord.websib.ru/?page_id=21313

Программа профилактики суицидального поведения у детей и подростков.

4. Герасимова В.В., Невоструева Л. М., Башлай Э.Х. Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков: метод. рекомендации. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2017-42с.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002-640с.

6. Банников, Г. С. Не допустить! / Г. С. Банников, Т. С. Павлова // Нарконет. — 2015. — № 4. — С. 23-25. Об особенностях поведения суицидального подростка, принципах и правилах консультирования суицидального клиента.

7. Логинова, Е. А. Экстренная психологическая помощь субъектам образовательной среды в случаях совершенного суицида несовершеннолетним / Е. А. Логинова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2013. — № 3. — С. 26-33. — Библиогр.: с. 33 (16 назв.).

8. Суициды в детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, клиническая картина. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Методические рекомендации. Новосибирск, 2013-21с.



Предварительный просмотр:

цветные графические полосы

цветные графические полосы

Обратиться за помощью можно

по телефону доверия

8-800-2000-122

(Бесплатно. Анонимно)

Составитель:

Педагог-психолог

Маргус Марина Александровна

В группе риска – подростки, у которых:

  • сложная семейная ситуация,
  • проблемы в учебе,
  • мало друзей,
  • нет устойчивых интересов, хобби,
  • перенесли тяжелую утрату,
  • семейная история суицида,
  • склонность к депрессиям.
  • употребляющие алкоголь, наркотики,
  • ссора с любимой девушкой или парнем,
  • жертвы насилия,
  • попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

«Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход»

Предупреждающие признаки суицидального поведения

  • Заявление о самоубийстве;
  • В разговорах, рисунках и письмах подросток проявляет озабоченность смертью;
  • Подросток раздаривает свои личные вещи;
  • Агрессивное или враждебное поведение;
  • Убегание из дома;
  • Опасное поведение;
  • Неуважительное отношение к собственной внешности;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Резкое изменение характера.

Формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Неразглашение фактов суицидальных случаев в учебных коллективах.
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
  • Предоставление информации обучающимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов.
  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или педагога.

Ро

Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д.

Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.

цветные графические полосы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении

Слайд 2

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится. Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни. Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев -обратить на себя внимание.

Слайд 3

Что нужно знать о суициде? Суицид можно предотвратить. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Самоубийство может совершить каждый.

Слайд 4

Виды суицидального поведения: Истинное решение . В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени. Чувствительный ( аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели. Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.

Слайд 5

Причины суицида: семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье; расставание с любимым человеком или его измена; ссора с друзьями, конфликты с педагогами ; смерть кого-либо из близких родственников; частое попадание подростка в стрессовые ситуации ; затяжное депрессивное состояние подростка; о тсутствие перспектив в будущем; низкая самооценка, трудности в самоопределении; социально-экономическая дестабилизация ; у потребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля и т.д.

Слайд 6

Признаки (индикаторы) готовящегося суицида 1. Особенности поведения: безрассудные поступки, связанные с риском для жизни; высокая импульсивность; уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими; общая заторможенность, бездеятельность или , напротив, двигательное возбуждение; употребление алкоголя и других ПАВ; враждебное отношение к окружающим; раздаривание вещей и пристраивание домашних животных; утрата интереса к тому, что раньше было значимо; самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности; ухудшение работоспособности; частые прогулы (отсутствие на определенных уроках ).

Слайд 7

2. Эмоциональные проявления: сниженное настроение, заторможенность, тоска; переживание горя; выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения; переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости ; повышенная раздражительность, слезливость, капризность; тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь; тоскливое выражение лица, бедность мимики; резкие и необоснованные вспышки агрессии.

Слайд 8

3. Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях ): о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив; о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю »); собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья …»); шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил !»); сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты; фразы , связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии …»).

Слайд 9

4. Особенности внешнего вида и продуктов деятельности: изменение внешнего вида; безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях ; использование символики смерти в татуировках, аватарке , рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией ); интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью; рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей и на полях; тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.

Слайд 10

Какие цели преследуют подростки – суициденты : Протест или месть . Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. Избежание наказания/страдания . Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли. Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины. Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Слайд 11

Что в поведении подростка должно насторожить преподавателя: Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Резкое изменение поведения . Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. Подросток прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Рисунки на полях в тетради, в том числе на последних страницах, могил, крестов, крови и т.п. Суицидальные наклонности в сочинениях и эссе.

Слайд 12

Формы профилактики подростковой суицидальности: Неразглашение фактов суицидальных случаев в учебных коллективах. Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска. Предоставление информации обучающимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов. Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.

Слайд 13

Формы профилактики подростковой суицидальности: Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или педагога. Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы. Формирование у обучающихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

Слайд 14

Общие рекомендации: Не отталкивайте подростка, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет». Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.

Слайд 15

Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он могут почувствовать облегчение от осознания проблемы. Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план — знак реальной опасности. Убедите его в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью. Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше». Общие рекомендации:

Слайд 16

Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства. Помогите ему постичь , как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение . Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление. Помогите ему понять , что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. Общие рекомендации:

Слайд 17

Заключение Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д. Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций

Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....

Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков

В статье рассматриваются причины и мотивы суицидального поведения, факторы риска и личностные особенности суицидента, профилактическая работа, рекомендации для родителей, педагогов,...

Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения подростков"

В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз наиболее уязвимой части нашей молодежи – детям и подросткам. Все чаще мы замечаем, что подростки находят наиболее опасн...

Профилактика суицидального поведения в образовательной организации среди детей и подростков

В материале рассмотрена вопросы о причинах и мотивах суицидального поведения. Особое внимание уделяется суицидальным проявлениям в состоянии ребенка....