Семинар для педагогов «Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении»
методическая разработка по психологии
«Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении».
Цели:
- Информировать педагогов колледжа о существовании проблемы подросткового суицида.
- Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
- Рассмотреть меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 28.08 КБ |
pamyatka_nkaidh.docx | 129.42 КБ |
seminar_dlya_pedagogov_suitsid.pptx | 235.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении».
Цели:
- Информировать педагогов колледжа о существовании проблемы подросткового суицида.
- Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
- Рассмотреть меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.
Целевая аудитория: преподаватели, кураторы, тьюторы, воспитатели.
Форма проведения: семинар.
Время проведения: 30 мин.
Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Ход семинара.
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого учащегося.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суидид – акт самоубийства с фатальным исходом. Самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода (ВОЗ, 2001г).
Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится.
Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.
Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев -обратить на себя внимание.
Самоубийство не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно – если это не психотический больной. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.
Что нужно знать о суициде?
- Суицид можно предотвратить.
- Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.
- Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
- Самоубийство может совершить каждый.
Виды суицидального поведения:
- Истинное решение. В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени.
- Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели.
- Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне неотчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
Причины суицида:
- семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье;
- расставание с любимым человеком или его измена;
- ссора с друзьями, конфликты с педагогами;
- смерть кого-либо из близких родственников;
- частое попадание ребенка в стрессовые ситуации;
- затяжное депрессивное состояние подростка;
- отсутствие перспектив в будущем;
- низкая самооценка, трудности в самоопределении;
- социально-экономическая дестабилизация;
- употребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом подростки из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
Признаки (индикаторы) готовящегося суицида
Особенности поведения | - безрассудные поступки, связанные с риском для жизни - высокая импульсивность - уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими - общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение - употребление алкоголя и других ПАВ - враждебное отношение к окружающим - раздаривание вещей и пристраивание домашних животных - утрата интереса к тому, что раньше было значимо - самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности - ухудшение работоспособности - частые прогулы (отсутствие на определенных уроках) |
Эмоциональные проявления | - сниженное настроение, заторможенность, тоска - переживание горя - выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения - переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости -повышенная раздражительность, слезливость, капризность - тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь - тоскливое выражение лица, бедность мимики - резкие и необоснованные вспышки агрессии |
Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях) | - о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив - о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю») - собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья…») - шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!») - сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты - фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии…») |
Особенности внешнего вида и продуктов деятельности | - изменение внешнего вида - безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях - использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией) - интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью - рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей - тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла |
Какие цели преследуют подростки – суициденты:
- Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже».
- Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию.
- Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
- Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
- Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.
Формы профилактики подростковой суицидальности:
- Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя.
- Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
- Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
- Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
- Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
- Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
- Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
Общие рекомендации:
- Не отталкивайте ребенка, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
- Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
- Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
- Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
- Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
- Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.
- Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
- Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше».
- Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.
- Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
- Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
- Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Заключение
Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д.
Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.
Источники информации:
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения для детей и подростков.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях образовательного учреждения.
Программа профилактики суицидального поведения у детей и подростков.
4. Герасимова В.В., Невоструева Л. М., Башлай Э.Х. Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков: метод. рекомендации. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2017-42с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002-640с.
6. Банников, Г. С. Не допустить! / Г. С. Банников, Т. С. Павлова // Нарконет. — 2015. — № 4. — С. 23-25. Об особенностях поведения суицидального подростка, принципах и правилах консультирования суицидального клиента.
7. Логинова, Е. А. Экстренная психологическая помощь субъектам образовательной среды в случаях совершенного суицида несовершеннолетним / Е. А. Логинова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2013. — № 3. — С. 26-33. — Библиогр.: с. 33 (16 назв.).
8. Суициды в детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, клиническая картина. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Методические рекомендации. Новосибирск, 2013-21с.
Предварительный просмотр:
Обратиться за помощью можно по телефону доверия 8-800-2000-122 (Бесплатно. Анонимно) Составитель: Педагог-психолог Маргус Марина Александровна | ||||
В группе риска – подростки, у которых:
«Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход» Предупреждающие признаки суицидального поведения
| Формы профилактики подростковой суицидальности:
| |||
РоКоррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д. Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится. Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни. Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев -обратить на себя внимание.
Что нужно знать о суициде? Суицид можно предотвратить. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Самоубийство может совершить каждый.
Виды суицидального поведения: Истинное решение . В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения. Они тщательно продумывают свои действия, желая достичь гарантированного результата. В случае просчетов, попытка повторяется через определенный промежуток времени. Чувствительный ( аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями. В случае неудачи, действие навряд ли повторится снова, поскольку снижение остроты эмоций способствуют переменам в поведенческой модели. Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам. В этой ситуации, подросток не желает уйти из жизни, а использует суицид в качестве инструмента манипуляции. Повторяются многократно, иногда попытка может закончиться истинным суицидом.
Причины суицида: семейные конфликты, сложная психологическая обстановка в семье; расставание с любимым человеком или его измена; ссора с друзьями, конфликты с педагогами ; смерть кого-либо из близких родственников; частое попадание подростка в стрессовые ситуации ; затяжное депрессивное состояние подростка; о тсутствие перспектив в будущем; низкая самооценка, трудности в самоопределении; социально-экономическая дестабилизация ; у потребление алкоголя или наркотиков снижает уровень самоконтроля и т.д.
Признаки (индикаторы) готовящегося суицида 1. Особенности поведения: безрассудные поступки, связанные с риском для жизни; высокая импульсивность; уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими; общая заторможенность, бездеятельность или , напротив, двигательное возбуждение; употребление алкоголя и других ПАВ; враждебное отношение к окружающим; раздаривание вещей и пристраивание домашних животных; утрата интереса к тому, что раньше было значимо; самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности; ухудшение работоспособности; частые прогулы (отсутствие на определенных уроках ).
2. Эмоциональные проявления: сниженное настроение, заторможенность, тоска; переживание горя; выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения; переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости ; повышенная раздражительность, слезливость, капризность; тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь; тоскливое выражение лица, бедность мимики; резкие и необоснованные вспышки агрессии.
3. Словесные (непосредственные высказывания и записи на страничке в соцсетях ): о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив; о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен…Всем только мешаю »); собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я – тварь. Всем приношу несчастья …»); шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил !»); сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты; фразы , связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся…, смотрю любимые фотографии …»).
4. Особенности внешнего вида и продуктов деятельности: изменение внешнего вида; безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях ; использование символики смерти в татуировках, аватарке , рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией ); интерес к неформальным объединениям , сайтам с суицидальной направленностью; рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей и на полях; тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.
Какие цели преследуют подростки – суициденты : Протест или месть . Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. Избежание наказания/страдания . Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли. Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины. Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.
Что в поведении подростка должно насторожить преподавателя: Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Резкое изменение поведения . Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. Подросток прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Рисунки на полях в тетради, в том числе на последних страницах, могил, крестов, крови и т.п. Суицидальные наклонности в сочинениях и эссе.
Формы профилактики подростковой суицидальности: Неразглашение фактов суицидальных случаев в учебных коллективах. Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска. Предоставление информации обучающимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов. Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
Формы профилактики подростковой суицидальности: Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или педагога. Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы. Формирование у обучающихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
Общие рекомендации: Не отталкивайте подростка, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет». Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он могут почувствовать облегчение от осознания проблемы. Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план — знак реальной опасности. Убедите его в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью. Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше». Общие рекомендации:
Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства. Помогите ему постичь , как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение . Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление. Помогите ему понять , что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. Общие рекомендации:
Заключение Коррекционная работа с подростками, склонными к суициду, не является самостоятельным процессом, ее необходимо осуществлять комплексно с привлечением педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков и т.д. Помимо основных коррекционных мероприятий, дополнительно можно информировать о работе специальных служб оказания помощи, например, о телефоне доверия для детей и подростков: 8 – 800 – 2000 – 122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.
Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....
"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"
Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями
Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций
Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....
Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков
В статье рассматриваются причины и мотивы суицидального поведения, факторы риска и личностные особенности суицидента, профилактическая работа, рекомендации для родителей, педагогов,...
Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения подростков"
В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз наиболее уязвимой части нашей молодежи – детям и подросткам. Все чаще мы замечаем, что подростки находят наиболее опасн...
Профилактика суицидального поведения в образовательной организации среди детей и подростков
В материале рассмотрена вопросы о причинах и мотивах суицидального поведения. Особое внимание уделяется суицидальным проявлениям в состоянии ребенка....