План-конспект занятия с подростками по теме «Отказы»
план-конспект занятия по психологии (7, 8 класс)
Занятие проводится в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Развитие навыков общения подростков". Адресат занятия - подростки 12-14 лет. Целью занятия является структирирование имеющихся у подростков представлений о психологических особенностях ситуаций отказа, рефлексия и интеграция личного опыта, развитие навыков корректного отказа окружающим людям и принятия ситуаций отказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_otkazy.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия с подростками по теме «Отказы»
Занятие проводится в рамках реализации образовательной программы «Развитие навыков общения подростков»
Адресат: подростки 13-15 лет
Цель: структурировать имеющиеся у подростков представления о психологических особенностях ситуаций отказа, обеспечить рефлексию и интеграцию личного опыта, развить навыки корректного отказа окружающим людям и принятия отказа.
Продолжительность: 2 часа (45, 45)
- Информирование подростков о цели и задачах занятия
- Разминка «Ассоциации».
Подросткам предлагается записать ассоциации к словам «согласие», «отказ», «нет», «да».
3. Упражнение-дискуссия «Слово «Нет» в моей жизни».
Подросткам предлагается вспомнить о ситуациях, когда им нужно было кому-либо отказать в чем-либо. В ходе групповой дискуссии обсуждаются вопросы: «Могу ли я отказывать?», «Какие у меня в подобных ситуациях возникают мысли и чувства?», «Приходилось ли мне попадать в ситуации, когда отказывали мне?».
4. Упражнение «Почему мне трудно сказать «нет»?»
Если разобраться в причинах, легче изменить ситуацию. Вот несколько отправных точек для поиска первопричин. Отметьте подходящие для вас варианты в бланке.
- Не хочу казаться бессердечным
- Хочу, чтобы меня считали любезным человеком
- Не хочу спорить
- Хочу, чтобы меня оставили в покое
- Надеюсь, что в другой раз мне не откажут в ответной услуге
- Испытываю чувство вины по отношению к просителю
- Без меня они ни за что не справятся
- Если не я сделаю, то кто?
- Если я скажу «нет», то меня не будут больше любить
- Не уверен, действительно ли я хочу сказать «нет»
Какие еще причины ты можешь назвать?
5. Упражнение-обсуждение «Как люди воспринимают безотказного человека?»
Акцентируются сложности, с которыми сталкиваются «безотказные» люди::
- такие люди соглашаются со всем подряд
- таких людей считают скучными
- такие люди хотят, чтобы их все любили
- такие люди хотят всем угодить
-таких людей легко использовать
- таких людей не воспринимают всерьез
- такие люди раздражают окружающих (все догадываются, что их «да» неискреннее)
- общение с такими людьми вызывает досаду
- такие люди заставляют других испытывать угрызения совести
6.Упражнение-обсуждение «Почему иногда полезно говорить «нет»?»
В ходе обсуждения психолог обращает внимание подростков на то, что отказ может быть:
- способом позаботиться о себе,
- проявлением истинного «Я» человека, с его желаниями, возможностями, слабостями и ограничениями (общение без обмана);
- способом противостоять манипуляциям.
7. Мини-лекция «Отказ без обид»
Психолог знакомит подростков с алгоритмом и правилами аргументированного отказа, акцентирует внимание на разнице между отказом и отвержением.
Алгоритм отказа
- Выслушать просьбу спокойно и доброжелательно
- Попросить разъяснения, если что-то не ясно
- Оставаться спокойным и сказать «нет»
- Объяснить, почему вы говорите «нет»
- Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений
Как сказать «нет», не обидев человека
- Объясни причину (но не оправдывайся)
- Пообещай подумать (попроси время для принятия решения и, возможно, подготовки к более обоснованному отказу)
- Предложи выполнить просьбу в другой раз (при наличии реальной возможности)
- Похвали идею, прежде чем отказать
- Предложи свой вариант («Я совсем не разбираюсь в компьютерах и не могу помочь тебе с ремонтом, но знаю хорошего мастера и дам тебе его телефон»)
- Преврати все в шутку («Я бы с радостью поехала с вами, но через час моя карета превратится в тыкву, поэтому я спешу домой!»).
- Попроси дополнительную информацию для нахождения компромисса или отказа в дальнейшем («Насколько подробной должна быть моя презентация»)
- Помоги в другом («Боюсь, я не смогу дотащить диван со склада до твоего дома, но с удовольствием помогу тебе определиться с выбором в магазине»).
- Крайний вариант – смена темы.
10.Крайний вариант - использование техники «заезженной пластинки» (спокойное и монотонное повторение слова «нет»)
8. Тренинг по развитию навыка отказа
8.1. Упражнение «Неуверенный, уверенный и агрессивный ответы».
Цель: рефлексия собственных установок в общении, дифференцировка представлений об уверенной, неуверенной и агрессивной моделях поведения.
Подросткам предлагается придумать три типа ответов для каждой ситуации.
Ситуация 1: В гостях предлагают блюдо, которое тебе не нравится
Ситуация 2: Подруга хочет поделиться с тобой впечатлениями прожитого дня, а ты совершенно не настроена ее выслушивать.
Ситуация 3. В метро пожилая женщина категорично настаивает на том, чтобы ты уступил ей место.
Ситуация 4: Мама просит помочь ей с уборкой, а у тебя другие планы.
8.2. Упражнение «Десять вариантов отказа»
Цель: расширение репертуара используемых подростками вариантов отказа.
Подросткам предлагается вспомнить ситуации, когда им было сложно отказать кому-либо. Составляется список ситуаций. Задача каждого участника группы – придумать 10 вариантов того, как можно было бы отказаться от выполнения той или иной просьбы.
8.3. Упражнение «Вежливый отказ»
Цель: освоить алгоритм аргументированного отказа.
Пары подростков разыгрывают ситуации отказа одной из сторон. Следует обсуждение.
Ситуация 1. Подруга просит тебя дать списать домашнее задание, выполнение которого отняло у тебя много времени и сил. Ты – принципиальный противник подобных ситуаций.
Ситуация 2. Близкий родственник просит тебя занять ему крупную сумму денег для развития бизнеса. Он уже несколько раз начинал новые проекты и у него ничего не получалось. Он задолжал уже почти всем своим родственникам.
Ситуация 3. Друзья зовут тебя на экскурсию, о которой вы заранее договорились, а тебе лень.
Ситуация 4. Педагог настаивает, чтобы ты посещал внеурочные занятия по его предмету, а у тебя в это время другие важные дела.
Обсуждение занятия. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План-конспект тренировочного занятия по плаванию на тему:«Закрепление техники плавания способом баттерфляй (дельфин)»
Группа: группа начальной подготовки 2 года обучения(НП-2Тип занятия: Обучающий. Цель: Закрепление знаний, навыков и умений плыть способом баттерфляй (дельфин)...
План-конспект тренировочного занятия по футболу по теме:"Совершенствование технико-тактической подготовки, направленной на развитие специальной скорости"
План нонспект предназначен для воспитанников групп начальной подготовки....
План-конспект открытого занятия по боксу на тему "Ответные и контратакующие комбинации"
План-конспект открытого занятия по боксу в группе УТ-2 на тему "Ответные и контратакующие комбинации"...
План-конспект открытого занятия интегрированного объединения «Фантазеры». Тема: «Аппликация-мозаика из различного бросового и природного материала»
Занятие разработанно для детей с ОВЗ....
План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"
Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...
План – конспект открытого занятия по боксу на тему: Обучение технике выполнения контрударов.
Обучение технике выполнения контрударов....