О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Методические рекомендации
рабочая программа по психологии
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Методические рекомендации | 82.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение О-Шынаанская средняя общеобразовательная школа муниципального района
«Тес-Хемский кожуун Республики Тыва»
Утверждаю
Согласовано Директор школы:
Заместитель директора по ВР __________Шомбул У.С
______________Саая А.Р
«31»___________2022 г «31«____________2022 г
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Методические рекомендации
О-Шынаа 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |||
Примерный алгоритм разработки школьной программы воспитания | 5 | |||
Работа с целями воспитания | 15 | |||
Работа с задачами воспитания | 19 | |||
Виды, формы и содержание деятельности: банк педагогических идей | 21 | |||
Разработка плана воспитательной работы школы | 31 | |||
Типичные затруднения в написании школьных программ воспитания | 37 | |||
Словарь основных понятий | 40 |
ВВЕДЕНИЕ
Назначение этих методических рекомендаций – облегчить процесс разработки школами собственных программ воспитания на основе примерной программы. Чтобы ваша рабочая программа получилась вразумительной, рабочей, и вам не пришлось бы «ломать голову» над ее содержанием, можно придерживаться некоторых простых правил.
Во-первых, воздержитесь от абстрактных и наукообразных рассуждений о всевозможных методологических основаниях, парадигмах, подходах к воспитанию. Ведь вы пишите не научную диссертацию, а разрабатываете конкретную программу работы вашей школы, и нужна эта программа в первую очередь вам самим, а не ученым мужам. Этим вы и сэкономите время, которое могло быть впустую потрачено вами на излишнее словотворчество, и сохраните здравый смысл документа, над которым работаете.
Во-вторых, постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы. Это значительно облегчит вам процесс написания программы.
В-третьих, помните, что вам не нужно во что бы то ни стало писать окончательный, не изменяемый и не подвергаемый сомнению вариант программы. Будьте внутренне готовы к тому, что изменяющиеся объективные или субъективные обстоятельства подтолкнут вас к необходимости внесения корректив в программу. Ведь она, как мог бы сказать забываемый ныне классик, не догма, а руководство к действию. Ваша программа может быть открытой для внесения корректив – и это совершенно нормальное положение вещей. Ведь по мере того, как вы будете реализовывать эту программу, могут возникать новые, ранее непредвиденные препятствия для ее осуществления, уточняться предложенные ранее идеи, отчетливее вырисовываться отдельные ее компоненты и т.п.
Но как именно все это сделать? Вот об этом-то мы и поговорим на страницах данных методических рекомендаций.
ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ
РАЗРАБОТКИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Создаем команду. С чего начать процесс разработки собственной школьной рабочей программы воспитания? Вопросы подобные этому обычно одними из первых приходят к нам в голову, когда мы сталкиваемся со сложным и не очень понятным нам делом. Наверное, с поиска помощников! В одиночку заместителю директора по воспитательной работе (скорее всего именно на его плечи ляжет задача разработки программы воспитания) справиться с такой работой будет тяжеловато. Нужна команда! Небольшая, но готовая прийти вам на помощь: предложить какие-то свои идеи в разработке программы, подумать над вашими идеями, проанализировать существующую практику воспитания в школе, выполнить какую-то работу с текстом и т.п. Не пренебрегайте их помощью, ведь ваши коллеги зачастую смогут увидеть то, что вы не смогли увидеть в разрабатываемом вами документе. Вокруг каждого заместителя директора по воспитательной работе обычно складывается такая неформальная группа педагогов, которым небезразлична судьба школьного воспитания. К сожалению, таких людей с каждым годом становится все меньше (в силу обилия факторов, демотивирующих педагогов современной школы), но они встречаются – те безнадежные романтики, которым до всего в школе есть дело, которые не «вымерли» в нашу ледниковую эпоху потребительского прагматизма и которые живут по принципу «если не мы, то кто же?» Именно вместе с ними вам легче будет работать.
Анализируем основные понятия. Любая наука, и педагогика в том числе, как известно не стоит на месте. Она развивается, выявляя новые закономерности, по-новому осмысливая окружающую действительность, предлагая новые способы решения тех или иных практических проблем. Отражением этого развития является и язык науки, оформленный в ее понятийном аппарате. А это значит, что понятия также развиваются: одни со временем изменяют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают из научного оборота, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование в научных спорах и дискуссиях.
Имея, безусловно, позитивное значение этот процесс порождает и известную понятийную путаницу. Педагогам довольно сложно бывает разобраться в том нагромождении понятий, которые употребляются сегодня в нормативных документах, методических пособиях, научных статьях или монографиях: один и тот же феномен педагогической действительности часто может обозначаться различными терминами, а в одно и то же понятие может вкладываться совершенно разный смысл. Поэтому, не претендуя на полноту и завершенность, попробуем все же внести некоторую ясность в основные понятия, используемые в программе.
Начнем, пожалуй, с понятия «воспитание», вынесенного в название программы.
Воспитание. Это понятие – одно из самых распространенных понятий в нашем профессиональном языке. Да и в обыденной речи это слово мы используем довольно-таки часто. Так, поисковая система Google на слово «воспитание» выдает около десяти с половиной миллионов (!) ссылок. Определений понятия «воспитание» также существует большое количество. Мы не будем здесь останавливаться на их подробном критическом анализе, отметим для себя лишь наиболее удачное из них – то, которое принадлежит таким известным ученым как Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова. Они определяют это понятие следующим образом: воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.
Данное определение представляется нам наиболее убедительным. Оно небольшое по объему. В нем сведены к оптимуму всевозможные уточнения, пояснения, оговорки и подчеркивания нюансов – а это немаловажно для удобства его использования. В нем четко обозначена специфика цели воспитания – развитие личности ребенка. Наконец, в нем наиболее удачно отражена суть феномена воспитания – управление через создание благоприятных условий.
Это определение, однако, имеет и своих критиков. Наиболее распространенные замечания касаются встречающегося здесь слова «управление». Не является оно указанием на авторитарный характер воспитания? Позволительно ли педагогу управлять? На наш взгляд, поводов для подобных критических выводов тут нет. Здесь речь идет об управлении в широком смысле, применяемом по отношению к самым разным объектам: автомобилю, ресурсам, качеству образования, развитию личности. Обратите внимание – в отмеченном нами определении воспитания говорится не об управлении ребенком (что действительно дало бы повод говорить об авторитарности), а именно об управлении развитием личности ребенка. Кроме того, его авторы поясняют: управление через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития.
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
Как видим, цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Поэтому иногда в документах цель и ожидаемые результаты описываются в одном разделе. Если же необходимо описать их отдельно друг от друга, то грамотнее это сделать так: цель можно сформулировать в более общем виде, а результаты – в более развернутом, но обязательно в соответствии с описанной ранее целью.
Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением дополнительного образования и т.п. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем). Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.).
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.
Продумываем структуру программы. Думается, что удобнее всего будет структурировать программу следующим образом. Поскольку программа воспитания (как, наверное, и любая другая программа, реализуемая в школе) – это программа педагогической деятельности, постольку и логика ее построения должна быть именно деятельностной. То есть в ней должны найтись ответы на такие вопросы как:
- зачем вы планируете что-то делать (другими словами, каковы цели и задачи вашей деятельности),
- на чем именно вы планируете сосредоточить свои усилия (другими словами, каковы направления деятельности, по которым будет строиться воспитательная работа),
- что конкретно и как именно вы планируете действовать (другими словами, каковы виды, формы и содержание вашей деятельности),
- как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы.
Руководствуясь этим принципом, а также памятуя о том, что в содержании программы надо отразить все требования ФГОС ОО, можно структурировать разрабатываемый вами документ таким образом.
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
Поскольку общие сведения о школе уже указаны в Основной образовательной программе, в данном разделе нет необходимости их повторять. Объемом этот раздел не должен превышать 0,5 – 1 страницы текста.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. Поскольку этот раздел в основном будет заимствоваться школой из примерной программы воспитания (подробнее об этом ниже), то и объем его будет примерно таким же, как в примерной программе.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школе необходимо показать, каким образом будет осуществляться практическое воплощение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел должен состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен быть ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и соответствовать одному из направлений осуществления воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями должны стать:
- «Классное руководство»,
- «Школьный урок»,
- «Курсы внеурочной деятельности»,
- «Работа с родителями»,
- «Самоуправление»,
- «Профориентация».
Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования.
Вариативными модулями могут быть:
- «Ключевые общешкольные дела»,
- «Детские общественные объединения»,
- «Школьные медиа»,
- «Экскурсии, экспедиции, походы»,
- «Организация предметно-эстетической среды»
- и т.п.
Если школа хочет добавить в свою программу какой-то новый модуль, она должна руководствоваться следующими принципами: 1) новый модуль должен отражать реальную деятельность школьников и педагогов, 2) эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, 3) эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой. В противном случае добавление нового модуля в вашу программу нецелесообразно.
Объемом раздел «Виды, формы и содержание деятельности» не должен превышать объем соответствующего раздела в примерной программе. Более того, мы рекомендуем делать его значительно короче. Ведь содержание данного раздела примерной программы заведомо избыточно, так как является лишь ориентиром. Школьная же программа должна отражать лишь то, что на самом деле происходит в образовательной организации.
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Обратите внимание, в данном разделе НЕ СЛЕДУЕТ приводить результаты осуществляемого школой самоанализа воспитательной работы. Здесь нужно всего лишь перечислить основные его направления, критерии и способы его осуществления. Объем данного раздела мы рекомендуем делать не более 0,5 – 1 страницы текста.
К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться. Итак, у образовательной организации «на выходе» должна получиться единая для всей школы программа воспитания с прилагающимися к ней тремя разными (хотя в чем-то и совпадающими) планами воспитательной работы.
Программа воспитания |
Единые для всех уровней общего образования разделы:
|
Особенные для каждого уровня общего образования приложения: календарные планы воспитательной работы |
Приступаем к разработке. Ну а теперь, обращаясь к тексту примерной программы воспитания, можно приступать к составлению своих рабочих программ. На что здесь следует обратить внимание?
В первую очередь, на то, что примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы и дебюрократизировать процесс создания собственных программ воспитания. По сути, разработчикам школьных программ воспитания остается лишь скорректировать уже имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней план-сетки мероприятий.
Разрабатывая собственную программу воспитания, вы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут вам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы с учетом имеющихся у вас кадровых и материальных ресурсов.
Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.
Разрабатывая собственную программу воспитания, вы можете располагать выбранные вами модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы.
Важно при этом учесть, что ваша программа должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
Наконец, не забывайте о самом важном: программа не является инструментом воспитании; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.
Итак, подчеркнем еще раз – у вас должно получиться три модификации программы воспитания, каждая из которых состоит из двух частей:
1) единой для всех уровней общего образования части, включающей 4 основных раздела – составляется на основе примерной программы путем удаления неактуальной или добавления необходимой для каждой конкретной школы информации:
- о специфике воспитательного процесса в школе,
- о задачах воспитания,
- о видах, формах и содержании деятельности,
- об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса.
2) особенной для каждого уровня общего образования части, представляющей собой ежегодный календарный план воспитательной работы – разрабатывается самостоятельно и корректируется каждой образовательной организацией из года в год.
РАБОТА С ЦЕЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ
Одна страна – одна и цель воспитания в школах страны. Именно такой принцип положен в основу раздала примерной программы «Цель и задачи воспитания». Цель здесь формулируется исходя из ориентиров ФГОС ОО и основывается на базовых для нашего общества ценностях – таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Целью воспитания в образовательных организациях провозглашается личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Наверное, кому-то покажется, что работа с представленной в примерной программе целью – дело малозначимое и никому не нужное. Тем более, что школа не может ее менять. Действительно, менять она ее не может (представьте, что было бы, если в каждой образовательной организации цель воспитания виделась по-разному?). Но и принимать эту цель бездумно, не осмыслив ее, не конкретизировав ее под специфику работы конкретной школы и конкретного педагога – тоже никому не нужно. Не нужно – потому, что без этого осмысления и этой конкретизации цель воспитания останется всего лишь пустыми словами. Осмысление цели своей работы с детьми важно потому, что оно придает этой работе целостность, делает ее целенаправленной, а значит, и более качественной.
Чтобы процесс осмысления школьными педагогами цели своей воспитательной деятельности не стал формальным, его следует начать с попытки честно ответить самим себе на некоторые вопросы: ради чего на самом деле мы работаем с детьми; ради чего мы проводим уроки, беседы или классные часы; ради чего мы берем руководство кружком или факультативом; ради чего мы ведем своих ребят в поход или готовим вместе с ними школьный спектакль? Именно с ответов на эти вопросы и начинается настоящий процесс осмысления и конкретизации заявленной в программе цели воспитания.
Задумайтесь над ответами, которые вы получили. Если хотя бы некоторые из них окажутся связанными с воспитанием, нужно постараться упорядочить их – то есть представить в виде удобной для практического применения модели. Вот здесь то вам и поможет примерная программа воспитания. В ней как раз представлена такая модель.
Провозглашая целью воспитания личностное развитие школьников, ее составители затем акцентируют внимание на различных аспектах этого развития, его частных составляющих. Рассмотрим их подробнее.
Первое – это усвоение ребенком социально значимых знаний, то есть знаний о тех объектах и явлениях, которые считаются значимыми в окружающем его обществе, которые ценятся в нем более всего. Такие знания помогут растущему человеку лучше ориентироваться в жизни этого общества, понимать, на каких ценностях оно базируется, что в нем считается нужным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы формы социально одобряемого и социально неодобряемого поведения. Это те знания, без которых он рискует вести себя в обществе неадекватно ожиданиям этого общества, другими словами, - как слон в посудной лавке. Все это можно назвать когнитивной, знаниевой стороной процесса личностного развития ребенка. Задумаемся, какие именно социально значимые знания мы хотим передать своим воспитанникам? Что мы считаем важным для них? Без каких знаний мы не мыслим их полноценного личностного развития? Ответы на эти вопросы станут первым шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.
Второе – это развитие социально значимых отношений ребенка, то есть позитивных отношений к тем объектам и явлениям, которые признаются в окружающем его обществе ценностями. Развивая в себе такие отношения, ребенок получает больше возможностей для гармоничного вхождения в общество, в сложившуюся в нем систему социальных отношений. Это можно назвать реляционной, отношенческой стороной процесса личностного развития ребенка. Спросим себя, какие именно отношения мы хотели бы развивать в своих воспитанниках? Какие из этих отношений важны для них в их нынешней и будущей жизни, а какие, может быть, нет? Что необходимо ценить сегодня, а что – считать неприемлемым? На что из всего этого мы в состоянии повлиять как педагоги? Хотим ли повлиять? И будем ли предпринимать такие попытки? Отвечая на все эти вопросы, мы делаем второй шаг в конкретизации представленной в программе цели воспитания.
Третье – это приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых дел, то есть тех дел, которые были бы направлены на пользу окружающего его общества, которые считаются в этом обществе значимыми. Такой опыт приобретается в процессе всевозможных социальных проб ребенка, вовлекающих его в те формы реального взаимодействия людей, которые поддерживают нормальное функционирование общества. Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка. По сути, речь здесь идет о предоставлении ребенку возможности попробовать себя в реальных социально значимых делах. В какие именно социально значимые дела вы считаете важным вовлекать современного школьника? Какой именно опыт он должен, на ваш взгляд, приобрести? Что для этого в состоянии сделать ваша школа, ваши педагоги? Ответы на эти вопросы будут третьим шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.
Следует понимать, что личностное развитие школьника — это сложный и нелинейный процесс, который далеко не всегда идет по восходящей.
Важно помнить еще и то, что достижение указанной в программе цели должно быть поступательным. Форсирование достижения этой цели нежелательно. Представим себе такую ситуацию: классный руководитель решил вовлечь своих воспитанников в социально значимые дела и для этого организовал в своем классе волонтерский отряд, призванный оказывать посильную бытовую помощь пожилым одиноким людям. Замечательное дело, важное, полезное, социально значимое! Но насколько успешными будут эти дела, если школьники не усвоили элементарные знания о нормах общения с пожилыми людьми, если они не понимают, что такое старость и одиночество, что чувствует одинокий человек, как он живет, какие проблемы испытывает и в чем действительно нуждается? Смогут ли эти волонтерские дела действительно дать детям важный жизненный опыт, если у школьников не сформировано ценностное отношение к пожилым людям, уважение к старости и к старикам? Думается, что вряд ли…
В то же время не следует воспринимать названные выше три аспекта личностного развития школьника как то, что требует обязательно трех разных временных этапов организации работы с детьми. Это не так. Иногда благоприятные условия для достижения всех трех составляющих цели воспитания могут быть созданы педагогом и в рамках одного и того же дела или цикла таких дел.
РАБОТА С ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАНИЯ
Иное дело – задачи воспитания. В отличие от цели, задачи, описанные в примерной программе воспитания, являются ориентировочными, а потому могут корректироваться школой – исходя из ее специфики и особенностей обучающихся в ней детей. Напомним, задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, то и задачи ею будут формулироваться по-своему.
Посмотрим сначала на те задачи, которые сформулированы в примерной программе. Этот перечень мы рекомендуем взять за основу:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Затем необходимо удалить те из задач, которые школа считает неактуальными для себя.
После – можно добавить те новые задачи, которые не упомянуты в примерной программе, но школе необходимо их решить для достижения цели воспитания.
Важно помнить – задачи (их количество и их формулировки) рекомендуется соотносить с модулями, которые будут представлены в следующем разделе вашей программы. Потому что, по сути, в каждом модуле будут показаны конкретные способы решения поставленных вами задач.
И еще – формулируя задачи воспитания, помните, что их планомерная реализация должна позволить организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов. Ведь без этого результативного воспитания не будет.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
БАНК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
В этом разделе собраны примеры конкретных воспитательных практик, представляющих различные виды, формы и содержание деятельности педагогов и школьников. Часть из них окажется хорошо знакомой школьным педагогам, какие-то из них покажутся новыми. Но главное – не это, а то, что данные примеры могут натолкнуть педагогов на собственные идеи, которые они постараются реализовать в своей работе. Надеемся, что этот «банк идей» поможет школам в разработке раздела «Виды, формы и содержание деятельности».
- «Посвящение в первоклассники»: торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего первого социального статуса – школьника. Организуется в сотрудничестве первых и четвертых классов школы. Позволяет ребенку ощутить радость от принадлежности к школьному сообществу, получить опыт публичного выступления перед большой и лишь немного знакомой аудиторией, увидеть, как успех класса влияет на настроение каждого ребенка, а успех ребенка – на настроение всего класса.
- «Цветной ковер России»: проходящий в течение всего учебного года фестиваль традиционных национальных праздников детей тех национальностей, которые обучаются в начальной школе. Организуется педагогами и семьями учащихся. Фестиваль направлен на создание в школе атмосферы толерантности, привитие школьникам чувства уважения к традициям и обычаям детей разных национальностей, сближение семей учащихся.
- «День Друга»: выставка фотографий домашних питомцев школьников; викторины, устные журналы, стенгазеты, фотоколлажи, посвященные домашним питомцам; благотворительная ярмарка семейных поделок в пользу приюта для бездомных животных. Это дело позволяет детям освоить нормы гуманного поведения «человек – животное», узнать о преданности питомцев и о необходимости брать на себя ответственность за них.
- Проект «Зеленый двор», реализация которого предполагает выращивание младшими школьниками рассады цветов (овощей, зелени) на подоконниках в классе, высаживание ее весной на школьном дворе, уход за растениями летом и осенью, презентация этого проекта для родителей и других школьников. Проект позволит детям узнать о растениях, хорошо растущих в их крае и уходе за ними; получить навыки ответственного поведения в природе, трудолюбия, проявить заботу о растениях.
- Цикл дел «Персональная выставка» предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ детей начальной школы. Это выставки фотографий, рисунков, картин, костюмов, поделок из природного материала, поделок из Лего и т.п. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них.
- Конкурс «Лучший школьный коридор», который проводится раз в год в каждой параллели классов начальной школы. На конкурс принимаются рисунки, макеты, сочинения, коллажи и т.п., представляющие модель (описание) внешнего вида школьного коридора, с последующей их защитой. Жюри конкурса выбирает работу или элементы какой-то работы, которую рекомендует к реализации. Участие в конкурсе позволит ребенку получить навыки соблюдения заданных требований к конкурсным работам, научит отличать реальные проекты от прожектов, выслушивать и приводить аргументы, защищать собственные идеи.
- Проект «Открытая библиотека». Предполагает организацию в начальной школе пространства, где дети и педагоги на переменах читают книги или журналы, куда приносят книги из дома, берут домой и возвращают лежащие в свободном доступе книги, оставляют отзывы о прочитанной книге, участвуют в выборе книги месяца, собирают книги для детского дома и т.д. Участие ребенка в таком проекте позволит ему приобрести навыки бережного отношения к книге, поможет приобрести вкус к чтению, научит возвращать чужие вещи и делиться своими собственными.
- Мини-экспедиция для младших школьников «Раз травинка, два травинка…» по природным тропам в районе нахождения школы. Эта однодневная экспедиция проводится раз или 2 раза в четверть. Она знакомит детей с природными особенностями их региона, возможностями охраны и предупреждения рисков гибели водоемов, лесов, животных. Может быть сопряжена с установлением по ходу следования табличек с информацией о растениях или животных края, со сбором мусора и т.д.
- Мини-экспедиция для младших школьников «Преданья старины глубокой» по историческим местам родного города или поселка с целью знакомства и общения с жителями, фотографирования и описания мест, связанных с жизнью известных горожан и сельчан или произошедшими здесь историческими событиями.
- Квест для младших школьников «Математика на школьном дворе», в ходе которого дети ищут ответы на вопросы квеста, изучая устройство и размеры школьного здания и школьного двора, выполняя практические задания, используя изученный на уроке математики материал, и получая навыки индивидуальной и командной работы, взаимопомощи, соблюдения правил соревнования.
- Акция «Секретный друг». Эта акция периодически проводится в классе с целью моральной и эмоциональной поддержки наиболее нуждающихся в этом школьников. Суть акции такова. Педагог предлагает некоторым школьникам или всему классу поиграть в «секретного друга» и тем самым поднять настроение одному из своих одноклассников. Вместе с ребятами педагог определяет, кому именно будет оказываться «секретная» поддержка и, конечно, следит за тем, чтобы этот ребенок не узнал о планируемой акции – она должна стать для него приятным сюрпризом. В назначенный день по предварительной договоренности акция стартует: в течение всего дня одноклассники стараются оказывать всяческую помощь этому ребенку, подбадривать его, проявлять внимание, но не быть при этом навязчивыми, не переигрывать. В конце дня на общем собрании класса секрет акции раскрывается, происходит обсуждение ее итогов: что чувствовал ребенок, которому оказывалась поддержка, какие эмоции испытывали при этом сами «секретные друзья» и т.п.
- Операция «Малышок». Установление шефства школьников над ближайшим детским садиком. По договоренности с администрацией садика педагог и школьники время от времени проводят для детей различные акции, например:
- разбивка цветочных клумб;
- строительство снежного городка (горки, крепости, снеговиков);
- проведение рождественского утренника;
- проведение игр-викторин;
- постановка сказочного представления и т.п.
- Конкурс создателей социальной рекламы и антирекламы. Идея конкурса – привлечь внимание школьников к социальным проблемам нашего общества. Желающим принять участие в конкурсе классам, творческим микрогруппам, отдельным учащимся предлагается изготовить рекламный плакат, аудио- или видеоролик, адресованный сверстникам. Реклама должна обратить их внимание на ту острую социальную проблему, которая, по мнению авторов рекламы, нуждается в скорейшем разрешении. Реклама должна быть ненавязчивой, остроумной, привлекающей к себе внимание и главное – социально ориентированной.
- Разновозрастный сбор для подростков и старшеклассников. Это трехдневное ежегодное выездное событие, включающее в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости. Насыщенная программа и разнообразие дел сбора создают благоприятные условия для самореализации участников, создают предпосылки для проявления ими своих способностей и талантов. Руководство сбором осуществляют директор школы; заместитель директора по воспитательной работе; выборные из старшеклассников комиссары отрядов и предсборовский дежурный командир сбора. Участники сбора распределяются по разновозрастным отрядам. Каждый день на сборе есть главное дело дня, которому предшествует домашняя подготовка отрядов: «Защита имени отряда»[1], «Главное философское дело» и «Главное творческое дело». Среди других дел: «игра сбора», «спор-час», «творческие мастерские», «посвящение в сборовцы», «огоньки», «звездный час», «марш-бросок», «экспромты» и др. Сбор создает положительную модель поведения ребенка и педагога, охватывая личность своим регулирующим действием.
- Литературно-журналистский проект.
Конкурсное задание «Письмо другому». Вы можете написать письмо политику, другу, природе, школе, учителю, герою, гению. Письма будут опубликованы в газете, где будет специальный раздел, в котором каждый, кому понравилось письмо, поставит оценку плюс и свою фамилию – так можно будет определить лучшее письмо.
Конкурсное задание «Репортаж с места события». Найдите в школе, в городе что-либо интересное или узнайте о каком-нибудь замечательном предстоящем событии и опишите его.
Конкурсное задание «Очерк о прекрасном, удивительном, невероятном». Напишите о человеке, который вас удивил, обрадовал, поразил, сыграл важную роль в вашей жизни.
Конкурсное задание «Разработайте и в любой форме и виде представьте шутливую антирекламу любого никчемного, вредного и подлого товара или события». Это может быть антиреклама табака, наркотиков, двойки, пива, триллеров, детективов, бандитизма, потребительского сознания.
Конкурсное задание «Составьте рецензию на выступление какого-нибудь, извините за выражение, певца, кинофильм, спектакль». Определите достоинства и недостатки, выскажите ваши пожелания на будущее.
Конкурсное задание «Проблемный анализ». Возьмите любую социально значимую проблему, изучите ее, проанализируйте и составьте ваши предложения.
Конкурсное задание «Интервью». Возьмите интервью на заданную тему и выпустите газету с текстами интервью.
Конкурсное задание «Экспромт». В зале, находясь на сцене, напишите стихотворение на заданную тему.
Таким образом, можно определить победителей по каждому конкурсу и определить «золотое перо», или победителя конкурса в целом, т.е. по сумме занятых мест во всех конкурсах.
- Праздник песни. Это ежегодно проводимый музыкально-театрализованный фестиваль песни, в котором участвуют все классы школы. Принципами проведения праздника песни являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.); отражение в выступлении истории создания представляемой классом песни; приоритет хорового пения, дающего его участникам ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки; отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному классу; привлечение родителей к участию в подготовке и проведении праздника.
- «ДД» – дискуссионный день. Это день, в течение которого на базе школы открывается комплекс открытых дискуссионных площадок – педагогических, родительских, подростковых, совместных. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Здесь ребенок может овладевать умением продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, об окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения) или развить в себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов). На дискуссионные площадки приглашаются интересные люди – ученые, журналисты, актеры, ветераны Великой Отечественной войны. Ведущими дискуссионных площадок могут выступить как педагоги, так и старшеклассники. Дискуссии могут быть проведены как в формате свободного разговора по той или иной проблеме, так и в заданном формате коммуникативных игр – таких как «Аквариум», «Дебаты», «Вертушка», «Ролевой диалог» и т.п.
- Игра «Аукцион». Ученики, разбившись на малые группы по три-четыре человека, придумывают какие-либо интересные дела, которые они хотели бы провести в классе, затем они записывают это в рекламной форме на картоне и плакатах сопровождения. Ведущий по присвоенным проектам номерам выставляет каждый проект-лот на аукцион, где представители группы авторов стараются обрисовать идею и привлечь внимание покупателей. У каждого покупателя есть строго определенное количество именных фишек, которые он может истратить на участие в торгах. Каждая фишка – это не только торговое средство, но и обязательство, и желание покупателя активно участвовать в разработке и реализации проекта.
- Акция «1945 – стены Рейхстага». Это приуроченная ко Дню Победы ежегодная акция, во время которой школьники, их родители и педагоги украшают стены школы граффити, рисунками, фотографиями, интервью, сочинениями, рассказами, посвященными своим родственникам, воевавшим в Великой Отечественной войне. Такое общешкольное дело будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.
- Праздник знаний – это особая форма общешкольного дела, которая позволяет соединить учебную и внеурочную деятельность в один процесс. Проводится как общешкольная научно-практическая конференция. Работа ведется по секциям, в каждой секции анонимным голосованием выбираются лучшие проекты. Лучшие работы становятся доступны всем, вывешиваются на сайте школы. Школьное радио и телевидение подробно информирует всю школу о конференции, участниках, самых интересных проектах, победителях.
- Интеллектуальный ринг. Игра проводится в три тура.
Тур 1. Огораживается площадка, и вслед за ударом гонга на ринг выходят представители четырех или двух дружин, которые за определенное время должны ответить на 5 вопросов, которые им зададут противники. Жюри выставляет оценки за качество и красоту вопросов и ответов. Жюри также имеет право снять некорректные вопросы. Вторым критерием успешности является прибор, позволяющий определить шум в децибелах, отражающий удовольствие команд-болельщиц. Каждый участник имеет право с потерей очков обратиться за помощью к своей команде.
Тур 2. Каждый участник выносит на обсуждение участников ринга проект, позволяющий решить социально-экономическую, педагогическую, техническую или общекультурную задачу. В ходе обсуждения проектов участники должны выявить все его достоинства и недостатки за короткий промежуток времени, затем соперники должны выставить оценки за проект друг другу, а жюри и болельщики вправе согласиться или не согласиться с этим решением. Окончательное решение о победе выносит главный судья соревнований, но его решение может быть обжаловано в специально созданной научной коллегии уже после соревнований.
Тур 3. Каждый участник показывает сопернику и зрителям нечто сделанное своими руками: книгу стихов, газету, … Эти предметы подлежат оценке публики путем поднятия любой руки в знак признания и одобрения.
Победители получают медали, дипломы, грамоты и ценные интеллектуальные, технические, кондитерские подарки.
- Операция «Книга». Каждый выпускник, уходя из школы, дарит школе книгу с собственноручной надписью, стараясь в надписи отразить свои чувства, отношения, пожелания и вообще все, чему его научили в школе. Лучшие надписи будут помещены на отдельный стенд вместе с фотографиями выпускников, и ежегодно носитель традиций будет вписывать сюда удивительные события, достижения, изменения в жизни выпускников и все это будут показывать новым поколениям учащихся.
- Ежегодная церемония награждения школьников и педагогов значками «Гордость школы» и «За преданность школе». Церемония проходит в торжественной обстановке в конце учебного года. На церемонию приглашаются родители учащихся, друзья школы, именитые гости. Значком «Гордость школы» награждают авторитетных учащихся 9-х классов, которые активно участвовали в жизни школы, защищали честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; значком «За преданность школе» награждают авторитетных учителей, работников школы, родителей, внесших весомый вклад в развитие школы. По окончании церемонии проводится торжественный бал. Это традиционное общешкольное дело способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка.
РАЗРАБОТКА ПЛАНА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Программа воспитания относится к документам, разрабатываемым школой на несколько лет вперед. В нее, конечно, будут время от времени вноситься коррективы, добавления, исправления. Это, как уже отмечалось во введении, вполне нормальное явление. Но в основном программа воспитания – это документ, отражающий постоянную работу школы, проводимую ею из года в год.
Однако в каждом конкретном учебном году заявленные в программе виды и формы деятельности могут реализовываться по-разному – в разное время, в разных местах, разные люди могут быть ответственными за их реализацию. Даже их содержание может изменяться в зависимости от обстоятельств. Чтобы у педагогического коллектива было четкое представление о том, как именно будет организована воспитательная работа школы в каждом конкретном учебном году, школа разрабатывает ежегодный календарный план воспитательной работы.
Что это такое и как он может выглядеть?
1. План воспитательной работы составляется на каждый учебный год – традиционно в конце августа – начале сентября. В нем конкретизируется заявленная в программе воспитания работа применительно к конкретному учебному году.
2. План воспитательной работы может корректироваться в течение года в связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми и т.п.
3. Целесообразно составлять планы, соответствующие трем уровням общего образования: начальному, основному и среднему (в небольших школах они, разумеется, будут пересекаться, так как на практике многие мероприятия организуются школой для разных возрастных категорий детей, независимо от уровня образования).
4. Традиционно большая часть воспитательной работы организуется в школе после уроков. В этой связи для удобства, а также для того, чтобы не умножать количество разрабатываемой школой документации, план воспитательной работы можно интегрировать с планом внеурочной деятельности, требуемым ФГОС ОО. Тем более, что согласно тем же ФГОС, программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности!
5. План-сетку воспитательной работы целесообразно разделить на несколько частей – в соответствии с реализуемыми школой направлениями воспитания, закрепленными в соответствующих модулях программы. Таким образом, все проводимые в школе дела, события, мероприятия воспитательной направленности могут быть распределены следующим образом (напомним, количество содержащихся в программе модулей, а соответственно, и количество частей плана воспитательной работы школы, определяется преимущественно самой образовательной организацией):
- «Ключевые общешкольные дела»,
- «Самоуправление»,
- «Профориентация».
- «Детские общественные объединения»,
- «Школьные медиа»,
- «Экскурсии, экспедиции, походы»,
- «Организация предметно-эстетической среды»,
- «Работа с родителями»,
- «Курсы внеурочной деятельности»[2],
- «Классное руководство»[3],
- «Школьный урок»[4],
- и т.п.
6. В плане воспитательной работы указывается, для какой категории школьников организуются те или иные мероприятия. При этом не следует уподоблять план воспитательной работы учебному плану, устанавливая жесткое соответствие между планируемыми мероприятиями и конкретным школьным классом, который может в них принять участие. Во-первых, потому что участие в них является добровольным для школьников. Во-вторых, потому что часто в таких мероприятиях участвуют дети разных классов и разных возрастов, что очень ценно с педагогической точки зрения – ведь это расширяет круг общения детей и открывает широкие возможности для продуктивного межвозрастного взаимодействия, способствуя тем самым социализации школьников.
7. Ниже представлен возможный вариант оформления ежегодного календарного плана воспитательной работы школы.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА ________ УЧЕБНЫЙ ГОД | |||
Ключевые общешкольные дела | |||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Курсы внеурочной деятельности | |||
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные |
Самоуправление | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Профориентация | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Школьные медиа | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Детские общественные объединения | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Экскурсии, экспедиции, походы | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Организация предметно-эстетической среды | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Работа с родителями | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) | |||
Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) |
ТИПИЧНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПИСАНИИ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ
Итоги первого этапа апробации примерной программы воспитания позволили выявить затруднения, которые испытывают педагоги при написании текста своей рабочей программы. Остановимся на типичных затруднениях.
- К сожалению, в ходе апробации появлялись рабочие программы, в которых описанные особенности школы никак не были связаны с сформулированными в рабочей программе задачами, а те, в свою очередь, с содержанием реальной воспитательной деятельности, которой занимаются педагоги школы.
- Препятствием для работы школ по разработке программ воспитания стала необходимость их участия (в связи с распоряжениями региональных и муниципальных органов управления образованием) в мероприятиях сторонних ведомств – например, ГИБДД, МЧС и т.п. И как следствие, для некоторого числа школ проблемой оказалось нехватка времени, отведенного на разработку программ воспитания.
- Иногда школы, привыкшие за последние годы разрабатывать большие документы, старались добавлять в свои программы больше текста, даже, если в этом не было никакой необходимости. Иногда это были тексты «прошлых» программ или материалы, которые школы готовили к каким-то конкурсам и т.д.
- Встречалась проблема неуместного наукообразия стиля школьной программы воспитания. Из-за чего программы становились похожими не на описание направлений, способов и форм предстоящей работы с детьми, а на неудавшиеся научные статьи. Бывало, что они не отражали реальной работы школы.
- Трудностью для педагогов оказалось соотнесение заявленных в основной части программы направлений, форм и содержания деятельности школы и конкретизация их в своих планах воспитательной работы. Программа воспитания и план воспитательной работы одной и той же школы оказывались документами «про разное».
- Педагогам оказалось сложно соотнести задачи воспитания, которые заявляет школа в своей программе с содержанием воспитательной деятельности, которую она описывает в разделе «Виды, формы и содержание деятельности».
- Кроме того, для педагогов оказалось сложным так описать содержание деятельности в рамках добавляемых ими новых модулей программы, чтобы можно было увидеть воспитательный потенциал реализуемых дел и мероприятий, а также соответствие проводимых мероприятий возрастным особенностям школьников.
- Анализ показал, что большинство школ включили в свою рабочую программу воспитания все предложенные вариативные модули, но описать содержание и специфику деятельности в каждом из них им удалось лишь частично. Это могло быть связано с установкой, что нужно обязательно все модули включить в свою программу. А это совсем не так.
- Случалось и так, что школа не выделяла в собственной рабочей программе свой собственный вариативный модуль, хотя особенности школы, описанные в первом разделе, прямо указывали на такую возможность (к примеру, описаны школьные музеи в первом разделе программы, а далее в программе об этой деятельности речи не идет).
- Как уже говорилось, иногда модули, добавляемые школами в программу, самостоятельно не соответствовали деятельностной логике построения программы.
- Стереотип, связанный с тем, что воспитание дискретно и осуществляется по направлениям, оказался живуч в некоторых программах, где появлялись модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и т.д.
- Анализ текстов программ позволил увидеть, что существует проблема непонимания педагогами воспитывающей сути таких педагогических феноменов как самоуправление, коллективное творческое дело, волонтерство, непонимание способов реализации воспитательного потенциала урока.
- Более половины экспертов отмечали некорректное использование педагогами понятийного аппарата теории и методики воспитания при написании программы.
- Эксперты столкнулись с тем, что описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация» носит формальный характер. Это при том, что эти виды деятельности педагога, может быть за исключением последнего, точно присутствуют в любой школе. То есть проблема заключается в том, чтобы помочь педагогам увидеть их воспитательный потенциал и научиться его использовать и описывать.
- Иногда вместо характеристики направлений анализа воспитательного процесса в школе авторы школьных программ размещали в них результаты самого анализа. Это лишнее, т.к., во-первых, удлиняет текст программы, а во-вторых, - каждый год эти результаты устаревают, и школе придется постоянно обновлять этот раздел, следовательно, ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.
Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.
Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.
Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.
Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности.
Детское общественное объединение – это добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности.
Детская общественная организация – это разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации.
Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной симпатии. Детско-взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.).
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.
Календарный план воспитательной работы - разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.
Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.
Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А.Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.
Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.
Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).
Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.
Примерная программа воспитания образовательной организации - учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы.
Рабочая программа воспитания образовательной организации - комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.
Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания.
Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей.
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.
Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием).
Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд, Знания). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями.
[1]Здесь и далее в модуле все названия приведены лишь в качестве примеров.
[2] Поскольку конкретные занятия этих курсов уже отражены в соответствующих школьных документах (индивидуальных программах и планах работы педагогов), не имеет смысл их дублировать здесь. Поэтому в плане мы рекомендуем лишь указывать названия курсов внеурочной деятельности.
[3] И здесь конкретные дела, события, мероприятия уже отражены в индивидуальных планах работы педагогов. Поэтому мы рекомендуем в плане-сетке просто указать на этот факт. Если же кому-то захочется поинтересоваться подробностями работы классных руководителей, он может обратиться к их индивидуальным планам.
[4] Сказанное выше касается также и школьного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рекомендации по разработке программы развития универсальных учебных действий »
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной прогр...
«Рекомендации по разработке программы развития универсальных учебных действий »
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной прогр...
Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».
Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положитель...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ВИДЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для Вас родители!!...
Методические рекомендации при разработке программы внеурочной деятельности
При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельностинеобходимо учитывать следующее: - комплексные программы могут быть двух вариантов: ...
Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...
Методические рекомендации при разработке программы обучения каратэ лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц со спинальными нарушениями подвижности нижних конечностей и лиц с ампутацией нижних конечностей)
Материал предназначен для работников дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, занимающихся с людьми с ПОДА. Материал предназначен для работников дополнительного образов...