Исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Турищева Анастасия Юрьевна

Актуальность исследования. Потребность общения и построения взаимоотношений с другими людьми – естественная потребность для каждого индивида, что делает проблему межличностного взаимодействия востребованной темой для теоретических и практических исследований.

Межличностное взаимодействие является своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает разнообразной и развивающей. В зависимости от преобладающей ориентации взаимодействия каждый индивид корректирует свое поведение.

Формирование межличностного взаимодействия связано с рядом проблем. Одна из причин заключается в определении условий и личностных качеств, делающих одного человека популярнее другого. Выявление факторов, определяющих популярность-непопулярность личности в коллективе, дает возможность прогнозировать характер развития межличностных отношений. Важной в этом плане является информация о том, кто в коллективе отвергается, какие качества личности определяют этот эффект отношений, что можно сделать для снятия негативных установок членов коллектива.

Одним из факторов, обеспечивающих популярность того или иного индивида для социальных взаимодействий, является выбор им стратегии поведения. Стратегия поведения индивида в ситуации взаимодействия определяется той мерой, в которой он хочет удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Таким образом, в ситуациях взаимодействия люди ведут себя по-разному, поэтому возникают закономерные вопросы о причинах выбора человеком той или иной стратегии поведения, о тех личностных характеристиках, что оказывают влияние на поведение в той или иной ситуации.

Данные вопросы обуславливают остроту проблемы выбора стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия. Кроме того, именно знание особенностей основных типов поведения, их преимуществ и ограничений важно для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом.

Степень изученности проблемы. Конфликт как социально-психологический феномен, его сущность, структура и типология изучалась в трудах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, В.П. Ратникова, Н.И. Леонова, Е.А. Родионовой и пр.

Изучением понятия и типологии акцентуаций характера занимались такие специалисты как К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, В.И. Моросанова и пр.

Методологической основой исследования явились системный и полисистемный подход (Ананьев Б.Т.; Б.Ф. Ломов; Д.Н. Завалишина); принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; А.В. Брушлинский; К.А. Абульханова-Славская); общая теория систем (Л. Берталанфи, Шварц), трансактные модели стресса, теории несоответствия, ресурсный подход (Ф.А. Березин); ситуационный подход (К. Левин; Д. Магнуссон; М. Аграйл, Л. Ферпоссон, Л.Ф. Бурлачук и др.

Цель исследования: выявить взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.

Объект исследования: ситуации социального взаимодействия людей.

Предмет исследования: стратегии поведения людей в различных ситуациях взаимодействия.

Гипотеза: акцентуации характера влияют на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность исследования. Потребность общения и построения взаимоотношений с другими людьми – естественная потребность для каждого индивида, что делает проблему межличностного взаимодействия востребованной темой для теоретических и практических исследований.

Межличностное взаимодействие является своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает разнообразной и развивающей. В зависимости от преобладающей ориентации взаимодействия каждый индивид корректирует свое поведение.

Формирование межличностного взаимодействия связано с рядом проблем. Одна из причин заключается в определении условий и личностных качеств, делающих одного человека популярнее другого. Выявление факторов, определяющих популярность-непопулярность личности в коллективе, дает возможность прогнозировать характер развития межличностных отношений. Важной в этом плане является информация о том, кто в коллективе отвергается, какие качества личности определяют этот эффект отношений, что можно сделать для снятия негативных установок членов коллектива.

Одним из факторов, обеспечивающих популярность того или иного индивида для социальных взаимодействий, является выбор им стратегии поведения. Стратегия поведения индивида в ситуации взаимодействия определяется той мерой, в которой он хочет удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Таким образом, в ситуациях взаимодействия люди ведут себя по-разному, поэтому возникают закономерные вопросы о причинах выбора человеком той или иной стратегии поведения, о тех личностных характеристиках, что оказывают влияние на поведение в той или иной ситуации.

Данные вопросы обуславливают остроту проблемы выбора стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия. Кроме того, именно знание особенностей основных типов поведения, их преимуществ и ограничений важно для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом.

Степень изученности проблемы. Конфликт как социально-психологический феномен, его сущность, структура и типология изучалась в трудах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.В. Гришиной, В.П. Ратникова, Н.И. Леонова, Е.А. Родионовой и пр.

Изучением понятия и типологии акцентуаций характера занимались такие специалисты как К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, В.И. Моросанова и пр.

Методологической основой исследования явились системный и полисистемный подход (Ананьев Б.Т.; Б.Ф. Ломов; Д.Н. Завалишина); принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; А.В. Брушлинский; К.А. Абульханова-Славская); общая теория систем (Л. Берталанфи, Шварц), трансактные модели стресса, теории несоответствия, ресурсный подход (Ф.А. Березин); ситуационный подход (К. Левин; Д. Магнуссон; М. Аграйл, Л. Ферпоссон, Л.Ф. Бурлачук и др.

Цель исследования: выявить взаимосвязь выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.

Объект исследования: ситуации социального взаимодействия людей.

Предмет исследования: стратегии поведения людей в различных ситуациях взаимодействия.

Гипотеза: акцентуации характера влияют на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Для реализации поставленной цели и доказательства истинности выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:

  1. Изучить конфликт как социально-психологический феномен: его сущность, виды, причины возникновения.
  2. Дать характеристику стратегиям конфликтного взаимодействия.
  3. Рассмотреть понятие и типологию акцентуаций характера.
  4. Изучить влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.
  5. Разработать рекомендации по разрешению конфликтов.

Методы исследования:

1. теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение;

2. эмпирические методы исследования: тестирование, качественная и количественная обработка эмпирических данных;

3. методы математико-статистической обработки эмпирических данных.

Методики исследования:

1. Тест К. Леонгарда – Г. Шмишека.

2. Тест описания поведения К. Томаса.

3. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами с целью организации профилактики конфликтности в коллективе. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к семинарским и практическим занятиям в процессе обучения. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для преодоления межличностной конфликтности.

Глава I. Теоретические основы изучения взаимосвязи

выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера.

1.1 Конфликт как социально-психологический феномен.

Изучение изменения взглядов на вопрос конфликта позволяет говорить о том, что изучением конфликтов изначально занималась философия. Уже позднее, в XIX и XX вв. он стал предметом исследования социологии. На современном этапе – предметом целого ряда научных дисциплин, включая и конфликтологию. При этом следует разграничивать область конфликтогенности в коммерческих структурах, изучение которой происходит в рамках таких научных дисциплин как «Теория организаций», «Теория управления», «Менеджмент» и пр. И социально-политическую сферу, в которой процессы зарождения, протекания и разрешения конфликтов носят свою специфику, и изучаются, как правило, науками социологическими и политическими (в частности, «Социологией конфликта») [1].

В литературе посвященной конфликту его содержание и сущность понимается по-разному. В западной науке широко распространено определение, которое было предложено известным американским теоретиком Л. Козером. Он под конфликтом подразумевает борьбу за ценности и притязания на власть и ресурсы и определенный статус, в рамках которой целями противников выступает нейтрализация, нанесение ущерба, либо устранение оппонента [19].

А.Г. Здравомыслов считает, что конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов определяют социальный конфликт как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу [1].

Согласно А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову [1] конфликт как процесс представлен 3 основными стадиями развития: от первой – латентной (скрытой) стадии (предконфликтной ситуации) – конфликт переходит во вторую стадию – стадию открытого конфликта (активная стадия), из которой переходит в третью стадию – стадия завершения (разрешения) конфликта.

На рисунке 1 представлена схема развития конфликта, предложенная А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловом [1].

Рис. 1. Схема развития конфликта

Н.Н. Тренев выделяет три стадии развитии конфликта. Он использует для их обозначения термины – конструктивная стадия, стадия игнорирования и деструктивная стадия, сущность и содержание их совпадает с приведенными нами выше этапами, которые являются общепризнанными в научной литературе.

Стадия завершения конфликта может закончиться его полной ликвидацией, переходом конфликта в латентную (скрытую) форму, трансформацией конфликта в другой конфликт, или же временным прекращением конфликтного взаимодействия – угасанием конфликта.

Говоря о самом процессе управления конфликтом необходимо отметить, что здесь различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации – ее урегулирование и разрешение.

Если в результате урегулирования достигаемого за счет принуждения одной из сторон действовать вопреки собственным интересам или жертвовать какой-то их частью, в результате чего может быть только или частичный проигрыш каждой из сторон, или частичный выигрыш их обеих. То подлинным завершением конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа противниками истоков и содержания их спора [40, c. 48-54].

Важным элементом управления конфликтами является институт посредничества, заключающийся в привлечение третьей стороны для их урегулирования, и больше известный в конфликтологии как «медиаторство». Медиаторами могут быть авторитетные граждане, религиозные общины одной или нескольких конфессий, общественные и другие организации, государственные органы, признанные обеими сторонами конфликта [13, c. 7-15].

Итак, конфликт можно определить как многомерное многофункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление.

1.2 Стратегии взаимодействия в конфликте.

В качестве основных методов урегулирования конфликтов, или как их еще называют стратегий конфликтного поведения, Н.В. Гришиной [11] выделяются:

1. Сотрудничество (консенсус), которое считается наиболее эффективным и предпочтительным способом разрешения конфликта, предполагающий процесс совместного и взаимовыгодного поиска путей выхода из проблемы. Д.А. Бакуменко отмечает, что данный метод считается самым привлекательным в арсенале управления конфликтами, однако, он является и самым сложно достижимым, в силу специфики и сложности форм социального взаимодействия различных субъектов организационной структуры, ограниченности материальных и финансовых ресурсов, полного разногласия и/или совпадения интересов, потребностей, мотивов, ценностей, притязаний, ожиданий, ролей и прав [3, c. 15-21].

2. Компромисс – предполагает тактику взаимных уступок конфликтующих сторон. Является наиболее распространенной тактикой урегулирования конфликтов в организациях, в условиях невозможности полного устранения возникающих между субъектами конфликтного взаимодействия противоречий. Привлекательность его состоит в том, что обе конфликтующие стороны по окончанию самого конфликта в глазах друг друга находятся, как бы, в равных положениях, т.е. в результате уступок обе стороны или одинаково проиграли или же одинаково выиграли. А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова считают, что результатом компромисса является отсутствие откровенно проигравшей стороны и явного победителя. Таким образом, формирование субъективного ощущения торжества социальной справедливости (хотя бы даже и иллюзорной) у конфликтующих сторон, выступает мощным рычагом управленческого воздействия на конфликт, могущий дать положительный эффект в их разрешении [39, c. 57-75].

3. Принуждение – у Г. Гагаринской и О. Калмыковой [9, с. 30] – настойчивость, соперничество, противоборство, силовое давление. Суть его заключается в стремлении одной из противодействующих сторон (иногда, и обеих) навязать другой (друг другу) только свое видение решение проблемы, отвечающее лишь его собственным интересам. Выбирающие данную стратегию конфликтного поведения, зачастую, используют все методы, в том числе силовое воздействие и авторитарные решения (в случаях вертикальных конфликтов), для победы в борьбе. Тем самым, игнорируя фундаментальное положение о том, что цель не оправдывает потраченные на него средства. В общем, «подход характеризуется конкуренцией и отношением «победитель» – «проигравший».

Важно отметить, что этот способ урегулирования конфликтов в условиях и нежелательности использования в более или менее стабильной обстановке, может выступить единственно приемлемым методом завершения конфликта в кризисной ситуации, при необходимости срочного разрешения противоборства, которая несет угрозу самому существованию и функционированию организации.

4. Уклонение (уход, избегание), характеризуется стремлением одной из сторон уйти от конфликтного взаимодействия, что может быть обусловлено несколькими причинами. В силу недостаточной ценности для субъекта предмета противоречий и отказа от борьбы за него; стремление уменьшить число потерь, количество которых может значительно возрасти при вступлении в конфликт; осознание невозможности собственного выигрыша; отсутствие мотивации для разрешения возникших противоречий.

5. Приспособление (бездействие, уступчивость, сглаживание); в наиболее общем виде, его можно представить как «капитуляцию» одной из конфликтующей сторон от противоборства, вследствие, или ее «проигрыша», или же отказа от собственных притязаний и интересов, в условиях, когда большей ценностью для субъекта является не само обладание объектом, из-за чего произошел сам конфликт, а сохранение «дружеских» отношений с конфликтующей стороной. Также, данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия применения этого метода непредсказуемы, хотя они могут обернуться и выгодными для администрации или социально группы событиями [8, c. 73-79].

В качестве конфликта может выступать и фрустрационная ситуация. Умение индивида преодолевать воздействие отрицательных факторов – это одно из основополагающих условий актуализации и реализации потенциала его личности. Поэтому особо важным становится вопрос фрустрации и определения условий ее преодоления.

«Фрустрация» (лат. frustration), в переводе с латинского, – это тщетная попытка, неудача, обман. С точки зрения психологии под фрустрацией понимается:

– акт по блокированию поведения, который ориентирован на достижение фрустрационной ситуации (т.е. значимой ситуации);

– эмоциональное состояние, которое возникает как результат неудачи, отсутствия удовлетворения какой-либо важной потребности, обвинений со стороны [37, c. 553-560].

В многочисленных исследованиях фрустрация характеризуется как негативное психическое состояние. Как отмечает Н.Д. Левитов, фрустрация представляет собой сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения, возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями. Ф.Е. Василюк относит фрустрацию к экстремальным жизненным ситуациям, наряду со стрессом, конфликтом и кризисом, считая, что если возникает фрустрация, то есть невозможность удовлетворить эту потребность, то вся жизнь оказывается под угрозой, значит, подобная ситуация равносильна кризису.

Отрицательными проявлениями фрустрации выступают [40]:

– зависть и ревность (А.И. Плотичер);

– ярость и враждебность (Т.Г. Румянцева);

– чувства безразличия, вины и тревоги, апатия и утрата интереса (В.М. Астапов);

– беспокойство и напряжение (А.В. Махнач, Ю.В. Бушов);

– агрессия, реакция избегания, депрессия, регрессия (Н.Д. Левитов);

– психосоматические реакции (А. Бандура) [29, c. 436-438].

К негативным реакциям на фрустрацию М.-А. Роббер, Ф. Тильман причисляют агрессивное поведение, приобретающее форму экстрапунитивных (агрессия ориентирована на посторонних людей и предметы) и интрапунитивных (чувство вины, угрызения совести, стыд) реакций, кроме того к ним также относятся такие отрицательные реакции, как фиксация, регрессия, бегство, а так же подавление.

Фрустрации выполняют и позитивную роль в жизни человека. Н.Д. Левитов отмечает, что «человек растет и развивается тогда, когда учится преодолевать фрустрации, мобилизуя врожденные ресурсы на управление окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей» [134, с. 22].

Умеренное переживание фрустрации гарантирует сосредоточение внимания человека на проблемном вопросе и путях его решения. Например, М.-А. Роббер, Ф. Тильман к позитивным реакциям на фрустрацию причисляют:

– компенсирующие действия;

– обход препятствия;

– преодоление препятствия;

– проявление изобретательности;

– отказ от намеченной цели (в случае необходимости) [15, c. 412-416].

Кроме того отмечается, что в отдельных случаях фрустратор не вызывает фрустрации. Данное явление получило название фрустрационной толерантности, под которой понимается выносливость, терпеливость, отсутствие угнетающих переживаний и острых реакций. Толерантность базируется на способности индивида адекватно оценивать фрустрационную ситуацию и предвидеть выход из неё. Толерантность по отношению барьеров необходима и целесообразна.

В литературе особое место принадлежит деструктивным проявлениям фрустрации, их разрешению, а так же преодолению. Например, согласно психоаналитическому подходу (З. Фрейд), осуществление процесса преодоления фрустрации происходит путем доведения до сознания невротика настоящих глубинных причин симптома, который вызван фрустрированными сексуальными импульсами, который он переживает, и вызванной этим психологической разрядкой. Во время сеансов психоанализа сила фрустрированной потребности снижается, а поведение индивида делается более адаптивным [37].

В рамках бихевиористского подхода (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) в психокоррекционной и психоразвивающей работе с людьми, склонными к агрессивному поведению в ситуации фрустрации, предлагается и используется обучение различным социальным умениям. В качестве конкретных процедур тренинга социальных умений выступают следующие: моделирование/демонстрация примеров адекватного поведения, ролевые игры, установление обратной связи через поощрение/вознаграждение за желательное и адекватное социальное поведение; перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку [21].

С точки зрения гештальттерапии (Ф. Перлз и пр.), как и в психоанализе, особое внимание отводится пониманию клиентом своих фрустраций и ликвидации невротических механизмов, которые их обусловливают (проекция, интроекция, слияние и пр.). С этой целью используется организация условий, направленных на повторное переживание фрустрирующих ситуаций, что открывает перед клиентом доступ к ресурсам, которыми он располагает [22, c. 134-140].

Одним из базовых положений рационально-эмоциональной поведенческой теории, предложенной А. Эллис, выступает утверждение о том, что у индивидов в одно и то же время могут иметься убеждения, как иррациональные, так и рациональные. Последние ассоциированы со здоровыми отрицательными эмоциями (огорчение, грусть, озабоченность, сожаление, раздражение). В то время как иррациональные – с нездоровыми отрицательными эмоциями (стыд/смущение, вина, депрессия, тревога, гнев). Воздействие на иррациональные взгляды и выработка рациональных взглядов – это сущность рационально-эмоциональной поведенческой терапии, направленной на преодоление фрустрации. Так как фрустрация (как психическое состояние) взаимосвязана с процессом преодоления сложностей (т.е. фрустрирующих ситуаций), нужно также принимать во внимание применяемые при этом стратегии.

В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов преодоления. В частности, С. Хобфолл предложил многоосевую модель «поведения преодоления», которая имеет две основные оси: «просоциальная-асоциальная», «активная-пассивная» и одну дополнительную ось: «прямая-непрямая». С.С. Гончарова выделяет адаптивные стратегии преодоления (поиск поддержки, повышение самооценки, анализ проблемы) и дезадаптивные стратегии (самообвинение, поиск виновных).

Кроме того принято проводить различие между продуктивным и непродуктивным копингом. Продуктивный копинг, как правило, содержит в себе позитивные последствия:

– душевный подъем;

– снижение уровня напряжения и дискомфорта;

– разрешение проблемы и трудной ситуации;

– радость преодоления [21, c. 422-431].

Непродуктивный копинг взаимосвязан с превалированием эмоциональных реакций на ситуацию, так называемым «застреванием» на них и имеет проявления в виде:

– самообвинения;

– погружения в переживания;

– обвинения друг друга [21, c. 422-431].

Проведенный нами анализ понимания сущности фрустрации, особенностей фрустраторов, поведенческих реакций, эмоциональных реакций и стратегий преодоления позволил разработать схему анализа поведения личности в ситуации фрустрации, которое, на наш взгляд, может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивное преодоление фрустрации можно охарактеризовать:

– здоровыми отрицательными эмоциями (огорчение, грусть, озабоченность, раздражение, сожаление), энергетически гарантирующими преодолевающее поведение;

– позитивными поведенческими реакциями на фрустратор (обход препятствия; преодоление препятствия; отказ, в случае обоснованной необходимости, от намеченной цели; компенсирующие действия);

– адаптивными (анализ проблемы, повышение самооценки, поиск поддержки), активными (ассертивные действия), просоциальными (поиск социальной поддержки, вступление в социальный контакт), манипулятивные действия (т.е. непрямыми стратегиями преодоления) [15, c. 412-416].

В свою очередь, деструктивное преодоление фрустрации можно охарактеризовать:

– нездоровыми отрицательными эмоциями (стыд/смущение, вина, тревога, депрессия, гнев);

– негативными агрессивными реакциями на фрустратор (интрапунитивной либо экстрапунитивной), либо негативными неагрессивными реакциями (регресс, фиксация, бегство, подавление);

– дезадаптивными (поиск виновных, самообвинение), пассивными (избегание, осторожные действия), асоциальными (агрессивные действия, асоциальные действия) стратегиями преодоления [6, c. 432-436].

Данную схему можно использовать для обеспечения рефлексии своего поведения во время фрустрационной ситуации, а также с целью анализа поведения других индивидов. В результате анализа можно определить, нужна ли индивиду психоразвивающая и коррекционная работа.

Итак, под понятием фрустрация понимается расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. некая травмирующая ситуация, при которой терпится неудача. Фрустрация – это состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель и в полной мере реализовать мотив. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности, которые могут быть вполне преодолимыми и непреодолимыми. Явление фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.

1.3 Понятие акцентуации характера.

Термин «акцентуация характера» был введен в науку немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 г. К. Леонгард понимал акцентуацию характера как чрезмерно усиленную черту личности человека. Последующее развитие теория акцентуации К. Леонгарда получила благодаря советскому психиатру А.Е. Личко, который разработал типологию акцентуаций характера.

Акцентуация – чрезмерная выраженность отдельных черт характера. То есть, черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления. В детском возрасте, возможно, говорить только о предрасположенности к какому-либо виду акцентуации. При каждом типе акцентуации имеются свои, свойственные только данному типу, «слабые места» [7, c. 39-46].

Наибольшую известность получила классификация акцентуаций характера, разработанная А.Е. Личко на базе классификаций психопатий П.Б. Ганнушкина. Согласно классификации А.Е. Личко выделяют следующие типы акцентуаций характера: гипертимический, шизоидный, ригидный, сензитивный, педантичный, астеноневротический, циклотимический, истероидный, неустойчивый, дистимический, аффективно-экзальтированный [26, с. 30].

Рассмотрим подробнее различные типы акцентуаций характера.

Характерологические проявления гипертимического типа. В детстве склонны к озорству, шалостям. Внимание неустойчивое. В школе учатся неровно. В подростковом возрасте склонны к группированию. В группе занимают позицию лидера. Но часто меняют группы вместе с увлечениями. Слабое место – дисциплина. Асоциальны, так как любят риск и удовольствия. Как правило, нет близких друзей, но много приятелей. Более раннее сексуальное созревание по сравнению с другими типами. Много сексуальных связей, но они не прочные. В случае дезадаптации легко подстраиваются, если вовремя обращают внимание. Приятны в общении. Низкая предрасположенность к психическим заболеваниям.

Характерологические проявления шизоидного типа. Как правило, отличаются высоким интеллектом. Никогда не бывает нарушения сознания. Спокойны, скрытны. Эстеты. Легкоранимы, но по отношению к другим отличаются черствостью. Предпочитают индивидуальные занятия. В детстве любят играть одни, групповые игры «не понимают» В подростковом возрасте черты заостряются. Отличаются большой скрытностью, но могут малознакомому человеку рассказать о себе практически все, если знают, что никогда больше его не увидят. Став взрослыми, могут достигать больших социальных высот, если найдут более практичного в земных делах покровителя.

Характерологические проявления застревающего, ригидного типа. Основная черта данного типа акцентуации – чрезмерная стойкость душевного волнения, страсти в сочетании со склонностью к формированию сверхценных идей. В подростковом возрасте повышаются характерные для них с детства подозрительность, обидчивость, стойкость к отрицательным переживаниям. Когда достигают взрослости, неприятие чужого мнения и, как следствие, конфликтность могут несколько сглаживаться, но стремление к доминированию над другими остается на всю жизнь. Аккуратны, целеустремленны, самолюбивы, прилагают значительные волевые усилия в достижении поставленных целей, стремятся к авторитету и власти [25, c. 236-245].

Характерологические проявления сензитивного типа. С детства проявляют пугливость, боязливость, особенно боятся некоторых животных. Чрезмерно привязаны к близким. Любят компанию, но боязнь быть обиженным толкает их на дружбу с младшими. В подростковом возрасте проявляют высокое чувство ответственности, требовательности к себе. В морально-этическом плане рано становятся зрелыми личностями. Не склонны к группированию. Реакции эмансипации проявляются во внешней браваде, «жестах» (чаще в отношениях близкого круга) Взрослые: склонны к неврастении, поскольку ставят себе очень высокую планку, которая часто превышает их реальные возможности [25].

Характерологические проявления педантичного типа. С детства им свойственны инертность психических процессов, негибкость мышления и поведения. В подростковом возрасте предъявляют высокие требования к себе и окружающим, к качеству работы, способности держать слово. Часто страдают под бременем ответственности. Всегда сомневаются, мнительны, подозрительны, озабочены собственным здоровьем. Обычно неразговорчивы, тихи, легко смущаются и краснеют, долго переживают неудачу. Уважают логику, рационализм, систематизацию в ущерб интуиции, чувствам. Любят анализировать свои мысли, чувства и поступки, что порой приводит к неадекватному восприятию реальности, мешает устанавливать теплые отношения с противоположным полом. Склонны к ипохондрии (чрезмерному вниманию к своему здоровью, страху перед неизлечимыми болезнями). Характерно подчинение нормам, требованиям, боязнь нового, моралисты, трудно меняют свои привязанности. Со сменой окружения меняются и их взгляды («быть как все»). Став взрослыми, практически не меняются [25].

Характерологические проявления астеноневротического типа. Основная черта – склонность к отрицательным эмоциям, страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Уже с раннего детства наблюдаются невропатии – капризность, плаксивость, быстрая истощаемость, пугливость, робость, застенчивость, страхи. В подростковом возрасте эти черты заостряются. На первое место выходят повышенный уровень утомляемости, раздражительность, склонность к ипохондрии и формированию страхов, связанных со здоровьем. Возможны состояния аффекта с последующим раскаянием. Не склонны к группированиию. Увлечения интеллектуального характера. Более позднее сексуальное созревание. Реакции эмансипации проходят на близких людях. Взрослые: остается склонность к невротическим расстройствам с элементами навязчивости. Долго сохраняют моложавый вид [16, c. 46-49].

Характерологические проявления циклотимического типа. Данным людям соответствует смена гипертимического и дистимического типов поведения и переживания: чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. В детстве никаких отличительных особенностей не проявляется. В первой акцентуации наблюдается снижение настроения, затем прибавляется смена фаз настроения – от повышенной к пониженной. При снижении настроения не жалуются на плохое настроение, но говорят, что им скучно. Нет расстройств сна, но говорят, что не выспались, плохо спали, встали «разбитыми». По утрам более оживлены, чем вечером. К вечеру снижается работоспособность, трудно сосредоточивают внимание. Реакции зависят от состояния фазы: то тянутся в компанию, то уединяются. Склонны к развитию невротических состояний. Очень обидчивы, ранимы. Воспринимают окружающий мир, как правило, в серых тонах. Способны самообвинять себя, создавая условия к суициду. Взрослые: черты или сглаживаются, способствуя хорошей адаптации, или нарастают, создавая почву для снижения настроения [26, c. 30-37].

Характерологические проявления истероидного типа. Выраженная тенденция к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, собственных ошибок и недостатков, что проявляется в лживости, фантазировании, притворстве. Характерны также: авантюристичность, тщеславие. При неудовлетворительной потребности в признании может происходить «бегство в болезнь». Проявляется в раннем детстве в виде страстного желания быть в центре внимания (участвуют в художественной самодеятельности), хорошо адаптируются. В подростковом возрасте желание быть в центре внимания усиливается, что может найти выражение в асоциальном поведении. Поскольку не умеют занять себя сами – выражено стремление к группированию, но в компаниях не задерживаются. Обеспокоены своим внешним видом и здоровьем. Больше говорят, чем делают. Характерна поверхностность, как чувств, так и мышления. Теплых чувств, любви, как правило, не испытывают вследствие крайней эгоистичности своей натуры. Носят яркие одежды, часто меняют увлечения. Сомнения в собственных способностях и своей исключительности могут спровоцировать истерический психоз. Реакции эмансипации всегда публичны. Чаще перед окружающими, а не в семье [26].

Характерологические проявления неустойчивого типа. Таким людям свойственны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Раздражительны, постоянно избегают трудностей, часто впадают в гнев и ярость. Угрюмы на вид, в разговоре обсуждают только то, что лежит на поверхности, отвечают скупо. Склонны к эпилепсии, которая проявляется в злобно-тоскливом настроении, вязкости мышления, конфликтности. Самый распространенный тип среди различных вариантов людей с асоциальным поведением. Непостоянство всего: увлечений, настроения. Склонность к группированию. Высокий уровень подвижности. В подростковом периоде затягивается процесс социализации. Подростки с данной акцентуацией представляют собой основную массу всех группировок. Основное увлечение – получение информации, которая не требует осмысления. Собственных убеждений нет, поэтому легко поддаются влиянию. Склонность к бродяжничеству. Стремятся к удовольствиям «здесь и сейчас» и без каких-либо затрат (духовных, эмоциональных, материальных) с их стороны [25, c, 236-245].

Характерологические проявления дистимического типа. Данный тип противоположен гипертимическому, характеризуется пониженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью, склонностью к депрессиям. Проявления депрессии: «уход в себя», склонность к агрессии, направленной на себя (аутоагрессия), например, суицид, драки. Часто в состоянии сниженного настроения ищут объект, чтобы «разрядиться». С трудом уживаются в детском коллективе. Работу любят выполнять в одиночку. В подростковом возрасте все черты заостряются. Злобны. Истеричны. Плохое настроение может держаться до двух дней. Провоцируют драки, скандалы [16].

Характерологические проявления аффективно-экзальтированного типа. Людям этого типа свойственен широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Любят удовольствия и развлечения. Чувство долга и высшие ценности вырабатываются с трудом. Выше приведены характеристики «чистых» типов, но значительно чаще встречаются смешанные типы акцентуации характера, например, гипертимно-циклоидный, астено-истероидный и т.д. [36, c. 17-27].

Итак, акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера. То есть, черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления.

1.4 Роль индивидуальных ресурсов личности в конфликтных ситуациях.

Исследование научной литературы по вопросу психологических предпосылок конфликтного взаимодействия позволяет говорить о том, что имеет место личностная предрасположенность к конфликту. Действительно, приверженцы персонологического подхода в конфликтологии рассматривают личность как единицу анализа конфликтной ситуации, подчеркивая высокий удельный вес особенностей личности в формировании, а также развитии конфликтных явлений [38, c. 86-91].

Важным для дальнейшего изучения поставленного вопроса является четкое разделение понятий «конфликтная личность» и «личность в конфликте». Если говорить об общем основании, то это участие личности в конфликте. Основанием для разделения является то, что в первом случае (конфликтная личность) сама личность является источником и условием динамики конфликтного явления, в то время как во втором случае (личность в конфликте) конфликт выступает условием динамики личности. Остановимся подробнее на описании конфликтной личности.

Таким образом, конфликтной можно назвать такую личность, которая в виду отдельных психологических характеристик выступает инициатором большого количества отрицательных, либо деструктивных конфликтов, а кроме того имеет склонность к вовлечению в конфликты, которые создают другие.

По мнению Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, базовым параметром конфликтности выступает уровень ее сформированности, который определяется при помощи следующих показателей:

– число конфликтов, организуемых этой личностью, либо в которых участвует эта личность за единицу времени;

– деструктивная направленность последствий конфликтов, в которых принимала участие личность, для себя, оппонентов, коллектива и пр.,

– показательные особенности личности, которые определяют склонность к конфликтам [38, c. 86-91].

С целью описания конфликтности личности, в соответствии с позицией Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, можно использовать структуру личности, предложенную К.К. Платоновым. Согласно ей выделяется 4 уровня личности:

– биологический уровень;

– уровень психических свойств;

– уровень опыта личности;

– уровень направленности [17, c. 4-13].

Рассмотрим более внимательно особенности построения данных уровней у конфликтной личности.

1. Биологический уровень. Конфликтность определяется силой, подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов. Из сравнения типов ВНД по И.П. Павлову и типов темперамента следует, что холерический темперамент является биологической предпосылкой конфликтности личности. Однако это не означает, что представители других типов темперамента не будут участвовать в конфликте. Большое влияние на актуализацию конфликтности будут оказывать также другие условия (личностные и ситуативные), к описанию которых мы обратимся далее. Кроме того, иногда говорят о мозговых дисфункциях, органических заболеваниях головного мозга, расстройствах нервной системы, соматических заболеваниях как об условиях возникновения раздражительности, чувствительности, агрессивности, т.е. качеств, так или иначе связанных с конфликтностью личности.

2. Уровень психических свойств.

Когнитивная сфера.

Внимание конфликтной личности можно охарактеризовать суженностью, ориентацией на предмет и объект противоречия. Конфликтной личности свойственна высокая переключаемость внимания, которая, однако, сопряжена с ригидным мышлением. Отмечается, что уделяется недостаточно внимания рефлексии и самопознанию, что, как правило, приводит к затруднению процесс самоанализа и анализа конфликтной ситуации во время процесса ее разрешения.

В мышлении превалируют логические ошибки, которые связаны с ложными посылками, иррациональные убеждения, например, «Кто не с нами, тот против нас», «Людям нельзя доверять», «Уступка – признак слабости», «Все люди хотят меня обмануть» и пр. Восприятие личностью окружающих индивидов можно охарактеризовать мозаичностью и двойственностью (т.е. воспринимаются лишь отдельные проявления, которые связаны только с конфликтным взаимодействием), пассивностью, запутанностью, ригидностью.

Восприятие неадекватно, т.к. нет верного понимания своей силы и слабости, а также противника. По мнению Е. Мелибурда – это выступает основным препятствием к разрешению конфликта.

Воображение можно охарактеризовать преобладанием «образа врага», а в воображении ситуации выстраиваются с позиции «преследования», «преодоления», «борьбы» и пр.

Речь характеризуется значительным количеством оценочных суждений, невербальными и паралингвистическими средствами, которые унижают достоинство и честь собеседника (дискриминационной позицией, подчинением, соперничеством, тактикой клеветы, угрозы, оскорбления, нанесения обиды и пр., оскорбительными жестами, агрессивным тоном, угрожающей интонацией и пр.); нарушением языковых норм, конвенций и правил общения и др. [34, c. 42-44].

Эмоционально-волевая сфера.

Конфликтная личность обладает развитыми волевыми качествами (целеустремленность, настойчивость, самоуверенность, решительность, упорство), что позволяет им вести длительное противоборство в условиях сильной психической напряженности и негативных эмоций. У конфликтных личностей часты проявления амбивалентных реакций, им свойственна эмоциональная возбудимость и склонность к негативной оценке ситуации.

Конфликтная личность отличаются низкой толерантностью, т.е. нетерпимостью к чужому образу жизни и поведению. Кроме того, конфликтность связана в основном с экстрапунитивной реакцией, т.е. склонностью к реакции на внешние обстоятельства и других людей. У конфликтной личности преобладают формы мотивационной ригидности, проявляющиеся в невозможности изменять поведение. Среди мотивов более развиты мотивы достижения, борьбы, власти. Ярко выражены такие мотивы, как мотив самоутверждения, самовыражения, которые они реализуют через противоборство и жажду признания.

3. Уровень опыта личности. В научных изысканиях зарубежных и отечественных психологов демонстрируется, что конфликтная личность имеет высокий уровень манипулятивности, применяет в повседневном общении провокации, суггестию, игры и пр. В откровенном противостоянии конфликтная личность обращается к снижению ранга оппонента, риску, дезинформации, нагнетанию напряженности, принуждению, демонстрации усиления собственных возможностей, провокациям и угрозам [14].

Вследствие мотивационной ригидности поведение характеризуется стереотипностью. Кроме того, конфликтная личность склонна захватывать инициативу и держать ее, что создает отношения типа «господство-подчинение». С другой стороны, конфликтная личность не отличается ответственностью и способностью доводить начатые дела до конца.

4. Уровень направленности личности

Базовый параметр конфликтной личности – это эгоцентрическая ориентация. Можно отметить высокий уровень притязаний, зачастую соответствующих реальным возможностям, что приводит к паранояльности и деформации.

У конфликтной личности невысокий уровень нравственного развития и рефлексии, низкая моральная нормативность поведения и отношений. Идеалы либо отсутствуют, либо отличаются ригидностью. В межличностных отношениях конфликтные личности проявляются как соперники, нетерпимы к недостаткам других, неуступчивы; отличаются нетерпимостью и непримиримостью позиций, стремлением утвердиться за счет других.

Самоотношение конфликтной личности характеризуется завышенной и не всегда адекватной самооценкой, самомнением и эгоцентричностью. Свое конфликтное поведение они рассматривают как проявление силы и искушенности, мудрости и смелости. Поведение, как и эмоциональная сфера, характеризуется амбивалентностью: от демонстрации «жертвенности» до демонстративной «непобедимости» [18].

В коллективе конфликтные личности выбирают роли «критика», «бунтаря», «борца за справедливость», однако нередко эти роли «маскируются» под социально приемлемые, например, «организатор», «генератор идей», «лидер» и т.д.

В коллективе конфликтные личности держатся обособленно, вызывающе или демонстративно. У конфликтной личности развиты коммуникативные способности, они легко находят контакт, способны убеждать и заражать эмоциями.

Конфликтной личности соответствуют такие типы акцентуаций, как гипертим, эпилептоид, циклоид, сензитивный и т.д.

Заключение

Конфликт – это многомерное полифункциональное, природное, социально-психологическое, психологическое явление. В соответствии с субъектами – участниками конфликта в социальной психологии выделяют следующие основные его типы: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт и конфликт между личностью и группой.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера. То есть, черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления.

Фрустрация – это расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. некая травмирующая ситуация, при которой терпится неудача. Фрустрация – это состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель и в полной мере реализовать мотив. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности, которые могут быть вполне преодолимыми и непреодолимыми. Явление фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности.

Проведенный качественный и количественный анализ результатов исследования позволяет доказать выдвинутую в начале исследования гипотезу:

1. Выбор стратегии поведения в различных конфликтных ситуациях обусловлен личностными характеристиками индивида.

2. На выбор стратегии поведения влияют такие личностные характеристики как: акцентуация характера, стратегия поведения в конфликтной ситуации, фрустрационная направленность, тип фрустрационной реакции.

Проведенный анализ данных литературы показал, что проблема взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера не достаточно изучена. Считаем данную тему актуальной и интересной, из чего приходим к выводу, что данная проблематика требует дополнительного внимания.


Список литературы

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд. исп. и доп. – М. : Эксмо, 2009. – 512 с.
  2. Асмолов, А.Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия : Смысл, 2007. – 526 с. : рис., портр.
  3. Бакуменко, Д.А. Особенности субкультурного взаимодействия в процессах социальной коммуникации / Д.А. Бакуменко // Вопросы культурологии. – 2010. – № 12. – С. 15–21.
  4. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента – к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М. : Владос, 2001. – 254, [1] с.
  5. Батаршев, А.В. Темперамент и характер : психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М. : Владос-Пресс, 2001. – 333, [1] с. : ил.
  6. Василюк, Ф.Е. Фрустрация / Ф.Е. Василюк // Психология состояний : хрестоматия / ред. А.О. Прохоров. – М. : Пер Сэ ; СПб. : Речь, 2004. – С. 432–436.
  7. Великоредчанина, М.А. Психолингвистические аспекты характеристики конформной акцентуации / М.А. Великоредчанина // Прикладная психология и психоанализ. – 2007. – № 1. – С. 39–46.
  8. Воронин, Г.Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия / Г.Л. Воронин // Социологические исследования. – 2000. – № 9. – С. 73–79.
  9. Гагаринская, Г. Профилактика конфликтных ситуаций в организации / Г. Гагаринская, О. Калмыкова, А. Гагаринский // Кадровик. – 2008. – № 7. – С. 30–35.
  10. Гарбузов, Д.В. Время и коммуникация : детемпорализация системы социального взаимодействия как основание цивилизационного кризиса / Д.В. Гарбузов // Вопросы культурологии. – 2010. – № 4. – С. 19–24.
  11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с.
  12. Гулевич, О.А. Способы оптимизации межгруппового взаимодействия : направления и результаты исследований / О.А. Гулевич // Вопросы психологии : Научный журнал. – 2004. – №6. – С. 103–118.
  13. Дидковская, Л.Г. Причины конфликтов и пути их преодоления / Л.Г. Дидковская, Н.В. Яшкина // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2009. – № 7. – С. 7–15.
  14. Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
  15. Киршбаум, Э.И. Фрустрация / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева // Психология состояний : хрестоматия / ред. А.О. Прохоров. – М. : Пер Сэ ; СПб. : Речь, 2004. – С. 412–416.
  16. Колесниченко, В.О. Акцентуация характера в самореализации творческой личности / В.О. Колесниченко // Образование и общество. – 2008. – № 6. – С. 46–49.
  17. Коновалова, В. Конфликты в организации : старые и новые проблемы / В. Коновалова // Кадровик. – 2008. – № 7. – С. 4–13.
  18. Конфликтология / ред. В.П. Ратников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 543 с.
  19. Конфликтология : хрестоматия / Урал. акад. гос. службы, Каф. упр. персоналом и психологии ; сост. С.В. Аржанухин. – Екатеринбург : Урал. акад. гос. службы, 2005. – 339 с.
  20. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост.: А.В. Комарова, О.М. Ольшевская. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 125 с.
  21. Креч, Д. Фрустрация, конфликт, защита / Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон // Психология состояний : хрестоматия / ред. А.О. Прохоров. – М. : Пер Сэ ; СПб. : Речь, 2004. – С. 422–431.
  22. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Юридическая психология : хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М. : Юрайт : Юрайт, 2010. – С. 134–140.
  23. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии / Н.И. Леонов. – Ижевск : Удмурт. ун-т, 2001. – 122 с.
  24. Личность и ее взаимодействие с социальной средой : непроторенная дорога / В.В. Гафаров и др. ; ред. Е.В. Акимова ; Рос. акад. мед. наук. Сиб. Отд-ние, Межведомств. лаб. эпидемиологии серд.-сосуд. заболеваний, Сиб. акад. упр. и массов. коммуникаций. – Новосибирск : СО РАН, 2008. – 275 с.
  25. Маналова, О.Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера : акцентуации и деакцентуации черт / О.Н. Маналова // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 236–245.
  26. Моросанова, В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 30-37.
  27. Моросанова, В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека / В.И. Моросанова // Вопросы психологии : научный журнал : издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 2007. – №3 май-июнь 2007. – с. 59-69.
  28. Общая психология / сост. Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2006. – 444, [3] с. : рис.
  29. Панкратов, В.Н. Фрустрация / В.Н. Панкратов // Психология состояний : хрестоматия / ред. А.О. Прохоров. – М. : Пер Сэ ; СПб. : Речь, 2004. – С. 436–438.
  30. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов. – СПб. : Речь, 2004. – 620,[3] с.
  31. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / ред. И.А. Баева. – СПб. : Книжный Дом, 2008. – 288 с.
  32. Родионова, Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов / Е.А. Родионова. – СПб. : СПбГИПСР, 2005. – 81 с.
  33. Романенчук, А.Б. Субъект-субъективное взаимодействие : общенаучный подход / А.Б. Романенчук, Е.И. Мычко // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования / Балт. ин-т экономики и финансов. – 2000. – Вып. 4. – С. 55–57.
  34. Степанов, В. Что делать с конфликтами : мнения экспертов / В. Степанов, Д. Шлянчак, И. Ваган // Кадровик. – 2008. – № 7. – С. 42–44.
  35. Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений».Изд-во «Феникс»,2002 г.
  36.  Симонов П.В., Ермолов П.М. Темперамент .Характер. Личность. М.: Наука, 1984 г.
  37. Усанова, В.М. Проявление воздействия стрессовых ситуаций в профессии спасателя : нейротизм, фрустрация, тревожность / В.М. Усанова // Молодые ученые – московскому образованию : материалы VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / ред. В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис. – М. : МГППУ, 2008. – С. 116–117.
  38. Фадеева, Е.В. Типологический анализ акцентуаций характера. Графические методы, как способ диагностики акцентуаций характера / Е.В. Фадеева // Коррекционная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 17–27.
  39. Франкл, В. Экзистенциальная фрустрация и коллективные неврозы / В. Франкл // Психология личности : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – С. 553–560.
  40. Чекмарева, Г. Развиваем конфликтологическую компетентность / Г. Чекмарева // Кадровое дело. – 2010. – № 2. – С. 86–91.
  41. Чусовитин, А.Г. Онтология бесконфликтных социальных взаимодействий / А.Г. Чусовитин // Полигнозис. – 2001. – № 1. – С. 57–75.
  42. Щербакова, О.И. Конфликтологическая подготовка специалиста : контекстный подход / О.И. Щербакова // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 48–54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....

Презентация к уроку "Стратегии поведения в конфликте"

Основные определения по теме "Стратегии поведения в конфликтах", схемы, подсчет результатов по тесту...

Стратегии поведения в конфликте

Классный час «Стратегии поведения в конфликте» Классный час можно начать с дискуссии, спросив у класса, что такое конфликт? Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? И для чего? Что...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...

Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.

данное занятие с элементами тренинга рассматривает понятие конфликта, знакомит учащихся с основными стратегиями поведения в конфликте. Учащиеся определяют основную стратегию поведения в конфликте, кот...

Взаимосвязь акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростка

На мой взгляд, для педагогов-психологов знания об особенностях поведения в конфликтах подростков с разными акцентуациями характера могут способствовать снижению конфликтных ситуаций, а также служить п...

Презентация для педагогов "Девиантное поведение подростков как следствие акцентуации характера"

Материалы для выступления на методическом объединении педагогов. Рассматривается проблема акцентуированной личности подростка как одной из причин возникновения девиантного поведения. Прилагаются брошю...