Занятие с элементами тренинга "Активное и пассивное слушание" для педагогов
материал по психологии
Рассмотрены понятия активного и пассивного слушания, формы и виды слушания. Представлены упражнения для отработки понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие с элементами тренинга для педагогов "Активное и пассивное слушание" | 33.11 КБ |
приложение 1 | 16.7 КБ |
приложение 2 | 15.33 КБ |
приложение 3 | 12.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАРО-ФОМИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
«АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог Логосова Н.И.
Г. Наро-Фоминск
2023 год
Занятие с элементами тренинга для педагогов «Активное и пассивное слушание».
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать и перестать говорить,
когда нечего больше сказать»
И. Лафатер
Участники: сотрудники школы.
Время: 45-60 минут.
Цель: Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание. Освоение техник активного слушания.
Задачи:
- определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
- в игровых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания.
Ожидаемые результаты: Осознание важности применения техники активного слушания в процессе обучения и общения.
Методы:
- информирование,
- моделирование ситуаций,
- анализ ситуаций.
Оборудование:
- компьютер,
- экран
Материалы:
- Слайдовая презентация занятия.
- Анкета «Умеете ли Вы слушать?» (приложение 1).
- Информационные листы по теме занятия (приложение 2).
- Карточки к упражнению «Активное слушание», текст к упражнению «Испорченный телефон» (приложение 3).
- Аудиозапись песни «Неудачное свидание»,
- фрагменты из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история»; из кинофильма «Приключение Буратино».
- Фломастеры, карандаши.
План-конспект занятия:
Этапы занятия | Содержание. Действия ведущего и участников | Время (мин.) |
Организационный | Приветствие. Высказывание ожиданий участников занятия. |
|
Основной | Прослушивание отрывка песни «Неудавшиеся свидание». | 2 |
Теоретический обзор | Просмотр слайдов. Обсуждение содержания. | 1 |
Диагностический блок | Анкета «Умеете ли вы слушать?» | 5 |
Теоретический обзор | Понятие пассивного слушания Обсуждение. | 5-7 |
Практический блок. | Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация. | 15 |
Теоретический обзор | Понятие активного слушания. Техники активного слушания. | 15 |
Практический блок. | Цель: показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. | 15 |
Закрепление полученных знаний и навыков слушания. | После просмотра фрагментов, обсуждение: какой вид слушания применялся героями? | 10 |
Рефлексия | Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается? | 5-10 |
Ход занятия
Организационный момент.
Встреча участников и рассаживание их в полукруг.
Здравствуйте! Мы рады вас видеть на нашей встрече. С каким настроением Вы пришли на встречу и что ожидаете от нее? (сотрудники по желанию высказываются). Спасибо. Мы постараюсь, чтобы наша встреча прошла не только интересно, но и с пользой для Вас.
Слайд 1. "АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ"
Слайд 2. "Цель и задачи занятия"
- Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание.
- Освоение техник активного слушания.
Основной этап.
Слайд 3. "Умеем ли мы слушать?"
Звучит фрагмент песни «Неудавшиеся свидание».
Вопрос: как вы думаете, почему свидание не состоялось, и герои песни сердились друг на друга?
Ответы сотрудников.
Слайд 4. "Умеем ли мы слушать?"
«Нам кажется, что умение слушать — это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика».
Вопрос: Умение слушать собеседника, это не легкий труд, а вот умеете ли вы слушать?
Диагностический блок.
(Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий раздает анкеты (приложение 1), участники записывают ответы, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).
Ознакомление с интерпретацией полученных данных.
Ведущий: все ознакомились со своими результатами? Каждый из вас в настоящий момент осознал, насколько он умеет слушать собеседника. Так, как наше занятие посвящено не столько умению слышать, сколько умению слушать. Прошу тех участников, кто набрал 10-12 баллов быть активными нашими помощниками. А тех, кого результаты анкетирования не совсем порадовали, предлагаю активно участвовать в занятии и осваивать навыки активного и пассивного слушания.
Слушать можно по-разному.
Слайд 5. «Техника акти́вного (эмпати́ческого) слу́шания».
Это техника слушания, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Слайд 6. «Техника пассивного слушания».
Это техника слушания, при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством
Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально.
Слайд 7. «Факторы применения приемов пассивного слушания».
Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя — в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может, даже, думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».
Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.
Слайд 8. «Приемы активного слушания».
Выяснение, уточнение:
— я не понял
— повторите еще раз…
— что вы имеете в виду?
— не могли бы Вы объяснить?
Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:
Отражение чувств:
— мне кажется, Вы чувствуете…
— понимаю, Вы сейчас разгневаны…
Резюмирование:
— и так, Вы считаете…
— Ваши слова означают…
— другими словами…
Для закрепления теории предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Активное слушание».
Цель: освоение навыков активного слушания.
Описание: Работа в парах. Упражнение выполняется в течение 2 минут.
Один из участников рассказывает что-нибудь другому. Слушающий применяет приемы активного или пассивного, на выбор по 1мин. А затем по знаку ведущего применяет другую технику. Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждение: Общее обсуждение опыта приобретенного при работе в парах. Получилось ли угадать технику слушания? Какие приемы слушания были применены? Какие приемы способствовали эффективности общения и с собеседником?
Вывод: эффективность применения техники как активного, так и пассивного слушания зависит от обстоятельств и возникающей ситуации общения.
Упражнение «Испорченный телефон».
Цель: показать участникам каков процент потери информации при пассивном слушании, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.
Описание: Ведущий приглашает 5 добровольцев.
Инструкция участникам: 4 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) ведущий зачитывает текст: «Учитель русского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также по желанию орешки или семечки для белок. Задача слушающего участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?
Подведение итогов.
Просмотр фрагмента мультфильма: «Рапунцель: запутанная история».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?
Просмотр фрагмента мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?
Просмотр фрагмента кинофильма «Приключение Буратино».
Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте кинофильма?
Вопрос: Как вы считаете, достигли ли мы сегодня цели и задачи поставленной в начале занятия? Какие выводы вы сделали исходя из пройденной темы сегодняшнего занятия? Почему?
Рефлексия.
Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается?
Используемая литература:
- Уильям Юри. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1998.
- Панкратов В. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. – М., 2000.
- Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002.
Используемые видеоматериалы и аудио:
- Аудиозапись песни «Неудачное свидание», слова Трофимова С., композитор А. Цфасман.
- Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004, Россия.
- Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Рапунцель: запутанная история»; 2010, Дисней.
- Видеозапись фрагмента из кинофильма «Приключение Буратино», 1975, Беларусьфильм.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Анкета «Умеете ли вы слушать?»
Инструкция. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».
№ | вопрос | да | нет |
1. | Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам? | ||
2. | Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы? | ||
3. | Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится? | ||
4. | Мешают ли вам эмоции слушать собеседника? | ||
5. | Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли? | ||
6. | Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные? | ||
7. | Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения? | ||
8. | Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного? | ||
9. | Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему? | ||
10. | Перебиваете ли вы собеседника? | ||
11 | Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре? | ||
12. | Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы? |
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте количество ответов «нет».
10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.
8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».
Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Тема: «Активное и пассивное слушание. Техники активного слушания».
Умение слушать собеседника (следует отличать от инстинктивного слышания) - это активный мыслительный процесс, восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций, такое отношение к собеседнику, при котором говорящий чувствует к себе интерес, сопереживание, понимание. Умение слушать имеет две стороны: способность понимать услышанное и отбирать, накапливать информацию.
Пассивное слушание — это пассивный процесс без реакции на сказанное. Слушающий как бы слушает, но не слышит собеседника. В основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения, ловя лишь момент, чтобы вступить в него самому. При пассивном слушании контакт с собеседником поддерживается простейшими фразами, например: «Да», «угу», и т.д. пассивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, когда ему просто нужно выговориться.
Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.
Правила активного слушания
- слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;
- отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
- гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
- осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
- не перебивайте;
- постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
- оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
- избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.
Техники активного слушания
- «Парафраз» («пересказ») — воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».
- «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. На дискотеку?»)
- Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)
- Побуждение («Ну и… И что дальше?»);
- Резюмирование − подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое.
- и так, Вы считаете…
- Ваши слова означают…
- другими словами
- Отражение чувств:
- мне кажется, Вы чувствуете…
- понимаю, Вы сейчас разгневаны…
- Проявление эмоций: мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.
Словарик
Эмпатия от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого,
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Текст к упражнению «Испорченный телефон»
1 вариант. Учитель китайского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также орешки или семечки для белок.
2 вариант. Библиотекарь Елена Борисовна просила предупредить педагога – организатора Спиридонову, что классный час по теме : Россия – страна возможностей» переноситься с 3 мая 18.00 часов на 10 мая 17 часов. Всем участникам встречи иметь с собой по 3 гвоздики.
Продемонстрировать пассивное слушание: Используя технику: — молчание (видимое отсутствие реакции без эмоций, глядя «сквозь» рассказчика, думая о своем,) | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами; |
Продемонстрировать активное слушание: Используя технику- «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»); | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.п. |
Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — побуждение («Ну и… И что дальше?»); | Продемонстрировать активное слушание: Используя технику — уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...
Занятие с элементами тренинга "Коммуникативная компетентность педагога"
Занятие с элементами тренинга проводится с педагогами школы с целью повышения коммуникативной компетентности. Педагоги занимаются самопознанием личности, изучают личностные особенности, влияющие ...
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».
Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"
Тема : «Профилактика стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация знаний о прие...
Занятие с элементами тренинга «Психология общения» с педагогами
Расширение представлений об искусстве обшения...