Программа по толерантности. Гендерное воспитание, как одно из проявлений толерантности
рабочая программа по психологии (7 класс)

  Актуальность модернизация школьного обучения ,переход к личностно ориентированной модели взаимодействия учителя и ученика ориентируют педагогов на учет образовательных потребностей личности школьников. Так как личность является категорией половой принадлежности, то приоритеты в образовании открывают перспективы более успешного обучения и воспитания детей разного пола.

   В современном обществе весьма острой становится проблема индентификации у подростков. Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушения традиционного семейного уклада (большое количество неполных и возникновение однополых семей), освоение профессий противоположного пола становятся причиной искажения половой идентичности у подростков. Пропаганда стиля «унисекс» постепенно вымывает из детского сознания (да и сознания общества) представление о том , кто такие «настоящие» мужчины и женщины.

   В результате появляется все больше мужественных женщин и женственных мужчин. И это не может не отразиться на подрастающем поколении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gendernogo_vospitaniya.docx104.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Толерантность»

Тема: «Гендерное воспитание, как одно из проявлений толерантности »

Пояснительная записка.

  Актуальность модернизация школьного обучения ,переход к личностно ориентированной модели взаимодействия учителя и ученика ориентируют педагогов на учет образовательных потребностей личности школьников. Так как личность является категорией половой принадлежности, то приоритеты в образовании открывают перспективы более успешного обучения и воспитания детей разного пола.

   В современном обществе весьма острой становится проблема индентификации у подростков. Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушения традиционного семейного уклада (большое количество неполных и возникновение однополых семей), освоение профессий противоположного пола становятся причиной искажения половой идентичности у подростков. Пропаганда стиля «унисекс» постепенно вымывает из детского сознания (да и сознания общества) представление о том , кто такие «настоящие» мужчины и женщины.

   В результате появляется все больше мужественных женщин и женственных мужчин. И это не может не отразиться на подрастающем поколении.

   Тренинги половой идентичности для подростков разработаны для профилактики и коррекции половой дезидентичности .Проводятся с учащимися 5-11 классов.

 Основная цель данных занятий состоит в коррекции половой дезидентичности подростков с помощью обучения их адекватным стереотипам мужского/женского поведения, принятия своего «физического Я», развития полового самосознания и разрешения внутриличностных проблем.

Задачи:

  1. Развитие эмоционально-оценочного отношения к своему телу и внешнему виду.
  2. Формирование стереотипов мужского и женского поведения
  3. Развитие представлений о взаимоотношениях полов.
  4. Развитие гендерных ролей в семейных отношениях.
  5. Развитие гендерных ролей в профессиональной деятельности.

Краткое содержание программы:

этапа

Содержание программы

Количество часов

1

Развитие эмоционально-оценочного отношения к своему телу и внешнему виду.

3

2

Формирование стереотипов мужского и женского поведения.

3

3

Развитие представлений о взаимоотношениях полов.

2

4

Развитие гендерных ролей в семейных отношениях

2

5

Развитие гендерных ролей в профессиональной деятельности

2

6.

Программа тренингов с учащимися

12

Итого часов

24

I Этап . Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики

И. С. Клецина

Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.

Гендерная идентичность – осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [12]. Гендерная идентичность – осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других, гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских или женских черт [4].

«Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле: чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной» [20, с. 330]. Другими словами, гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте, то есть осознание и переживание индивидом позиции Я по отношению к конкретным образцам или эталонам пола.

Маскулинность и фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [19]. И. С. Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность».

1. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.

2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3. Маскулинность как прескриптивная категория – это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального «настоящего» мужчину, это нормативный эталон мужчинно-сти[13].

По аналогии можно выделить и три значения понятия «феминшшость».

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [5].

Гендерные установки – субъективная готовность к полотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола.

Все гендерные характеристики являются составляющими Я-кон-цепции личности. Гендер самый ранний, центральный и активно-организующий компонент Я-концепции. У большинства людей гендерная идентичность соответствует биологическому полу. Лежащее в основе гендерной идентичности чувство принадлежности к мужскому или женскому полу объединяет основные гендерные характеристики, человек будет демонстрировать соответствующие полу характеристики, чтобы поддерживать чувство принадлежности к данному полу. Однако мужчина или женщина даже с непротиворечивой гендерной идентичностью часто будет демонстрировать характеристики и поведение, ассоциируемое с другим полом. Глобальная гендерная идентичность, как правило, сохраняется неизменной в течение жизни, а ожидания, жизненные интересы, черты личности и полоролевое поведение могут меняться. Данные изменения являются следствием возрастных трансформаций и накопленного жизненного опыта [22].

Гендерные характеристики как многофакторный конструкт не всегда тесно взаимосвязаны между собой. Каждая из гендерных характеристик может иметь свою историю развития и отличаться спецификой проявления.

Цель занятия

1. Познакомить учащихся с методиками, позволяющими изучать гендерные характеристики личности.

2. Способствовать развитию у учащихся навыков анализа собственных гендерных характеристик.

Оснащение,

Тексты и бланки опросников для изучения гендерных характеристик:

1. Тест Куна и Макпартленда «Кто Я?» (приложение 1).

2. Опросник С. Бэм (приложение 2).

3. Тест Лири (приложение 3).

4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант) (приложение 4).

5. Опросник «Пословицы» (приложение 5).

6. Опросник «Распределение ролей в семье» (приложение 6).

Порядок работы

Данное занятие рассчитано на 6-8 часов. Время проведения занятия зависит от того, как много внимания преподаватель будет уделять обсуждению теоретической информации. В ходе практического занятия учащийсяам предлагается под руководством преподавателя последовательно заполнить комплекс опросников, направленных на изучение гендерных характеристик, а затем, обобщив и проанализировав результаты, подготовить текст письменной работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)». Завершающая часть занятия – подготовка социально-психологического портрета на основе анализа собственных гендерных характеристик – может быть проведена как самостоятельная внеаудиторная работа. Этапы работы на занятии:

Этап 1. Психологическая самодиагностика.

Психологическая самодиагностика

Задачи данного этапа:

1) расширение знаний о гендерных характеристиках личности;

2) освоение приема психологической самодиагностики;

3) знакомство с психологическим инструментарием, предназначенным для изучения гендерных характеристик;

4) предоставление учащимися информации о собственных гендерных характеристиках;

5) развитие навыков психологической саморефлексии.

Методический прием «Психологическая самодиагностика» заключается в том, что воспитанники  под руководством преподавателя заполняют предложенные им психологические методики и опросники, направленные на диагностику различных характеристик своей личности, а затем анализируют и обсуждают полученные результаты в контексте теоретических знаний, сообщаемых преподавателем. В условиях психологической самодиагностики исследователь и испытуемый оказывается одним и тем же лицом. Учащийся в роли испытуемого нацелен на использование опросника (или теста) и профессиональных знаний и умений преподавателя как руководителя психодиагностической процедуры, для получения новой информации о своих психологических особенностях и расширения и дополнения уже имеющихся психологических сведений о себе.

Становясь объектом профессиональной психодиагностической деятельности, учащийся в то же время остается субъектом своей собственной жизнедеятельности с рядом нерешенных проблем и задач. Поэтому преподавателю надо особое внимание уделять тому этапу психологической самодиагностики, когда наступает момент сообщения конкретной информации, необходимой для анализа и интерпретации полученных данных. Во-первых, важно, чтобы сообщаемая преподавателем информация соответствовала запросу учащихся, то есть давала «пищу» для размышления над актуализированными в сознании вопросами или проблемами личностного плана. Во-вторых, данная информация не должна быть травматичной для личности, то есть не должна углублять психологические внутриличностные конфликты, а, наоборот, способствовать их продуктивному разрешению. В-третьих, необходимо обязательно предложить учащимся конкретную теоретическую информацию, которая поможет глубже понять содержание полученных эмпирических фактов относительно своих психологических особенностей.

Когда учащийся знакомится с результатами психологической самодиагностики, то вполне естественен его повышенный интерес к этой информации, так как она для него личностно значима. На волне этого повышенного интереса учащиеся будут активно усваивать и новую теоретическую информацию, помогающую им прояснять содержательную сторону эмпирических фактов, характеризующих психологические особенности личности. Поэтому ситуацию психологической самодиагностики преподаватель может продуктивно использовать для обучения учащихся. В процессе осмысления результатов самодиагностики учащихся могут глубже усвоить теоретическую информацию, поскольку на ее фоне они будут осмысливать результаты самодиагностики и соотносить полученные знания со сложившейся ранее системой представлений о самом себе.

Таким образом, усвоение теоретической информации осуществляется в процессе научного самопознания учащимися своих личностных особенностей, то есть знания опосредуются индивидуальным личностным опытом. При использовании метода «психологическая самодиагностика» практические задания, выполняемые учащимися, сочетаются с процессом саморефлексии и обсуждением теоретического материала.

Последовательность действий преподавателя при использовании метода психологической самодиагностики

1. Преподаватель раздает бланки и сообщает инструкцию заполнения опросника (при этом не следует сообщать название опросника, говорить о его предназначении и т. д.). Учащиеся выполняют задание.

2. После завершения работы преподаватель предлагает учащимся подумать и ответить на вопрос: «На измерение каких психологических характеристик направлен данный опросник или тест?», «Что он измеряет?».

3. После ответов учащихся преподаватель сообщает название опросника и говорит о его предназначении. Совместно со учащимися обсуждается смысловое содержание измеряемых характеристик (важно дать возможность учащимся продемонстрировать свои мнения и соображения по поводу измеряемых личностных особенностей).

4. Затем преподаватель предлагает учащимся  построить прогноз результатов: «Как вы думаете, каков уровень развития данной характеристики у вас?» Предполагаемый результат учащиеся фиксируют в сознании, но не сообщают вслух. (Этот этап важен для развития рефлексии.)

5. После объяснения преподавателем правил обработки результатов учащиеся выполняют необходимые процедуры для получения эмпирических данных, а затем соотносят полученные результаты с предполагаемыми результатами.

6. Преподаватель сообщает теоретическую информацию, связанную с измеряемой психологической характеристикой. При этом подчеркивается, что эта информация может помочь учащимся лучше понять суть своих результатов, соотнести новое эмпирическое знание о себе с теоретическим, а также включить эту информацию в имеющуюся систему представлений о самом себе. 7. Преподаватель предлагает, чтобы каждый учащийся самостоятельно дал оценку полученным результатам (не вслух).

В процессе организации психологической самодиагностики преподавателю важно быть внимательным к складывающейся ситуации на занятии, придерживаться партнерского стиля взаимодействия, стимулировать мыслительную активность учащихся.

Заполнение опросника «Кто Я?»

Опросник «Кто Я?» разработан представителями интеракционист-ской ориентации М. Куном и Т. Макпартлендом [15]. Данный опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Преподаватель раздает бланки и зачитывает инструкцию.

Подчеркивается необходимость записывать ответы как можно быстрее. Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть с социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним. Требование теста дать двадцать высказываний, связанных с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и многоаспектной природы Я-концепции. Предполагается, что человек более рефлексивный дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»). Принято считать, что те характеристики самого себя, которые испытуемый записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.

Обработка и обсуждение результатов

Данные теста «Кто Я?» обрабатываются с использованием метода контент-анализа. Предлагается выделить следующие категории:

§   семейные и межличностные роли (к этой категории были отнесены варианты ответов типа: я – мать, жена, сын, муж, подруга и др.);

§   профессиональные роли (я – будущий психолог, учащийся, предприниматель, исследователь);

§   другие социальные роли, в основном эти роли касаются сферы досуга (я – коллекционер, любитель-рыболов, спортсмен, читатель, зритель).

Эти три категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.

Следующие три категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:

§   фемининные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я – заботливая, чувствительная, зависимая, нежный, мечтательный);

§   маскулинные характеристики – личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (я – сильный, смелый, целеустремленный, самостоятельный, независимый, агрессивный);

§   нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-фемининности (я – веселый, красивый, добрый, верный, аккуратная, трудолюбивая, ленивая).

Отдельно выясняется, присутствовала ли в самоописаниях характеристика, обозначающая пол (я – мужчина/ женщина, юноша/девушка), и определяется порядок ее упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой характеристики в структуре Я-концепции личности).

После обработки результатов учащихся предлагается подсчитать количество характеристик в каждой из выделенных категорий и занести результаты в таблицу, представленную ниже.

Результаты обработки опросника «Кто Я?

 

Семейные роли

Профессиональные роли

Другае социальные роли

Фемининные характеристики

Маскулинные характеристики

Нейтральные характеристики

Количественные значения

 

 

 

 

 

 

Анализ и обсуждение результатов проводится в соответствии с предложенным выше планом. Теоретические знания, которые могут органично включаться в процесс интерпретации результатов, – это теория гендерной схемы С. Бэм [21] и информация о гендерных стереотипах [10; 11]. Данное практические занятие рекомендуется проводить после лекции, где раскрывается содержание понятия «гендер-ные характеристики личности». В случае, если на лекциях эти вопросы не обсуждались, то преподаватель может сначала сделать краткое сообщение, а только потом предлагает учащимся включить эту информацию в интерпретацию полученных результатов.

Быть мужчиной или женщиной – значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Мы оцениваем себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет важную роль в психологическом самочувствии личности. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-фемининности мужчины должны быть компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. Соответствие стереотипам о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагает, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, для мужчин – профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин – по наличию семьи и детей.

Большое количество гендерно маркированных самоопределений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре Я-концепции личности. Если в числе первых трех ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и фемининные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этой/этого учащегося/учащейся полотипизирован-ной Я-концепции. Полотипизированный человек – это тот, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим [3, с. 73].

Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как: «другие социальные роли» и «нейтральные характеристики» имеют большее число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.

Среди высказываний о себе могут быть как положительные, так и негативные характеристики. Учитывая их соотношение, можно определить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Если отрицательные самоописания касаются полоспецифичных характеристик, то можно предположить наличие у личности внутриличностного конфликта гендерного плана (подробнее см.: [6; 9]). Спектр интерпретаций результатов данного опросника может быть расширен. Используя изученный теоретический материал, учащимся предлагается самостоятельно дополнить варианты интерпретаций полученных данных.

Заполнение опросника С. Еээм

Данный опросник разработан Сандрой Бэм. В литературе упоминается как анкета (опросник) половых ролей BSRI [3, 17]. Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный.

Преподаватель раздает бланки и предлагает учащимся выполнить задание в соответствии с инструкцией (приложение 2).

Обработка и обсуждение результатов

Результаты обрабатываются в соответствии с приведенной в приложении 2 инструкцией. Тип личности может быть определен на основе первичных значений: учащиеся с высоким показателем маскулинности и низким показателем фемининности относятся к маскулинному типу личности; сочетание низкой маскулинности и высокой фемининности характерно для фемининного типа личности; высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высокого уровня андрогинии; низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии. Второй вариант определения типа личности основан на подсчете индекса маскулинности-фемининности (приложение 2).

Обсуждение результатов проводится в контексте информации о концепции андрогинии С. Бэм [14,17, с. 196-197]. Андрогиния – сочетание традиционно женских и мужских черт – значимая психологическая характеристика человека, определяющая его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации; она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.

Важность концепции андрогинии заключается в том, что она дает возможность осознания одинаковой привлекательности качеств, традиционно считающихся женскими и мужскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества представляются как более нормативные и желательные. В процессе обсуждения результатов обращается внимание учащихся на данные о более высоком уровне социально-психологической адаптированности лиц с андрогинным типом личности. Предлагается высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам, привлекая личный опыт.

Заполнение Теста Лири

Тест Лири модифицирован отечественными учеными Ю. А. Решетняк и Г. С. Васильченко. Тест Лири многоаспектен и направлен на изучение различных личностных особенностей [ 18], он может быть использован и для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности.

Преподаватель раздает тексты опросника, бланки и зачитывает инструкцию.

Перед вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека.

1. Отберите из всего набора признаков только те, которые вы можете с уверенностью отнести к себе, стараясь дать при этом наиболее полную характеристику. Номера выбранных описаний запишите в графу бланка «Я-реальное» (см. образец бланка).

2. Теперь отберите признаки, в наибольшей степени характеризующие, каким бы вы хотели быть. Номера описаний запишите в графу бланка «Я-идеальное».

Бланк для теста Лири

Номера характеристик

Я-реальное

Я-идеальное

Обработка и обсуждение результатов

Тест включает список из 128 характерологических свойств-утверждений, которые сгруппированы в 8 психологических тенденций (шкал), определяющих различные личностные черты: лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость (см. «Описание шкал теста Лири» в приложении 3). Необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом по каждой из 8 шкал и занести результаты в сводную таблицу (см. «Ключ и оценочный лист теста Лири» в приложении 3). Характеристики первых четырех шкал (лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм) соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «маскулинность», поэтому можно их рассматривать как реальные и желаемые маскулинные характеристики личности. Характеристики шкал с пятой по восьмую (уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость) соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «фемининность», поэтому можно их рассматривать как реальные и желаемые фемининные характеристики личности. Чтобы получить значения выраженности маскулинных качеств, надо сумму значений по шкалам: доминантность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм разделить на четыре. Чтобы получить значения выраженности фемининных качеств, надо сумму значений по шкалам: уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость разделить на четыре.

М = (сумма баллов с 1-й по 4-й шкалу) : 4

F= (сумма баллов с 5-й по 8-й шкалу) : 4

Значения, соответствующие фемининным и маскулинным характеристикам, заносятся в таблицу (см. образец)

Значения гендерных характеристик по тесту Лири

Название характеристик

Я-реальное

Я-идеальное

Маскулинные (М)

Фемининные {F)

На этапе интерпретации данных используется теоретическая информация о гендерных характеристиках личности и гендерных стереотипах. Результаты по шкалам «маскулинности и фемининности», полученные по опроснику С. Бэм и тесту Лири, сравниваются между собой. Сходные значения можно рассматривать как показатель устойчивости маскулинных и фемининных характеристик в структуре гендерной идентичности.

При обсуждении результатов важно не забыть обратить внимание учащихся на сравнение значений, отражающих представления о наличном уровне развития маскулинных и фемининных характеристик личности (Я-реальное) и желаемом уровне выраженности этих характеристик (Я-идеальное). Определяется направление, в котором человек стремится развивать свои гендерные характеристики: в направлении следования гендерным стереотипам (если человек хочет усилить у себя полоспецифичные черты и уменьшить степень выраженности не поло-специфичных черт) или в направлении противостояния гендерным стереотипам (если человек стремится уменьшить степень выраженности у себя полоспецифичных черт и усилить неполоспецифичных).

Заполнение опросника С. Бэм (модифицированный вариант)

Модифицированный опросник С. Бэм может быть использован для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности-фе-мининности. Текст опросника остается неизменным, а меняется только инструкция (приложение 4).

Инструкция 1. «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств».

Инструкция 2. « Оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств».

Обработка и обсуждение результатов

Представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» сконцентрировано в гендерных стереотипах. Полученные данные обрабатываются в соответствии с ключом (приложение 4). Результаты заносятся в таблицу (см. образец)

Соотношение маскулинных и фемининных характеристик в образах мужчин и женщин

Обобщенный образ

Характеристики

маскулинные

фемининные

Обобщенный образ мужчин

Обобщенный образ женщин

В полученных обобщенных образах мужчин и женщин отражается степень подверженности личности стереотипам маскулинности-фе-мининности. Можно делать вывод о подверженности этим стереотипам, если у учащимся  в образе мужчины доминируют маскулинные качества, а фемининные характеристики представлены в незначительной мере (в образе женщины – наоборот). Если в образах мужчин и женщин примерно в равной мере представлены и маскулинные и фемининные характеристики, то можно говорить о том, что личность не подвержена стереотипам маскулинности-фемининности. Возможны варианты, когда один из образов (мужской или женский) окажется стереотипным, а другой нет. Тогда можно предположить, что человек воспринимает стереотипно только одну из групп (группу мужчин или женщин).

При обсуждении результатов надо рассмотреть роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия и взаимодействия. Важно подчеркнуть позитивные и негативные аспекты стереотипов. Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социальное окружение индивида [Общение]. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Е. П. Ильин в своей работе по психологии и психофизиологии пола выделяет несколько негативных эффектов гендерных стереотипов, проявляющихся в ситуациях межличностного взаимодействия [8]. Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они существуют в действительности.

Второй отрицательный эффект гендерных стереотипов – это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявляется при восприятии взрослыми детей разного пола. Например, маленькие девочки по сравнению с мальчиками воспринимаются родителями и другими взрослыми как более миловидные, спокойные и боязливые. Хорошую успеваемость по математике мальчиков учителя и родители, как правило, объясняют их способностями, а такую же успеваемость девочек – их старанием. Родители, исходя из существующего стереотипа, оценивают способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой.

Стереотипное восприятие ведет к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения (например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины восклицают: «Я же говорил, что женщине не место за рулем»).

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотитипу. Например, мужчины боятся проявлять мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности-фемининности ассоциируются с женственностью.

Значимым вопросом при обсуждении влияния гендерных стереотипов на процессы жизнедеятельности людей является вопрос о детерминантах гендерных стереотипов. В. С. Агеев подчеркивает: «Было бы серьезным заблуждением видеть детерминанту содержательной стороны стереотипов в психологическом и социально-психологическом процессах стереотипизации. Конечно, они имеют самое прямое отношение к формированию подобного рода стереотипов, но только как механизм формирования и ни в коем случае – как их причина. Детерминанты содержательной стороны стереотипов кроются в факторах социального, а не психологического порядка» [16, с. 183].

Заполнение и обработка опросника «Пословицы»

Опросник «Пословицы» используется для изучения гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье. Данный опросник составлен И. С. Клециной и апробирован в курсовых и дипломных работах студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена. Текст опросника и вариант обработки данных приведены в приложении 5. Минимальное значение баллов – 10, максимальное – 50. Обсуждение полученных результатов проводится совместно с анализом данных опросника «Распределение ролей в семье».

Заполнение опросника «Распределение ролей в семье»

Опросник «Распределение ролей в семье» предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская [1]. Для реализации целей занятия в опроснике изменена инструкция. В исходном варианте испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации вашей семейной жизни». В приведенном варианте (приложение 6) инструкция дается следующая: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни». Учащихся просят высказать свое мнение не о том, как в их семье распределены роли между мужем и женой, а предлагают высказать суждения о том, как вообще должны распределяться семейные роли. Таким образом выясняются гендерные установки учащихся, связанные с распределением ролей в семье.

Обработка и обсуждение результатов

В опроснике выявляются установки учащихся относительно распределения ролей в семи сферах семейной жизни: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) поддержание эмоционального климата в семье; 4) организация развлечений; 5) исполнение роли «хозяина»/»хозяйки»; 6) ответственность за удовлетворенность интимными отношениями; 7) организация семейной субкультуры. Полученные данные обрабатываются в соответствии с инструкцией, данной в приложении 6.

Чем выше получен балл, тем в большей степени данная роль в семье должна реализовываться женой, чем ниже – мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль должны реализовывать приблизительно в равной степени оба супруга. Минимальное значение 1 балл, максимальное – 4 балла.

В соответствии со стереотипными представлениями о распределении ролей в семье большую часть семейных обязанностей должна выполнять жена, а муж должен обеспечить материальное благосостояние семьи и осуществлять контакты семьи с социальным окружением. Несмотря на то что большинство женщин наравне с мужчинами взяли на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, мужья не разделили со своими женами поровну функции, связанные с домашним хозяйством. Социологические исследования показывают, что с годами мало что меняется, женщины, как и прежде, уделяют домашним делам и уходу за детьми времени в два-три раза больше, чем мужчины [2; 7].

Исходя из характера распределения семейных ролей, выделяются три типа семей: традиционные, эгалитарные и промежуточные. Традиционные семьи – это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей.

По результатам заполнения опросников «Пословицы» и «Распределение ролей в семье» учащиеся могут определить тип своих гендерных установок. Они могут быть традиционными, эгалитарными или неопределенными. Если по опроснику «Пословицы» получены значения больше 37 баллов, то можно говорить о выраженности традиционных гендерных установок, если значения меньше 23 баллов – о выраженности эгалитарных установок. Значения от 24 до 36 свидетельствуют о неопределенных гендерных установках.

Результаты опросника «Распределение ролей в семье» интерпретируются следующим образом. Значения от 2 до 3 баллов дают информацию о наличии выраженных эгалитарных установок. Значения от 3 до 4 баллов при выполнении таких ролей, как воспитание детей, поддержание эмоционального климата, исполнение роли хозяйки, а также значения от 1 до 2 баллов при выполнении других ролей характеризуют учащихся как подверженных традиционным гендерным установкам. Другие варианты значений относятся к неопределенным установкам.

Приложение 1. Бланк ответов теста «Кто Я?»

Инструкция

В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на простой вопрос «кто я?». Отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.

1. Я______________________________________________________

2. Я __________________________________________________

3. Я______________________________________________________

18. Я______________________________________________________

19. Я______________________________________________________

20. Я______________________________________________________

А теперь, пожалуйста, укажите свой пол_______________________

Возраст____________________________________________________

СПАСИБО!

Приложение 2 Опросник С. Бэм

(СНОСКА: Опросник опубликован в книге: Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. - СПб., 1999. - С. 253-256)

Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет».

1. Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность помочь.

4. Склонность защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость.

10. Атлетичность.

11. Нежность.

12. Театральность.

13. Напористость.

14. Падкость на лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность.

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность к лидерству.

26. Забота о людях.

27. Прямота, правдивость.

28. Склонность к риску.

29. Понимание других.

30. Скрытность.

31. Быстрота в принятии решений.

32. Сострадание.

33. Искренность.

34. Самодостаточность (полагание только на себя).

35. Способность утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность, важность.

43. Собственная позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49. Склонность вести за собой.

50. Инфантильность.

51. Адаптивность, приспосабливаемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь ругательств.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к детям.

57. Тактичность.

58. Амбициозность, честолюбие.

59. Спокойствие.

60. Традиционность, подверженность условностям.

Обработка опросника С. Бэм

Ключ

Маскулинность (ответ «да»): 1,4,7,10,13,16,19,22,25,28,31,34, 37,40,43,46,49,52,55,58.

Фемининность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29,32, 35, 38,41,44,47,50,53,56,59.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Затем определяется показатель фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии с формулой:

F = (сумма баллов по фемининности) : 20

М = (сумма баллов по маскулинности) : 20

Основной индекс IS определяется как

IS = (F-M) * 2,322.

Если величина индекса заключается в пределах от -1 до+1, то делается заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1, то делается заключение о маскулинности, если индекс больше +1 – о фемининности, в случае, когда индекс больше +2,025 говорят о ярко выраженной фемининности, а если индекс меньше – 2,025 говорят

О ярко выраженной маскулинности.

Приложение 3. Личностный опросник: тест Лири

(СНОСКА: Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2002. - С. 497-505)

Перед вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека.

1. Отберите из всего набора признаков только те, которые вы можете с уверенностью отнести к себе, стараясь дать при этом наиболее полную характеристику.

2. Теперь выберите признаки, соответствующие тому, каким вы хотели бы быть.

В каждом случае должно быть выбрано не менее 18 свойств.

1. Другие думают о нем благосклонно.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявлять безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявить недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся, склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный, ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый на призывы о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется уважением у других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен, напорист.

39. Деловитый, практичный.

40. Любит соревноваться.

41. Стойкий и упорный, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый, прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный, мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Бескорыстный, щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительного человека.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный, самоуверенный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый, расчетливый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Корыстный.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлобленный.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Самобищующийся.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Представляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен, терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремящийся к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Сноб, судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам.

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый, подозрительный.

11З. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

116. Мягкотелый.

117. Почти никогда никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Описание шкал теста Лири

В опроснике имеется восемь шкал.

1. Шкала авторитарности: лидерство – властность – деспотичность

2. Шкала эгоистичности: уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность

3. Шкала агрессивности: требовательность – непримиримость – жестокость

4. Шкала подозрительности: скептицизм – упрямство – негативизм

5. Шкала подчиненности: уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость

6. Шкала зависимости: доверчивость – послушность – зависимость

7. Шкала дружелюбия: добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм

8. Шкала альтруистичности: отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.

В зависимости от количества набранных баллов по каждой из шкал можно говорить о степени выраженности качества.

0-8 баллов – адаптивный вариант развития

9-12 баллов – тенденция к дезадаптированности и экстремальному поведению.

13-16 баллов – экстремально дезадаптивный вариант развития

0-4 – низкие баллы, 5-8 – умеренная степень, 9-12– высокие баллы.

1-я шкала – авторитарность. Высокие показатели соответствуют властной, деспотической личности. Лидирует в групповой деятельности. Во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Доминантный. Средние значения характерны для человека с хорошо выраженными лидерскими тенденциями, но без диктаторских проявлений.

2-я шкала – эгоистичность. Высокие показатели связаны с самовлюбленностью, себялюбием. Такой человек самодоволен, часто хвастлив и заносчив. Эгоцентричен. Средние показатели отражают тип уверенного в себе человека, со склонностью к соперничеству, но без признаков эгоцентризма.

3-я шкала – агрессивность. Высокие показатели обозначают, что человек жесткий и враждебный по отношению к окружающим, агрессивность может доходить до асоциального поведения. Характеризуется низкой терпимостью, резкостью в оценках, раздражительностью. Средние показатели связаны с такими качествами, как требовательность, настойчивость, энергичность.

4-я шкалаподозрительность. Высокие оценки связаны с такими чертами, как подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнениям во всем, алопамятность, скрытность, разочарованность. Средние значения отражают критичность как свойство личности и ума.

5-я шкала – подчиненность. Высокие показатели связаны с проявлением пассивной подчиненности, слабоволием, склонностью уступать всегда и всем, склонностью к самоуничижению, застенчивости. Средние значения характеризуют уступчивость и скромность. Выражена склонность к послушному и честному выполнению своих обязанностей.

6-я шкала – зависимость. Высокие показатели отражают высокий уровень зависимости в личностных отношениях, неуверенность в себе, наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости, послушания. Средние значения связаны с доверчивостью, вежливостью, мягкостью.

7-я шкала – дружелюбие. Высокие показатели отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение, стремление «быть хорошим» для всех без учета ситуации, чрезмерный конформизм. Средние показатели связаны со склонностью к сотрудничеству и кооперации. Проявляет дружелюбие и эмпатию, стремится быть в согласии с мнением окружающих, способен к компромиссу.

8-я шкала – альтруистичность. Высокие показатели отражают тип, который в целом может быть определен термином «жертвенность». Стремится помочь и сострадать всем, всегда готов принести в жертву свои интересы, навязывает свою помощь. Средние значения связаны с такими качествами, как отзывчивость, деликатность, бескорыстие. Выражены способность и стремление к проявлению сострадания, заботы и в целом доброго отношения к другим.

Ключ и оценочный лист теста Лири

номер п/п

Характеристика поведения

Номера характеристик

Количество баллов

«Я-реальное»

«Я-идеальное»

1

Доминантность

1-4, 33-36, 65-68, 97-100

 

 

2

Уверенность в себе

5-8, 37-40, 69-72, 101-104

 

 

3

Требовательность

9-12, 41-44, 73-76, 105-108

 

 

4

Скептицизм

13-16, 45-48, 77-80, 109-112

 

 

5

Уступчивость

17-20, 49-52, 81-84, 113-116

 

 

6

Доверчивость

21-24, 53-56, 85-88, 117-120

 

 

7

Добросердечие

25-28, 57-60, 89-92, 121-124

 

 

8

Отзывчивость

29-32, 61-64, 93-96, 125-128

 

 

Приложение 4 Опросник С. Бэм (модифицированный вариант)

Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет»:

1. Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность помочь.

4. Склонность защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость.

10. Атлетичность.

11. Нежность.

12. Театральность.

13. Напористость.

14. Падкость на лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность.

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность к лидерству.

26. Забота о людях.

27. Прямота, правдивость.

28. Склонность к риску.

29. Понимание других.

30. Скрытность.

31. Быстрота в принятии решений.

32. Сострадание.

33. Искренность.

34. Самодостаточность (полагание только на себя).

35. Способность утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность, важность.

43. Собственная позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49. Склонность вести за собой.

50. Инфантильность.

51. Адаптивность, приспосабливаемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь ругательств.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к детям.

57. Тактичность.

58. Амбициозность, честолюбие.

59. Спокойствие.

60. Традиционность, подверженность условностям.

Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет».

1. Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность помочь.

4. Склонность защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость.

10. Атлетичность.

11. Нежность.

12. Театральность.

13. Напористость.

14. Падкость на лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность.

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность к лидерству.

26. Забота о людях.

27. Прямота, правдивость.

28. Склонность к риску.

29. Понимание других.

30. Скрытность.

31. Быстрота в принятии решений.

32. Сострадание.

33. Искренность.

34. Самодостаточность (полагание только на себя).

35. Способность утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность, важность.

43. Собственная позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49. Склонность вести за собой.

50. Инфантильность.

51. Адаптивность, приспосабливаемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь ругательств.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к детям.

57. Тактичность.

58. Амбициозность, честолюбие.

59. Спокойствие.

60. Традиционность, подверженность условностям.

Обработка опросника С. Бэм (модифицированный вариант)

Ключ

Маскулинные характеристики в образе мужчин и женщин (ответ «да»): 1,4, 7, 10, 13,16,19, 22, 25, 28, 31, 34, 37,40, 43,46,49, 52, 55, 58.

Фемининные характеристики в образе мужчин и женщин (ответ «да»): 2, 5,8,11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32,35,38, 41,44,47, 50, 53, 56, 59.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Приложение 5 Пословицы

В какой степени вы согласны с приведенными ниже суждениями. Поставьте плюс в графе, соответствующей вашему мнению.

Номер
п\п

Суждения

Совершенно согласен (согласна)

Скорее согласен (согласна)

Трудно сказать

Скорее не согласен (не согласна)

Совершенно не согласен (не согласна)

1

Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи

 

 

 

 

 

2

Муж вези гуж, а жена шей рубашки

 

 

 

 

 

3

Муж – голою, жена душа

 

 

 

 

 

4

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит

 

 

 

 

 

5

Муж – дому строитель, нищете отгонитель

 

 

 

 

 

6

От плохой жены – состаришься, от хорошей – помолодеешь

 

 

 

 

 

7

Муж молоти пшеницу, а жена пеки паленицы

 

 

 

 

 

8

Мир в семье женой держится

 

 

 

 

 

9

Без мужа, что без головы, без жены, что без ума

 

 

 

 

 

10

Бабе дорога – от печи до порога

 

 

 

 

 

11

Не всякую правду муж жене сказывает, а и сказывает, так обманывает

 

 

 

 

 

12

Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака во дворе

 

 

 

 

 

13

Мужик тянет в одну сторону, баба в другую

 

 

 

 

 

14

Пусть нередко и дура, только бы огонь пораньше раздула

 

 

 

 

 

15

Жена верховодит, так муж по соседям бродит

 

 

 

 

 

Обработка опросника «Пословицы»

В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В. И. Далем (Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 1957).

Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей в семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых.

Опросник включает в себя 15 утверждений, касающихся супружеских отношений. Десять утверждений отражают традиционные представления о распределении ролей в семье. Это утверждения 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 14. Утверждения 6, 9, 11, 13, 15 фоновые, результаты ответов на эти утверждения в обработку данных не включаются.

Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:

Совершенно согласен – 5 баллов.

Скорее согласен – 4 балла.

Трудно сказать – 3 балла. Скорее не согласен – 2 балла. Совершенно не согласен – 1 балл.

Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье.

Приложение 6. Опросник «Распределение ролей в семье»

(СНОСКА: Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М: МГУ, 1987)

Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни.

Ваш пол (напишите)________________

1. От кого должны зависеть интересы и увлечения семьи?

A. В основном от мужа.

B. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже.

C. В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже.

D. В основном должны зависеть от жены.

2. От кого в большей степени должно зависеть настроение в семье?

A. В основном должно зависеть от жены.

B. В большей степени должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.

C. В большей степени должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.

D. В основном должно зависеть от мужа.

3. Если возникнет необходимость, кто в первую очередь должен найти, где можно занять крупную сумму денег?

A. Это сделает жена.

B. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.

C. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.

D. Это сделает муж.

4. Кто в семье чаще должен приглашать в дом гостей?

A. Чаще муж.

B. Обычно муж, но и жена тоже.

C. Обычно жена, но и муж тоже.

D. Чаще жена.

5. Кто в семье в большей степени должен заботиться об уюте и удобстве в квартире?

A. В основном муж.

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

D. В основном жена.

6. Кто из супругов должен первым целовать и обнимать другого?

A. Это должен делать муж.

B. Это должен делать муж, но и жена тоже.

C. Это должна делать жена, но и муж тоже.

D. Это должна делать жена.

7. Кто в семье должен решать, какие газеты и журналы выписывать и покупать?

А. Обычно должна решать жена.

8. В большей степени это должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.

C. В большей степени это должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.

D. Обычно должен решать муж.

8. По чьей инициативе чаще супруги должны ходить в кино, в театр?

A. По инициативе мужа.

B. В основном по инициативе мужа, но бывает, что жены тоже.

C. В основном по инициативе жены, но бывает, что мужа тоже.

D. По инициативе жены.

9. Кто в семье должен играть с маленькими детьми?

A. В основном жена.

B. Чаще жена, но и муж тоже.

C. Чаще муж, но и жена тоже.

D. В основном муж.

10. От кого в семье должна зависеть взаимная удовлетворенность интимными отношениями?

A. В основном должна зависеть от мужа.

B. В большей степени должна зависеть от мужа, но и от жены тоже.

C. В большей степени должна зависеть от жены, но и от мужа тоже.

D. В основном должна зависеть от жены.

11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях. Как Вы считаете, от кого это может зависеть (вольно или невольно) в большей степени?

A. Чаще мужа.

B. От мужа, но и от жены тоже.

C. От жены, но и от мужа тоже.

D. Чаще от жены.

12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) должны быть определяющими в семье?

A. Жизненные принципы жены.

B. Как правило, жены, но в некоторых случаях мужа.

C. Как привило, мужа, но в некоторых случаях жены.

D. Жизненные принципы мужа.

13. Кто в семье должен следить за поведением маленьких детей?

A. Это должна делать жена.

B. Это должна делать жена, но и муж тоже.

C. Это должен делать муж, но и жена тоже.

D. Это должна делать муж.

14. Кто в семье должен ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др.?

A. Это должен делать муж.

B. Это должен делать муж, но и жена тоже.

C. Это должна делать жена, но и муж тоже.

D. Это должна делать жена.

15. Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие другого?

A. Муж.

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

D. Жена.

16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?

A. Это сделает жена.

B. Скорее жена, чем муж.

C. Скорее муж, чем жена.

D. Это сделает муж.

17. Кто в семье должен заниматься повседневными покупками?

A. В основном муж.

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

D. В основном жена.

18. Кто в семье будет иметь больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?

A. Муж.

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

D. Жена.

19. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов должен заняться поисками дополнительного заработка?

A. Это должен сделать муж.

B. В первую очередь муж, но и жена примет в этом участие.

C. В первую очередь жена, но и муж примет в этом участие.

D. Это должна сделать жена.

20. Кто в семье должен планировать, как и где провести отпуск?

A. В основном жена.

B. Чаще жена, но и муж тоже.

296 Часть III. Гендерные характеристики личности

C. Чаще муж, но и жена тоже.

D. В основном муж.

21. Кто в семье должен вызывать представителей различных ремонтных служб и вести с ними переговоры?

A. Это должна делать жена.

B. Это должна делать жена, но и муж тоже.

C. Это должен делать муж, но и жена тоже.

D. Это должен делать муж.

Назначение: исследование ролевой структуры семьи.

Стимульный материал: опросник из 21 вопроса, где каждой из 7 внутренних ролей соответствует по 3 вопроса/Основные роли: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) эмоциональный климат в семье; 4) организация развлечений; 5) роль хозяина/хозяйки; 6) сексуальный партнер; 7) организация семейной субкультуры

Обработка показателей: сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой). Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое 3 вопросов. В вопросах 1,4,5,6,8, 10,11,14,15,17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение 1, второй – 2, третьей – 3, четвертой – 4.

В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, то есть в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение 4, второй – 3, третьей – 2, четвертой – 1. Подсчет по сферам ведется следующим образом:

(+9+13+14):3

(+2 + 15 + 18):3

(19 + 3+16) :3

(+20 + 8 + 4):3

(+17 + 5 + 21) :3

(10 + 6+11):3

(1+7 + 12):3

Интерпретация: чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже – реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

Сведения о надежности и валидности методики: окончательный вариант методики проверялся на надежность на выборке в 120 человек (60 мужчин, 60 женщин, из них 34 семейные пары) по следующим критериям. Устойчивость методики проверялась по критерию повторного опроса – 58 испытуемых через месяц после первого заполнения. Коэффициент устойчивости оказался равен: р = 0,8. Следовательно, методику можно считать высокоустойчивой.

Занятие

Тема

Цель

Содержание занятия

Время проведения упражнений

Форма проведения упражнении

Домашнее задание

Этап 1

1

Давайте познакомимся

Знакомство, осознание необходимости тренинговой работы, снятие психологического дискомфорта

Приветствие психолога. Упражнения «Образование круга», «Выберем себе имя», «Правила работы группы», «Давайте поделимся своими мыслями». Анкетирование

2 часа

групповая

Не дается

2

Он и она

Групповое обсуждение того, что разница между мужчиной и женщиной видна уже в их внешнем виде, осознание достоинств обоих полов

Приветствие психолога. Упражнения «Как должны здороваться мужчины и женщины», «Сочинение». Анкетирование

2часа

Групповая

Подумать неделю над тем, какие 5 положительных качеств (касающихся внешнего вида) характеризуют тебя как мужчину (женщину)

3

Я мужчина (для юношей) Я женщина (для девушек) (начало)

Дать возможность почувствовать себя женщиной девушкам и мужчиной юношам

Приветствие психолога. Упражнения «Заведем дневники», «Я из пластилина». Анкетирование

2часа

Групповая

Описать в дневнике полученные на занятии впечатления. На следующее занятие по просьбе психолога прийти так, чтобы во внешнем виде юношей и девушек были подчеркнуты атрибуты принадлежности к их полу

4

Я мужчина (для юношей) Я женщина (для девушек) (продолжение)

Дать возможность почувствовать себя женщиной девушкам и мужчиной юношам, осознать необходимость подчеркивать принадлежность к своему полу внешним обликом

Приветствие психолога. Упражнения «Мне не нравится, когда женщина (мужчина)...», «Модельное агентство», «Комплименты». Анкетирование

2часа

Групповая

Записать в дневнике, что нового узнали о себе на сегодняшнем занятии

5

Мое тело

Побудить подростков к прочувствованию своего физического «Я»

«Мое тела», «Нарисуй себя», «Два чувства». Анкетирование

2часа

Групповая

Написать в дневнике свои впечатления о занятии, о том что нового узнали о себе ,или любые другие мысли.

6

Принять или не принять

Осознание проблем в восприятии своего тела

Приветствие психолога. Упражнения «Подумай и продолжи», «Не можешь изменить, постарайся принять». Анкетирование

2часа

Групповая (юноши и девушки отдельно)

Написать в дневнике, с какими недостатками внешности вы хотите научиться жить, не испытывая душевной боли

7

Жила-

была

девушка/

Жил-был

юноша

Подвести участников тренинга к осознанию необходимости принятия своего физического «Я»

Приветствие психолога. Упражнения «Обсудим домашнее задание», Психотерапевтическая история, «Я нарисую», «Два чувства». Анкетирование

Групповая (юноши и девушки отдельно)

Записать то, что посчитает нужным каждый из участников

8

Я буду такой/ таким всегда

Эмоциональное оценивание и принятие своего внешнего вида и тела. Подведение итогов 1-го этапа

Приветствие психолога. Упражнения «Представь себе», «Женщина должна быть женственной, а мужчина — мужественным». Анкетирование

Групповая

Подумать и записать в дневнике, к каким выводам вы пришли за два месяца занятий

Этап 2

9

Характер, поведение, образ жизни и пол

Подвести участников к осознанию разницы в поведении и образе жизни мужчин и женщин

Приветствие психолога. Упражнения «Посмотрите, я женщина», деловая игра «Кто лучший». Анкетирование

Групповая

Описать в дневнике ситуацию «Когда у меня не получилось проявить черты своего пола в полной мере»

10

Настоящий мужчина — характер и поведение (начало)

Побуждение к развитию черт мужественности у юношей

Приветствие психолога. Упражнения «Качества мужчины», «Я напишу», «Скажи приятное мужчине», «Два чувства». Анкетирование

Групповая

Подробно описать конфликтную ситуацию, из которой удалось выйти по-мужски

11

Настоящий мужчина — характер и поведение (окончание)

Побуждение к развитию черт мужественности у юношей

Приветствие психолога. Упражнения «Я напишу», «Два чувства». Анкетирование

Сделать для себя что- нибудь приятное, не затронув при этом чувства и достоинство других

12

Настоящая женщина —

характер и поведение (начало)

Побуждение развитию черт женственности у девушек

Приветствие психолога. Упражнение)

«Качества женщины», «Я напишу», «Скажи приятное женщине», «Два чувства». Анкетирование

Подробно описать конфликтную ситуацию, из которой удалось выйти, используя женскую хитрость.

13

Настоящая женщина — характер и поведение (окончание)

Побуждение к развитию черт женственности у девушек

Приветствие психолога. Упражнения «Я напишу», «Два чувства». Анкетирование

2часа

Групповая

Сделать для себя что- нибудь приятное, не затронув при этом чувства и достоинство других.

14

Уметь принять

Подвести членов круга к осознанию своих недостатков и побудить к изменению

Приветствие психолога. Упражнения «О моих чертах», «Женщина и мужчина со стороны», «Два чувства». Анкетирование

2часа

Групповая

Записать в дневнике, что нового узнал о себе

15

Посоветуй себе

Развитие самоанализа, полового самоосознания

Приветствие психолога. Упражнения «Путаница», «Отдохнем», «Будь мужчиной» (для юношей), «Будь женщиной» (для девушек). Анкетирование

2часа

Групповая

На следующее занятие взять с собой одежду, характерную для противоположного пола

16

Мы такие разные...

Дать понять, что мужчины и женщины — два разных мира, но тот, в котором живут они, действительно прекрасен, и нужно жить в нем в полную силу

Приветствие психолога. Упражнения «Все наоборот», «Один день», «Соломинка», «Два чувства».

Анкетирование

2часа

Групповая

Не дается, с целью осознания ребятами окончания второго этапа программы

Этап 3

17

Правила знакомства

Осознание того, что мужчинам и женщинам при общении необходимо учитывать особенности друг друга. Формирование стереотипов поведения при знакомстве

Приветствие психолога. Упражнения «Дискуссия», «Давай познакомимся», «Разработаем правила знакомства». Анкетирование

2часа

Групповая

Только девушкам: если предстоит знакомство, попробовать использовать разработанные правила

18

Стратегия взаимоотношений

Формирование стереотипов поведения при знакомстве

Приветствие психолога. Упражнения

«Ты мне нравишься*, «Пойдем в кино», «Разработаем правила знакомства». Анкетирование

2часа

Групповая

Только юношам: если предстоит знакомство, попробовать использовать разработанные правила.

19

Наши разногласия (начало)

Осознать свои проблемы в межполовом общении и необходимость их решения

Приветствие психолога. Упражнения «Продолжи...», «Мои трудности», «Два чувства». Анкетирование

2часа

Групповая

Записать в дневник то, что каждый участник  noсчитает нужным.

20

Наши разногласия (окончание)

Осознать свои проблемы в межполовом общении и необходимость их решения

Приветствие психолога. Упражнения «Комплименты», «Как в жизни», «Путаница». Анкетирование

2часа

Групповая

Не дается

21

Разбор конфликтных ситуаций между девушками и юношами

Научится выяснять отношения без упреков и оскорблений

Приветствие психолога. Упражнения «Добрый волшебник», «Ты знаешь, тогда...», «Два чувства».

Анкетирование

2часа

Групповая

Написать в дневнике, какие конфликты для вас являются наиболее болезненными

22

Давайте говорить друг другу комплименты

Научить говорить юношей и девушек приятное друг другу

Приветствие психолога. Упражнения «Когда вам говорят комплименты», «Представь себе», Рисование под музыку, «Два чувства». Анкетирование

2,5-3 часа

Групповая

Делать комплименты представителям противоположного пола

23

Мужественность и женственность

Закрепление полученных знаний о развитии мужественности и женственности

Приветствие психолога. Упражнения «Здороваемся глазами», «Правила круга», «Подскажем друг другу», «Два чувства». Анкетирование

2 часа

Групповая

Подумать о том, как отличить настоящее чувство к человеку противоположного пола от увлечения

24

Мои симпатии

Осознание ребятами того, как важна для продолжительных взаимоотношений мужчины и женщины адекватная тендерная идентичность

Приветствие психолога. Упражнения «Влюблены ли вы», «Человек, который мне нравится», «Два чувства». Анкетирование

2 часа

Групповая

Не дается

25

Семья для меня

Осознание подростками необходимости создания и сохранения семьи

Приветствие психолога. Упражнения «В семейной жизни важно», <Для чего человеку семья», «Нарисуй свою будущую семью», (Два чувства». Анкетирование

2 часа

Групповая

Продолжить в дневнике фразу «Когда у меня будет семья, первым делом я...»

26

Не мужское это дело (для юношей). Не женское это дело (для девушек)

Осознание тендерных ролей в браке

Приветствие психолога. Упражнения «Скажи мимикой», «Раздели обязанности», «Если моя супруга не захочет, если мой друг не захочет». Анкетирование

2 часа

Групповая

Каждый участник записывает в дневнике, что посчитает нужным

27

Легко ли жить с женственным мужем и мужественной женой

Осознание неизбежности трудностей в семейной жизни при нарушенной тендерной идентичности

Приветствие психолога. Упражнения «Мало сказать, давайте покажем», «У меня получится». Анкетирование

2 часа

Групповая

Найти себе пару из круга, придумать семейный конфликт, попробовать разыграть, подобрать костюмы

28

Я тут ни при чем... (начало

Подвести ребят к осознанию необходимости уступать друг другу, так как в конфликтных ситуациях каждый в чем-то прав, а в чем-то виноват

Приветствие психолога. Упражнения «Хлеб», «Розыгрыш конфликтных ситуаций», «Из тебя выйдет замечательный супруг». Анкетирование

3 часа

Групповая

Тем ребятам, которые еще не показали перед группой свои ситуации, внести в них возможные коррективы с учетом опыта сегодняшнего занятия, постараться сознательно в сценках нарушать стереотипы мужского и женского поведения

29

Я тут ни при чем... (окончание)

Научиться уступать друг другу, так как без этого семья не сможет существовать

Приветствие психолога. Упражнения «Розыгрыш конфликтных ситуаций», «Я бы уступил тебе...». Анкетирование

2-3 часа

Групповая

Подумать о том, что делает семьи счастливыми

30

Взаимодействие супругов с детьми (начало)

Осознание того, как важно воспитывать ребенка, чтобы у него сформировалась правильная половая идентичность

Приветствие психолога. Упражнения «Порассуждаем», «Поразмышляем», «Бегемотик». Анкетирование

1,5-2 часа

Групповая

Написать в дневнике то, что участники посчитают нужным

31

Взаимодействие супругов с детьми (окончание)

Осознание необратимости влияния родителей на тендерную идентичность детей

Приветствие психолога. Упражнения «Подведем итоги», «Дискуссия», «Я нарисую», «Кого ждете?». Анкетирование

2 часа

Групповая

Психолог раздает участникам бланки и просит их дома заполнить.

32

Мама и папа

Подведение итогов четвертого этапа, закрепление полученных навыков

Приветствие психолога. Упражнения «Чтобы моему ребенку было хорошо в жизни», «Ситуации». Анкетирование

2 часа

Групповая

Не дается. Участники должны осознать итоги четвертого этапа программы

33

Женщина с «мужской» специальностью (для девушек). Мужчина с «женской» специальностью (для юношей) (начало)

Подвести участников к осознанию того, что нарушенная тендерная идентичность напрямую воздействует на выбор профессии

Приветствие психолога. Упражнения «Ситуации», «Ты сегодня особенно женственна», «Ты сегодня особенно мужественен». Анкетирование

2часа

Групповая

Подумать о том, будут ли проблемы у женщины, которая работает по «мужской» специальности, и наоборот

34

Женщина с «мужской» специальностью (для девушек). Мужчина с «женской» специальностью (для юношей) (окончание)

  1. Осознание того, что даже мужественной женщине и женственному мужчине будет очень сложно работать по специальности, которая традиционно «принадлежит» представителям противоположного пола.

Научиться писать резюме

Приветствие психолога. Упражнения «Почему меня не понимают», «Я все- таки женщина», «Учимся писать резюме».

Анкетирование

2-2,5 часа

Групповая

Написать резюме для устройства на работу

35

Проблемы на работе

  1. Осознание того, что излишняя мускулинность девушек и фемининность юношей может быть причиной конфликтов на работе.
  2. Научиться писать резюме

Приветствие психолога. Упражнения «Мое резюме», «Ситуации». Анкетирование

2,5-3 часа

Групповая

Подумать о своей будущей специальности

36

Кем работать женщине? Кем работать мужчине?

  1. Распределить типы профессий на «женские»

и «мужские».

  1. Определить свой тип профессиональной деятельности

Приветствие психолога. Упражнения «Профессии для женщин, профессии для мужчин», дискуссия, «Определи свой тип профессиональной деятельности». Анкетирование

1,5 часа

Групповая

Изучить, в каких учебных заведениях можно получить специальность того типа профессиональной деятельности, который вам подходит

37

Ищу работу (начало)

  1. Приобрести первичные навыки поступления на работу, используя качества своего пола.
  2. Уточнить свои профессиональные интересы

и способности

Приветствие психолога. Упражнения «Узнаю профессию», «Я хочу у вас работать» (начало), «Моя мужественность поможет мне в поиске работы...». Анкетирование

2,5 часа

Групповая

Не дается

38

Ищу работу (окончание). Цель: Приобрести

Приобрести первичные навыки поступления на работу, используя качества своего пола

Приветствие психолога. Упражнения «Я хочу у вас работать» (окончание), «Моя женственность поможет мне в поиске работы...»,»подведем итоги», анкетирование.

2 часа

Групповая

Пролистать дома свой дневник, чтобы восстановить в памяти все, что было пережито за год. Подготовить вопросы о том, что осталось неразрешенным, неоконченным,требующим внимания на последнем занятии.Если этого нет, то  восстановить в памяти и кратко записать, чему научились в ходе пяти этапов работы. На следующем занятие прийти нарядно одетыми.

39

Я буду Женщиной! (для девушек) Я буду Мужчиной! (для юношей)

Подведение итогов годовой работы, закрепление полученных навыков

Приветствие психолога. Упражнения «Я вижу, что тебе эти занятия принесли пользу...», «Подведем итоги», «Ты стала женственнее» (для девушек), «Ты стал мужественнее» (для юношей). Анкетирование

3 часа

Групповая

Если есть потребность — записывать в дневник свои мысли и чувства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в школе.

Цель: формирование коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола....

Классный час на тему: "Толерантность: гендерное неравенство"

Тема очень актуальна для старшеклассников,  так как  традиционные гендерные стереотипы формируются, преимущественно,  в школьные годы, остаются глубоко укорененными в сознании и п...

Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы

Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?

Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме  толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Программа гендерного воспитания воспитанников детского дома

Гендерное воспитание - часть образовательной программы учреждения, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный отражает знания и представления ребёнка о ...

Девиантное поведение как одно из проявлений дезадаптации.

Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма. Наиболее чувствительн...