Девиантное поведение как одно из проявлений дезадаптации.
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма. Наиболее чувствительным к социальным и психологическим катаклизмам оказывается именно подростковый возраст. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых правонарушений и преступности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма.

     В условиях радикальных перемен, охватывающих все стороны жизни общества, наряду с позитивными преобразованиями, стимулирующими совершенствование многих сфер деятельности человека, усиливается и ряд негативных тенденций: социально-экономическая нестабильность, безработица, падение уровня жизни многих людей, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, резкое снижение востребованности общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, сложная криминальная обстановка, ослабление деятельности социальных институтов, призванных заниматься воспитанием, и пр. Сложившаяся социокультурная ситуация обусловливает рост таких неблагоприятных явлений, как алкоголизм и наркомания, нравственная деградация, омоложение преступности и пр. Наиболее чувствительным к социальным и психологическим катаклизмам оказывается именно подростковый возраст. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых правонарушений и преступности.

        Отношения педагогов с трудными подростками нередко сводятся к запретительным, даже карательным мерам воздействия, которые не только не устраняют причин отклоняющегося поведения, но, напротив, способствуют развитию у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным поведенческим актам и формам поведения. Имеют место факты самовольного прекращения подростками посещения школы, исключения их за грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения, совершение противоправных действий и пр. Вступая в самостоятельные трудовые и другие отношения при слабой, незавершенной общеобразовательной подготовке, подростки могут сталкиваться с непреодолимыми трудностями, порождающими все новые и новые проблемы. В качестве закономерного результата такого развития событий налицо интенсивный рост числа педагогически запущенных учащихся. Дети  все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма.

        Понятие «девиантное поведение» довольно широко используется в социологической, криминологической, психологической и педагогической литературе наравне с целым рядом аналогов: поведение «отклоняющееся», «паталогическое», «асоциальное», «деликвентное» и пр. При этом одни ученые считают приведенные термины синонимичными, другие вкладывают в них различный смысл. Данное обстоятельство требует уточнения терминологии и содержания вышеупомянутых понятий. На основе анализа существующих концепций феномен девиантного поведения понимается нами как система поступков или отдельные поступки психически здорового индивида, не соответствующие или противоречащие нормам и правилам, существующим в данном социуме на определенном этапе его развития.
    Актуальность проблемы предупреждения отклоняющегося поведения школьников определяется противоречием между педагогической коррекций — ее содержанием, формами, методами и сущностью психологических механизмов девиантного поведения.

     Вышеперечисленные обстоятельства позволяют считать изучение взаимосвязи девиантного поведения и условий обучения подростка в современной общеобразовательной школе актуальной и значимой  проблемой.
   
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

     Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно-  обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

     Девиантное поведение по своей природе — сложное социальное и психологическое явление. Соответственно меры по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних должны быть экономическими, идеологическими, социальными, психологическими и педагогическими, осуществляться государством и обществом в целом, решаться как комплекс воспитательных задач, учитывающих психологические механизмы его зарождения, проявления и коррекции. Среди социальных институтов, занимающихся коррекцией девиантного поведения детей и подростков, ведущее место занимает общеобразовательная школа.

      Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении школьников. Среди отклонений в поведении подростков особую тревогу у психологов, социологов, педагогов и родителей вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и возрастающие цинизм, жестокость, агрессивность, которые начинаются с недисциплинированного поведения вчера, казалось бы, еще послушного школьника.

     В профилактической работе важное  значение  имеет    выявление , исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов,  обстоятельств и действий личности или социальных групп,  составляющих  явные  или  скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе  нормам  или правилам.   Профилактические    мероприятия    важны    во    всех    сферах жизнедеятельности людей.  В  чем  же  особенности  профилактики  девиантного поведения несовершеннолетних? Профилактика, изучение механизмов формирования материнского и отцовского  поведения,  типа семьи и воспитания, изучение и  коррекция  нарушения   материнско  – детских  отношений,  которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений .        

возрасте.

        Наблюдения показывают, что использование различных форм исследования профилактики девиантного поведения детей и подростков  в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

     Согласно Закону № 120-Ф3, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

 оказание социально-психологической и педагогической помощи  несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении;

  выявление  несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими  основного общего образования;

  выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

 осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на  законопослушное поведение.

     

Правонарушение – поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.).

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.  

Специальной профилактикой называется система мер, направленных нарешение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати;

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм;

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей, либо должностных;

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, 

социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:

 центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;

 социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии;

 интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;

 поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;

 создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;

-  содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в  совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность, культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени),  спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в  разнообразных формах),трудовая деятельность,  туристско-краеведческая деятельность,  учебно-исследовательская деятельность.                                    

Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его

причин и носит превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени   направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:

  социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;  

  глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;  

  отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;  

  отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых жизненных целей и планов;  

 безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.  

На основании анализа литературы и подзаконных актов можно выделить следующие определения профилактики:

  использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании;

  в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка;

  научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

1.  Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2.  Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекаетжизнедеятельность человека.

3.  Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

-  создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

-  осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;

-  обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.).

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Задачи, которые также необходимо решить в ходе работы социальных педагогов и всего педагогического коллектива школы:

1. Повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей обучающихся.

2. Повышение педагогической грамотности педагогических работников школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков.

3. Получение объективно диагностической информации об обучающихся «группы риска» и состоящих на внутришкольном контроле.

4. Коррекция социальных установок и нравственных представлений у обучающихся указанной категории.

5. Формирование позитивной самооценки обучающихся для успешной самореализации.

6. Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы.

7. Включение указанной категории обучающихся в общественно полезную деятельность, развитие в ее рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.

8.  Обеспечение координации работы всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения среди несовершеннолетних.

9.Организация внеучебной деятельности, направленной на вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия.

Основные направления профилактической работы среди обучающихся:

- диагностика обучающихся, процесса и условий их развития: анкетирование и тестирование; составление индивидуальных планов реабилитации подростков, состоящих на ВШК; систематическое наблюдение за обучающимися, установление причин педагогической запущенности; определение круга общения подростка;

-проведение просветительской работы по формированию законопослушного поведения у школьников;

- правовое воспитание: пропаганда и разъяснение правобучающихся;

-предупреждение совершения правонарушений, преступлений подростками;

-содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учеников в школе, семье, окружающей среде;

-своевременное оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение школы;

-привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально – педагогических мероприятий;

-диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика социальной дезадаптации подростокв. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.

Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Программа по толерантности. Гендерное воспитание, как одно из проявлений толерантности

Актуальность модернизация школьного обучения ,переход к личностно ориентированной модели взаимодействия учителя и ученика ориентируют педагогов на учет образовательных потребностей личност...