Доклад "Использование кейс-технологии в коррекционной работе с дошкольниками"
учебно-методический материал по психологии
Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-vystuplenie.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Стрежевой» Структурное подразделение «Журавушка»
Доклад
на тему:«Использование кейс- технологии в коррекционной работе с дошкольниками».
Подготовила: педагог-психолог Сатылбаева О.А.
Г. Стрежевой, 2022г.
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить вашему вниманию доклад на тему «Использование кейс- технологии в коррекционной работе с дошкольниками».
СЛАЙД2
1.Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.
Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И мы педагоги должны уже с дошкольного детства научить детей размышлять, анализировать, т. к. это самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, полностью задействовать воображение и фантазию.Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности.
Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
2.Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции. В России данная технология стала внедряться лишь последние десятилетия.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. (слайд)
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
СЛАЙД 3
Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить педагогу возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.В отличие от вопросов, тестов и задач работа с кейсами позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность:
- приблизиться к практике,
- встать на позицию человека, реально принимающего решения,
- учиться на ошибках других.
СЛАЙД 4
Виды кейсов
- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
- Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы)
СЛАЙД 5
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный психологом,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения (в форме иллюстрации, музыки и т.п.).
Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке кейсов, при предъявлении кейса дошкольникам. Ведь на работу ребенка во многом будет влиять ситуация взаимодействия не только с партнерами-детьми, но и со значимым взрослым –педагогом, предъявившим кейс.
СЛАЙД 6
Подготовка любой кейс - ситуации – процесс творческий, но требует определенного алгоритма.
- Определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей. (Например, цель:умение задерживать свои импульсы)
- Описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира. (Проблема: не перебивать других в разговоре, при ответе)
- Подвести к кульминации кейс - ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
Кейс - ситуации можно брать из жизни, художественных рассказов, из поступков детей, игр.
СЛАЙД 7
Этапы работы с кейсами:
- Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается отношение к ситуации. Дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
-Второй этап. Педагог активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
- Третий этап (анализ принятия решения).Педагог вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. Идет презентация решений.
- Четвертый этап - оценочно-рефлексивный.Воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
СЛАЙД 8
Шесть признаков хорошего кейса:
- Соответствует поставленной цели.
- Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Является актуальным и интересен детям
- Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
- Провоцирует дискуссию.
- Имеет несколько решений.
3.Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс - методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации. При этом и воспитанник, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагогу принадлежит лишь организаторская роль лидера группы, создающего условия для реализации инициативы детей. В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если...?»Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
СЛАЙД 9
4. Наиболее используемые кейсы в дошкольном образовании.
1)Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации–наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
2) Кейс – анализ конкретных ситуаций.
Кейс - ситуации можно брать из жизни, художественных рассказов, из поступков детей, игр и т.д.
3)Кейсы-драматизации-иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
Можно продолжить этот список, но остановимся и рассмотрим эти три наиболее популярные кейсы.
СЛАЙД 10
5.Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые можно взять из интернета, но они отличаются от наглядности тем, что в них всегда есть проблема. А фото - кейс – это фото из реальной жизни.
Этапы работы, над этими видами кейсов одинаковы.
В «Фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
СЛАЙД 11
Рассмотрим пример фото – кейса «Ты – предатель»:
Ребёнку предлагается для рассматривания фотография, сюжет которой отражает проблему среди воспитанников. В тексте к иллюстрации описывается совокупность событий: «Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе «Ты предатель!». Слава обиделся». В задании формулируется вопрос, в котором присутствует мотивация на решение проблемы. (Как ты думаешь почему Слава обиделся?)
Переходим к решению ситуации по этапам:
Рассматривая фотографию, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Далее представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса. Также в ходе работы дети могут быть поделены на группы.
На слайдах представлены примеры фото-кейсов и кейс-иллюстраций, которые также можно использовать в работе.
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
Кейс – анализ конкретных ситуаций.
Это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
- Цель метода – проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы воспитанников.
- Ситуация должна быть взята из практики или приближена к реальной жизни.
СЛАЙД 15
Рассмотрим пример кейс - ситуации под названием«Прощение».
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
-Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
-Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
-Этот, что - ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
-Что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Активизируем детей на дискуссию с помощью вопросов:
- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Далее исходя из этапов работы с кейсами вовлекаем детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. Идет презентация решений. На завершающем этапе воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания, находят оптимальный вариант решения кейса.
СЛАЙД 16
Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её. Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
СЛАЙД 17
Например, кейс-драматизация «Настоящие друзья».
Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»
Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрывание ситуаций: Предлагаем детям разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например, один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.
Дети обыгрывают ситуации.
В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
СЛАЙД 18
5.Рассмотрев наиболее популярные виды кейсов в работе с детьми дошкольного возраста можно сказать, что кейс-технологии обладают огромным развивающим потенциалом. Психологи - практики отмечают, что в случае целенаправленного и регулярного применения педагогами кейс-технологий на занятиях, у воспитанников лучше развита коммуникативная, эмоционально-волевая сфера, нормализуется уровень самооценки, происходит мотивация работы в команде, дети применяют полученные знания на практике в жизни. В целом все это повышает уровень психологического развития ребенка.
Практически любой психолог, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.Педагог может использовать технологию с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и на занятии.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование активных педагогических технологий в различных направлениях коррекционной работы с дошкольниками"
В презентации кратко представлен обобщенный опыт повышения эффективности работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения с помощью применения активных педагогических технологий. ...
«Использование компьютерно-информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»
Здесь представлен Индивидуальный план развития учителя-логопеда «Использование компьютерно-информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»...
«Использование компьютерно-информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»
Здесь представлен Индивидуальный план развития учителя-логопеда «Использование компьютерно-информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»...
Обучение навыкам соотнесения и различения в коррекционной работе с дошкольниками с РДА.
Навыки соотнесения и различения стимулов с формальной стороны являются необходимой предпосылкой для традиционного, принятого в нашей культуре обучения. В процессе развития ребенка эти навыки формируют...
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников из опыта рабты
Кейс-технология в ранней профориентации дошкольников....
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...
Всероссийский проблемный очно-заочный семинар-практикум «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активности, накопление словарного запаса и формирование предложений»
Участие во Всероссийском проблемном очно-заочном семинаре-практикуме «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активност...