Тренинг «Эмоциональное самосохранение»
материал по психологии

Рождествова Дарья Андреевна

При построении занятий использовались различные обучающие упражнения, чтобы создать логическую цепочку для каждой конкретной встречи с группой. Отметим, что профилактика синдрома выгорания должна быть комплексной и разнонаправленной. Основная профилактика выгорания - это знание о его существовании и самоконтроль. Следует отметить, что выгорание происходит быстрее при деформациях личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_em.vygoranie.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  • снизить уровень эмоционального выгорания;
  • повысить сплоченность коллектива;
  • познакомить педагогов с приемами саморегуляции;
  • создать условия для психологической и эмоциональной «разгрузки» учителей;
  • повысить стрессоустойчивость.

Целевая аудитория: учителя.

Количественный состав группы – от 10 до 15 человек.

Время проведения одного занятия: 1 академический час.

Длительность тренинга -  4 занятия (4 часа). Занятия проводятся один раза в четверть, на ШМО.

Форма проведения тренинга:

Круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнений в подгруппах.

Дискуссия в тренинге – это метод обсуждения, основанный на опыте группы. Этот метод, несомненно, наиболее важен для тренера, поскольку первый, групповое обсуждение основывается на опыте участников. Во-вторых, тренер находится в постоянном взаимодействии с участниками тренинга, и, наконец, любой другой метод тренинга всегда предполагает групповое обсуждение на том или ином этапе.

Содержание тренинга «Эмоциональное самосохранение» (Приложение Г).

Таблица 1

Тематический план тренинга

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

1

«Не гореть, а жить»

Цель: собрать педагогов и создать позитивный настрой для дальнейшего длительного взаимодействия в учебной группе, укрепить уверенность учителя в правильном выборе профессии, обучить действию и общению, стимулировать стремление к повышению профессионального уровня учителей и творческого потенциала каждого учителя.

1

2

«Сохрани себя»

Цель: улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья.

Задачи: снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение педагогического коллектива, формирование доверительного отношения друг к другу; осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий; осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; укрепление установки на позитивный настрой

1

3

«Я в ресурсе»

Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи тренинга: научить способам психической саморегуляции; снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения.

1

4

«Всё в моих рука»

Цель тренинга: повысить эмоциональный тонус учителей. Задачи тренинга: активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов; снизить уровень психического выгорания и эмоционального

напряжения.

1

При построении занятий использовались различные обучающие упражнения, чтобы создать логическую цепочку для каждой конкретной встречи с группой. Отметим, что профилактика синдрома выгорания должна быть комплексной и разнонаправленной. Основная профилактика выгорания - это знание о его существовании и самоконтроль. Следует отметить, что выгорание происходит быстрее при деформациях личности.

Для оценки эффективности мер по предотвращению профессиональной деформации учителей мы также провели контрольные тесты на эмоциональное выгорание учителей. На рисунке 4представлены сравнительные результаты формирования уровня эмоционального выгорания у учителей до и после тренинга.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

В результате диагностики мы отметили снижение эмоционального выгорания учителей, участвовавших в тренинге.

Следует отметить, что по результатам диагностики выявлено снижение степени эмоционального выгорания во всех подгруппах учителей. Однако эта программа оказалась особенно эффективной при работе с группами учителей с большим педагогическим опытом, где показатели эмоционального выгорания снизились больше всего, что свидетельствует об эффективности использования методов обучения для предотвращения и исправления профессиональных деформаций учителей.

В результате проведенной диагностики нами был выявлено снижение уровня эмоционального выгорания педагогов, принявших участие в тренинге.

Следует заметить, что успешное выполнение педагогом важнейших профессиональных функций возможно только при снижении уровня общего эмоционального выгорания, достаточной степени эмпатии и развития коммуникативных навыков, а также формировании положительной ориентации на результат профессиональной деятельности. Самодовольство как профессионала, в свою очередь, предотвращает возникновение деперсонализации и профессионального цинизма как форм выявления профессиональных уродств учителя, а также снижает общий уровень стресса и предотвращает возникновение резистенции и истощения.

Содержание тренинга «Эмоциональное самосохранение».

Занятие 1. «Не сгорать, а жить» (1 академический часа).

Цель: собрать педагогов и создать позитивный настрой для дальнейшего длительного взаимодействия в учебной группе, укрепить уверенность учителя в правильном выборе профессии, обучить действию и общению, стимулировать стремление к повышению профессионального уровня учителей и творческого потенциала каждого учителя.

Перед начало тренинга – экспресс-диагностика «Моё настроение» (стикеры 8 листов с цветами по Люшеру). Участники тренинга фиксируют своё эмоциональное состояние, оформляют личные бейдждики. (Отметьте, какому цвету соответствует настроение сейчас?)

  • Вступление (10 мин.)

Уважаемые коллеги, мы рады вас сегодня видеть. Здорово, что мы собрались таким тёплым кругом. Давайте познакомимся – коротко представьтесь и поделитесь своими ожиданиями от сегодняшнего мероприятия. Оля: «Меня зовут Ольга…. От сегодняшней работы я жду активности, удовлетворения, интересного общения». (Участники представляются по кругу). Спасибо, приятно познакомиться. Мы услышали все ваши ожидания. Экспресс-диагностика показала, что вы пришли сюда с …. настроением. Мы надеемся, что сегодняшнее практическое занятие на тему «Эмоциональное выгорания» будет вам полезно и интересно. Наш тренинг рассчитан на 1 академический час, в зависимости от того, как будет идти наша работа. Наша задача, просмотрев причины такого явления дать вам возможность получить ресурсное состояние.

  • Информационный блок (25 мин.)

Упражнение «Спичка». (Зажигается спичка). «Сгорел на работе» - до недавнего времени эти слова были только яркой метафорой, а сейчас это наша реальность. Это явление встречается среди профессионалов, работающих с людьми. Называется оно «синдромом эмоционального выгорания». Если вовремя не заняться собой, терпеть до последнего, то можно сгореть дотла, как эта спичка (показать сгоревшую спичку).

Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово выгорание (записано на доске вертикально). Участники в произвольном порядке называют свои ассоциации на каждую букву, ведущий записывает их на доске.

В – возбуждение, возмущение, волнение

Ы – взрыв эмоций

Г – горечь, грусть

О – обида, тоска

Р – раздражение, ревность, равнодушие

А – астения, апатия

Н - негатив

И - истерия

Е – стресс

2. Беседа о причинах эмоционального выгорания.

 - Как вы думаете, каковы причины эмоционального сгорания?  Участники по желанию высказывают свои версии, мы записываем в две колонки.

(Что вызывает это состояние? Какие факторы влияют? При каких условиях оно возникает? Что или кто провоцирует его нарастание?)

Вывод:

 - Вы заметили, что причины поделились на две группы? На ваш взгляд, на каком основании они разделены?

Вы совершенно правы. Есть причины внутренние: возраст, завышенные ожидания, уровень самооценки, самокритичность.

К внешним причинам относят: трудный контингент, высокая требовательность руководства, неблагоприятная атмосфера в коллективе.

Если внутренние причины поддаются корректировке, то внешние причины от нас не зависят. Их нужно принять как данность. Не зря говорят: «Если вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней».

  • Подведение итогов занятия (10 мин.)

Мы раздает педагогам цветные стикеры, на которых они записывают, что из их ожиданий исполнилось, чего удалось достичь, чего нового узнали. Если какие-то ожидания не исполнились или есть свои предложения, то их опять записывают на стикерах и прикрепляют на доску. В конце все дружно хлопаем и говорим: «Спасибо за работу! До новых встреч!».

Занятие 2 «Сохрани себя».

Цель: улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • сплочение педагогического коллектива, формирование

доверительного отношения друг к другу.

  • осознание стереотипов поведения и расширение репертуара

поведенческих стратегий.

  • осознание и принятие своих чувств
  • работа с негативными чувствами
  • укрепление установки на позитивный настрой

Перед началом мероприятия, все педагоги одевают свои бейджики.

  • Вступление (10 мин).

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами попробуем понять, почему наступает профессиональное эмоциональное выгорание, что сопутствует этому, что происходит с нами, когда мы приближаемся к этому состоянию, и кто каждому из нас может помочь избавиться от эмоционального выгорания.

Для начала давайте поприветствуем, друг друга, по кругу вспомним, что в сегодняшнем дне вас порадовало.

Анна: «Всем добрый день, сегодня я получила радостную новость, о том, что стала бабушкой!» и т.д. Спасибо всем за ответы, а теперь с позитивной волны начнем наше занятие.

  • Техника «Дыхание в кругу» (музыка - Кокосовый пляж) (5 мин).

Ещё одним хорошим способом саморегуляции являются техники дыхания. Давайте встанем в круг. Правую ладонь положите сверху на руку соседа, левую – снизу. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что с каждым вдохом через вашу правую ладонь проникает чистый свежий поток воздуха. Проходит через всё тело, проникает в каждый орган, наполняя живительной, тёплой, солнечной, искрящейся энергией все ваши клеточки. Вдох – поток течёт по телу. Оно свободное, чистое, лёгкое. Выдох и живая энергия выходит через вашу левую ладонь и течёт дальше по кругу. Прислушайтесь к дыханию стоящего рядом. Мы – единый организм и дышим в одном ритме, наполняем друг друга энергией, нежностью, любовью. Насладитесь этим состоянием. Медленный вдох справа – выдох слева.  Подарите друг другу тепло, покой, гармонию. Дышим вместе (пауза). Мысленно пожелайте соседу справа добра и поблагодарите соседа слева. Открываем глаза. Улыбнитесь друг другу. Наше тело свободное, лёгкое. Оно открыто для движения. Какое счастье – просто двигаться, ходить, дышать, смотреть. И мы сейчас ощутим всю прелесть движений, гармонию тела. Стеснительные могут закрыть глаза.

  • Упражнение «Лист визуализации» (по Гадецкому) музыка – Полнолуние (15 мин).

       Сядьте удобно, сделайте глубокий вдох, выдох. Вспомните приятный эпизод из своей жизни (отдых, море, праздник, природа, выходной с семьёй – всё, что вы захотите).

       Закройте глаза и полностью погрузитесь в своё воспоминание. Сделайте эту картину яркой, большой, расположенной совсем рядом. Изображение, которое вы видите объёмное, цветное. Оно как панорама обступает вас со всех сторон.

       Отчётливо услышьте звуки этой ситуации. Пусть этот эпизод представится вам настоящим живым фильмом, который разворачивается на ваших глазах.

       По мере того как это происходит вы можете всё больше и больше ощущать те эмоции, которые испытывали в тот момент своей жизни. Откройтесь им и дайте им свободно течь в вашем теле. Пусть они легко раскрываются внутри вас.

       Подумайте о том, какая особенная, позитивная энергия есть в этом эпизоде. Она наполняет вас. Думая об этом, начните вдыхать её. Пусть эта энергия попадает внутрь вместе с дыханием. Представьте – каждая ваша клеточка насыщается ею.

       Когда ваше переживание происходящего станет достаточно сильным, сожмите правый кулак.  Наслаждаясь этим фильмом своей жизни, запомните его во всех красках, звуках, запахах, чувствах. Пауза. Когда будете готовы вернуться к нам, открывайте глаза.

Обсуждение:

- Что вы почувствовали? Что увидели? Поделитесь. / Удалось ли вам представить? Что мешало?

Вы закрепили сейчас в себе сильное эмоциональное положительное состояние. Это ваш ресурс. И когда придёт какая-нибудь неприятность, просто совершайте два действия: сжимайте правый кулак и вспоминайте свой счастливый фильм в 3D.

  • Упражнение «Мои ресурсы» (музыка - Тайская) (10 мин).

Каждый из нас пользуется своими способами сохранения себя. Для дальнейшей работы можно объединиться в группы по цвету бейджиков это сделать удобно. Если кто-то желает - можно работать индивидуально. Давайте вместе составим как можно больше приёмов реальных, используемых вами способов помощи самой себе. Опирайтесь на те истощённые сферы, которые определились в листе диагностики. Всем ли понятно?

Список:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • здоровое питание;
  • спорт,йога плавание;
  • наблюдение за пейзажем за окном;
  •  баня, сауна;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • прогулки на свежем воздухе;
  • чтение книг;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • танцы;
  • встреча с друзьями, посиделки с родными;
  •  высказывание похвалы, комплиментов кому-либо (просто так).

Посмотрите, какая большая копилка у нас получилась. Как много возможностей помочь себе сохранить себя, свою гармонию.

  • Подведение итогов (5 мин.)

Делимся впечатлениями от занятия. Что для вас было новым? Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать уже завтра? Каждый участник в кругу отвечает на вопросы.

Занятие 3 «Я в ресурсе».

Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи тренинга:

  • научить способам психической саморегуляции;
  • снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения.
  • Вступление (7 мин.)

Рада вас снова видеть! На прошлых занятиях мы уже с вами познакомились. Предлагаю вам узнать друг друга еще ближе. Сейчас каждый из вас назовет три качества, которые характеризуют его как успешного педагога.

Всем спасибо за работу, каждый из индивидуален и каждый заслуживает, что бы его любили и уважали. Начнем наше занятия сегодня с творческой ноты.

  • Упражнение «Я ценна» (арт-терапия) (музыка Шведова) (10 мин).

Сейчас мы сделаем символ своей ценности. Но его мы нарисуем на своей руке красками. Наше творчество будет сопровождаться медитацией. Вдумайтесь, вслушайтесь в неё.  Не торопитесь, прислушайтесь к себе, своим чувствам. Раскрасьте каждый пальчик, каждый сантиметр своей ладошки. Когда вы закончите, сделайте отпечаток своей ладони на листе с утверждением «Я ценна!». Напишите его. Украсьте свой рисунок, его пространство. Добавьте то, что вы захотите. Может это будут образы, или слова. Доверьтесь своим чувствам. Займите отдельное от всех, удобное место. Желательно во время этого упражнения не общаться друг с другом.

Итог:

Посмотрите, что получилось. Отпечаток далёк от совершенства: трещинки, где-то палец не отпечатался. Но это вы. И вы нужны миру такие, какие есть. Пусть этот символ будет с вами, радует глаз и будет говорить: «Ценна сегодня, без оговорок, без условий. И всё! Всё начинается с любви к себе!»

И обязательное домашнее задание. В течение недели вы каждый день говорите себе: «Я ценна!» и вспоминайте те приятные моменты, которые мы вместе пережили сегодня.

  • Упражнение «Цыганочка» (музыка - Цыганочка) (5 мин).

Все процессы, происходящие на уровне психики, обязательно отражаются и в теле, создавая зоны напряженности. Так называемые блоки или мышечные зажимы.

Вместе с движениями уходят зажимы. Блоки. Движение дарит нам свободу, творчество, полёт, удовольствие.  И так вместе с телом оживает наша женственность, сексуальность, гармоничность, грациозность. Мы уникальны, неповторимы. Всё начинается с любви к себе.

  • Упражнение «Я - высказывания» (8 мин).

Напишите три фразы, начинающиеся со слов «Я должен….» А теперь три предложения: первое начинается со слов «Я не могу…» Второе «Я не хочу….» и третье « Я боюсь….» Теперь попробуем поменять глаголы в наших высказываниях. Все фразы «Я должен… меняем на «Я выбираю…»; Фразу «Я не могу… на «Я не хочу…»; Фразу «Я боюсь…» на фразу «Я хотел бы…». «Я не хочу… оставляем не изменой. Может ли кто – то поделиться тем, что у него написано? (зачитываются фразы) Первые фразы отрицают способность быть ответственным, поэтому как можно меньше используйте их в своей жизни, изменяя свой язык, вы сможете сделать шаг к повышению ответственности за свои мысли, чувства и действия. Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережем, накапливаем. А в конфликтах предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Это тоже один из мешающих моментов, чтобы чувствовать себя комфортно. Попробуем освободиться от своих обид.

  • Упражнение «Два круга» (музыка - Утренний восход) (5 мин).

Задание внутреннему кругу: «Слушать музыку, мечтать по максимуму, пусть даже в самых нескромных картинках».

Задание внешнему кругу: «Помогать мечтать внутреннему кругу, слегка касаясь, массируя, поглаживая сидящего – плечи, волосы, голова. Подарить им поддержку, хорошее пожелание». По 1 минуте на каждого. Всего по числу сидящих.

Обсуждение.

  • Заключение (10 мин).

Наше занятие подошло к концу. Поделитесь своим состоянием. Изменилось ли ваше настроение? Чем для вас работа сегодня была полезна, интересна? (участники по желанию высказывают мнения).

Мы желаем вам хорошего настроения, успехов. И помните: работа – это только часть нашей жизни, которая прекрасна и удивительна.

Занятие 4 «Всё в моих руках».

Цель тренинга: повысить эмоциональный тонус учителей.

Задачи тренинга:

  • активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов;
  • снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения.
  • Вступление (7 мин.)

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Рада вас снова видеть и очень жаль, что скоро нам придется с вами попрощаться, но я надеюсь, для вас это был приятный опыт поработать с самим собой, с коллегами, узнать себя лучше и сделаете выводы. Мы хотим пожелать вам быть «бабочкой», которая олицетворяет развитие души, преодоление различных трудностей, свободный полет, что-то новое и удивительно прекрасное.

  • Упражнение «Создание своей уникальной бабочки» (10 мин).

Возьмите из коробки цветную бумагу, краски, фломастеры, ножницы, клей и нарисуйте или вырежете бабочку. Украсьте её по желанию, представьте, что это ваши эмоции, чувства, желания. Эта бабочка – это вы, такая же свободная, красивая, готовая порхать над каждым цветком.

  • Упражнение «Релаксация» (музыка- звуки природы) (7 мин).

Сядьте удобно, сделайте глубокий вдох, выдох, закройте глаза

Представьте летний день, вы находитесь на большой, светлой от солнца полянке. От цветов исходит изящный аромат. Вас ничего не тревожит и не беспокоит, вы абсолютно свободны от всех занятий, проблем. Прямо перед вами вы видите очаровательную бабочку, порхающую от цветка к цветку. Теперь представьте, что эта бабочка – вы, у вас красивые и большие крылья. Почувствуйте, как крылья легкими движения двигаются вверх и вниз. Вы свободны в полете, вот вы летите над этой полянкой и видите множество красивых цветов. Найдите глазами свой самый любимый цветоки постепенно начинайте к нему приближаться. Почувствуйте его душистый аромат. Медленно и плавно вы садитесь на любимый цветок, запах все усиливается. Вдохните ещё раз этот аромат... и откройте глаза.

Скажите, что вы сейчас чувствуете?

Спасибо вам за работу!

  • Работа с метафорическими картами (20 мин).

1 техника «Рост после разрушения».

 Метафорические карты «Преодоление».

Ведущий предлагает участнику перетасовать колоду и, не открывая карты, разделить ее на четыре стопки. Затем он просит игрока вспомнить какой-нибудь пример стресса, кризиса или травмы из его жизни. Ведущий предлагает участнику открывать верхнюю карту каждой из стопок, относясь к картам каждой стопки, как отвечающим на следующие вопросы:

Первая стопка – Что Вы потеряли в этом кризисе?

Вторая стопка – Чем Вы были готовы пожертвовать?

Третья стопка – Что Вы приобрели в результате данного события?

Четвертая стопка – Что бы Вы хотели приобрести в результате пережитого?

Примечание: если одной карты из какой-либо стопки недостаточно для ответа на поставленный вопрос, или какая-нибудь карта не соответствует переживаниям участника, то он может по своему усмотрению открывать дополнительные карты из соответствующей стопки.

2 техника в работе с кризисными ситуациями «Развилка».

Кризисные ситуации заставляют нас остановиться и задуматься. Благодаря им, мы можем пересмотреть свое прошлое, открыть в себе дремлющие возможности, прояснить свои мечты и ожидания, придумать новые творческие подходы для решения проблем. Эта техника способствует переоценке ценностей во время кризиса и выбору правильной дороги для выхода из него.

  1. Карты СОРЕ перетасовываются и выкладываются на стол рубашкой вверх.
  2. Клиент концентрируется на своей проблеме и вытягивает вслепую пять карт.
    Открывайте ваши карты одну за другой:
  • Первая карта - описывает вашу кризисную ситуацию.
  • Вторая карта -  означает корень проблемы из вашего прошлого.
  • Третья карта - описывает ваши ожидания в создавшейся ситуации.
  • Четвертая карта  - показывает, какими ресурсами вы располагаете для

разрешения создавшейся ситуации.

  • Пятая карта - демонстрирует решение таким, каким оно вам видится

сейчас.

Теперь все ваши дороги раскрыты перед вами. Вам предстоит решить, в каком направлении вам двигаться и что вам поможет в дальнейшем путешествии.

Выберите из оставшейся колоды вслепую одну карту и решите, куда бы вы хотели положить ее, чтобы узнать, в каком направлении вам стоит идти и что вам необходимо для достижения вашей цели.

  • Подведение итогов (5 мин).

Что нового вы узнали за время занятий? Какие методики, техники были эффективны? Как поменялось ваше отношение к работе, к себе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг:"Эмоциональная компетентность в работе руководителя образовательного учреждения"

Цель:1.                Познакомить руководителей с понятиями «эмоциональная компетентность», «профессиональная деформац...

Тренинг "Эмоциональное благополучие педагога"

Данный тренинг способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Направлен на формирование положительн...

тренинг эмоциональное выгорание

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....

Тренинг «Эмоциональная готовность педагогов к исследовательской деятельности»

Эмоциональная готовность исследовательской деятельности регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой явля...

Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»

Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и с...

Тренинг "Эмоциональное выгорание - время ресурса"

Что такое "эмоциональное выгорание?" Как справляться? Техники и способы эмоциональной саморегуляции....

Методическая разработка Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»

Коррекционный тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»В современном мире людям приходится жить в режиме цейтнот и постоянного эмоционального напряжения, поэтому синдром эмоциональ...