Преемственность начальная школа - средняя школа.
методическая разработка по психологии (5 класс)
Мною рассмотрена преемственность как последовательность в целостном учебном процессе, где на каждой новой ступени продолжается закрепление, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предыдущих ступенях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ 4 – 5 КЛАССЫ
УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ (особенности и общность учебных программ, ФГОС (приемы, методы, новые технологии)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
(учет возрастных особенностей, трудности переключения с 11 на 5,
учет особенностей общения учитель- ученик, учитель и класс,
учет индивидуальных особенностей каждого ученика, особенностей коллектива,
единые требования учителей 5 классов)
СИСТЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
- Определение состава учителей 5 классов.
- Посещение уроков (учителя идут в начальную школу).
Цель: ознакомление со стилем преподавания (как организует класс, как общается, что требует), с особенностями класса (работоспособность, познавательная активность, особенности усвоения материала, поведения, активность).
- Встреча учителя начальной школы с учителем средней по поводу посещенных уроков.
- Учителя средней школы вырабатывают единую систему требований к ученикам 5 класса.
- Психологи знакомят учителей с особенностями возраста, перехода на новую ступень.
Психологи составляют психологический портрет класса и каждого ученика. Для этого используются методики:
ДУСМШ (умственные способности мл.шк.).
Цели и задачи исследования:
С помощью данной системы диагностических методик можно получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ученика, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесса.
На основании данных исследований в течение
ряда лет при систематической работе с тестом прослеживаем
динамику развития общих способностей
учащихся за период обучения в начальной школе.
Методика «Определение ведущего типа памяти».
Цель: определение преобладающего типа памяти.
«Исследование быстроты мышления.»
Цель: определение быстроты мышления и подвижности
нервных процессов.
Тест «Интеллектуальная лабильность»
Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
«Карта интересов для младших школьников.»
Цель: получение первичной информации о направленности интересов младших школьников.
Методика «Хорошо ли в школе?»
Тест школьной тревожности Филипса.
Цель: определение уровня тревожности школьной тревожности учащихся
Тест «При переходе в среднее звено»
«Рисунок семьи»
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
- Контрольные работы по предметам.
Цель: сформированность знаний за курс начальной школы и готовность к обучению в средней школе. Эти работы составляются вместе начальной и средней школой. (что хотят увидеть для себя учителя средней школы).
Анализ этой работы позволит обозначить и корректировать пробелы в знаниях.
- Сбор информации и ее объединение по каждому ученику (пед. и псих.).
- Родительское собрание «Особенности перехода в среднее звено».
Ознакомление с особенностями этого периода, с особенностями содержания и методами обучения, знакомство с учителями, знакомство с единой системой требований).
Дети стали пятиклассниками.
- Входные диагностические работы. Цель: степень сохранности ЗУНов за курс начальной школы).
- Посещение уроков администрацией и психологами.
Цель: контроль за соответствием уровня требований учителей возрастным особенностям, за единством требований).
- Составление общего для всех предметов графика контрольных работ для исключения перегрузки детей.
- Определение единого объема домашнего задания.
- Психологи проводят:
в период адаптации:
Тест школьной тревожности Филипса.
Цель: определение уровня тревожности школьной тревожности учащихся. Сравниваем с 4 классом.
Социометрия.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Мониторинг.
Интеллектуальная сфера. ГИТ
Цель: оценка эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы, изучение причин неуспеваемости и пр.
В течении уч.года.
Методика «Определение ведущего типа памяти».
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Исследование быстроты мышления.
Цель: определение быстроты мышления и подвижности
нервных процессов.
Тест «Интеллектуальная лабильность»
Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
Мотивация.
Методика «Хорошо ли в школе?»
Методики повторяются, поэтому можно сравнить с 4 классом.
- Контрольные работы уже по материалу 5 класса.
КОНЕЦ 1 ЧЕТВЕРТИ, ТРИМЕСТРА (ЛУЧШЕ КАНИКУЛЫ).
«Круглый стол» администрация, учителя 5 классов, психологи со всеми своими результатами (работ, тестов). Обсуждают успешность адаптации, дальнейшее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преемственность математического образования начальной и средней школы"
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....
Преемственность начального и среднего звена. Адаптация пятиклассников в основной школе.
Школа в помощи родителям....
О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой
Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....
Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе.
В данной презентации выявлены проблемы, с которыми сталкиваются в 5 кл, и предоставлены пути реализации данных проблем....
презентация по теме "Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе"
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние год...
Преемственность начальной и средней школы
Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе....
Планирование работы по преемственности начальной и средней школы
Планирование работы по преемственности начальной школы и средней школы на учебный год...