Преемственность начальной и средней школы
статья (5 класс) по теме
Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность начальной и средней школы.
Выступление на педсовете 12.04.2012 года.
Классный руководитель 6 «В» класса, учитель математики Дрига Е.В.
Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе связана с существенными изменениями в их учебной деятельности.
- Увеличением количества предметов с одновременным их усложнением.
- Переходом от основного учителя к учителям предметникам и к системе классного руководства.
- Появлением кабинетной системы.
- Спецификой возрастного переходного периода.
Ребенок вышел из начальной школы, его стали называть подростком. Подростковый возраст (от 10 до 15 лет), переломный, время бурного развития.
Для первого этапа подросткового периода, перехода детей из начальной школы в среднюю, характерно:
- Активность центральной нервной системы нарастает, но не наступила физиологическая перестройка
- подростки не способны к самоконтролю, и критическому отношению к себе и окружающим.
2. В нервных центрах преобладает возбуждение над торможением.
- подростки не всегда верно реагируют на обращение к ним взрослых, сверстников;
- родители жалуются, что их ребенок стал бесчувственным и равнодушным;
- на порицание бурно возмущается и раздражается;
- на просьбу взрослого могут ответить отказом в грубой форме;
3. У девочек выражены изменения эмоционального плана.
- они становятся обидчивы, могут заплакать;
- часто меняется настроение;
4. У мальчиков меняется поведение.
- они становятся шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями;
- не могут усидеть на месте, постоянно вертятся;
Это есть противоречия развития детей.
На практике мы с вами каждый день это наблюдаем. И мой класс не исключение. Расскажу о проблемах, с которыми столкнулась я. В 6 «В» классе 23 человека.
По социальному составу класс сложный:
-воспитываются в неполных семьях 15 человек;
-из них 6 детей воспитывают матери-одиночки;
-7 детей воспитывают матери, находящиеся в разводе;
-у одного ребенка отец пропал без вести;
-другой ребенок находится на опекунстве (мать лишена родительских прав);
-одна девочка из многодетной семьи;
-один мальчик -инвалид.
Родители учащихся по составу, в основном, рабочие и служащие, высшее образование имеют только 7 человек.
При переходе в среднюю школу, на мой взгляд, класс был слабо организован, вследствие чего возникало множество конфликтов различного характера (особенно среди мальчиков), упала успеваемость. Из 15 мальчиков 12 отличались особенной активностью и агрессивностью по отношению к друг другу и окружающим.
Проанализировав возникшие проблемы, я стала искать пути решения:
-в сентябре прошлого года студентами психологического факультета Университета Российской Академии образования было проведено социометрическое исследование о межличностных отношениях сложившихся в 5 «В» классе. Были выявлены лидеры: Настя и Егор. Изолированный участник, не имеющий положительных взаимоотношений с другими учащимися – Миша. Остальные дети занимают серединное положение межличностных отношений. Полученные результаты я использовала в дальнейшем обучении и воспитании подопечных.
-на уроках использовались игровые моменты для сглаживания разницы в организации учебного процесса в начальном звене и в средней школе. Подростки с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава, что было использовано мною при подготовке и проведении открытого урока, внеклассного мероприятия на предметной недели математики.
-мною были подготовлены и проведены классные часы на темы:
«Правила поведения в школе, на уроках и переменах»
«Права и обязанности школьников»
«Что такое настоящая дружба»
«Отношение к девочке, к женщине»
«Мир моих увлечений»
«Душевность и бездушие»
-также дети были сориентированы на самостоятельное проведение творческих классных часов. В ходе проведения мероприятий были достигнуты запланированные результаты, но что-то и не получилось.
-проводилась совместная работа над выпуском газет, подготовка к общешкольным мероприятиям («Осенний бал», «Безопасное колесо», «Минута славы»), которая сплачивала коллектив, так как участвовало много детей незадействованных в конкретном мероприятии.
-посещение уроков русского языка и литературы, где были большие проблемы с дисциплиной и успеваемостью.
-постоянный контакт с родителями проблемных учеников (индивидуальные беседы, связь по телефону).
-посещение семей трудных детей. В решении этой проблемы мне очень помогли заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог. Вместе с Ириной Алексеевной мы посетили семьи Кирилла и Ильи в 5 классе. А с Валентиной Ивановной – Кирилла и Михаила в 6 классе.
-мною осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку и индивидуальные беседы с родителями в тесном взаимодействии с учителями – предметниками на основе единых требований к учащимся.
-обращалась за помощью к школьному психологу
-старалась, как можно больше детей вовлечь в различные кружки с помощью родителей.
-на родительских собраниях проводила диагностические методики изучения семей учащихся. Конкретно, анкетирование среди родителей на тему: «Портрет моего ребенка», с целью лучше познакомиться с особенностями детей.
-ведется работа с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем:
а) в 5 классе переведены на индивидуальное обучение двое учащихся;
б) в 6 классе один ребенок.
Немаловажную роль в комфортности перехода детей с одной ступени на другую играет преемственность традиций, что я пыталась максимально соблюсти. Это:
-совместные праздники, огоньки;
-выпуск тематических классных газет;
-походы на природу;
-олимпиадные недели;
-консультации слабоуспевающих;
-коллективные поздравления именинников и т.д.
Понимая значимость этих традиций в жизни детей, я стремилась сохранить их и продолжить в 5 классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.
Большинство проблем удалось решить, но некоторые остались.
Конкретно:
- Хромает дисциплина у двух учеников .
- Один ученик не желает посещать школу вообще.
Я продолжаю работать с классом и надеюсь, с помощью коллег и школьной администрации мне удастся преодолеть все трудности.
Предложения:
-провести интегрированные уроки учителю начальных классов с учителями – предметниками, что поможет ребятам спокойно преодолеть страх при переходе с начального звена в средний;
-совместная работа учителей начальных классов и учителей - предметников повысит успеваемость и даст положительный результат для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преемственность математического образования начальной и средней школы"
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....
Преемственность начального и среднего звена. Адаптация пятиклассников в основной школе.
Школа в помощи родителям....
О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой
Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....
Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе.
В данной презентации выявлены проблемы, с которыми сталкиваются в 5 кл, и предоставлены пути реализации данных проблем....
презентация по теме "Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе"
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние год...
Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой
По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...
Планирование работы по преемственности начальной и средней школы
Планирование работы по преемственности начальной школы и средней школы на учебный год...