2. Психолого-педагогический консилиум в образовательной организации.
презентация к уроку по психологии
Современные исследования показывают, что от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы по тем или иным причинам испытывают затруднения в обучении, то есть считаются неуспевающими.
Преодоление неуспеваемости школьников - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Требуются новые знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела,курса, учебной четверти, полугодия, года.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.
Известные психологи и выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Внешними причинами неуспеваемости являются:
1)В первую очередь социальные причины, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
2)К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т. д.).
3)Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д.
Итак внешние причины:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса.
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
Внутренние причины неуспеваемости:
1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
2)К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.
3) К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
4)И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще : "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:
1. Дефекты здоровья современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.
3. Отсутствие мотивации к учению.
4. Слабое развитие волевой организации ученика.
Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
Многие трудности в учёбе образуют своего рода “порочный круг”, в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего учителю, совместно с психологом, нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребёнку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться.
Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Поздняя неуспеваемость появляется в основной школе.
Если ранняя неуспеваемость связана с вышеперечисленными причинами, то поздняя неуспеваемость вызвана другими причинами.
При переходе в основную школу в число неуспевающих школьников могут попасть не только те дети, которые плохо учились в начальной школе, но и успешные в учебе дети.
Это связано с 2 причинами:
в среднем звене значительно усложняется учебная программа, предметов становится больше, требования к детям значительно возрастают; очень часто из-за больших нагрузок мотивация к учебной деятельности резко снижается и успеваемость падает;
переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса с учебы на общение со сверстниками.
3) часто бывают случаи, когда учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся (музыка, спорт или что другое)
Чаще всего говорят о неуспеваемости в начальной школе, так как этот период является очень важным для развития ребенка (как интеллектуального, так и личностного). В начальной школе ребенок наиболее восприимчив к педагогическому и воспитательному воздействию. Если упустить сензитивные возможности этого возраста, то в дальнейшем будет уже намного сложнее исправить огрехи его обучения и воспитания
Теперь поговорим о классификации неуспевающих школьников.
В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.
По мнению психолога , можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.
Типы неуспевающих учеников:
1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.), сочетается с положительным отношением к учению. Хочу учиться, но не могу.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. Могу учиться, но не хочу.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Не могу учиться и не хочу.
В заключении хотелось бы отметить, что проблема неуспеваемости школьников не нова. Ее изучением давно занимаются и педагоги и психологи, но к сожалению четких рекомендаций о том, как с этой проблемой справиться до сих пор нет.
Исследователи сходятся лишь в одном – в работе с неуспевающим школьником нужны:
- знание причин, которые привели к трудностям в обучении:
- индивидуальный подход к ребенку, создание ситуации успеха и опора на его сильные стороны. Ну а в остальном все зависит от педагогов, которые работают с ребенком.
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике.
Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогический консилиум в образовательной организации. | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогический консилиум в образовательной организации
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
Форма взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность , с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Психолого - педагогический консилиум Логопед Социальный педагог Учителя Психолог Зам. директора по УВР и ВР Директор
Создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Цель психолого-педагогического консилиума
Выявление трудностей в освоении образовательных программ , особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи , создания специальных условий получения образования; Контроль за выполнением рекомендаций психолого-педагогического консилиума. Задачи психолого-педагогического консилиума
ППК Нарушение коммуникативных навыков Нарушение поведения Несформированность учебных навыков Низкая мотивация Особенности физического развития Низкая успеваемость Низкая успеваемость
Индивидуальный план занятий Дополнительные занятия по предметам вызывающим трудности Дополнительные занятия по обучению русскому языку для детей-мигрантов Занятия с педагогом-психологом Занятия с учителем-логопедом Сокращение учебной недели
Обучение по ООП Продолжение работы по индивидуальному плану Представление ППк на ребёнка для ТПМПК Мониторинг проведённой работы
Направляем ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута только когда использованы все возможности образовательного учреждения.
ТПМПК Дети, испытывающие трудности в обучении Дети с особыми образовательными потребностями Другие категории детей (по запросу участников образовательного процесса) Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети-инвалиды Дети-мигранты Дети, испытывающие трудности в адаптации Дети с девиантным поведением
Категория детей с ОВЗ Варианты программ глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 слабослышащие 2.1, 2.2, 2.3 слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 с тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2 с нарушениями ОДА 6.1 , 6.2, 6.3, 6.4 с задержкой психического развития 7.1 , 7.2 с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В ар . 1 В ар . 2
ООП Основная образова тельная программа Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ АООП Адаптированная образовательная программа Разрабатывается педагогом-психологом Одна из составляющих ООП/АООП ребенка с ОВЗ На основе заключения ТПМПК, заявления родителей В соответствии с результатами предварительной психологической диагностики ребенка с ОВЗ Согласовывается ППк , утверждается директором ОУ На начальной ступени образования (1-4 класс ), после получения заключения ТПМПК, составляется ежегодно до следующей ступени образования С 5 класса для реализации индивидуального ПП сопровождения детей с ОВЗ заключение ТПМПК должно предоставляться ежегодно Содержит учебный план, календарный график, учебные программы по предметам и иные компоненты ( программы коррекционных занятий от педагога-психолога , учителя-логопеда, учителя-дефектолога, внеурочной деятельности, духовно-нравственного развития и пр. ) При АООП по ФГОС образовательное учреждение должно обеспечить 5 часов коррекционно-развивающих занятий в неделю каждому ребенку с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями ТПМПК – учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"
материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...
Психолого-педагогическое сопровождение в моей образовательной программе.
В документе рассмотрен психологический аспект, заложенный в образовательной программе педагога дополнительного образования СПБ ГОУ ДДТ Петродворцового района, руководителя детского ансамбля "Народная ...
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...
Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательной организации
В статье рассматривается основная документация специалистов, этапы работы, взаимодействие участников образовательного процесса....
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации.
Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение ребенка?...
Статья «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»
. Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного ...