Буллинг в школе. Индивидуальная работа с подростком.
статья по психологии
Травля или буллинг - нередкая, к сожалению, проблема в детских коллективах. Для начала важно понять, что травля – это психологическое насилие членов коллектива над одним или несколькими другими членами. Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия. Травля – это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буллинг в школе. Индивидуальная работа с подростком. | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Буллинг в школе. Индивидуальная работа с подростком.
Травля или буллинг - нередкая, к сожалению, проблема в детских коллективах. Для начала важно понять, что травля – это психологическое насилие членов коллектива над одним или несколькими другими членами. Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия. Травля – это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии. Как понять, что ребёнок подвергается травле?
Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности. Поведенческие особенности:
Эмоциональные особенности:
Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и ребенка. Объектом травли в коллективе может стать практически любой ребенок. Когда мне пришлось столкнуться с такой проблемой в школе, объектом стал подросток (физически слабый) О такой проблеме в коллективе я узнала от классного руководителя. Работа в таких ситуациях должна вестись не только с жертвой и не столько с жертвой, сколько с коллективом. И первое, что я сделала – пошла в этот коллектив с занятием, которое было направленно на профилактику буллинга в школьной среде. Задачи профилактического занятия:
В комплексную работу по профилактике буллинга входит не только работа с подростками, но и с родителями. Которые, к сожалению, достаточно часто относятся к этому равнодушно, в духе «сам разберешься» (и уж совсем плохо, если – «ты сам виноват в том, что тебя травят»). До родителей необходимо донести следующее: - травля – проблема не только жертвы и не столько жертвы, сколько агрессоров и всего коллектива; - нельзя замалчивать это и закрывать на это глаза, такое недопустимо; - травля оказывает огромное негативное влияние на всех участников, на жертву – в первую очередь; - ребенку нужно предоставить всю помощь и поддержку, на которую способна семья, это может стать самым лучшим ресурсом, который только есть. Занятия с несовершеннолетним проходили индивидуально с письменного согласия законного представителя. При работе я использовала следующую схему профилактических занятий. 1 этап направлен на нейтрализацию негативных эмоций Подростку на первых двух занятиях нужно просто «Выговориться» . Это помогает снять напряжение , выплеснуть негативные эмоции., Одним словом подросток просто «выпускает пар». Я использовала такие техники как («пустой стул», «дыхательные упражнения и упражнения для расслабления. И мне на первом этапе индивидуальной работы с подростком для установления контакта очень помогли метафорические ассоциативные карты «Я и все – все – все» и техника «Расскажи историю» . Почему я работаю именно с этими ассоциативными картами: Много сцен с детьми, Различные комбинации с ценами из жизни, Картинки с разным настроением, При работе с этой колодой можно почувствовать себя в безопасности, Конфликтные ситуации прорисованы «Мило» и поэтому с ними легко работать, если человек закрыт.
2 этап направлен на поиск ресурсов После снятия напряжения, прежде чем идти дальше, следует обсудить с подростком имеющиеся у него ресурсы. Для поиска ресурсов можно использовать МАК – любую ресурсную колоду. Я использую в своей работе «Я и все-все-все» и упражнение «Мои ресурсы» Подросток выбрал карту, которая ему понравилась. Затем рассказал о том, какие внутренние и внешние ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций у него есть. 3 этап направлен на работу с самооценкой Сейчас мы как раз находимся с подростком на 3 этапе. И мы выполнении упражнение «Самого себя любить» Цель: научить подростка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Поскольку у жертв травли часто и очень сильно страдает самооценка, ее нужно поднять до адекватного уровня. Здесь можно использовать любые техники, направленные на формирование адекватной самооценки: «Самого себя любить», Раскрась свои чувства, «Что я знаю о себе»….. На 3 этапе можно и нужно подключить родителей и педагогов (и попросить о том что бы больше хвалили ребенка) . 4 этап направлен на формирование навыков уверенного поведения. Арсенал техник широк. Я запланировала упражнение «Три портрета» (нужно нарисовать человека: уверенного в себе, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности) и упражнение «Перспектива» 5 этап направлен на разбор ситуации, принятие дальнейшего решения Когда будет снято напряжение и подросток будет более – менее уверен в себе, можно приступать к проработке дальнейших действий. Я запланировала работу в технике «Плюсы и минусы» . Можно будет дополнить МАК так как работа будет с акцентом на эмоции. Промежуточные результаты профилактической работы имеют положительный эффект:
О конечном результате говорить еще рано, запланирована поэтапная работа с классом и родителями.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
План индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам из дома
План индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам из дома...
«Организация индивидуальной работы с учащимися при подготовке к ГИА по математике с учетом психологических особенностей подростков».
презентация об организации подготовки к ГИА по математике...
«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков
laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...
Индивидуальная работа с обучающимися по формированию половой культуры у подростков с ограниченными возможностями
Половое воспитание – система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.Задачи полов...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...
Программа индивидуальной работы с подростками с суицидальным риском
Для работы с учащимися с риском суицидального поведения...