Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПрофParty»
рабочая программа по психологии (9 класс)
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе программы "Твоя профессиональная карьера" под общей научной редакцией член - корреспондента педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой (М., Просвещение, 2019.).
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место в обществе занимает сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся, ориентироваться в сложном мире труда, призван новый экспериментальный курс "Твоя профессиональная карьера".
Цели курса:
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе практических занятий.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Курс состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение "образа Я", мира труда и профессий. Практическая часть представляет собой применение диагностических и развивающих методических процедур.
Общее количество часов, отводимое на курс, - 9 часов в 9 классе.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных и психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, объединения, учебные заведения.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, "Круглый стол", индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, профориентационные игры, составление и решение кроссвордов.
В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знаний, а именно "знания о самом себе", выступает развивающая психодиагностика.
Использование комплекса психологических методик, развивающих и активизирующих игр направлено на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся и обеспечения их психологического развития.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои возможности и склонности с требованиями, предъявляемыми человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_profparty_2022.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2. г. Советский»
«Согласовано» «Утверждаю»___________
на заседании методсовета директор МБОУ СОШ №2
заместитель директора Котикова Л.Ф.
по ВР «31» августа 2021 г.
___________________
Ф.И.О.
«28» августа 2021 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ПрофParty»
(наименование курса внеурочной деятельности)
социальное
(направление курса внеурочной деятельности)
основное общее образование, 9абвг
(уровень образования, класс)
Усманова Ирина Викторовна, заместитель директора по УВР
Куртеева Екатерина Владимировна, педагог-психолог
(Ф.И.О. педагога, должность)
г. Советский
2021 год
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе программы "Твоя профессиональная карьера" под общей научной редакцией член - корреспондента педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой (М., Просвещение, 2019.).
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место в обществе занимает сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся, ориентироваться в сложном мире труда, призван новый экспериментальный курс "Твоя профессиональная карьера".
Цели курса:
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе практических занятий.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Курс состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение "образа Я", мира труда и профессий. Практическая часть представляет собой применение диагностических и развивающих методических процедур.
Общее количество часов, отводимое на курс, - 9 часов в 9 классе.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных и психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, объединения, учебные заведения.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, "Круглый стол", индивидуальные и групповые беседы, описание профессий, профориентационные игры, составление и решение кроссвордов.
В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знаний, а именно "знания о самом себе", выступает развивающая психодиагностика.
Использование комплекса психологических методик, развивающих и активизирующих игр направлено на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся и обеспечения их психологического развития.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои возможности и склонности с требованиями, предъявляемыми человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда. Целенаправленно указанные задачи в условиях общеобразовательной школы призвана решать образовательная область «Технология», а одним из методов их решения является профессиональная проба.
Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
• даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
• моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
• определяется уровень их готовности к выполнению проб;
• обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.
В этой связи особенностями профессиональной пробы являются:
1. Диагностический характер пробы, т. е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
2. Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.
3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.
4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.
5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
1. Слушание объяснений учителя.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Самостоятельная работа с тестом.
4. Работа с научно-популярной литературой.
5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
6. Написание мини-проектов
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
2. Просмотр учебных фильмов.
3. Анализ таблиц, схем.
4. Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
1. Работа со схемами.
2. Выполнение практических работ.
3. Сборка информации.
4. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
5. Проведение исследовательского эксперимента.
Формы организации занятий
фронтальная,
индивидуальная и групповая:
парная форма учебной работы,
кооперативно-групповая учебная деятельность,
дифференцированно - групповая,
индивидуально-групповая форма
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ TРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы:
∙ соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
∙ составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
∙ использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
∙ анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
∙ пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
∙ развить самостоятельность;
∙ оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
∙ систематизировать, анализировать полученные данные;
∙ освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Учащиеся:
1. Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
2. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.
3. Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол – во часов | Компетентности обучающихся |
Человек в новых социально-экономических условиях. | 5 | Представление о познавательных процессах и условиях их развития. Сформировавшееся понятие о сфере услуг, маркетинге, менеджменте и малом бизнесе. Умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях. Понятие рынок, его функции, структура. Спрос и предложения, методы их регулирования. Типы профессиональных училищ, институтов, условия приема и обучения в них. Личностный профессиональный план. | |
Человек среди людей. | 4 | ||
Всего часов | 9 |
Календарно-тематическое планирование 9а класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол – во часов | |
план | фактически | |||
6.09 | 6.09 | Как выбрать профессию? Что влияет на выбор профессии? | 1 | |
13.09 | 13.09 | Темперамент и профессия. Определение типа темперамента. | 1 | |
20.09 | 20.09 | Классификация профессий. Многообразие мира профессий | 1 | |
27.09 | 27.09 | Профессия, специальность, должность | 1 | |
4.10 | 4.10 | Игровые упражнения «Многообразие мира профессий» | 1 | |
11.10 | 11.10 | Современный рынок труда | 1 | |
18.10 | 18.10 | Пути получения профессии | 1 | |
8.11 | 8.11 | Встреча с успешными людьми | 1 | |
15.11 | 15.11 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9б класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол – во часов | |
план | фактически | |||
1 | 22.11 | 22.11 | Как выбрать профессию? Что влияет на выбор профессии? | 1 |
2 | 29.11 | 29.11 | Темперамент и профессия. Определение типа темперамента. | 1 |
3 | 6.12 | 6.12 | Классификация профессий. Многообразие мира профессий | 1 |
4 | 13.12 | 13.12 | Профессия, специальность, должность | 1 |
5 | 20.12 | 20.12 | Игровые упражнения «Многообразие мира профессий» | 1 |
6 | 27.12 | 27.12 | Современный рынок труда | 1 |
7 | 10.01 | 10.01 | Пути получения профессии | 1 |
8 | 17.01 | 17.01 | Встреча с успешными людьми | 1 |
9 | 24.01 | 24.01 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9в класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол – во часов | |
план | фактически | |||
1 | 31.01 | 31.01 | Как выбрать профессию? Что влияет на выбор профессии? | 1 |
2 | 7.02 | 7.02 | Темперамент и профессия. Определение типа темперамента. | 1 |
3 | 14.02 | 14.02 | Классификация профессий. Многообразие мира профессий | 1 |
4 | 21.02 | 21.02 | Профессия, специальность, должность | 1 |
5 | 28.02 | 28.02 | Игровые упражнения «Многообразие мира профессий» | 1 |
6 | 1.03 | 1.03 | Современный рынок труда | 1 |
7 | 14.03 | 14.03 | Пути получения профессии | 1 |
8 | 21.03 | 21.03 | Встреча с успешными людьми | 1 |
9 | 4.04 | 4.04 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9 г класс
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол – во часов | |
план | фактически | |||
1 | 11.04 | 11.04 | Как выбрать профессию? Что влияет на выбор профессии? | 1 |
2 | 18.04 | 18.04 | Темперамент и профессия. Определение типа темперамента. | 1 |
3 | 25.04 | 25.04 | Классификация профессий. Многообразие мира профессий | 1 |
4 | 4.05 | 4.05 | Профессия, специальность, должность | 1 |
5 | 11.05 | 11.05 | Игровые упражнения «Многообразие мира профессий» | 1 |
6 | 16.05 | 16.05 | Современный рынок труда | 1 |
7 | 18.05 | 18.05 | Пути получения профессии | 1 |
8 | 23.05 | 23.05 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...