Открытый урок
план-конспект урока по психологии

Ивакина Екатерина Алексеевна

Открытый урок на тему: " Особенности общения людей в разных странах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: «Особенности общения людей в разных странах».

Конспект занятия.

Цели:

  • образовательные: научить владеть техникой общения, показать особенности общения в разных странах.
  • развивающие: уметь оценивать, анализировать, делать выводы, развитие коммуникативных навыков.
  • воспитательные: показать значимость умения общения для будущей практической деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с основными понятиями психологии общения.
  • Развить умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми.
  • Развить коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
  • Дать учащимся представление об особенностях общения людей в разных странах.
  • Воспитать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
  • Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.

Оборудование: компьютер, глобус, нитки, мягкий мишка.

Целевая аудитория: ученики 3-4 классов.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Практические упражнения.
  4. Итог занятия.
  5. Рефлексия участников.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Приветствие, ученики делятся своим настроением и самочувствием.

  1. Введение в тему занятия.

Что такое общение? Выслушиваю варианты ответов.

Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).

Общение бывает вербальное и невербальное. Вербальное – с помощью речи. Невербальное – с помощью мимики, жестов, позы.

Что влияет на наше общение?

Нужно ли учиться общаться?

Девиз нашего урока: «Учимся общаться, чтобы лучше учиться и больше знать!»

Уважаемые, ученики я хочу сегодня вас познакомить с особенностями общения людей различных стран.

Сегодня мы с вами будем путешествовать по таким странам как Франция, Италия, Англия, Россия.

Сейчас мы посмотрим небольшую презентацию про особенности общения разных  стран.

Франция

 «Французы остроумны и галантны». Ораторское искусство очень высоко ценится во Франции. Форма при этом не менее важна, чем содержание. Речь французов богата эпитетами, гиперболами и сравнениями. Сам оратор рассчитывает не только  на то, что слушатели примут его позиции, но и на то, что они оценят красоту речи.

Еще одной отличительной чертой французов является чувство юмора. Остроумие во Франции считается ценнейшим качеством оратора. Однако французский юмор не самокритичен, и обычно его острие направлено на собеседников. Очень часто французская шутка граничит с насмешкой. В то же время француз больше всего боится сам оказаться в смешной ситуации. Поэтому для француза юмор – это своеобразная форма обороны. Помимо языка французы активно пользуются жестикуляцией. Во время беседы руки француза никогда не бывают спокойны. Именно руки придают его мыслям форму, очертания, объем. По движениям рук можно догадаться о душевном состоянии своего собеседника, об уровне его интеллекта и о сердечных привязанностях. В тех случаях, когда другие обходятся интонационным рисунком и модуляцией голоса, желая лучше выразить свои чувства и переживания, французы используют также глаза, руки, губы и плечи, обнажая, таким образом, всю богатейшую гамму человеческих чувств. Они целуют кончики пальцев, если что-нибудь очень пришлось им по душе. Они подносят ладонь ко лбу, словно намереваясь снять с себя скальп, когда сыты. Они скорбно поднимают плечи, если их покоробила какая-нибудь нелепость. Они похлопывают по щекам тыльной стороной ладони, когда им скучно. Они делают длинный выдох, когда раздражены. Такая живость языков еще раз подтверждает, что французы эмоциональны.

Англия

Англичанам присущи такие черты, как:

· сдержанность, склонность к недосказанности;

· щепетильность, которая заставляет англичан быть сдержанными и необщительными с другими людьми;

· почитание собственности;

· предприимчивость, деловитость.

Жители Англии всегда соблюдают правила этикета. Опоздание считается признаком бестактности и неуважения к хозяевам дома, но и заранее никто на встречи не приходит, чтобы не доставить им хлопот. Современными правилами предписано приходить в гости точно в срок, что многие англичане успешно соблюдают. В общении истинные англичане сдержаны и безэмоциональныГромко что-то обсуждать, жестикулировать или по-другому проявлять свои эмоции считается дурным тоном. Излишнее выражение эмоций для англичан считается проявлением театральности, а значит, неискренности. Причем улыбаться вам при разговоре они будут все равно, как бы лично к вам не относились. Правилами поведения запрещается держать руки в карманах во время разговора. Руки всегда должны находиться на виду у собеседника. Как у многих других народов, это считается признаком открытости и искренности. Знакомства в Англии заводить довольно сложно. Английский этикет предписывает, что знакомство может осуществляться только через посредника. Поэтому распространена ситуация, когда даже соседи не знают и не общаются друг с другом, поскольку они не были, друг другу представлены, а обращаться к незнакомому человеку тут считается неприличным. При приветствии англичане обмениваются рукопожатиями, причем делают это быстро и легко, не задерживая чужую руку в своей. Вообще физический контакт для англичан – это вынужденная необходимость. Все беседы в английском обществе сводятся к обсуждению погоды, новостей и других малозначимых вещей. Даже во время деловой беседы некоторое время ведут разговор на нейтральные темы. Задавать слишком личные вопросы, расспрашивать о деньгах и отношениях в семье в Англии не принято. Абсолютно нормальным считается на вопрос «Как поживаете?» ответить «А вы как?». Смотреть в глаза в обществе не принято, особенно в ситуации вынужденного контакта, например, в общественном транспорте. Также является признаком плохого воспитания смотреть в газету или книгу, которую читает другой человек.

Италия

Трудно или легко выделить итальянцев в европейской толпе? Пока они молчат, они ничем не отличаются от других. Но стоит представителям солнечной Италии завести беседу или спор — ошибиться будет невозможно. 
Ученые называют эту нацию — самой тактильной. Это значит, что во время беседы они не будут держать руки в карманах, а станут использовать их для усиления выразительности сказанного. Многие нации в разговоре прибегают к жестикуляции, например, французы, украшают свою речь движениями кистей рук. У итальянцев же в ход идет вся верхняя часть тела, а разнообразию жестов может позавидовать любой артист пантомимы. 
Жестикуляция — это особый язык. Как прекрасна и выразительна музыка итальянской речи, украшенная движениями тела. 

Россия

Общение имеет крайне высокую степень важности в русской культуре.

Русское коммуникативное поведение – предписание искренности и душевности. Люди  должны общаться, и тем выше требования к искренности. «Душевность - это стремление и способность к установлению личных отношений на любом уровне социальных отношений».

Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет - требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. «Дежурная улыбка» имеет негативную коннотацию. Исследователи называют это «феноменом бытовой неулыбчивости».

Для русского человека приоритетен разговор по душам. Иностранцу очень трудно объяснить, что это такое. Русские люди любят изливать, даже «выворачивать» душу перед собеседником, не стесняются это делать, не стесняются рассказать о сокровенном; они могут излить душу постороннему, попутчику в поезде.

Мы будем путешествовать по странам с нашим глобусом. Давайте попробуем.

3. Практические упражнения.

1.Соберем багаж в страны, какие качества вы возьмете с собой в путешествие.

        2.    Упражнение «Зеркало»

          В парах. Встаньте друг перед другом. Один из вас зеркало, а другой человек перед зеркалом. Договоритесь, кто будет выполнять какую роль. Человек изображает, а другой повторяет эти изображения. Нужно изобразить разные эмоции и чувства. Теперь поменяйтесь ролями.

  1. Голос и интонация – это тоже проявление общения. Произнесем по-разному фразу «Добрый день». По интонации можно угадать настроение человека, его состояние. Теперь вы произнесите любую фразу с разной интонацией.
  2. Динамическая пауза.

Представили, что вы ветер, помахали руками над головой, представили, что вы волна, покрутились вокруг себя, представили, что вы мячик, попрыгали, представили, что вы грибочек, присели! Вздохнули!!!! Выдохнули!!!

  1. Игра «Угадай кто или что»

Раздаются карточки с надписями, которые надо изобразить. Ученик выбирает карточку и изображает, остальные участники угадывают. Затем обсуждение сложно изображать, какие чувства испытывали.

  1. Упражнение с клубком (мне нравится…потому что) и передаем клубок человеку, который нравится, каждый наматывает себе на руку и получается что-то в виде паутины.
  2. «Как я поступлю»

Сядьте поудобнее, положите голову на стол, закройте глаза. Теперь каждый из вас представит, что он оказался в незнакомом дворе, куда вышел погулять, пока родители в гостях. Вокруг играют незнакомые ребята: среди них нет ни одного, кого бы вы знали. Вы стоите в сторонке и наблюдаете за ними. Они так увлечены, что совсем не замечают вас. А вам так хочется поиграть вместе с ними. Трудно сразу решиться подойти, заговорить с ребятами и попросить принять в игру. Но вот появляется спокойная уверенность в себе, вы решаетесь и … Не спеша откройте глаза.

Что бы вы сделали в этой ситуации?

Как поступит в этой ситуации  общительный человек?

Как поступит в этой ситуации замкнутый человек?

4. Итог занятия.

Мы познакомились с особенностями общения людей в разных странах, с основными понятиями психологии общения.  В течение всего занятия мы проявляли свои психологические особенности при общении, учились общаться в парах, уважали и принимали своего партнера по общению. Теперь в дальнейшей жизни ученики могут применять полученные знания.

5. Рефлексия участников.

Ответы на вопросы:

Что  сегодня мы узнали на занятии?

Что для вас показалось особенно интересным?

Какое задание было сложным?

Какое задание было простым?

Какое сейчас у вас настроение?

Литература:

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.  Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 144с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.  Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 128с.
  3. Интернет ресурс http://englishgid.ru/jiznvanglii/obraz-jizni/etiketanglichan.html
  4. Интернет ресурс http://www.knigge.ru/national_rules_france.html
  5. Интернет ресурс http://peopleandcountries.com/article-2086-1.html
  6. Интернет ресурс  http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/zagadochnaja-russkaja-dusha-natsionalnyjj-kharakter-russkikh-i-osobennosti-obshhenija/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...