Литературное занятие "Удивительный и разнообразный мир сказки" для 5 класса
методическая разработка по психологии

Литературное занятие для 5 класса с элементами сказкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_i_raznoobraznyy_mir_skazki.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное занятие

с элементами сказкотерапии в 5 классе

Тема «Удивительный и разнообразный мир сказки».

  Цель: Формирование и укрепление у детей навыков активной жизненной позиции, преодоление трудностей в самоопределении используя сказку И.В. Стишенок «Ручейки».

  Задачи:

  1. Обучение детей принятию своей конструктивной физической активности, преодоление страхов новизны и неизвестности.
  2. Закрепление у детей понятия «самопомощи» и методов самореализации.
  3. Развитие творческих способностей и познавательного интереса.
  4. Воспитание бережного и заботливого отношения к другим людям.
  5. Способствовать в развитии умения видеть свои трудности и способы их преодоления.
  6. Снятие психо- эмоционального напряжения.
  7. Развитие рефлексивных способностей.

Материал:

Магнитофон с записями спокойной музыки, цветные карандаши или восковые мелки, листы белой бумаги по количеству детей, текст сказки «Ручейки»  из книги И.В. Стишенко «Сказка в тренинге»

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята. В начале учебного года, на уроках литературы, Вы очень много говорили о сказках. Что такое сказка? Кто вспомнит? (ответы детей).

- Все верно. Сказка –это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. А какие сказки Вы уже знаете? (ответы детей).

-Да, это: 1. Сказки о животных («Лиса и волк», «Лиса и Журавль», «Теремок» и т.д.).

  2. Бытовые сказки («Каша из топора», «Жена-спорщица» и т.д.)

 3. Волшебные сказки («Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Марья Моревна» и т.д.)

- Изучая литературу дальше, мы узнали, что сказка проникла во все жанры литературы: поэму и повесть, рассказ и роман. Многие русские писатели отдали дань сказке.

- Какие сказки русских писателей и поэтов мы с Вами уже знаем?  (ответы детей).

- Молодцы! Правильно! Это и В.А. Жуковский сказка «Спящая царевна», и А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», и                   А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители»

- В этих произведениях мы видим переплетение реальной жизни с таинственным и волшебным миром. И, конечно, каждая сказка нас чему-то учит, несет правоучительный сюжет.

- Русская сказка, будь то народная или возникшая на ее основе писательская, литературная ,  никогда не была заурядной, беспочвенной фантазией; в сказках реальный мир всегда покоряется воле сказочника.

- И, как сказал В.Аникин- « Сказка всегда зовет к преобразованию мира на началах человечности и красоты». Это высказывание может служить эпиграфом и нашего занятия.

- А сегодня, я хочу познакомить Вас еще с одним видом сказок – это авторская психотерапевтическая сказка. Психотерапевтические сказки помогают людям в преодолении собственных трудностей, решение каких-то проблем. Эти сказки интересны, и каждая имеет свой смысл.

- И так…. Сказка Ирины Владимировны Стишенок «Ручейки».                     Вы внимательно слушаете сказку, тк потом мы будем ее обсуждать.  

- Чтение сказки «Ручейки»                                                                                  (на фоне спокойной музыки, дети внимательно слушают сказку).  

- Обсуждение и анализ сказки.

Примерные вопросы для обсуждения сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
  3. Какой девиз был у Хрусталика?
  4. Что руководило Хрусталиков, когда он побежал в пшеничное поле и к жилым домам?
  5. Что мешало Холодку двинуться в путь?
  6. Почему Холодок все-таки решился отправиться в дорогу?
  7. Какие препятствия встретились Холодку на пути и как он с ними справился?
  8. Как изменился Холодок, пройдя трудный путь?
  9. Какие уроки мы можем вынести из этой сказки?

Рисование сюжетов сказки по желанию детей

- А сейчас, я предлагаю вам нарисовать любую картинку из этой сказки, что  вам больше всего понравилось. Можно использовать цветные карандаши, ручки, фломастеры, восковые мелки.

(дети рисуют, под сопровождение спокойной музыки, 7-10 минут)

- Уже многие справились с заданием. Отложите, пожалуйста, свои работы на край стола.

Релаксация с элементами дыхательной психогимнастики «Водопад»

Под спокойную музыку

-Сядьте поудобнее, облокотитесь на спинку стула, руки свободно опущены вниз и закройте глаза. Дышим свободно, спокойно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом (пауза)

-  Представьте себе, теплый летний день. Вы  стоите возле горного водопада. Горный воздух чист и прозрачен, Вы дышите ровно и глубоко. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи...  Вы дышите ровно и глубоко….

-Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.  Вы дышите ровно и глубоко….

-А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

 - Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.

- Этот удивительный водопад из белого света окутывает  все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами, бодростью  и энергией....

- Но, пришло время возвращаться, и Вы снова в этой комнате. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Подведение итога занятия:

- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей)

- Чему может научить нас сказка «Ручейки»?  (ответы детей)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Все были активны, но не все были внимательны.

- И в заключении нашего занятия давайте наполним нашу комнату теплом. Давно доказано, что тепло может исходить не только от источников тепла, но и от добрых слов.

- Давайте сейчас по очереди еще раз вспомним про наши ручейки и назовем их положительные качества, тем самым и мы с вами зарядимся положительной энергией и теплотой.                                                               (дети по очереди называют качества ручейков).

- Вот сколько положительных, хороших качеств мы вспомнили и назвали. Молодцы!

-Передайте, пожалуйста, мне ваши работы, за которые вам большое спасибо.

- Занятие окончено.

Литература:

 1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по креативной терапии»

      Речь С-П 2003 г.

2.  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»

      Речь С-П 2002 г.

 3.  И.В. Стишенок «Сказка в тренинге» Речь С-П 2005 г.

                                                                      Ноябрь 2021 год

                                                 Педагог –психолог         Тропина Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. Литературная игра "Путешествие в Диканьку" ( 6 класс)

Игра в рамка Недели русского языка и литературы для учащихся 6 классов по творчеству Н.В.Гоголя....

Литературные минутки для детей 1-4 классов и их родителей

Этот материал можно использовать для сценария праздника "Мама, папа, и я - читающая семья....

Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе

Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.htt...

Литературная викторина по литературе в 7 классе

Литературная викторина позволит учителю провести небольшой контроль знаний, полученных в 6-7 классах....

Рабочая программа по татарскому языку и татарскому литературному чтению для русскоязычных учащихся 3 класса в коррекционной школе VIIII вида

Программа    Мәгариф һәм фән министрлыгы тәкъдим иткән “VIII төр махсус (коррекцияләү) мәктәпләрендә укучы рус телле б...

Литературная гостиная "Слово О Чехове" 10 класс

Материалы литературной гостиной рассказывают о жизни и творчестве А.П. Чехова, о героях его произведений. Мероприятие позволит участникам и гостям гостиной погрузиться в творческий мир Антона Павлович...