Диагностический инструментарий универсальных учебных действий
картотека по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мурая Ольга Викторовна

Диагностический инструментарий универсальных учебных действий

Приведённый набор методик  целенаправленно использовать для отслеживания развития всех универсальных учебных действий у обучающихся с 1 по 11 класс образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий универсальных учебных действий

Приведённый набор методик  целенаправленно использовать для отслеживания развития всех универсальных учебных действий у обучающихся с 1 по 11 класс образовательного учреждения.

Обоснование выбора диагностического инструментария в ООП НОО:

УУД

Инструментарий

Обоснование методики

1 класс

Личностные

1.Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).

2. Опросник мотивации  Н.Г. Лускановой

3. «Дом.Дерево.Человек»

4. «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н..В Кулешовой.

5. «Беседа о школе» (модификация методика Т. А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина).

Данный комплект методик помогают мне выявить уровень развития: самооценки, учебной мотивации, индивидуальных особенностей личности, нравственных предпочтений, сформированности внутренней позиции школьника, что составляет личностные УУД. С обучающимися, показавшие низкие показателями проводятся коррекционно - развивающая работа  обучающимися.

Регулятивные

1.Методика «Тест простых поручений».

2.Методика «Кодировка»

Позволяют изучить уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объем оперативной памяти, что составляет регулятивные УУД. С обучающимися, показавшие низкие показателями проводятся коррекционно - развивающая работа  обучающимися.

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1 субтест (Э.Ф.Замбацявичене)

Субтест методики направлено на выявление умственного развития, что отражается на развитие познавательных УУД.

Коммуникативные

1. Методика «Рукавички» (Цукерман)

Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничество (кооперации), отражает коммуникативные УУД.

Адаптация

1. Методика «Домики» (Орехова)

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Методики позволяют выявить процесс адаптации, дезадаптированных детей, для своевременной коррекционной работы.

2-3 класс

Личностные

1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

2. Опросник мотивации  Н.Г. Лускановой.

Данный комплект методик помогают мне выявить уровень развития: самооценки, учебной мотивации, что составляет личностные УУД. С обучающимися, показавшие низкие показателями проводятся коррекционно - развивающая работа  обучающимися.

Регулятивные

1. Методика «Тест простых поручений»

Позволяют изучить уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объем оперативной памяти, что составляет регулятивные УУД.

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-2/1-3 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)

Субтест методики направлено на выявление умственного развития, что отражает  развитие познавательных УУД.

Коммуникативные

1. Методика «Ваза с цветами» (модифицированная проба Ж. Пиаже).

Данная методика выявляет уровень развития действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), это коммуникативные УУД.

Выявление одаренных детей

1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)

Помогает мне выявить сильные и слабые стороны развития того или иного ребенка. Если ребенок в той или иной сфере запаздывает в развитии или наоборот опережает его (что можно выявить с помощью этой методики), то далее следует выявлять причины и формировать индивидуальный коррекционно-развивающий комплекс упражнений для ребенка.

4 класс

Личностные

1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

2. Опросник мотивации  Н.Г. Лускановой.

3. Моральные дилемы «Оцени поступок».

Данный комплект методик помогают мне выявить уровень развития: самооценки, учебной мотивации, действия нравственно – этического оценивания, учет мотивов и намерений, что составляет личностные УУД. С обучающимися, показавшие низкие показателями проводятся коррекционно - развивающая работа  обучающимися.

Регулятивные

1. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой.

далее следует выявлять причины и формировать индивидуальный коррекционно-развивающий комплекс упражнений для ребенка.

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-4 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)

Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничество (кооперации), отражает коммуникативные УУД.

Коммуникативные

1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Позволяет определить уровень учебной деятельности, усвоения нравственно- этических и школьных норм повеления, успешность социальных контактов и эмоциональное благополучие обучающихся.

Выявление одаренных детей

1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)

Помогает мне выявить сильные и слабые стороны развития того или иного ребенка. Если ребенок в той или иной сфере запаздывает в развитии или наоборот опережает его (что можно выявить с помощью этой методики), то далее следует выявлять причины и формировать индивидуальный коррекционно-развивающий комплекс упражнений для ребенка.

Готовность к переходу в 5 класс

1. Тест школьной тревожности Филлипса

2. Методика сочинения (Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева)

Выявляет обучающихся с высоким, средним и низким уровнем навыков и свойств, изучение следующих параметров: интеллектуальный уровень, выраженность качеств субъекта учебной деятельности, уровень волевой регуляции деятельности, уровень социально - личностного развития.

В систему диагностики универсальных учебных действий педагогом-психологом дополнительно к известным психодиагностическим тестам и опросникам могут быть включены наблюдение, анкетирование родителей и педагогов.

Банк методик для мониторинга  уровня развития УУД у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования.

А) личностные универсальные действия:

1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации».

2. Методика исследования мотивационной сферы (опросник Г.А. Карповой для обучающихся 5-9 классов).

3. Тест «Вербальная диагностика самооценки личности».

4.Методика Александроской Э.М.  в модификации Еськиной Т.Л.

Банк приведенных методик позволяет мне изучить уровень развития личностных универсальных действия: учебную мотивацию и уровень самооценку. Если у ребенка в той или иной сфере запаздывает или наоборот опережает его (что можно выявить с помощью этих методик), то далее следует выявлять причины и формировать индивидуальный коррекционно-развивающий комплекс упражнений для ребенка.

Б) регулятивные универсальные действия:

1. Методика «Выкладывание узора из кубиков» К. Кос.

2. Тест Тулуз – Пьерона.

3. Методика «Исследование волевой саморегуляции» (Зверькова А.В., Эйдман Е.В.).

Данные методики позволяют вовремя определить развитие регулятивных универсальных действий, а именно  целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; внимание (концентрацию, устойчивость, переключение) и психомоторный темп; точность и надежность переработки информации, волевую саморегуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности на время и вовремя среагировать на результаты тестов.

В) познавательные универсальные действия:

1. Методика «Прогрессивные матрицы Равена» в 5 – 9 классах.

2. Методика «Числовые ряды» (5 – й субтест методики определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ)) в 5 – 6 классах.

3. Методика «Аналогии» (6 – й субтест методики определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ)) - в 5 – 6 классах.

4. Методика «Аналогии» (3 – й субтест методики «Школьный тест умственного развития (ШТУР) - в 7 классах.

5. Методика «Классификация» (4 – й субтест методики «Школьный тест умственного развития (ШТУР) - в 7 классах.

6. Методика «Обобщение» (5 – й субтест методики «Школьный тест умственного развития (ШТУР) - в 7 классах.

7. Методика «Аналогии» (3 – й субтест теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) - в 8-9 классах.

8. Методика «Обобщение» (4 – й субтест теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) - в 8-9 классах.

Набор методик позволяет своевременно провести коррекционно – развивающие занятия на повышение уровня развития интеллектуального развития обучающихся 5 – 9 классов, что благоприятно скажется на развитие познаватльных УУД.

Г) коммуникативные универсальные действия:

1. Тест «Оценка самоконтроля в общении»( автор М. Снайдер).

2. Совместная сортировка ( автор Г. Бурменская) для обучающихся 5 – х классов.

3. Методика незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель»  - 5 классах.

4. Методика «Наша группа» (О.И. Моткова).

5. Методика «Социометрия» ДЖ. Морено.        

Приведенные методики в моей работе занимают важное место, так как направлены на изучение самоконтроля в процессе общения, выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества; исследование межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы, что составляет коммуникативные УУД.        

 Банк методик для мониторинга  уровня развития УУД у обучающихся 10 – 11 классов:

А) личностные универсальные действия (смыслообразование: мотивация учебной деятельности; ценностная ориентация):

1. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (по

методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»);

2. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модификация опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой).

3. «Ценностные ориентации» М. Рокич.

4. «Сформированность универсальных учебных действий» (Тимонина Л.И.)

Профессиональное самоопределение («Личностные УУД»)- Тест мотивации выбора профессии (Л.А. Ясюковой).

Данные методики актуальны в 10 – 11 классах и позволяют мне определить: учебную мотивацию (формирование мотивации у обучающихся можно назвать одной из проблем современного образовательного учреждения), познавательную активность, мотивацию достижения, тревожности и гнева, что отрицательно сказывается на учебном процессе. Поэтому своевременная диагностика и коррекционная работа позволяют получить положительные результаты.

Б) регулятивные универсальные действия (самоуправления, саморегуляция):

1. Методика «Кубики Коса» (детский вариант)(10-й кл.);  

2. Методика «Кубики Коса» (взрослый вариант)(11-й кл.);  

3.Многошкальная опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ);

4. Тест «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов).

Данный комплект методик помогают мне оценивать уровень развития регулятивных УУД таких. как действие, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. С обучающимися, показавшие низкие показателями проводятся коррекционно - развивающая работа  обучающимися. Результаты, который благоприятно скажутся на всем учебном процессе.

В) познавательные универсальные действия (общеучебные универсальные действия, постановка и решение проблемы, универсальные логические действия):

1. Прогрессивные матрицы Равена;

2. Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю.А. Панасюка) (субтесты: 3,4,7,8,9,12).

3. Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик).

Субтесты направлены на определение уровня развития умственных способностей, скорости его реакции, гибкости мышления и точности восприятия.; которые помогают оценить разные аспекты мышления, что отражает  развитие познавательных УУД.

Г) коммуникативные универсальные действия (действия, направленные на учебное сотрудничество учитель-сверстники;  разрешение конфликтов, общение, взаимодействие):

1. Методика диагностики Коммуникативного контроля (М. Шнайдер);

2. Тест коммуникативных умений Михельсона (Л. Михельсон);

3. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной);

4. Цветовой тест Люшера;

5. Цветовой тест отношений. А.М. Эткинд.

10-11 класы:

Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД (методика М.А. Ступницой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии-инструментарий универсальных учебных действий

В данной статье рассматривается значение информационно-коммуникационных технологий в формировании и развитии универсальных учебных действий на уроке английского языка....

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

Диагностический инструментарий для измерения уровня развития универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО

В даном инструментарии представлены материалы для диагностики уровня развития универсальных учебных действий учащихся, обучающихся по ФГОС ООО...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...