ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
творческая работа учащихся по психологии (9 класс)

Мурая Ольга Викторовна

Система образования предполагает взаимодействие учителя с учеником, где педагоги подбирают индивидуальный стиль обучения, с учетом индивидуально - психологических особенностей ребенка. Но проблема успеваемости в школе остается актуальной для педагогов и законных представителей, вроде у ребенка есть способности, созданы для него все условия, а качество успеваемости на низком уровне.

Нас заинтересовал вопрос, какие психологические свойства личности влияют на результаты учебной деятельности подростков, поскольку именно в подростковом возрасте меняется отношение к учебе и ведущей деятельностью становится интимное общение со сверстниками, а учеба уходит на второй план?      Мы решили провести исследование «Типы темперамента и его влияние на учебный процесс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lebedeva_proekt.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2

Исследовательская работа

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

        

Выполнила: ученица 9 «Б» класса

Лебедева Наталья

Руководитель:

педагог-психолог

Мурая Ольга Викторовна

с. Венгерово, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……..……………………………………………………………………..3
  2. Основная часть……………………………………………….…………………..5

2.1. Исторические сведения о типах темперамента ……………………….……...5

 2.2. Типы темперамента ……………..…………………………………..…………6

2.2.1.Сангвиник………………………………………………………………..6

2.2.2. Холерик………………………………………………………………....6

2.2. 3.Меланхолик…………………………………………………………….7

2.2. 4.Флегматик………………………………………………………………8

3. Роль успеха в ученой деятельности подростка ……………………………..….8

4. Исследование влияния типов темпераментна на успеваемость обучающихся 9-10 классов…………………………………………………………………………10

5. Выводы…………………………………………………………………………...14

6. Заключение ………………………………………………………………..……..15

7.Используемая литература………………………………………………………..16

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

 Тот счастлив, кто живет в условиях соответствующих  его темпераменту, но тот более совершен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям.

Дэвид Юм

                 Система образования предполагает взаимодействие учителя с учеником, где педагоги подбирают индивидуальный стиль обучения, с учетом индивидуально - психологических особенностей ребенка. Но проблема успеваемости в школе остается актуальной для педагогов и законных представителей, вроде у ребенка есть способности, созданы для него все условия, а качество успеваемости на низком уровне.

Нас заинтересовал вопрос, какие психологические свойства личности влияют на результаты учебной деятельности подростков, поскольку именно в подростковом возрасте меняется отношение к учебе и ведущей деятельностью становится интимное общение со сверстниками, а учеба уходит на второй план?         Мы решили провести исследование «Типы темперамента и его влияние на учебный процесс».

Данное исследование может быть первым шагом по поиску новых возможностей использования личностных ресурсов подростков для повышения их успеваемости.

Цель работы - выяснение особенностей типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков.                                                

Для реализации поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по данному вопросу;
  2. провести психологическое тестирование у подростков 9-10-х классах, с целью выявления типов темперамента;
  3. узнать у заместителя директора по УР Т.А Солодовой академическую успеваемость данной категории обучающихся за предыдущий учебный год, через изучение табелей с успеваемостью;
  4. провести анализ типов темперамента и академической успеваемости обучающихся;
  5. определить взаимосвязь меду типами темперамента обучающихся и их успеваемостью;
  6. обобщить и систематизировать существующий материал за счет выявления и конкретизации взаимосвязи темперамента с успеваемостью обучающихся 9 – 10 классов.         
  7. создать методическое пособие с рекомендациями для обучающихся, педагогов и законных представителей.
  8. оформить и защитить исследовательскую работу.

Объект исследования: учебная деятельность обучающихся 9-10 классов.

Предмет исследования: взаимосвязь между типами темперамента обучающихся и их успеваемостью.        

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение: тип темперамента обучающегося влияет на его академическую успеваемость.

Для решения задач при проведении исследования был использован комплекс методов:  

  1. теоретический сбор информации по данной теме;
  2. анализ полученной информации;
  3. наблюдение;
  4. тестирование;
  5. обобщение и систематизация материала

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке и проведение уроков педагогами.

Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические положения и выводы по практическому исследованию могут изменить педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные педагогические установки у педагогов, работающих с подростками.

  1. Основная часть
  1. Исторические сведения о типах темперамента

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента обратимся к истории. Еще древние греки заметили, что все люди разные. Одни – вспыльчивые нетерпеливы, быстро загораются и так как же быстро остывают. Другие – спокойные и невозмутимые, их «трудно раскачать». И, наконец, есть люди, которые не только с трудом берутся за дело, но и быстро устают. Подобные различия связаны с особенностями функционирования нервной системы.

 В сознание человека постоянно работают два процесса – возбуждение и торможение. Возбуждение – это реакция на что- то новое, что появилось в окружающей среде, мобилизация всех ресурсов на изучение нового объекта. Торможение – «выключение» внимания после того, как объект опознан и изучен. У разных людей эти процессы протекают по – разному, это и определяет различие в их темпераментах.

         Слово «темперамент» (лат. temperamenty) -  древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название?        Темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных психофизических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами.

Оказывается, родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V- IVвв. до н.э.), который, считал, что в теле человека имеются четыре жидкости.                                                 Если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи.                                                Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменной настроения.                                                                         Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.                

        Если преобладает черная желчь («меланхоле»), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.                

Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Дав, в общем, правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.        

Лучшее изображение темпераментов дано И. Кантом в 1798 году. Считается, что в новое время психологические характеристики темпераментов впервые им обобщены и систематизированы в «Антропологии». Кант рассматривал темперамент как проявление способности души чувствовать и действовать.

По Канту темпераменты делятся на темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераментам чувств относятся легкокровный (сангвинистический) и тяжелокровный (меланхолический). Это разделение осуществлено на основании различия в протекании чувств, а не в наклонности к радости или печали. Темпераменты деятельности делятся на теплокровный (холерический) и холоднокровный (флегматический). Считается, что Кант заложил основу психологической интерпретации темперамента.

Основу для разработки действительно естественнонаучной теории темперамента создало учение Ивана Петровича Павлова «О типологических  свойствах нервной системы человека и животных».  Он выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип  - сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения - холерический темперамент);

4) слабый тип  - меланхолический темперамент.

Таким образом, темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не определяет ее возможности. Но его свойства могут благоприятствовать формированию определенных черт личности, как темперамент может изменять значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности. Можно считать, что уже твердо установлено, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врождённой организации он зависит, еще до конца не выяснено.

  1. Типы темперамента

Каждый ребенок индивидуален, у него свои предпочтения, особенности характера, но все же в индивидуальных особенностях детей явно прослеживается 4 типа. Одни дети спокойны, даже чрезмерно медлительны. Другие застенчивы и пугливые. Третьи сильные, но слишком неустойчивы в настроении, а есть дети, которые по своей природе наделены задатками лидерства.  В зависимости от этого выделяют 4 типа темперамента.

2.2.1.  Сангвиник

Человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать настроение. Он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает. Он любит новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Легко переживают неудачи. В работу включается быстро. Однако, если дело требует терпения, может отступить, как и утратить интерес. У сангвиников хорошая работоспособность. Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Целеустремлен постоянно добивается своей цели. Сангвиник способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки. Неудачи и ошибки его не расстраивают. В сложной обстановке эффективно руководит людьми, действует уверенно, увлекает личным примером. Умеет формировать в коллективе атмосферу заинтересованности, всеобщей радости, оптимизма. Он резко реагирует, когда его поучают. На грубость может ответить грубостью. В стрессовых условиях может вести себя беспечно, неосмотрительно, отдавая не до конца продуманное распоряжения.

В истории данным типом темперамента обладали А.И. Герцен, П. Бомарше.

2.2.2.Холерик

Нервные процессы холерика отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Поэтому он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Это люди целеустремленные, отважные.

Самой природой они предназначены быть войнами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом героями - героями и рыцарями. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет.

Холерический тип темперамента был у поэта А.С. Пушкина, ученого – естествоиспытателя М.В. Ломоносова, полководца А.В. Суворова, физиолога И.П. Павлова.

2.2.3. Меланхолик

Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность и т.д.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью повышенной ранимостью. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный тревожный взгляд. Стремиться быть в «тени.  Обладает негромкой речью. Склонен к внутренним переживаниям, Быстро утомляется, погружен в свой мир переживаний, мыслей, обладает высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями.      

Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен.у него могут возникнуть невротические расстройства.

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной, привычной обстановке может успешно справляться с жизненными ситуациями. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается, переменны мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно в конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей.        Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивость и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю.

Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Примеры в истории: писатель Н.В. Гоголь, поэт В.А. Журавский, художник И.И. Левитан.

2.2.4. Флегматик

Человек с сильной, уравновешенной, но неподвижной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить); флегматики замкнуты, терпеливы, миролюбивы. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

 Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, прочно запоминает все усвоенное, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроении стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

        В чистом виде темперами встречаются сравнительно редко обычно у человека преобладают черты какого – либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Условно можно считать, что каждый ребенок тяготеет к одному из четырех указанных выше типов темперамента.

Таким образом, темпераменты нельзя оценивать, как плохие или хорошие, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо – физиологическими особенностями нервной деятельности.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.

Флегматики в истории: философ И. Кант, натуралист Ч. Дарвин, баснописец И.А. Крылов, физик Г. Галилей, полководец М.И. Кутузов.

  1. Роль успеха в учебной деятельности подростка

Учебная деятельность «обеспечивает» индивидуализацию подростка, что выражается в стремлении выделиться, показать свою исключительность. Стремление к «исключительности» проявляется в таких ее оставляющие, как «награда», «успех».

Успех или неуспех подростка в учении зависит от мастерства учителя, от учета им индивидуальных особенностей детей во время обучения. Все это влияет на форму отношения подростка к учебным предметам. Успех вызывает поположительнее эмоциональное отношение к предметам и стремление развиваться в этом отношении. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как привило вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Оценки для подростка имеет разный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний в других – заслужить уважение педагогов и родителей. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков имеет воспитательное и образовательное значение, поскольку педагогическая оценка наряду с другими средствами влияние педагога является регулятором поведения и деятельности подростка. Учитель с помощью школьной отметки устанавливает уровень знаний, умений и навыков обучающегося согласно требованиям учебной программы. Условно можно выделить следующие группы обучающихся по уровню успеваемости:

  1. Отлично успевающие обучающиеся;
  2. Хорошо успевающие обучающиеся;
  3. Удовлетворительно успевающие обучающиеся;
  4. Неудовлетворительно успевающие обучающиеся.

Таким образом, даже разовое переживание успеха влияет на психологическое самочувствие подростка, стиль его деятельности, взаимоотношение с окружающими, оказывает самое благоприятное влияние на личность. Успешность обучения в значительной мере отражается в академической успеваемости обучающихся.

4.Исследование влияния типа темперамента  на успеваемость обучающихся 9 – 10 классов

        Исследование проводилось с 16.09. - 22.09.2020 года. Базой исследования явились обучающиеся МКОУ Венгеровской СОШ № 2. Общее количество испытуемых составило 27 человек, в возрасте 15-16 лет, но результаты 4 респондентов не интерпретировались, так как по шкале «лжи», были получены недостоверные результаты, это обучающиеся 9 -10-х классов.

Для диагностики типа темперамента обучающихся использовался «Личностный опросник» Г. Айзенком.  Приложение 1. Респондентам предлагалось ответить на 57 вопросов.

             В ходе обработки результатов исследования производилось дифференцировка испытуемых по типу темперамента. Следующим шагом был анализ академической успеваемости обучающихся 9 – 10 классов (итоговые оценки за 2019 – 2020 учебный год).

Третьим этапом стал сопоставительный анализ результатов тестирования и академической успеваемости подростков, с целью выявление взаимосвязи типа темперамента и успеваемости обучающихся.

В результате проведения методики диагностики было выявлено, что в нашем образовательном пространстве преобладающим типом темперамента является - холерик. У 8 обучающихся выявлен холерический тип темперамента, 5 респондентов – сангвинического типа,  6 испытуемых  – имеют флегматический тип темперамента, а у 3 – флегматика – сангвинический тип  темперамента и всего выявлен 1 опрошенный с меланхолическим типом темперамента.

Из диаграммы видно, что большинство обучающихся 8 человек (34,8%) – холерики и совсем мало меланхоликов.

Типы темперамента и его влияние на учебный процесс

Для того, чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростка была изучена и проанализирована академическая успеваемость - 10 классов за 2019 – 2020 учебный год.

Для анализа академической успеваемости мы взяли общественно – научные, естественно – научные, технические и филологические предметы.

По мнению, ряда авторов, глобальным показателем успешности школьного обучения является средний балл. Мы также его использовали для оценки школьной успеваемости наших респондентов.

Результаты исследования представлены в виде таблицы

Код

ученика

Тип темперамента

Средний балл

2019-2020 учебный год

Филологический предмет

Общественно – научный предмет

Естественно – научные предметы

Технический предмет

Русский язык

История

Химия

Биология

Физика

Алгебра

001

Флегматика - сангвинический

3,7

4

4

3

4

4

3

002

Флегматик

4,8

5

5

5

5

5

4

003

Флегматик

4

4

5

4

4

4

3

004

Флегматик

4

4

4

4

4

4

4

005

Холерик

4,3

4

5

4

5

4

4

006

Флегматик

4,8

5

5

5

5

5

4

007

Флегматик

4

4

4

4

4

4

4

008

Флегматик

3

3

3

3

3

3

3

009

Флегматик

3,7

3

4

4

4

4

3

010

Холерик

3,7

4

3

3

3

3

3

011

Холерик

4,7

4

5

5

5

5

4

012

Сангвиник

3,7

3

4

3

3

3

3

013

Холерик

3,3

4

3

3

4

3

3

014

Холерик

3,7

3

3

3

4

3

3

015

Холерик

4,5

4

4

5

5

5

4

016

Сангвиник

3,7

3

3

3

4

3

3

017

Сангвиник

3,3

3

4

3

4

3

3

018

Меланхолик

4

4

4

4

4

4

4

019

Сангвиник

3,7

4

4

3

4

4

3

020

Холерик

3,7

3

3

3

3

4

3

021

Сангвиник

3,8

3

4

4

4

4

4

022

Флегматика - сангвинический

3,5

3

3

4

4

4

3

023

Флегматика - сангвинический

5

5

5

5

5

5

5

 

Соотношение типа темперамента и успеваемости обучающихся показывает, что:

1.Первую группу вошли 5 учеников (21,7%) с высокой успеваемостью, преобладающим типом темперамента  являются флегматик и холерик, 4,3 % - это сангвиники. Холерикам помогает добиться высоких показателей в учебной деятельности увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, сангвиникам – мобильность и трудоспособность. Флегматикам помогает добиться успеха эмоциональная стабильность, усидчивость, способность длительное время концентрировать внимание на выбранном объекте, трудоспособность.

2. Вторую группу составляют 5 хорошо успевающих обучающихся – это 21,7%, из них: 3 респондента (13%) являются флегматиками. В данной группе мало холериков и меланхоликов.

3. Третью группу составляют 13 (56,5%) обучающихся с удовлетворительной успеваемостью. 5 (21,7%) респондентов сангвинического типа темперамента, их успешности в учебной деятельности мешает поверхностность, разбросанность, непостоянство, быстрая потеря интереса к делу. У 4 (17,3%)  учеников выявлен тип темперамента – холерик, на их успеваемость влияет неусидчивость, суетливость, вспыльчивость, агрессивность. 2 испытуемых флегматика и 2 флегматико – сангвинического типа.

В группе обучающихся с высокой успеваемостью преобладают флегматики и холерики, нет представителей меланхолического типа темперамента, мало сангвиников.

        В группе хорошо успевающих обучающихся лидирующим типом темперамента является флегматик, мало меланхоликов и холериков, отсутствуют сангвиники.

В группе с удовлетворительной успеваемостью большинство составляют холерики и сангвиники, мало флегматиков и отсутствуют меланхолики.

Следующим этапов в исследовательской работе стало нахождение среднего балла для каждого из типов темперамента представленных в таблице. Для сангвиников - это будет 3,6 баллов; холериков – 3,9 балла; флегматиков – 4балла; меланхоликов - 4.

Сравним средние баллы у подростков с различными типами темперамента.

Как следует из диаграммы, наибольшую успеваемость демонстрируют подростки с флегматическим и меланхолическим типами темперамента, далее успеваемость незначительно снижается в следующим порядке: холерики – сангвиники.

Сангвиников и холериков больше всего среди удовлетворительно успевающих обучающихся, флегматиков и меланхоликов среди хорошо успевающих.

Холерикам помогает добиться высоких результатов в учёбе увлеченность, пылкость, трудоспособность, целеустремленность. Меланхоликам – умение продуктивно работать в спокойней и привычной обстановке.

В то же время холерикам мешают проявлять себя такие черты, как неуравновешенность, нетерпеливость, затруднения в переключение внимания, меланхоликам – неуверенность в себе, неустойчивость внимания.

         После проведенного исследования, у нас возник вопрос: «Тип темперамента и успеваемость в школе у известных личностей». Результаты на данный вопрос , представлены в таблице.

Фамилия известной личности

Тип темперамента

Успеваемость

1

А.И. Герцен

Сангвиник

Хорошист

2

М.И. Кутузов

Флегматик

Хорошист

3

Агата Кристи

Холерик

Неуспевающая

4

А.С. Пушкина

Холерик

Удовлетворительно

5

А. Чехов

Меланхолик

Неуспевающий

6

Л. Толстой

Холерик

Отличник

7

А. Ахматова

Меланхолик

Отличник

8

А.В. Суворов

Холерик

Хорошист

9

И.П. Павлов

Холерик

Отличник

10

М.В. Ломоносов

Холерик

Хорошист

11

Н.В. Гоголь

Меланхолик

Неуспевающий

12

И. Бродский

Сангвиник

Неуспевающий

13

И.И. Левитан

Меланхолик

Отличник

14

И.А. Крылов

Флегматик

Удовлетворительно

15

И. Кант

Флегматик

Отличник

  1. Выводы

В ходе проведения исследования изучалось влияние типа темперамента на успеваемость обучающихся 9 – 10 классов:

  1. Среди «отличников» больше всего флегматиков и холериков.
  2. Среди «хорошистов» представители флегматического типа темперамента.
  3. Среди удовлетворительно успевающих обучающихся больше всего сангвиников и холериков.
  4. Проанализиров, успеваемость и тип темперамента у известных личностей, пришли к выводу, что среди представителей меланхолического типа темперамента были неуспевающие и отличники,

Больше всего отличников были холерики.

 Таким образом,  мы выяснили, что успешными в обучении являются обучающиеся с разными типами темперамента.  Однако,  представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого  из них выработался  свой индивидуальный стиль деятельности. Таким образом,   мы пришли к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.

Заключение

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту.

            Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики.  

   В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.

             Следует помнить, что деление людей  на четыре вида темперамента очень условно, существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента. В темпераменте каждого ребенка  есть свои индивидуальные особенности, которые нельзя  отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуальными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим  чертам. Не надо забывать и о том, что «хороших» или «плохих» темпераментов не бывает, что на базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности.

       Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому  на себя, понять, как особенности темперамента влияют на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы, изменить отношение к себе.  

Список литературы

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990.
  2. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности.- Тбилиса, 1975
  3. Практическая психодиагностика. Тесты и методики/АВТ. –СОСТ. НнАДЕЖДИНА в. – Минск: Харвест, 2011,- 640.
  4. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984
  5.  http://www.wikiznanie.ru/ru wz/index.php/Типы_темпераментов_по_Павлову
  6. http://testoteka.narod.ru/lichn/1/20.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние типа темперамента на успеваемость при обучении математике"

Проблема соотношения типов темперамента и успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую забыва...

Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс

Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс...

УЧЕТ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас подв...

Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...

Научно-исследовательская работа "Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся"

В работе исследовано влияние типа темперамента на успеваемость учащихся...

Влияние типа темперамента на успеваемость школьников

Задумывались вы когда-нибудь о том, влияет ли тип темперамента на уровень образования детей? Стоит ли строить свою работу на уроке, основываясь на этой классификации? Какие виды работы будут более эфф...