Статья "Влияние типа темперамента на успеваемость при обучении математике"
статья по алгебре по теме
Проблема соотношения типов темперамента и успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую забывают о том, что важно учитывать не только возрастные особенности ученика, но и его особенности темперамента.
Каждый тип темперамента характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти характеристики представляют особую значимость в работе учителя для осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tipa_temperamenta_na_uspevaemost_pri_obuchenii_matematiki.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние типа темперамента на успеваемость
при обучении математике
Гилязова Татьяна Борисовна,
учитель математики МБОУ
«СОШ № 33 с углублённым изучением английского языка» г. Нижнекамска,
Республики Татарстан.
К.Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.
Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: 1) экстраверсия – интроверсия; 2) рациональный – иррациональный; 3) мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип (интуит).
В зависимости от психотипа, обучающиеся по-разному воспринимают информация, по-разному мыслят, своеобразно принимают решения, склонны к различному стилю обучения и усвоения, специфически ведут себя в конфликтных отношениях, склонны к специфическим видам взаимодействий с партнерами различных психосоциотипов. В педагогической практике все острее встает необходимость более полного учета особенностей психосоциотипов обучающихся при выборе педагогом методов обучения и воспитания [3, с. 184].
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Другими словами, от темперамента зависит характер психической деятельности человека.
В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей. Свойства же темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблема соотношения типов темперамента и успеваемости чрезвычайно интересна еще и потому, как мало она освещена в психолого-педагогической литературе. В процессе обучения и воспитания зачастую забывают о том, что важно учитывать не только возрастные особенности ученика, но и его особенности темперамента.
В процессе работы, при рассмотрении психологической характеристики типов темперамента, я предположила, что ученики-сангвиники и ученики-холерики лучше будут усваивать математические знания. Моя задача состояла в том, чтобы совместно со школьным психологом выяснить при каком типе темперамента учебная деятельность (в данном случае математическая) проходит успешнее.
В первой серии эксперимента мы использовали опросник Айзенга [2, с. 55-59] (оценки типологических свойств и особенностей темперамента), с помощью которого можно судить о силе и подвижности основных нервных процессов, о выраженности экстраверсии. Задача испытуемого состояла в том, чтобы ответить на 57 вопросов опросника. Во второй серии мы сравнивали результаты теста с оценками ребят.
В эксперименте принимали участие 24 ученика пятого класса. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты психологического исследования пятиклассников
№ | Ученик | Экстраверсия | Нейротизм | Лживость | Успеваемость |
1 | 11 | 17 | 0 | средняя | |
2 | 10 | 10 | 3 | средняя | |
3 | 14 | 20 | 3 | слабая | |
4 | 12 | 6 | 2 | средняя | |
5 | 15 | 19 | 5 | очень слабая | |
6 | 18 | 14 | 3 | хорошая | |
7 | 13 | 10 | 1 | средняя | |
8 | 14 | 16 | 6 | средняя | |
9 | 14 | 11 | 3 | хорошая | |
10 | 8 | 18 | 5 | очень слабая | |
11 | 11 | 17 | 4 | средняя | |
12 | 11 | 6 | 1 | средняя | |
13 | 12 | 17 | 5 | слабая | |
14 | 12 | 17 | 2 | средняя | |
15 | 10 | 11 | 1 | хорошая | |
16 | 11 | 17 | 2 | слабая | |
17 | 12 | 14 | 2 | средняя | |
18 | 9 | 15 | 4 | слабая | |
19 | 13 | 23 | 2 | слабая | |
20 | 10 | 15 | 1 | средняя | |
21 | 8 | 22 | 0 | очень слабая | |
22 | 16 | 11 | 6 | хорошая | |
23 | 13 | 16 | 5 | хорошая | |
24 | 12 | 19 | 1 | средняя |
Сопоставление данных таблицы показало, что чем больше выражена экстраверсия, чем меньше нейротизм, тем выше успеваемость ребят по математике.
Так, как высокой экстравертированностью обладают холерики и сангвиники, то можно с уверенностью сказать, что этот тип темперамента наиболее успешно усваивает математические предметы. Хочется отметить, что по отношению к сангвинику главной задачей является воспитание у него усидчивости и выдержки. Слабое место у холериков – переключение внимания.
Преломляя мысль Песталоцци о индивидуализации подхода к ребенку и в процессе воспитания и обучения, и учитывая, что успеваемость зависит и то типа темперамента, необходимо вспомнить некоторые методические рекомендации, относительно индивидуального подхода к ученикам с различными типами темперамента.
Ребенок – это еще не зрелое существо, но он – становящаяся личность, индивидуальность, имеющая свои особые потребности, склонности и интересы, свои глубоко переживаемые отношения со взрослыми и другими детьми, свою богатую эмоциональную жизнь. И во всем этом ребенок целостен, един.
Мысль великого педагога Песталоцци о том, что к каждому ребенку, соответственно его особенностям, необходим индивидуальный подход, стала достоянием большинства педагогов и прочно вошла в их сознание. Однако в самом понимании индивидуализации, в выборе ее путей нет ясности.
Пути индивидуализации воспитания не могут быть найдены, если не выяснено, что мы вкладываем в понятие «индивидуальность». Индивидуальность – своеобразие личности, делающее ее неповторимой, единственной.
Между тем надо иметь в виду, что особенности – это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам одного возраста и одного типа темперамента. Сами эти особенности довольно резко изменяются во времени.
Каждый тип темперамента характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти характеристики представляют особую значимость в работе учителя для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Однако педагог должен учитывать, что в чистом виде, как правило, тип темперамента в жизни не встречается и можно только говорить о преобладании тех или других его черт.
Ученик с преобладанием темперамента сангвиника на уроках излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив. Для него типична поспешность в выполнении поручений, мимика и речь выразительны, жестикуляция богатая.
Главной заботой преподавателя по отношению к ученику-сангвинику является воспитание у него выдержки, усидчивости.
Школьник с преобладанием черт холеристического типа имеет кое-что общее с сангвиником – у него также быстрые реакции, но в силу ригидности холерик глубже уходит в какое-то дело и с трудом переключается на новое. Из-за преобладания реактивности он всегда возбужден, может быть ведущим. Быстро обижается и ссорится, если встречает препятствие.
У холериков необходимо воспитывать тормозные механизмы, переключение внимания. Весьма опасно захваливать холерика, так как он иногда и сам склонен переоценивать себя. Учитывая силу его нервной системы, учитель может в некоторых случаях сильно и резко воздействовать на него, наказать, приказать.
Дети с преобладанием флегматического темперамента из-за склонности к ригидности редко возбуждаются. Требуется особенно сильное впечатление, чтобы вызвать у них бурную реакцию. Речь их спокойна, эмоционально слабо окрашена. Мимика, жесты выражены неярко, сдержаны. Медлительность этих детей приводит к тому, что они не всегда усваивают материал, должны повторять его, иногда работать дополнительно.
Особенности флегматика во время занятий, как правило, очень быстро проявляется. Этот ученик всегда отстает в работе, не успевает, обычно дольше других вживается в коллектив класса. Учитель обязательно должен проводить с этими учащимися индивидуальную работу. Детей-флегматиков надо включать в выполнение таких заданий, которые способствуют выработке у них быстроты мысли и действий.
Дети-меланхолики требуют к себе особого внимания. Они отличаются большой впечатлительностью, быстро утомляются, у них может появится длительное тормозное состояние. Эти дети легко ранимы, могут замкнуться, отойти от коллектива. Меланхолик, как известно, в своей основе имеет слабый тип высшей нервной деятельности. Для меланхолика каждое новое событие, новое общение всегда связано с переживаниями. Меланхолик очень остро чувствует свои ошибки.
В воспитательной работе с меланхоликами надо быть спокойным, особенно душевным, чутким. Для меланхолика очень важно одобрение, подбадривание. Именно таким путем можно прежде всего выработать у меланхолика черты, свойственные сильному типу высшей нервной деятельности [3, с. 183].
Итак, следует подчеркнуть предметом особой заботы учителей должны быть дети с повышенной реактивностью, а также меланхолики, обладающие повышенной чувствительностью и слабой нервной системой. Первых надо удержать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к спокойной и равномерной работе. У вторых нужно развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность. Дети со слабой нервной системой требуют четкого режима дня и определенного ритма в работе, так как динамический стереотип перестраивается у них болезненно.
В воспитательной работе следует учитывать и случаи маскировки темпераментов. Как уже говорилось, у человека влияние жизненного опыта и воспитания очень велико. Чрезмерная легкость смены интересов, увлечений, безразличие, несдержанность, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка могут быть не проявлением темперамента, а результатом воспитания.
Хочется подчеркнуть также, что подход к изучению темперамента не должен быть оценочным и, что в жизни мы чаще встречаем людей со смешанным темпераментом.
Помимо особенностей темперамента в процессе обучения следует так же учитывать и другие индивидуальные и психологические особенности личности.
Список использованной литературы
- Глейзер, Г.Д. Повышение эффективности обучения математики в школе. – М.: Просвещение, 1984. – 276 с.
- Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. – М.: Владос, 2001. – Т. 1. – 32 с.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 544 с.
- Юнг, К. Психологические типы. – М.: МГУ, 1993. – 187 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темперамент. Типы темперамента.
Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента....
Типы темперамента
Презентация...
исследование типов темперамента обучающихся 7В
исследование типов темперамента...
кроссворд 7 класс типы темперамента
кросворд 7 класс типы темперамента...
Научно-исследовательская работа "Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся"
В работе исследовано влияние типа темперамента на успеваемость учащихся...
Влияние типа темперамента на успеваемость школьников
Задумывались вы когда-нибудь о том, влияет ли тип темперамента на уровень образования детей? Стоит ли строить свою работу на уроке, основываясь на этой классификации? Какие виды работы будут более эфф...
Применение знаний об особенностях темпераментов подростков в обучении математике
Основной проблемой при обучении математике, по-моему мнению, является разнообразие темпераментов учащихся. Для лучшего освоения материала необходимо четко различать их и подходить индивидуально при не...