Организация деятельности психолого-педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в ОУ
методическая разработка по психологии
Выступление на августовском педагогическом совещании "Управление развитием сислемы муниципального образования: от государственной стратегии к педагогическим практикам" в городском округе ""Охинский" - 27.08.2020
Психолого-педагогическое сопровождение детей начинается с поступления ребенка в образовательное учреждение, первоочередная задача школьного консилиума — это своевременное выявление детей, имеющих сложности в получении образования, а также последующее сопровождение обучающихся с ОВЗ и их родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выявление учащихся со сложностями в обучении: Исследование стартовых возможностей первоклассников Мониторинг развития УУД Мониторинг усвоения программного материала (каждую четверть) Диагностические исследования учителя-логопеда Мониторинг социального сопровождения детей «группы риска» Исследование процесса адаптации Изучение личных дел вновь прибывших учащихся
Консультирование педагогов (специалистами школы) Консультирование родителей ребенка (специалистами школы) Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
Анализ успешности коррекционно-развивающей работы Ребенок продолжает посещать коррекционно-развивающие занятия ППк переходит к подготовке родителей к предстоящему представлению ребенка на ТПМПК
Классный руководитель сообщает о сложностях ребенка в обучении Педагог-психолог/Учитель-логопед консультируют родителей о необходимости представления ребенка на ТПМПК Оформление документов, написание представлений специалистов подписание документов родителями Заседание ППк школы, формирование коллегиального заключения Представление ребенка на ТПМПК
Консультация родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ ТПМПК Предоставление копии заключения ТПМПК школе Отказ предоставления копии заключения ТПМПК школе Продолжаем работу по убеждению родителей о необходимости создания для ребенка необходимых условий для получения образования ППк переходит к осуществлению рекомендаций ТПМПК и осуществляет сопровождение ребенка на протяжении всего обучения ребенка в ОУ
Каждый ребенок имеет право на получение образование с учетом его психофизических особенностей, и на создание необходимых условий для его получения.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Установление контакта Детальное объяснение всех возможных вариантов развития событий Основные этапы переговоров с родителями при подготовки к представлению ребенка на ТПМПК Знакомство с процедурой представления ребенка на ТПМПК
Посещение уроков родителями Присутствие родителей на диагностических исследованиях педагога-психолога, логопеда Психологическое консультирование родителей Что может помочь родителям увидеть и осознать проблемы ребенка: ВАША ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В УСПЕХЕ РЕБЕНКА
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
1 слайд Организация деятельности психолого-педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое сопровождение детей начинается с поступления ребенка в образовательное учреждение, первоочередная задача школьного консилиума — это своевременное выявление детей, имеющих сложности в получении образования, а также последующее сопровождение обучающихся с ОВЗ и их родителей.
Организация работы ППк по выявлению представлена следующими этапами:
2 слайд
- Своевременное комплексное исследование учащихся.
Ежегодные мониторинги позволяют выявить детей со сложностями в поучении образования:
- Исследование процесса адаптации 1- 5 классов;
- Исследование стартовых возможностей первоклассников;
- Мониторинг развития УУД;
- Мониторинг усвоения программного материала;
- Диагностические исследования учителя-логопеда;
- Мониторинг социального сопровождения детей «группы риска»;
- Изучение личных дел вновь прибывших учащихся.
Совокупность полученных результатов, позволяет нам определить детей, которым возможна будет необходима помощь при поучении образования.
3 слайд
- Коррекционно-развивающая работа
С родителями (законными представителями) проводятся консультации в ходе которых специалисты школы сообщают родителям о сложностях, которые испытывает их ребенок и предлагают посещение коррекционно-разивающих занятий, как правило на этом этапе у родителей не возникает особых опасений и дети с удовольствием их посещают. Данный вид сопровождения позволяет контролировать уровень развития показателей, осуществлять индивидуальную помощь и наблюдать успешность коррекционно-развивающей работы.
4 слайд
- Оценка результативности проведенной коррекционно-развивающей работы
Если коррекционно-развивающая работа не дает необходимых результатов, то ППк переходит к подготовке родителей к представлению на ребенка на ТПМПК.
5 слайд
Так как классный руководитель является заинтересованным в успешности каждого ребенка в классе и обладающим доверием родителей именно он в первую очередь ведет работу по информированию родителей о сложностях, возникающих у их ребенка, и необходимости представления ребенка на ТПМПК. Информацию о проблемах доводится всегда в индивидуальной форме и с представление результатов работ ребенка.
Далее после осведомления классным руководителем, специалисты школы на консультации детально рассказывают о том, для чего необходимо представить ребенка на ТПМПК, объясняется процедура представления ребенка, возможные варианты обучения и важность данной процедуры для дальнейшего развития ребенка.
Далее на заседании ППк формируется коллегиальное заключение, и принимается решение представить ребенка на ТПМПК.
6 слайд
После получения заключения ТПМПК консилиум приступает к выполнению рекомендаций комиссии и осуществляет сопровождение ребенка на протяжении всего обучения ребенка в образовательном учреждении.
Но бывают случаи, когда родителям нужно помочь осознать важность представления ребенка на ТПМПК.
7 слайд
Каждый ребенок имеет право на получение образования с учетом его психофизических возможностей и создание необходимых условий для его получения.
Но препятствовать этому праву могут именно родители (законные представители) ребенка. Подготовка и информирование родителей наиболее важный аспект, данного вопроса. Хочу рассказать, как к решению этой проблемы подходят в нашей школе.
8 слайд
Немаловажную роль в психолого-педагогическом сопровождении играет именно консультативная функция, в рамках которой осуществляется:
- Консультирование педагогов, классных руководителей, так как именно они в первую очередь налаживают контакт с родителями, педагог должен быть уверен, доброжелателен и заинтересованным в успехе ребенка и показать свою заинтересованность родителям ребенка.
- Консультирование самого ребенка, чтобы страх перед изменением образовательного маршрута и самим представление на комиссии не провоцировал лишних переживаний;
- Консультирование родителей, и до, и после ТПМПК, очень важно помочь родителем принять особенности своего ребенка, помочь наладить отношения в семье, ответить на все беспокоящие вопросы.
9 слайд
Я работаю в школе уже восьмой год и ежегодно провожу большое количество консультаций, но самыми сложными для меня всегда были консультации родителей детей с ОВЗ.
Это весьма сложная категория родителей и их можно понять, очень сложно принять тот факт, что твой ребенок развивается не так как другие дети.
Обнаружение у ребенка сложностей развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, которое характеризуется состоянием растерянности, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания.
Очень важно учитывать вероятность возникновения стрессовой реакции на информацию о сложностях ребенка, и я хочу поделиться с вами тем, что помогает мне найти дорогу к осознанию и принятию родителями проблем и дает возможность помочь им найти силы, чтобы начать помогать своему ребенку.
10 слайд
Основными этапы переговоров с родителями при подготовке к представлению на ТПМПК являются:
- Установление контакта. Доброжелательное и понимающее отношение к каждому родителю (законному представителю), необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Важно донести до родителя заинтересованность в успешности ребенка, чтобы у него не возникло ощущения что учитель выделяет его в отдельную категорию или ставит на ребенке крест;
- Детальное объяснение всех возможных вариантов развития событий, родитель должен быть осведомлен о всех возможных исходов представления ребенка на комиссию, даже если ТПМПК будет рекомендовать иное учебное учреждение родитель должен услышать о такой вероятности именно от консилиума
- Знакомство с процедурой представления ребенка на ТПМПК для того, чтобы страх перед неизвестностью не мешал родителям (законным представителям) принять правильное решение и дать информированное согласие с решение комиссии.
11 слайд
Что еще может помочь родителям увидеть и осознать проблемы ребенка:
- Посещение уроков родителями для того, чтобы они своими глазами увидели с какими сложностями, сталкивается ребенок каждый день в школе;
- Присутствие родителей на диагностических исследованиях педагога-психолога и учителя-логопеда с последующим объяснением какие именно познавательные процессы требуют дальнейшего развития и каким образом адаптированная программа способна помочь в преодолении этих трудностей;
- Психологическое консультирование, в ходе которого психолог помогает родителям не опускать руки, а предлагает алгоритм действий с помощью которого их ребенок может стать успешным, получить тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а так же развить свои потенциальные способности.
- И, конечно, ваша личная заинтересованность в успешности ребенка, ничто так не мотивирует родителя, как искреннее доброжелательное отношение к их ребенку.
Именно таким образом, в нашей школе осуществляется выявление и психолого- педагогическое сопровождения детей с ОВЗ и их родителей.
12 слайд
Спасибо за внимание, если у вас есть вопросы я радостью на них отвечу
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...
Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательной организации
В статье рассматривается основная документация специалистов, этапы работы, взаимодействие участников образовательного процесса....
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Методический материал по организации системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья...
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается многолетний опыт работы школы с детьми с ОВЗ...
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...
Приказ 426-ОД от 13.09.21 Об организации деятельности психолого-педагогического консилиума в МБОУ "СШ №15"
Приказ 426-ОД от 13.09.21 Об организации деятельности психолого-педагогического консилиума в МБОУ "СШ №15" с составом ППк...
Организация процесса психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ
На данный момент времени в зависимости от ряда причин, наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. И теперь необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создать такие ...