Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по психологии
В статье раскрывается многолетний опыт работы школы с детьми с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто
менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
Л.С. Выготский
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2.
Из опыта работы МБОУ Школы № 52 г.о. Самара
В 2005 году в нашу школу пришли 7 человек с поселка Яицкое. Все были обследованы и определены в обучение в 1 класс. Дети были разного возраста от 7 до 14 лет.
Все обучающиеся были с ЗПР. ЗПР связано с социально-педагогической запущенностью, дети на получали дошкольного образования и не знали элементарных бытовых навыков. Практически не говорили по-русски, плохо понимали русскую речь.
Перед педагогами школы остро встал вопрос: как обучать таких учащихся?
Была создана группа педагогов, которые разработали систему работы.
Постепенно стали приучать детей к социально-бытовым условиям, правилам поведения в школе Учили их разговаривать , посещали выставки, экскурсии. Это позволило достичь определенных учебных целей и задач.
На сегодняшний день в школе обучается 102 учащихся с ОВЗ. Из них дети с ЗПР – 100 человек. 1 с интеллектуальными нарушениями, 1 ребенок с ЗПР, с первичным диагнозом ДЦП.
Дети обучаются в отдельных классах КРО и интегрировано, в обычных классах.
Обучение таких детей требует особого подхода, образования, самообразования. Особые сложности вызывают работа с родителями, так как для каждого родителя его ребенок самый умный, талантливый, способный.
Слайд №3
Для обучения детей с ОВЗ в нашей школе были разработаны общеобразовательные программы:
7.2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (5 лет обучения, в 1 классе обучаются 2 года)
7.1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (4 года обучения для интегрированных детей)
8.1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (4 года обучения для детей с расстройством аутистического спектра)
4.2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (5 года обучения для слабовидящих детей).
Для обучающихся 5-9 классов разработаны адаптированные рабочие программы по предметам, которые направлены на достижения результатов ФГОС основного общего образования.
Слайд №5
Наша школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Обязательным условием является систематическая специальная психолого - педагогическая поддержка, которая предполагает создание адекватных условий для реализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем школьном коллективе сформирована установка:
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются
- установка положительного психологического климата в классе.
- установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Слайд №6
Эффективно и технологично вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (сокращенно ПМПк). Заседания ПМПК у нас проводятся по мере необходимости, но не менее 3 раз в год.
Слайд №7
Усилия специалистов направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.
Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:
1. Индивидуально – коррекционная работа в специально оборудованном кабинете с логопедом и психологом.
2. Групповые интегративные занятия (по 4 – 5 человек).
3. Занятия – путешествия (групповые игры вне кабинета специалиста, обычно вовлечены учителя, администрация школы, с которыми группа детей вступает во взаимодействие. Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу).
4. Поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребёнка к новым условиям развития в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.
5. Социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией – выражение детьми агрессии социально-приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет» и т.д.).
6. Занятия – тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т.д.).
Слайд №8
Мы разработали
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
- Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
- Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
- Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
- Предварение пропедевтикой изучения нового;
- Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
- Воздействие на все органы чувств;
- Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
- отвлечение ребенка от ухода в болезнь;
- Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Слайд №9
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамииспользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Слайд №10
Наши педагоги постоянно повышают свою квалификацию по работе с детьми ОВЗ, принимают участие в различных конференциях, разрабатывают методическую продукцию.
Слайд №11-12
В нашей школе существует «Родительский клуб» для родителей детей с ОВЗ. Классные руководители и специалисты: педагог-психолог и учитель – логопед выезжают один раз в квартал по месту жительства детей с ОВЗ и проводят заседания клуба. Каждое заседание – это целенаправленно спланированное занятие с элементами психологического тренинга, направленное на повышение педагогической грамотности родителей.
При проведении занятий с родителями мы ставим следующие задачи:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- развитие детско-родительских отношений;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Слайд №13
План мероприятий по работе с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Родительские собрания.
1) «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения».
2) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития».
3) «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
4) «Учебные способности ребенка с ОВЗ. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности». (Родители детей 1—2-х классов).
5) «Роль семьи по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника с ОВЗ» (для родителей 2-х классов).
Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Круглогодичный «Родительский семинар». Ежемесячные (ежеквартальные) встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем группы продленного дня (ГПД), социальным педагогом, школьным психологом, логопедом, дефектологом, врачами (невропатолог, педиатр и др.)), представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы:
«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на улице» и др.
Индивидуальные консультации педагога-психолога, учителя – логопеда, педиатра, социального педагога, учителя, завуча.
ИТОГ
За весь период работы с детьми с ОВЗ у нас есть успехи:
Все обучающиеся успешно заканчивают 9 класс и получают аттестат об основном общем образовании.
У одного ребенка в 9 классе был снят диагноз ЗПР, он проходил ГИА на общих основаниях, успешно сдал 4 экзамена.
Один ребенок пришел в 10 класс и успешно сдал ЕГЭ по четырем предметам.
В настоящее время в 11 классе обучаются 3 человека, ранее обучавшиеся по адаптированной программе.
Мы надеемся, что они успешно пройдут итоговую аттестацию.
Благодаря совместной работе всех участников образовательного процесса, обучение детей с ОВЗ в нашем учреждение является комфортным, способствующим успешной социализации. Только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его сверстники, он развит иначе» Л.С. Выготский
Для обучения детей с ОВЗ в нашей школе были разработаны общеобразовательные программы: 7.2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (5 лет обучения, в 1 классе обучаются 2 года) 7.1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (4 года обучения для интегрированных детей) 8.1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (4 года обучения для детей с расстройством аутистического спектра) 4.2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (5 года обучения для слабовидящих детей). Для обучающихся 5-9 классов разработаны адаптированные рабочие программы по предметам, которые направлены на достижения результатов ФГОС основного общего образования.
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения». Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются установка положительного психологического климата в классе. установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Организация работы психолого-педагогического консилиума Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение. Основная цель ППК – выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся.
Формы проведения коррекционной работы 1. Индивидуально – коррекционная работа в специально оборудованном кабинете с логопедом и психологом. 2. Групповые интегративные занятия (по 4 – 5 человек). 3. Занятия – путешествия 4. Поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребёнка к новым условиям развития в переходные этапы 5. Социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией – выражение детьми агрессии социально-приемлемыми способами 6. Занятия – тренинги
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ: Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями; Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий; Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий; Предварение пропедевтикой изучения нового; Постоянную опору на чувственный опыт учащихся; Воздействие на все органы чувств; Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала); Отвлечение ребенка от ухода в болезнь; Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Приемы обучения для активизации деятельности детей с ОВЗ Использование сигнальных карточек при выполнении заданий Использование магнитных букв Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз Использование картинного материала Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения
Работа педагога Постоянное повышение квалификации Участие в конференциях Разработка методической продукции: рекомендаций, памяток по работе с детьми ОВЗ для родителей и педагогов
«Родительский клуб» для родителей с детьми ОВЗ. Задачи: формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
«Родительский клуб» для родителей с детьми ОВЗ. развитие детско-родительских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Информационно-просветительская деятельность с родителями Родительские собрания. Родительская конференция Круглогодичный «Родительский семинар». Индивидуальное консультирование
“ Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, ч то я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого”. (н ародная мудрость ) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
Психолого-педагогическое сопровождение детям с ограниченными возможностями здоровья
Матерал на международную практическую конференцию...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются особенности работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Методический материал по организации системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум – ...