Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» "ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ!"
материал по психологии на тему
Профилактика психологического здоровя педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, снятие эмоционального и мышечного напряжения, сплочение педагогического коллектива, профилактика профессионального сгорания, межличностных и профессиональных конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_uchiteley.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
"ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ!" |
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение педагогического коллектива, профилактика профессионального сгорания, межличностных и профессиональных конфликтов.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Место проведения: кабинет психологической разгрузки. |
Мотивационныйблок
Ход занятия
- Хочу начать с одной притчи, сочиненной одним психологом, сказкотерапевтом.
Одна молодая женщина, очень много времени отдавала своей работе. Она выполняла ее быстро и качественно, но при этом сетовала на то, что не успевает сделать за день все, что намечает. Услышал ее жалобы старец, проходивший мимо, и сказал:
- А ты, милая, пойдем-ка со мной в дальний путь – может я смогу тебе помочь решить твою проблему. Но прежде сделай те свои дела, без завершения которых нельзя двинуться в путь. Как сделаешь – позови меня.
Женщина подумала совсем немного и ответила:
- Я уже готова.
- Всем добрый день! Да, действительно, всех дел не переделать. Впереди еще половина рабочего дня и много домашних хлопот. Но, несмотря на это, Вы смогли найти время для нашего общения и мы рады приветствовать Вас в нашем уютном кабинете психологической разгрузки. Сегодня мы будем говорить о Вас и Ваших коллегах, а тема сегодняшнего тренинга звучит так: «Мы вместе!». Итак, мы начинаем.
Упражнение «Знакомьтесь: Ха-хи-ха!» (мяч)
- Любой тренинг начинается со знакомства и приветствия членов группы. Как правило, участники подобных мероприятий могут представляться кем и как угодно. И сегодня у каждого из Вас есть такая возможность.
Представьтесь, пожалуйста, заменив все согласные буквы в Вашем имени на букву Х. Произнесите его громко, по слогам, стараясь выдыхать воздух на каждом слоге.
I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
Упражнение «Я самая обаятельная и привлекательная!»
- Глядя в зеркало, произнесите данную фразу с предложенной вам (на листочках) интонацией (с восторгом, с легкой иронией, спокойно, удивленно, со строгостью, с трепетом, по-детски, с восхищением, с уважением, с нежностью, с убеждением, критично, ласково, весело, игриво). Зеркало передаем по кругу.
Вариант: каждый участник должен рассказать о себе, начиная со слов «Какая я молодец!»
3. Упражнение «Тест геометрических фигур»
Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
Комментарий ведущего
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Упражнение «Мы с тобой похожи»
- А вы не задумывались над тем, почему Мы вместе, почему каждый из Вас выбрал профессию учителя, почему у нас с вами общие на всех заботы? Наверно потому, что МЫ похожи. А в чем именно, узнаем с помощью следующей игры.
Один участник выходит в центр круга и выбирает себе пару по сходному признаку (в одежде, интересах, мнениях и т.д.): «Елена, Николаевна, мы с тобой похожи тем, что…». После чего 1-й участник садится на место 2-го, а 2-й продолжает игру.
4. Упражнение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Упражнение «И ты пойдешь с нами в поход!»
- Да, мы похожи, но, несмотря на эти сходства, в нас много своего - индивидуального, что делает нас неповторимыми и уникальными. И именно это заставляет нас проявлять интерес к друг другу, поддерживает желание быть вместе – в одной команде, в составе которой хоть на край света. И вы сейчас сами в этом убедитесь.
Итак, мы отправляемся в поход. Каждому из Вас надо очень хорошо подумать, что можно взять с собой. Только в случае правильного выбора Вы пойдете с нами. Итак, начинаем собираться.
Я возьму лежак – и пойду с вами в поход! (Просьба к тем, кто знает смысл игры, повременить с подсказкой).
Участники по кругу называют предмет, который они хотели бы взять с собой. Как правило, называют самое необходимое для похода. Но ведущий, как организатор, берет только тех (внимание, суть игры заключается именно в этом), чей предмет начинается с той же буквы, что и имя его хозяина. После каждого высказывания ведущий объявляет о своем решении: «Татьяна, поздравляю Вас, Вы идете с нами в поход!» или «Светлана, увы, Вы не идете с нами в поход». Интрига должна сохраняться в течение некоторого времени (3-4 круга, может, больше). За это время большинство участников должны догадаться, почему, например, Светлане можно брать спички, сумку, сахар и т.д., а Ольге – нельзя. Кто догадается первым (он станет помощником ведущего), должен молчать, т.е. не раскрывать тайны происходящего, а продолжать игру.
6. Упражнение » Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
9. Рекомендации.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Упражнение на релаксацию «Мне хорошо»
- Пришла пора отдохнуть.
Звучит релаксационная музыка. Психолог говорит:
«Закройте глаза, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох (повторить несколько раз). Прислушайтесь к музыке и постарайтесь представить, что находитесь в дорогих вашей памяти местах…
Вот Вы на берегу тихой лесной речки. Светит солнце, легкий ветерок ласкает вас своим прикосновением. Кругом тишина и покой… Волна набегает на берег, солнечные блики заигрывают с вами. В прозрачной воде у берега резвятся мелкие рыбешки…Не отрываясь, вы смотрите на воду и вспоминаете свое детство...
А вот сейчас перед вами солнечная поляна, усеянная белыми цветами… Со всех сторон поляна окружена могучими дубами, березами и кленами. В их густых зеленых кронах весело щебечут птицы. Шмели и пчелы с гудением перелетают с цветка на цветок. Где-то недалеко журчит ручеек...
Под эти чарующие звуки вы все больше погружаетесь в приятное состояние полного покоя. Вы расслабляетесь и успокаиваетесь. Вы отвлекаетесь от всего, что вас волнует и тревожит. Все ваши мышцы приятно расслаблены и отдыхают…
А сейчас откройте глаза и потянитесь. Хорошо потянитесь. Сделайте глубокий вдох и выдох».
IV. Рефлексия
Упражнение «Ниточки благодарности»
- Рабочий день позади, еще немного – и Вы будете дома, там, где Вас ждут родные, где Вы будете вспоминать и рассказывать о впечатлениях прожитого дня. Чтобы от этой и многих ежедневных встреч у нас оставались самые теплые воспоминания, не забудем поблагодарить друг друга.
- Я думаю, наша благодарность, будет такой же бесконечной, как эта нить в этом замечательном ярком клубке под названием КОЛЛЕКТИВ.
Участники тренинга передают друг другу (закрепляя ниточку на пальцах) клубок с отзывами об увиденном, с пожеланиями и благодарностью за интересно проведенное время. В итоге должна получиться паутинка. Как только все присутствующие выскажутся (клубок должен вернуться к тому, кто начал первым вить паутинку), ведущий разрезает нить и обращается к участникам с просьбой взять с собой на память часть этой паутинки, как напоминание об этой приятной встрече.
Упражнение-кричалка «Мы очень хорошие»
Фото на память!
Упражнение «Шарики»
Психологический смысл упражнения: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками
Описание упражнения: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
Коммуникативная игра «Рисунок на спине»
Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
Описание упражнения: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение в общем кругу.
Что помогало понимать и передавать ощущения?
Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?
Что мешало выполнять упражнение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»
Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...
тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Структура тренинга Вводная часть (на стульях)1. Приветствие2. Принятие правил, цели и задачи тренинга3. Разогрев4. Информация о СЭВ (пример)5.Упражнение - «Как я проявляю свои чувства...
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления...
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагога.
quot;Экологичный", интересный, добрый, легкий, приятный...можно ещё подобрать эпитеты для этого тренинга Арт-терапии. Педагоги одни из самых ранимых профессионалов, потому что работают с детьми,...
Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Тренинг для педагогов школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания....