Тема: «Эффективная коммуникация как условие успешной адаптации педагога»
материал по психологии

Тренинг для сопровождения вновьприбывших педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_molodyh_spetsialistov.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Эффективная коммуникация как условие

успешной адаптации педагога»

Цели тренинга: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.

Задачи:

  • Создать атмосферу доверия и сотрудничества в группе педагогов;
  • Расширить представление педагогов об эффективных приёмах коммуникации;
  • Отработать способы  коммуникации в специально смоделированных ситуациях.

Оборудование:

Бейджи, бумага, чаша с водой, игрушки из киндер-сюрпризов, ручки, раздаточный материал (Приложение 1-3).

Ход занятия:

  1. Установочно-мотивационный этап

       Добрый день, коллеги, в этом году мы продолжаем работу в рамках программы методической работы с молодыми специалистами «Наставничество». Сегодня наша встреча будет проходить в форме тренинга для того,  чтобы создать атмосферу доверия и сотрудничества между вами - начинающими педагогами.

       Состав команды молодых специалистов немного поменялся. Среди вас есть и вновь прибывшие педагоги, и учителя, которые проработали в нашей школе уже год. Несмотря на разный профессиональный опыт, возраст и стаж работы вас всех объединяет один общий процесс, который переживает буквально каждый человек, попавший в новые условия, новую среду, новый коллектив. Что это за процесс? Адаптация. Чтобы лучше понять, проанализировать и прочувствовать это явление, предлагаю вам поучаствовать в эксперименте.

Упражнение «Адаптация»

Каждый участник по очереди выбирает себе игрушку киндер. Кратко описывает его характеристики (вес, размер, фактуру и т.п.) После этого игрушки опускают в чашу с водой.

Вопросы участникам:

- Что вы заметили? (какие-то игрушки держатся на плаву, какие-то утонули)

- Почему так произошло? (участники говорят свои предположения)

- Какими качествами обладают игрушки, которые плавают и не тонут?

- Какой процесс вам напомнил этот эксперимент?

Адаптация в новом коллективе. Каждый человек, попадая в новую среду, новые условия проходит период адаптации (приспособления). Но у кого-то этот этап проходит быстро и безболезненно, а кому-то требуется больше времени и усилий.

Какие качества, на ваш взгляд помогают успешной адаптации в нашей профессии?

Ответы фиксируются на доске. Затем делаем акцент, что профессия педагога связана с людьми, общением, соответственно главное, ключевое качество молодого специалиста– это умение выстраивать конструктивную коммуникацию.

Резюмирование:

Мы вместе пришли к выводу, что умение эффективно взаимодействовать с  людьми помогает быстрее наладить общение в коллективе, приспособиться к новым условиям, требованиям, а другими словами – адаптироваться на новой работе. Поэтому тема сегодняшней встречи –  «Эффективная коммуникация как условие успешной адаптации педагога».

С кем приходится нам общаться на работе?

- ученики

- педагоги-коллеги

- родители

- администрация

Выяснение запроса.

Поскольку участников образовательного процесса достаточно много и каждая категория требует от нас особых специфических стратегий поведения и приёмов взаимодействия, предлагаю сегодня  остановиться на особенностях общения с педагогами. Исходя из темы, хотелось бы узнать у вас:

Что сегодня ждёте от занятия? Чему хотели бы научиться? Какие трудности у вас возникают при взаимодействии с коллегами?

Случается так, что молодому специалисту крайне неприятно сознаваться в некомпетентности по тому или иному вопросу. Некоторые будут пытаться выполнить поставленную задачу своими силами, только бы не обращаться за помощью к коллегам или руководителю. Это не совсем правильно. Конечно, самостоятельность приветствуется. Но если мы, начиная работать в новой должности, испытываем затруднения в выполнении какого-либо задания, то стоит спросить совета у коллег или своего наставника.

Упражнение «Торги»

У каждого из вас есть определённый багаж профессиональных умений, качеств. Примерные качества:

  • гибкость,
  • доброжелательность,
  • коммуникабельность,
  • направленность на личность другого человека,
  • принятие себя,
  • уважение чужого мнения,
  • организаторские способности,
  • креативность,
  • эмпатийность.

Примерный список  профессиональных умений: умею составлять рабочую программу, владею какой-то технологией, владею компьютерными технологиями и т.п.

1. Подумайте и напишите на отдельных карточках свои профессиональные качества и умения. 

2. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность — совершить обмен, торг качествами и профессиональными умениями.  Сейчас вы будете работать в парах сменного состава. Подходите  к коллеге,  рассказываете  друг другу о своих профессиональных качествах и умениях. В процессе беседы, определите - каких из этих качеств, умений у вас нет, но вам бы очень хотелось их иметь? Обратитесь с просьбой к коллеге поделиться с Вами этим качеством. Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои!

Обсуждение:

- Что вы отметили, когда писали свои профессиональные умения и качества?

- Как чувствовали себя в роли обратившегося с просьбой?/коллеги?

- Возникали трудности по ходу беседы? Какие?

- Какие качества встречались чаще всего у коллег?

- Какие были в дефиците?

- Каких качеств и умений не нашли, не приобрели? Где можете восполнить этот дефицит? К кому обратиться с просьбой? Или за счёт каких ваших действий эти качества, умения  появятся.

- Удовлетворены ли вы торгом?

- Что помогало вам выстраивать коммуникацию?

Вывод: Коммуникация и взаимная помощь необходима вам, поэтому активное взаимодействие вас – молодых специалистов между собой, общение с педагогами наставниками и в общем со всеми коллегами-  это ваш бонус на пути к успешной адаптации, профессиональному росту и статусу в новом коллективе.  И здесь ключевой момент – КАК общаться с коллегами в коллективе. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить ваши коммуникативные способности. Их я оформила для вас в виде памяток (приложение 1). Надеюсь, вы будете использовать эти несложные приёмы в общении с коллегами.    

Памятка для успешной коммуникации

Совет № 1 – имя. Начиная разговор, всегда представляйтесь! Называйте свое полное имя отчество. Произнося своё имя, Вы акцентируете на нём внимание собеседника и побуждаете его к ответному представлению. Когда Вы хотите произвести положительное впечатление на собеседника, показав своё расположение к нему, заинтересованность и дружелюбие, старайтесь называть его по имени отчеству как можно чаще. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Совет №2 –- комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка, педагогу – его опыт и умение.

Совет №3 – присоединение. Чаще говорить: «Мы»: «Мы оба заинтересованы, чтобы……», «Нас всех беспокоит, что …», «Нас объединяет общее дело – это….». Реже говорить «Я», «Вы».

Совет №4 – «Я-высказывание». Положительный образ создаётся тогда, когда людям комфортно с Вами общаться. Чтобы достичь этой цели постарайтесь ввести в свою речь так называемые «Я-высказывания». Например, вместо того, чтобы сказать «Вы меня неправильно поняли», лучше сказать «Я, наверно, не совсем точно объяснил Вам суть дела».

Совет №5 – неречевая коммуникация. Она является важнейшим аспектом коммуникации, то есть важно всё то, что мы говорим бессловесно. Самым главным здесь является избегание закрытых поз, проще говоря, скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает Ваши слова, но и влияет на его восприятие. Если Вы видите, что Ваш собеседник «закрылся» (к примеру, скрестил руки на груди), необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный в НЛП, как «ведение» собеседника. Метод «ведения» заключается в том, что сначала Вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить Ваши действия.  Если этого не произошло, повторите эти действия ещё раз.

Совет №6 – вербальные составляющие, связанные с голосом и её эмоциональной окраской. Сознательно управляя своим голосом, слишком эмоционального, импульсивного, громко говорящего человека мы «гасим» своим спокойным, тихим голосом, его быструю речь – своей медленной.

Иногда нам очень сложно настроиться на разговор с трудными раздражёнными коллегами, которые манипулируют и подавляют нас. В такой ситуации учителю непросто не просто сохранить самообладание и избежать манипуляции. С такими людьми важно сохранить эмоциональную отстранённость и поддерживать в себе спокойный нейтралитет, т.е. не зарядиться его отрицательными эмоциями. Такие люди в нашей работе неизбежны. Следующее упражнение поможет дистанцироваться, посмотреть со стороны на ваши взаимоотношения  и сохранить спокойствие в напряжённой ситуации.

Практика "Освобождение от зависимости" (Джек Макани)

Находясь в эмоциональной вовлеченности, мы часто не видим, не слышим, и не замечаем того Послания, которое несет нам человек. А это значит лишь одно. Пройдет время, и мы получим его снова - в другом виде, в другой форме и, возможно, от кого-то другого. Все наши Обиды - это Послания, которые мы не распознали!

Инструкция:

1. Найдите спокойное место, где бы вас никто не отвлекал.  

Это - на первых порах. Когда вы достаточно попрактикуетесь,  можете делать ее в любом месте и в разных обстоятельствах. Это занимает лишь несколько минут.

2Представьте перед собой сцену или небольшую площадку, на которой стоит человек, с которым вы хотели бы поработать.

Вы же - находитесь немного выше него (парите в воздухе или стоите на каком- то возвышении - не имеет значения).

3. Рассмотрите внимательно этого человека:

Как он выглядит? Во что одет?

Почувствуйте свои эмоции по отношению к нему (это должна быть не мысль об эмоции, а ощущение их!):

- Какие они?

Постарайтесь увидеть или почувствовать между вами связь:

-Как она выглядит?

Это может быть шнур, стеклянная трубка, цветные  нити и даже цепи.

- В каких местах вы связаны друг с другом? В области головы, горла, сердца, солнечного сплетения, живота? А может, вы связаны по рукам (или ногам)?

Определите это по своим ощущениям. Слушайте себя, свои ощущения. Возможно, шнур уходит из вашего сердца и подсоединяется к животу человека (или же к его сердцу). Здесь нет правильного или неправильного. Ваше тело вам подскажет. Побудьте немного в этом состоянии. Прочувствуйте эту связь и свои эмоции.

4. Как вы считаете:

Каких Ресурсов Не Хватает этому человеку, чтобы он относился к вам менее эмоционально (или нейтрально)?

- Каких Качеств не достает Вам, чтобы ваша связь не  была такой болезненной?

Если ваша связь уже в прошлом, определите на момент вашего общения!

Может быть, Любви, Уверенности, Спокойствия, Ответственности, Внутренней Силы (или чего – то еще)?

Выберите ровно столько Ресурсов или Качеств, сколько будет необходимо.

5.  А теперь представьте, что над вашей головой находится Вселенский Источник, в котором есть абсолютно все Ресурсы и Качества 

       Представьте себе, как вы открываетесь этому Источнику и просите его  - дать вам необходимое. А теперь ощутите, как вы (по очереди) наполняетесь: Любовью, Спокойствием (или тем, что вы определили). Почувствуйте, как все ваше Тело, ваше Сердце, каждая ваша Клеточка наполняется необходимыми Ресурсами и Качествами. Почувствуйте, как внутри вас что-то происходит. И как они (по каналу связи между вами) начинают перетекать другому человеку и наполнять его.  Дайте ему возможность напитаться ими.

       Вы можете испытывать телесные ощущения, видеть образы или даже слышать звуки  (как будто, течет вода в реке). Все зависит от того, кто вы: аудиал, визуал или кинестетик.

И после того, как человек наполнится необходимыми Ресурсами и Качествами, обратите внимание:

-  Что в нем изменилось? Может, выражение лица, поза, мимика? Или что-то еще?

Если нет ни образов, ни звуков, ни ощущений, представьте, КАК ЕСЛИ БЫ вы могли видеть этого человека и все происходящее с вами.  Мысленно проговорите  про себя весь ритуал, стараясь погрузиться в ощущения настолько, насколько сможете.

Обычно сложности возникают у рационалов  и логиков (в NLP есть такой термин - дигиталы). Им для восприятия информации необходимо разложить все по полочкам.  

6. А теперь пообщайтесь с этим человеком:

Может, вы хотите ему что-то сказать или услышать от него?

Искренне, от всей Души, попросите у него Прощения (даже если считаете, что он обидел вас). Примите Прощение от этого человека. Побудьте какое-то время в этом состоянии. Проникнитесь чувствами, что это – Ваш Учитель. Возможно, благодаря ему, вы узнали свои Болевые Точки и осознали Опыт, который он вам принес.

7.  Разорвите связь между вами.

       Это можно сделать с помощью руки. Если связь в виде цепи, представьте, что в вашей руке появляется меч, который ее перерубает. Обратите внимание, что и вы, и человек, с которым вы делаете эту практику, оказываются полностью свободными.

8. Вернитесь в свое обычное состояние сознания.

       Если вы делаете эту практику со значимым человеком, обычно возникает сомнение или страх. Стоит ли разрубать шнур? Ничего страшного не произойдет: ведь вы прервали поток негативной энергии, которая возникла между вами. Она не полезна никому из вас. Помните, энергетическая связь напрямую связана с эмоциями, которые мы испытываем к этому человеку. И если они остаются, она легко вновь возобновляется. Весь вопрос в Качестве этих эмоций!

Рефлексия.

Вспомните начало занятия и свои ожидания от него. С чем уходите? Совпало ли содержание работы и ваши пожелания? Что было полезно, ценно? Что наиболее запомнилось? Что затруднило? (участники высказываются по кругу)

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы эффективной коммуникации

В материале дается определение понятия "коммуникация", излагаются  некоторые принципы, позволяющие построить общение более эффективно....

Презентация к проекту "Принципы эффективной коммуникации"

Данная презентация иллюстрирует соответствующий проект...

Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.

Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей...

План проведения родительского собрания по теме «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов»

План и конспект родительского собрания на тему «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» -  одно из занятий по программе работы с родителями "Родительская академия". Материал мо...

Мастер-класс «Обучение навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде»

Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных  изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам ...

Доклад на тему: "Профессирнальная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС ООО. Из опыта участия в Международном фестивале школьных учителей в г. Елабуга."

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуацию общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических...

Тема: "Основы эффективной коммуникации"

Взаимодействие:  учитель - ребёнок - родители........