Тема: «Эффективная коммуникация как условие успешной адаптации педагога»
материал по психологии
Тренинг для сопровождения вновьприбывших педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_molodyh_spetsialistov.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Эффективная коммуникация как условие
успешной адаптации педагога»
Цели тренинга: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.
Задачи:
- Создать атмосферу доверия и сотрудничества в группе педагогов;
- Расширить представление педагогов об эффективных приёмах коммуникации;
- Отработать способы коммуникации в специально смоделированных ситуациях.
Оборудование:
Бейджи, бумага, чаша с водой, игрушки из киндер-сюрпризов, ручки, раздаточный материал (Приложение 1-3).
Ход занятия:
- Установочно-мотивационный этап
Добрый день, коллеги, в этом году мы продолжаем работу в рамках программы методической работы с молодыми специалистами «Наставничество». Сегодня наша встреча будет проходить в форме тренинга для того, чтобы создать атмосферу доверия и сотрудничества между вами - начинающими педагогами.
Состав команды молодых специалистов немного поменялся. Среди вас есть и вновь прибывшие педагоги, и учителя, которые проработали в нашей школе уже год. Несмотря на разный профессиональный опыт, возраст и стаж работы вас всех объединяет один общий процесс, который переживает буквально каждый человек, попавший в новые условия, новую среду, новый коллектив. Что это за процесс? Адаптация. Чтобы лучше понять, проанализировать и прочувствовать это явление, предлагаю вам поучаствовать в эксперименте.
Упражнение «Адаптация»
Каждый участник по очереди выбирает себе игрушку киндер. Кратко описывает его характеристики (вес, размер, фактуру и т.п.) После этого игрушки опускают в чашу с водой.
Вопросы участникам:
- Что вы заметили? (какие-то игрушки держатся на плаву, какие-то утонули)
- Почему так произошло? (участники говорят свои предположения)
- Какими качествами обладают игрушки, которые плавают и не тонут?
- Какой процесс вам напомнил этот эксперимент?
Адаптация в новом коллективе. Каждый человек, попадая в новую среду, новые условия проходит период адаптации (приспособления). Но у кого-то этот этап проходит быстро и безболезненно, а кому-то требуется больше времени и усилий.
Какие качества, на ваш взгляд помогают успешной адаптации в нашей профессии?
Ответы фиксируются на доске. Затем делаем акцент, что профессия педагога связана с людьми, общением, соответственно главное, ключевое качество молодого специалиста– это умение выстраивать конструктивную коммуникацию.
Резюмирование:
Мы вместе пришли к выводу, что умение эффективно взаимодействовать с людьми помогает быстрее наладить общение в коллективе, приспособиться к новым условиям, требованиям, а другими словами – адаптироваться на новой работе. Поэтому тема сегодняшней встречи – «Эффективная коммуникация как условие успешной адаптации педагога».
С кем приходится нам общаться на работе?
- ученики
- педагоги-коллеги
- родители
- администрация
Выяснение запроса.
Поскольку участников образовательного процесса достаточно много и каждая категория требует от нас особых специфических стратегий поведения и приёмов взаимодействия, предлагаю сегодня остановиться на особенностях общения с педагогами. Исходя из темы, хотелось бы узнать у вас:
Что сегодня ждёте от занятия? Чему хотели бы научиться? Какие трудности у вас возникают при взаимодействии с коллегами?
Случается так, что молодому специалисту крайне неприятно сознаваться в некомпетентности по тому или иному вопросу. Некоторые будут пытаться выполнить поставленную задачу своими силами, только бы не обращаться за помощью к коллегам или руководителю. Это не совсем правильно. Конечно, самостоятельность приветствуется. Но если мы, начиная работать в новой должности, испытываем затруднения в выполнении какого-либо задания, то стоит спросить совета у коллег или своего наставника.
Упражнение «Торги»
У каждого из вас есть определённый багаж профессиональных умений, качеств. Примерные качества:
- гибкость,
- доброжелательность,
- коммуникабельность,
- направленность на личность другого человека,
- принятие себя,
- уважение чужого мнения,
- организаторские способности,
- креативность,
- эмпатийность.
Примерный список профессиональных умений: умею составлять рабочую программу, владею какой-то технологией, владею компьютерными технологиями и т.п.
1. Подумайте и напишите на отдельных карточках свои профессиональные качества и умения.
2. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность — совершить обмен, торг качествами и профессиональными умениями. Сейчас вы будете работать в парах сменного состава. Подходите к коллеге, рассказываете друг другу о своих профессиональных качествах и умениях. В процессе беседы, определите - каких из этих качеств, умений у вас нет, но вам бы очень хотелось их иметь? Обратитесь с просьбой к коллеге поделиться с Вами этим качеством. Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои!
Обсуждение:
- Что вы отметили, когда писали свои профессиональные умения и качества?
- Как чувствовали себя в роли обратившегося с просьбой?/коллеги?
- Возникали трудности по ходу беседы? Какие?
- Какие качества встречались чаще всего у коллег?
- Какие были в дефиците?
- Каких качеств и умений не нашли, не приобрели? Где можете восполнить этот дефицит? К кому обратиться с просьбой? Или за счёт каких ваших действий эти качества, умения появятся.
- Удовлетворены ли вы торгом?
- Что помогало вам выстраивать коммуникацию?
Вывод: Коммуникация и взаимная помощь необходима вам, поэтому активное взаимодействие вас – молодых специалистов между собой, общение с педагогами наставниками и в общем со всеми коллегами- это ваш бонус на пути к успешной адаптации, профессиональному росту и статусу в новом коллективе. И здесь ключевой момент – КАК общаться с коллегами в коллективе. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить ваши коммуникативные способности. Их я оформила для вас в виде памяток (приложение 1). Надеюсь, вы будете использовать эти несложные приёмы в общении с коллегами.
Памятка для успешной коммуникации
Совет № 1 – имя. Начиная разговор, всегда представляйтесь! Называйте свое полное имя отчество. Произнося своё имя, Вы акцентируете на нём внимание собеседника и побуждаете его к ответному представлению. Когда Вы хотите произвести положительное впечатление на собеседника, показав своё расположение к нему, заинтересованность и дружелюбие, старайтесь называть его по имени отчеству как можно чаще. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Совет №2 –- комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка, педагогу – его опыт и умение.
Совет №3 – присоединение. Чаще говорить: «Мы»: «Мы оба заинтересованы, чтобы……», «Нас всех беспокоит, что …», «Нас объединяет общее дело – это….». Реже говорить «Я», «Вы».
Совет №4 – «Я-высказывание». Положительный образ создаётся тогда, когда людям комфортно с Вами общаться. Чтобы достичь этой цели постарайтесь ввести в свою речь так называемые «Я-высказывания». Например, вместо того, чтобы сказать «Вы меня неправильно поняли», лучше сказать «Я, наверно, не совсем точно объяснил Вам суть дела».
Совет №5 – неречевая коммуникация. Она является важнейшим аспектом коммуникации, то есть важно всё то, что мы говорим бессловесно. Самым главным здесь является избегание закрытых поз, проще говоря, скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает Ваши слова, но и влияет на его восприятие. Если Вы видите, что Ваш собеседник «закрылся» (к примеру, скрестил руки на груди), необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный в НЛП, как «ведение» собеседника. Метод «ведения» заключается в том, что сначала Вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить Ваши действия. Если этого не произошло, повторите эти действия ещё раз.
Совет №6 – вербальные составляющие, связанные с голосом и её эмоциональной окраской. Сознательно управляя своим голосом, слишком эмоционального, импульсивного, громко говорящего человека мы «гасим» своим спокойным, тихим голосом, его быструю речь – своей медленной.
Иногда нам очень сложно настроиться на разговор с трудными раздражёнными коллегами, которые манипулируют и подавляют нас. В такой ситуации учителю непросто не просто сохранить самообладание и избежать манипуляции. С такими людьми важно сохранить эмоциональную отстранённость и поддерживать в себе спокойный нейтралитет, т.е. не зарядиться его отрицательными эмоциями. Такие люди в нашей работе неизбежны. Следующее упражнение поможет дистанцироваться, посмотреть со стороны на ваши взаимоотношения и сохранить спокойствие в напряжённой ситуации.
Практика "Освобождение от зависимости" (Джек Макани)
Находясь в эмоциональной вовлеченности, мы часто не видим, не слышим, и не замечаем того Послания, которое несет нам человек. А это значит лишь одно. Пройдет время, и мы получим его снова - в другом виде, в другой форме и, возможно, от кого-то другого. Все наши Обиды - это Послания, которые мы не распознали!
Инструкция:
1. Найдите спокойное место, где бы вас никто не отвлекал.
Это - на первых порах. Когда вы достаточно попрактикуетесь, можете делать ее в любом месте и в разных обстоятельствах. Это занимает лишь несколько минут.
2. Представьте перед собой сцену или небольшую площадку, на которой стоит человек, с которым вы хотели бы поработать.
Вы же - находитесь немного выше него (парите в воздухе или стоите на каком- то возвышении - не имеет значения).
3. Рассмотрите внимательно этого человека:
- Как он выглядит? Во что одет?
Почувствуйте свои эмоции по отношению к нему (это должна быть не мысль об эмоции, а ощущение их!):
- Какие они?
Постарайтесь увидеть или почувствовать между вами связь:
-Как она выглядит?
Это может быть шнур, стеклянная трубка, цветные нити и даже цепи.
- В каких местах вы связаны друг с другом? В области головы, горла, сердца, солнечного сплетения, живота? А может, вы связаны по рукам (или ногам)?
Определите это по своим ощущениям. Слушайте себя, свои ощущения. Возможно, шнур уходит из вашего сердца и подсоединяется к животу человека (или же к его сердцу). Здесь нет правильного или неправильного. Ваше тело вам подскажет. Побудьте немного в этом состоянии. Прочувствуйте эту связь и свои эмоции.
4. Как вы считаете:
- Каких Ресурсов Не Хватает этому человеку, чтобы он относился к вам менее эмоционально (или нейтрально)?
- Каких Качеств не достает Вам, чтобы ваша связь не была такой болезненной?
Если ваша связь уже в прошлом, определите на момент вашего общения!
Может быть, Любви, Уверенности, Спокойствия, Ответственности, Внутренней Силы (или чего – то еще)?
Выберите ровно столько Ресурсов или Качеств, сколько будет необходимо.
5. А теперь представьте, что над вашей головой находится Вселенский Источник, в котором есть абсолютно все Ресурсы и Качества
Представьте себе, как вы открываетесь этому Источнику и просите его - дать вам необходимое. А теперь ощутите, как вы (по очереди) наполняетесь: Любовью, Спокойствием (или тем, что вы определили). Почувствуйте, как все ваше Тело, ваше Сердце, каждая ваша Клеточка наполняется необходимыми Ресурсами и Качествами. Почувствуйте, как внутри вас что-то происходит. И как они (по каналу связи между вами) начинают перетекать другому человеку и наполнять его. Дайте ему возможность напитаться ими.
Вы можете испытывать телесные ощущения, видеть образы или даже слышать звуки (как будто, течет вода в реке). Все зависит от того, кто вы: аудиал, визуал или кинестетик.
И после того, как человек наполнится необходимыми Ресурсами и Качествами, обратите внимание:
- Что в нем изменилось? Может, выражение лица, поза, мимика? Или что-то еще?
Если нет ни образов, ни звуков, ни ощущений, представьте, КАК ЕСЛИ БЫ вы могли видеть этого человека и все происходящее с вами. Мысленно проговорите про себя весь ритуал, стараясь погрузиться в ощущения настолько, насколько сможете.
Обычно сложности возникают у рационалов и логиков (в NLP есть такой термин - дигиталы). Им для восприятия информации необходимо разложить все по полочкам.
6. А теперь пообщайтесь с этим человеком:
- Может, вы хотите ему что-то сказать или услышать от него?
Искренне, от всей Души, попросите у него Прощения (даже если считаете, что он обидел вас). Примите Прощение от этого человека. Побудьте какое-то время в этом состоянии. Проникнитесь чувствами, что это – Ваш Учитель. Возможно, благодаря ему, вы узнали свои Болевые Точки и осознали Опыт, который он вам принес.
7. Разорвите связь между вами.
Это можно сделать с помощью руки. Если связь в виде цепи, представьте, что в вашей руке появляется меч, который ее перерубает. Обратите внимание, что и вы, и человек, с которым вы делаете эту практику, оказываются полностью свободными.
8. Вернитесь в свое обычное состояние сознания.
Если вы делаете эту практику со значимым человеком, обычно возникает сомнение или страх. Стоит ли разрубать шнур? Ничего страшного не произойдет: ведь вы прервали поток негативной энергии, которая возникла между вами. Она не полезна никому из вас. Помните, энергетическая связь напрямую связана с эмоциями, которые мы испытываем к этому человеку. И если они остаются, она легко вновь возобновляется. Весь вопрос в Качестве этих эмоций!
Рефлексия.
Вспомните начало занятия и свои ожидания от него. С чем уходите? Совпало ли содержание работы и ваши пожелания? Что было полезно, ценно? Что наиболее запомнилось? Что затруднило? (участники высказываются по кругу)
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы эффективной коммуникации
В материале дается определение понятия "коммуникация", излагаются некоторые принципы, позволяющие построить общение более эффективно....
Презентация к проекту "Принципы эффективной коммуникации"
Данная презентация иллюстрирует соответствующий проект...
Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.
Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей...
План проведения родительского собрания по теме «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов»
План и конспект родительского собрания на тему «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» - одно из занятий по программе работы с родителями "Родительская академия". Материал мо...
Мастер-класс «Обучение навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде»
Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам ...
Доклад на тему: "Профессирнальная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС ООО. Из опыта участия в Международном фестивале школьных учителей в г. Елабуга."
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуацию общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических...
Тема: "Основы эффективной коммуникации"
Взаимодействие: учитель - ребёнок - родители........