Доклад на тему: "Профессирнальная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС ООО. Из опыта участия в Международном фестивале школьных учителей в г. Елабуга."
презентация к уроку по английскому языку на тему
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуацию общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Кним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vystuplenie.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Профессиональная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС ООО. Из опыта участия в Международном фестивале школьных учителей в г. Елабуга.
(для программы проведения секции учителей иностранных языков в рамках августовской педагогической конференции педагогических работников Пестречинского муниципального района Республики Татарстан)
Подготовила: Сайфутдинова Э.Ф.
Учитель английского языка МБОУ «ПСОШ № 2»
Образование в России переживает сложный период, характеризующийся резким ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями основополагающих подходов и принципов образования, поиском нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки.
Основополагающим принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается – организация образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Необходимость реализации этой задачи привела к разработке Федеральных образовательных стандартов второго поколения.
Работая по стандартам второго поколения, учитель должен использовать технолог развивающего, личностно ориентированного обучения, технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.
Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Профессиональная деятельность учителя предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Коммуникативная компетенция учителя, определяется основными составляющими:
- мотивационно-ценностной (готовность педагога к профессиональному совершенствованию,
потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)
- когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);
- операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)
- позиционно-ценностной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).
Все составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень
коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.
Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные
функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:
- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися.
Для этого учителю нужно развивать свои коммуникативные компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен осознавать свою индивидуальность в педагогической деятельности, ориентироваться на построение личностных взаимоотношений с детьми, владеть навыками рефлексивного и эмпатийного поведения. Учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
Для этого необходимо знать:
понятия “рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность ”, правила поведения для конфликтных людей; правила разрешения конфликтов; основные формы реагирования в общении; алгоритм стратегии сотрудничества.
уметь:
анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей; понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами; адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.
владеть:
способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими; навыками самооценки и понимания других; навыками позитивного общения; навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.
Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование коммуникативной компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По итогам VI Международного Фестиваля школьных учителей в г. Елабуга.
Международный фестиваль школьных учителей проходил на базе Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета 9-12 августа 2015 года....
Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования
Одним из принципиальных вопросов реализации ФГОС НОО является предъявление требований Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной прог...
Базовые образовательные технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования
Презентация для учителей . где включены различные технологии....
Методические разработки из опыта работы по реализации требований ФГОС по русскому языку «Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку"
Цель: разработать систему органичного включения топонимического материала в образовательный процесс....
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...
Доклад на тему: " Современный урок биологии в условиях реализации требований ФГОС"
Доклад составлен по опыту учителя для педагогов естественнонаучного цикла...