Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации
рабочая программа по психологии (9 класс)
Рабочая программа занятий по профилактике школьной дезадаптации у учащихся с задержкой психического развития 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_programma_po_dezadaptatsii_9_klassy.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА Приказ от _______ 2021 г. № _____ Директор ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга ____________ Л.Н. Ненашева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий по профилактике школьной дезадаптации у учащихся с задержкой психического развития
9-х классов
Составлена
педагогом-психологом
Ткаченко С.В.
Санкт-Петербург
2021
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 4 | |
Календарно-тематическое планирование | 6 | |
Планируемые результаты освоения программы | 22 | |
Условия реализации программы | 23 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 24 |
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа разработана на основе программы коррекционной работы, составленной психолого-педагогическим коллективом ГБОУ школы №131.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Этический кодекс педагога-психолога;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;
- Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;
- Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты ГБОУ школы №131.
Пояснительная записка
Школьная дезадаптация — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что совокупность факторов, лежащих в ее основе, отрицательно влияют на все сферы жизнедеятельности ребенка: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что понятие «школьная дезадаптация» многоаспектно и включает в себе достаточно большой спектр факторов таких, как тревожность, агрессия, различного рода аддикции, поведенческие трудности и т.д. Зачастую это проблема «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной дезадаптации обусловлено неоднородностью причин, приводящих к ней. В качестве основных стоит выделить незрелость психики ребенка, вследствие основного заболевания, либо сопутствующих и, что немаловажно, недостаток или дефекты воспитания в семье.
Предлагаемая программа занятий предназначена для психокоррекционной работы с учащимися задержкой психического развития 1-8-х классов.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные заключением Т(Ц)ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями поведения.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Вышеперечисленная симптоматика характеризуется вариативностью, неоднородностью в структуре дефекта, что требует дифференцированного подхода в коррекционной работе.
Цель программы: обретение учащимися компетенций, обеспечивающих максимальное включение в учебный процесс на основе индивидуального, планомерного, поэтапного расширения эмоционально-личностных, коммуникативных и поведенческих навыков.
В программу входят четыре блока:
Задачи:
I. Развитие познавательных процессов
1. формировать психологический базис для развития высших психических функций;
2. развивать высшие психические функции.
II. Развитие коммуникативных навыков
Задачи:
1. развивать навыки взаимодействия со сверстниками в различных социальных ситуациях;
2. развивать навыки взаимодействия с педагогами в учебном процессе;
3. обучать формам конструктивного общения.
III. Развитие эмоционально-личностных навыков
Задачи:
1. развивать понимание эмоциональных состояний и личностных навыков;
2. обучать социально-приемлемым формам поведения;
3. развивать самостоятельность и самоконтроль в учебном процессе.
IV. Коррекция поведения
Задачи:
1. развивать навыки саморегуляции поведения;
2. обучать нормам социально-приемлемого поведения;
3. формировать установки на конструктивное общение.
Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Календарно – тематическое планирование Количество часов на каждую из каждого блока носит рекомендательный характер. Выбор областей и количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей развития учащихся. | ||||||
Тема занятия | Кол-во часов | Цель занятия | Сроки проведения | |||
Классы | ||||||
9 а класс | 9 б класс | 9 в класс | ||||
Блок «Развитие познавательных процессов» | ||||||
1.Восприятие | 1 | Развитие пространственного восприятия, количественного, временного. Целостность восприятия | ||||
2.Внимание | 1 | Развитие концентрации, переключения, устойчивости, распределения и объема внимания | ||||
3.Мышление | 1 | Развитие логического и понятийного мышления. Формирование аналитических способностей и способности рассуждать | ||||
4.Память | 1 | Развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти. Формирование навыков опосредованного запоминания | ||||
5.Воображение | 1 | Развитие воображения и творческих способностей | ||||
6.Тонкая и общая моторика | 1 | Развитие тонкой моторики рук и общей координации движений | ||||
Блок «Развитие коммуникативных навыков» | ||||||
1.Развитие и коррекция коммуникативных процессов | 1 | Формирование коммуникативных навыков. Задания на развитие коммуникативных навыков | ||||
2.Формирование приемов общения | 1 | Развитие чувства эмпатии. Развитие внутригруппового сплочения | ||||
3.Культура общения | 1 | Обучение правилам поведения в общественных местах. Формирование навыков взаимодействия с учетом гендерных различий | ||||
4.Личные границы | 1 | Формирование понимания учащимися личностных границ. Круги отношений и безопасности для учащихся | ||||
5.Конструктивное общение | 1 | Обучение навыкам позитивного общения Обучение навыкам делового общения | ||||
6.Развитие и коррекция межличностных отношений | 1 | Формирование межличностных отношений. Обучение навыкам культуры поведения | ||||
Блок «Развитие эмоционально-личностных навыков» | ||||||
1.Развитие и коррекция личностных особенностей | 1 | Выявление личностных особенностей учащихся Задания на развитие личностных качеств | ||||
2.Принятие себя, формирование доверительных отношений | 1 | Принятие своего «Я». Формирование положительной «Я» концепции. Формирование умения доверия | ||||
3.Коррекция тревожности | 1 | Проработка страхов Помощь в преодолении социальных барьеров Работа со стрессом | ||||
4. Мотивация | 1 | Развитие учебной мотивации. | ||||
5.Коррекция и развитие эмоциональной сферы и компонентов личности | 1 | Обучение пониманию различных эмоциональных состояний и личностных составляющих | ||||
6.Коррекция эмоциональных состояний | 1 | Обучение способам саморегуляции и релаксации | ||||
7.Развитие и коррекция нравственных представлений | 1 | Выявление нравственных представлений учащихся Задания на развитие нравственности | ||||
Блок «Коррекция поведения» | ||||||
1.Саморегуляция поведения | 1 | Развитие и формирование базовых навыков психической саморегуляции, повышение контроля над жизненными событиями, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состояние | ||||
2.Коррекция агрессивного поведения | 1 | Обучение способам работы с гневом и негативными эмоциями. | ||||
3.Коррекция дезадаптивного поведения | 1 | Обучение нормам социально-приемлемого поведения и эмоциональному реагированию в социально-приемлемых формах | ||||
4. Обучение социально-приемлемым формам поведения. | 1 | Развитие навыков социально-приемлемого поведения. | ||||
5.Способность адаптироваться к изменениям | 1 | Развитие адаптивных способностей. Формирование пластичности. | ||||
6. Руководящий контроль | 1 | Развитие навыка послушания. | ||||
7.Профилактика аддиктивного поведения | 1 | Профилактика ВИЧ Профилактика курения. Профилактика употребления алкоголя. Формирование установки на здоровый образ жизни | ||||
Итого: 26 часов |
Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
3.1 Планируемые результаты коррекционной работы по профилактике дезадаптации:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
- Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Условия реализации программы
Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:
- посещение обучающимися занятий не менее одного раза в неделю;
- продолжительность занятий – 20-40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) обучающихся.
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература:
- Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
- Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-80.
- Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
- Слободяник Н.П. "Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие"/М.: Айрис-пресс, 2004.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
Сетевые источники
- Электронная библиотека Российской государственной библиотекиhttp://elibrary.rsl.ru/
- Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
- «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
- Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
- Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
Аудиовизуальные средства:
- Экранные средства обучения (зрительный ряд)
- Экранно-звуковые средства (учебные видеозаписи).
- Схемы, таблицы, наглядные пособия.
- Технология мультимедиа (презентации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Статья. Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Классное самоуправление - как основная форма профилактики школьной дезадаптации в 5 классе
Как сплотить 29 разных ребят в коллективе?...
Профилактика школьной дезадаптации
Особенности младшего подросткового возраста. Особенности адаптации в 5-м классе. Рекомендации родителям для успешной адаптации младших подростков....