Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации
рабочая программа по психологии (9 класс)

Ткаченко Светлана Вадимовна

Рабочая программа занятий по профилактике школьной дезадаптации у учащихся с задержкой психического развития 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_programma_po_dezadaptatsii_9_klassy.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Приказ от _______ 2021 г. № _____

Директор ГБОУ школа № 131

Красносельского района

Санкт-Петербурга

 ____________ Л.Н. Ненашева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий по профилактике школьной дезадаптации у учащихся с задержкой психического развития

9-х классов

Составлена

педагогом-психологом

Ткаченко С.В.

Санкт-Петербург

2021

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

4

Календарно-тематическое планирование

6

Планируемые результаты освоения программы

22

Условия реализации программы

23

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

24

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа разработана на основе программы коррекционной работы, составленной психолого-педагогическим коллективом ГБОУ школы №131.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются: 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Этический кодекс педагога-психолога;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;
  • Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;
  • Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты ГБОУ школы №131.

Пояснительная записка

Школьная дезадаптация — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что совокупность факторов, лежащих в ее основе, отрицательно влияют на все сферы жизнедеятельности ребенка: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Данная проблема осложняется тем, что понятие «школьная дезадаптация» многоаспектно и включает в себе достаточно большой спектр факторов таких, как тревожность, агрессия, различного рода аддикции, поведенческие трудности и т.д. Зачастую это проблема «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной дезадаптации обусловлено неоднородностью причин, приводящих к ней. В качестве основных стоит выделить незрелость психики ребенка, вследствие основного заболевания, либо сопутствующих и, что немаловажно, недостаток или дефекты воспитания в семье.

Предлагаемая программа занятий предназначена для психокоррекционной работы с учащимися задержкой психического развития 1-8-х классов.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные заключением Т(Ц)ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.  Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями поведения.

Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Вышеперечисленная симптоматика характеризуется вариативностью, неоднородностью в структуре дефекта, что требует дифференцированного подхода в коррекционной работе.

Цель программы: обретение учащимися компетенций, обеспечивающих максимальное включение в учебный процесс на основе индивидуального, планомерного, поэтапного расширения эмоционально-личностных, коммуникативных и поведенческих навыков.

В программу входят четыре блока:

Задачи:

I. Развитие познавательных процессов

1. формировать психологический базис для развития высших психических функций;

2. развивать высшие психические функции.

II. Развитие коммуникативных навыков

Задачи:

1. развивать навыки взаимодействия со сверстниками в различных социальных ситуациях;

2. развивать навыки взаимодействия с педагогами в учебном процессе;

3. обучать формам конструктивного общения.

III. Развитие эмоционально-личностных навыков

Задачи:

1. развивать понимание эмоциональных состояний и личностных навыков;

2. обучать социально-приемлемым формам поведения;

3. развивать самостоятельность и самоконтроль в учебном процессе.

IV. Коррекция поведения

Задачи:

1. развивать навыки саморегуляции поведения;

2. обучать нормам социально-приемлемого поведения;

3. формировать установки на конструктивное общение.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Календарно – тематическое планирование

Количество часов на каждую из каждого блока носит рекомендательный характер.  Выбор областей и количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей развития учащихся.

Тема занятия

Кол-во часов

Цель занятия

Сроки проведения

Классы

9 а класс

9 б класс

9 в класс

Блок «Развитие познавательных процессов»

1.Восприятие

1

Развитие пространственного восприятия, количественного, временного. Целостность восприятия

2.Внимание

1

Развитие концентрации, переключения, устойчивости, распределения и объема внимания

3.Мышление

1

Развитие логического и понятийного мышления. Формирование аналитических способностей и способности рассуждать

4.Память

1

Развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти. Формирование навыков опосредованного запоминания

5.Воображение

1

Развитие воображения и творческих способностей

6.Тонкая и общая моторика

1

Развитие тонкой моторики рук и общей координации движений

Блок «Развитие коммуникативных навыков»

1.Развитие и коррекция коммуникативных процессов

1

Формирование коммуникативных навыков. Задания на развитие коммуникативных навыков

2.Формирование приемов общения

1

Развитие чувства эмпатии. Развитие внутригруппового сплочения

3.Культура общения

1

Обучение правилам поведения в общественных местах. Формирование навыков взаимодействия с учетом гендерных различий

4.Личные границы

1

Формирование понимания учащимися личностных границ. Круги отношений и безопасности для учащихся

5.Конструктивное общение

1

Обучение навыкам позитивного общения

Обучение навыкам делового общения

6.Развитие и коррекция межличностных отношений

1

Формирование межличностных отношений. Обучение навыкам культуры поведения

Блок «Развитие эмоционально-личностных навыков»

1.Развитие и коррекция личностных особенностей

1

Выявление личностных особенностей учащихся

Задания на развитие личностных качеств

2.Принятие себя, формирование доверительных отношений

1

Принятие своего  «Я». Формирование положительной «Я» концепции. Формирование умения доверия

3.Коррекция тревожности

1

Проработка страхов

Помощь в преодолении социальных барьеров

Работа со стрессом

4. Мотивация

1

Развитие учебной мотивации.

5.Коррекция и развитие     эмоциональной сферы и компонентов личности

1

Обучение пониманию различных эмоциональных состояний и личностных составляющих

6.Коррекция эмоциональных состояний

1

Обучение способам саморегуляции и релаксации

7.Развитие и коррекция нравственных представлений

1

Выявление нравственных представлений учащихся

Задания на развитие нравственности

Блок «Коррекция поведения»

1.Саморегуляция поведения

1

Развитие и формирование базовых навыков психической саморегуляции, повышение контроля над жизненными событиями, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состояние

2.Коррекция агрессивного поведения

1

Обучение способам работы с гневом и негативными эмоциями.

3.Коррекция дезадаптивного поведения

1

Обучение нормам социально-приемлемого поведения и эмоциональному реагированию в социально-приемлемых формах

4. Обучение социально-приемлемым формам поведения.

1

Развитие навыков социально-приемлемого поведения.

5.Способность адаптироваться к изменениям

1

Развитие адаптивных способностей. Формирование пластичности.

6. Руководящий контроль

1

Развитие навыка послушания.

7.Профилактика аддиктивного поведения

1

Профилактика ВИЧ

Профилактика курения.

Профилактика употребления алкоголя.

Формирование установки на здоровый образ жизни

Итого: 26 часов

Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы

3.1 Планируемые результаты коррекционной работы по профилактике дезадаптации:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности;

 - степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

  1. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Условия реализации программы

Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:

  • посещение обучающимися занятий не менее одного раза в неделю;
  • продолжительность занятий – 20-40 минут;
  • комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
  • организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
  • использование современных педагогических технологий;
  • взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) обучающихся.

Литературно-методическое и информационное обеспечение программы

Литература:

  1. Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
  2. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
  3. Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
  4. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
  6. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-80.
  7. Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
  8. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
  9. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
  10. Слободяник Н.П. "Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие"/М.: Айрис-пресс, 2004.
  11. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.

Сетевые источники

  1. Электронная библиотека Российской государственной библиотекиhttp://elibrary.rsl.ru/
  2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
  3. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
  4. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
  5. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm

Аудиовизуальные средства:

  1. Экранные средства обучения (зрительный ряд)
  2. Экранно-звуковые средства (учебные видеозаписи).
  3. Схемы, таблицы, наглядные пособия.
  4. Технология мультимедиа (презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Профилактика школьной дезадаптации

Особенности младшего подросткового возраста. Особенности адаптации в 5-м классе. Рекомендации родителям для успешной адаптации младших подростков....