Рабочая программа "Путешествие в психологию" 1 класс
рабочая программа по психологии
Программа "Путешествие в психологию" разработана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ СОШ № 3
от 22 июня 2020 года № 253
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Путешествие в психологию» для первоклассников
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы: Суворова Екатерина Эдуардовна
г. Усолье-Сибирское, 2020 г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа «Путешествие в психологию» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х.
Для первоклассников «Путешествие в психологию» не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам «Путешествие в психологию» представляет собой систему развивающих групповых занятий. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея программы.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, – принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими. Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи психолога (педагога) и одноклассников.
В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:
- помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
- познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и ее предметом;
- учить методам и приемам познания себя;
- учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания;
- помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
- познакомить детей с понятиями «чувства и «эмоции»;
- научить детей осознавать и называть собственные переживания;
- помочь детям осознать в себе задатки и способности;
- ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10-14 человек. Однако возможна работа и со всем классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме – кружковой или факультативной работы.
Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем.
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.
Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши, краски, листы плотной бумаги. Продолжительность каждого занятия 35-45 минут. В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Занятие включает в себя следующие компоненты:
- введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
- основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение = углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
- подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
- домашнее задание.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:
1) традиционные обучающие приемы;
2) ритуалы знакомства, представления, прощания;
3) «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
4) приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
5) техники релаксации;
6) психотехники самооценки и взаимооценки;
7) упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
8) экспрессивные техники (приемы самовыражения);
9) развивающе-тренировочные упражнения;
10) сказкотерапевтические упражнения;
11) иллюстрационно-демонстрационные задачи;
12) подвижные игры.
2. Содержание программы «Путешествие в психологию»
Основным содержанием программы «Путешествие в психологию» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
В программу «Путешествие в психологию» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль). Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии. Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира. Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер. Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции. Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
3. Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника начальной школы будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей:
- этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные универсальные учебные действия
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | |
РАЗДЕЛ 1. Я теперь школьник (вхождение в новую роль) | |||
1 | Знакомство (диагностика) | 1 | |
2 | Знакомство продолжается | 1 | |
3 | Я теперь школьник | 1 | |
4 | Что значит быть школьником | 1 | |
5 | Знакомство с Пси-Магом | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. Введение в мир психологии | |||
6 | Королевство внутреннего мира | 1 | |
7-8 | Сказка о волшебных зеркалах | 2 | |
9 | Что я знаю о себе? | 1 | |
10 | Что я знаю о себе и других? | 1 | |
11 | Я – это кто? | 1 | |
РАЗДЕЛ 3. Психика и познание мира | |||
12 | Мои ощущения | 1 | |
13 | Мое восприятие мира | 1 | |
14 | Мое внимание | 1 | |
15 | Как быть внимательным? | ||
16 | Развиваем свое внимание | ||
17 | Я умею быть внимательным | ||
РАЗДЕЛ 4. Темперамент и характер | |||
18 | Что такое темперамент | ||
19-20 | Типы темперамента | ||
21 | Разные люди – разные характеры | ||
22 | Какой у меня характер? | ||
23 | Какой характер у других? | ||
24-25 | Мой характер: оценим недостатки | ||
РАЗДЕЛ 5. Я и мои эмоции | |||
26 | Что такое эмоции? | ||
27 | Какие бывают эмоции? | ||
28 | Конкурс чувствоведов | ||
29 | Что я знаю о своих эмоциях? | ||
30-31 | Королевство Внутреннего мира | ||
32-33 | Конкурс знатока психологии | ||
34 | Итоговое занятие |
5. Методическое обеспечение
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2012. – 144 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012. – 60 с.
- Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса
Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...