Педагогический совет Конфликт в школе.
материал по психологии
Педагогический совет Конфликт в школе. «Заблуждаться - это человеческое. Прощать - Божественное. А конфликтовать - дьявольское»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_v_shkole_1.pptx | 820.1 КБ |
tekst_k_konflikty_v_shkole.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д . участники конфликта предмет и повод конфликта
по числу участников: внутриличностные (один участник); межличностные (два участника ) ; между личностью и группой; социальные ( много участников, соц. группы, государства) по причинам: экономические; политические; этнические; культурные и религиозные; профессиональные Типы конфликтов
По длительности протекания: Кратковременные – являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные – связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.
Причины конфликтов социальное расслоение в обществе усиление миграционных процессов ослабление роли семьи как фундаментального общественного института
Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: А) при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; Б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих; В) связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.
В зависимости от способа разрешения выделяют: Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит усугубление нарушения взаимодействия и разрушение взаимоотношений. Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива
Особенности педагогических конфликтов. Причины их возникновения «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский
Причины возникновения Различные интересы, ценности, потребности. Нарушенные отношения (противоборство между официальными и неформальными лидерами; детско-родительские отношения, отношения конкретного учителя и конкретного ученика Внутриличностные проблемы (закомплексованность, «помешанность на порядке», страхи). У ЧЕСТЬ – некоторые личностные проблемы нельзя решить путем медиации, только путем терапии (обострение маний в осеннее-весенний период) Разные ценности, например, свобода против порядка . Недоразумения , недостаток информации. Наконец – большая пространственная близость или наоборот , удаленность, экономическая несправедливость.
Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: Мотивационные Связанные с недостатками в организации обучения Конфликт взаимодействий
Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)
Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения. I конфликтный период про исходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей – предметников Появляются новые учебные предметы III конфликтный период - в 9 классе, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс IV конфликтный период - окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.
Конфликт взаимодействий Конфликт учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят , в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства ; б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер; в) конфликты «учитель-учитель » могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.; г) конфликты «учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями .
Особенностями педагогических конфликтов являются: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
Особенности педагогических конфликтов Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями. Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.
Учителя отмечают: поведение в школе – несоблюдение школьных норм и правил 64 % частые опоздания на уроки – отсутствие дисциплины – 51% пропуски занятий без уважительных причин ( нет справки) – 47% Причины конфликтного поведения учащихся
Причины конфликтного поведения учащихся (глазами учеников) мне не нравятся некоторые предметы – 46% учителя несправедливо ставят оценки - 32% непонятное объяснение учебного материала материал плохо усваивается – 32% скучные уроки – отсутствие заинтересованности в обучении – 29% мой неуступчивый характер – всегда стою на своем мнении – 29%
Типичные способы реагирования на конфликты в школе Административно- карательный Направление к психологу или социальному педагогу «Стрелки» среди подростков Замалчивание
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ Погасить конфликт – ПЕРЕВЕСТИ ОТНОШЕНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ ВЗАИМОПРИЕМЛЕМЫХ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ С АФФЕКТИВНО – НАПРЯЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРУ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Стили разрешения конфликтной ситуации. Стиль конкуренции или соперничества Стиль сотрудничеств а Стиль уклонения, избегания Стиль приспособлен ия Стиль компромисса
Цель Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса
Владение медиацией – это владение способами профилактики конфликтов, превентивного снятия их возможных причин. Поэтому создание в школьном сообществе климата сотрудничества и эмпатии очень важно. В таком климате снижается столь характерная для многих из нас установка на агрессию, фактически прекращается развитие синдрома профессионального выгорания, характерного для учителей
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЦЕНТРА МЕДИАЦИИ»
Тема выступления. Конфликт в школе.
20.03.2020 педагог-психолог Барашкова А.В.
Слайд 1 Конфликт в школе.
Заблуждаться - это человеческое
Прощать – Божественное
А конфликтовать - дьявольское»
Слайд 2
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.
Слайд 3
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Структура конфликта
- участники конфликта
- предмет и повод конфликта
Слайд 4 Типы конфликтов
по числу участников:
- (один участник);
- межличностные (два участника);
- между личностью и группой;
- социальные (много участников, соц. группы, государства)
по причинам:
- экономические;
- политические;
- этнические;
- культурные и религиозные;
- профессиональные
Слайд 5 По длительности протекания:
Кратковременные - являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.
Затяжные - с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.
Слайд 6 Причины конфликтов
- Социальное расслоение в обществе.
- Усиление миграционных процессов.
- Ослабление роли семьи как фундаментального общественного института.
Слайд 7 Конфликты могут возникать в связи с различными противоречиями:
А) при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм;
Б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих;
В) связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.
Слайд 8
В зависимости от способа разрешения выделяют:
- Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит усугубление нарушения взаимодействия и разрушение взаимоотношений.
- Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива
Слайд 9
Особенность педагогических конфликтов.
Причины их возникновения
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский
Важно помнить, что на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.
Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.
Слайд 10 Причины возникновения
- Различные интересы, ценности, потребности.
- Нарушенные отношения (противоборство между официальными и неформальными лидерами; детско-родительские отношения, отношения конкретного учителя и конкретного ученика
- Внутриличностные проблемы (закомплексованность, «помешанность на порядке», страхи). УЧЕСТЬ – некоторые личностные проблемы нельзя решить путем медиации, только путем терапии (обострение маний в осеннее-весенний период)
- Разные ценности, например, свобода против порядка.
- Недоразумения, недостаток информации.
- Наконец – большая пространственная близость или, наоборот, удаленность, экономическая несправедливость.
Слайд 11
Все педагогические конфликты можно распределить на три группы:
Мотивационные
Связанные с недостатками в организации обучения
Конфликт взаимодействий
Слайд 12
Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)
Слайд 13
Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения.
I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.
II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников . Появляются новые учебные предметы.
III конфликтный период – это 9 класс, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс. Адаптация в 10 классе.
IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.
Слайд 14
Конфликт взаимодействий
Конфликт учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства;
б) конфликты «учитель-ученик», помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер;
в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.;
г) конфликты « учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.
Слайд 15
Особенностями педагогических конфликтов являются:
1.Профессиональная ответственность
Педагог отвечает за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, он создает условия, для усвоения социальных норм и отношений между людьми.
2.Конфликт приобретает воспитательный смысл; об этом всегда приходится помнить учителю.
3. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
4.Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
Слайд 16 Особенности педагогических конфликтов (продолжение)
5. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.
6.Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.
7.Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.
Слайд 17 Статистика. Причины, которые отмечают учителя
- поведение в школе – несоблюдение школьных норм и правил 64%
- частые опоздания на уроки – отсутствие дисциплины – 51%
- пропуски занятий без уважительных причин (нет справки) – 47%
Слайд 18 Причины конфликтного поведения учащихся (глазами учеников)
- мне не нравятся некоторые предметы – 46%
- учителя несправедливо ставят оценки - 32%
- непонятное объяснение учебного материала материал плохо усваивается – 32%
- скучные уроки – отсутствие заинтересованности в обучении – 29%
- мой неуступчивый характер – всегда стою на своем мнении – 29%
Слайд 19
Типичные способы реагирования на конфликты в школе
- Административно-карательный
- Направление к психологу или социальному педагогу
- «Стрелки» среди подростков
- Замалчивание
Слайд 20 Разрешение конфликтов
Погасить конфликт –
- перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемый уровень для обеих сторон,
- переключить внимание с аффективно –
- напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы,
- содержательность и глубина анализа ситуации,
- интерес к вопросам возрастной и педагогической психологии,
- интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее,
- умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу возникшей ситуации - таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа.
Слайд 21
Стили разрешения конфликтной ситуации.
- Стиль конкуренции или соперничества
- Стиль сотрудничества
- Стиль уклонения, избегания
- Стиль приспособления
- Стиль компромисса
Слайд 22 Медиация – один из эффективных вариантов стратегтии примирения, выработанный человеческой практикой
Слайд 23
Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности
Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса.
Слайд 24
Владение медиацией – это владение способами профилактики конфликтов, превентивного снятия их возможных причин.
Поэтому создание в школьном сообществе климата сотрудничества и эмпатии очень важно.
В таком климате снижается столь характерная для многих из нас установка на агрессию, фактически прекращается развитие синдрома профессионального выгорания, характерного для учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»
Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"
Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"...
Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...
Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...