Подростки, употребляющие ПАВ: как предотвратить?
статья по психологии
Подростки, употребляющие ПАВ: как предотвратить?
«Как социально-психологическое тестирование работает на предупреждение зависимостей у подростков?
И как организовать работу педагогов в соответствии с результатами тестирования?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odobrenie_422_direktor_shkoly_www.direktor.ru_.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подростки, употребляющие ПАВ: как предотвратить?
«Как социально-психологическое тестирование работает на предупреждение зависимостей у подростков? И как организовать работу педагогов в соответствии с результатами тестирования?
Во всех субъектах Российской Федерации вот уже более десяти лет в образовательных организациях (ОО) проводится социально-психологическое тестирование (СПТ) необходимость которого связана с тем, что показатели немедицинского употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков остаются все еще на высоком уровне. Ренальные масштабы потребления ПАВ могут быть гораздо шире, если учесть потребление тех из них, которые официально не включены в группу наркотических веществ. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), в России в 2021 году всего наркоманов – 6 миллионов человек, из которых: 20% – школьники 9-13 лет; около 20% - старше 30 лет; 60% - молодые люди 16-30 лет. Статистика наркоманов в России сегодня характеризуется тенденцией к омоложению, за последние десять лет число взрослых наркоманов увеличилось в 8 раз, подростков - в 18 раз, детей - в 24,3 раза.
Нет смысла описывать процедуру подготовки, проведения СПТ, анализа результатов и корректировки плана профилактической работы в ОО. За многие годы специалисты ОО, я думаю, смогли разобраться, что и как, а вот, что делать с результатами СПТ и как помочь всем участникам образовательных отношений эффективно их использовать, вопрос для многих педагогов остается открытым. Я хочу поделиться своим опытом работы с результатами СПТ.
Единая методика СПТ (ЕМ СПТ) – замечательный инструмент, который позволяет получить много полезной информации о каждом ученике. ЕМ СПТ разработали в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета Д.В. Журавлев, кандидат психологических наук, доцент и А.В. Киселева
Исследуемые показатели ЕМ СПТ
Интегративная шкала | ||
Факторы риска - социально-психологические условия, повышающие угрозу вероятности вовлечения в зависимое поведение | Факторы защиты (проттективные факторы) - обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска | |
Субшкалы | ||
Качества регулирующие взаимоотношения личности и социума | Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения | Принятие родителями (ПР) Принятие одноклассниками (ПО) Социальная активность (СА) Самоконтроль поведения (СП) Самоэффективность (С) |
Потребность в одобрении (По) Подверженность влиянию группы (ПВГ) Принятие асоциальных установок социума (ПАУ) Наркопотребление в социальном окружении (НСО) | Склонность к риску (СР) Импульсивность (И) Тревожность (Т) Фрустрация (Ф) |
По тому, какие результаты получились у учащегося по ЕМ СПТ определяется, попал подросток в группу учащихся повышенной вероятности вовлечения (ПВВ) то есть в провоцирующие к наркопотреблению условия или нет. Психолог помогает классному руководителю лучше понять, что каждый ребенок из группы риска из себя представляет. Кроме того, для более эффективной работы при индивидуальной консультации предложить для заполнения родителями карты наблюдения родителя (КНР) на своего ребенка. Заполнение КНР облегчает диалог педагога-психолога с родителем, которому не рекомендовано озвучивать полученные результаты СПТ буквально, чтобы не навредить. Таким образом, практически все участники образовательных отношений (учащиеся, родители, педагоги, психологи) вовлечены в профилактическую работу по результатам СПТ.
Бывает так, что вполне благополучный ученик по результатам СПТ попадает в группу ПВВ и не попадает в группу ПВВ ученик, за которым уже ведется пристальное психолого-педагогическое наблюдение из-за ранее замеченных аддикций, отрицательных девиаций. Карты наблюдения помогают утвердиться в достоверности результатов СПТ или опровергнуть их на основании имеющихся сведений по конкретным подросткам, позволяют получить данные на тех подростков, которые отказались участвовать в СПТ или их результат недостоверен. Результаты обследования обсуждаются по каждому ученику, попавшему в группу ПВВ узким кругом специалистов ОО (заместитель директора по воспитательной работе, педагог психолог, социальный педагог, классный руководитель), которые несут персональную ответственность за разглашение конфиденциальной информации. Принимается коллегиальное решение о дальнейшей профилактической работе по этим подросткам: наблюдение, беседа с родителями с заполнением КНР, ориентационно-нравственная беседа, дополнительная диагностика, профориентация, коррекционно-развивающие занятия, вовлечение в внеурочные занятия, информирование и оказание помощи при записи в клубы секции, студии, кружки по интересам в учреждения дополнительного образования детей и подростков.
Аналогичным образом анализируются результаты по классам, параллелям, группам параллелей (7-9 классы и 10-11 классы). Данные предоставляются классным руководителям по классам, школьной администрации по ОО.
Дальнейшая работа предполагает ранжировать сводные данные по классам, параллелям классов, группам параллелей классов, по ОО. Ранжирование производится по всем качествам (показателям). Например, самое большое количество учащихся 7-9-х классов ( 50% от общего числа обследованных) испытывают потребность в одобрении; на втором месте (45%) имеют повышенную тревожность и . т. д.
Цель профилактической работы по этому показателю заключается в снижении количества детей, испытывающих данную потребность.
Что же такое одобрение? Почему подростки нуждаются в нем? Как часто нужно хвалить ребенка (ученика)? Какие фразы и какие слова одобрения наиболее часто применяются педагогами, родителями? Как влияет нехватка одобрения на успеваемость в школе, на развитие в целом. Что нужно сделать педагогам, родителям чтобы удовлетворить эту потребность?
«Одобрение»- выражение хорошего отношения. Положительный отзыв- похвала. Искренне похвалить- это значит подчеркнуть положительные стороны человека, выразить свое одобрение.
Как выяснилось, потребность в одобрении не удовлетворена у 50% подростков. Интересно, взрослые не говорят слов одобрения во взаимодействии с подростками или с легкостью употребляют слова осуждения в несколько раз чаще так, что слова одобрения остаются незамеченными в этом беспрерывном потоке наставлений, порицаний, поучений?
Из общения с подростками выяснилось, что родители хвалят, как правило одним словом, чаще всего говорят, как бы мимоходом без эмоционально «молодец», а , ругают за проступок или плохую оценку очень эмоционально, долго, иногда весь вечер, а бывает, что и несколько дней. В школе тоже педагоги очень скупы на похвалу, чаще как бы по инерции , хвалят тех, кого привыкли хвалить. Их не ругают , если они ошиблись, что-то сделали не так, оправдывают их, вызывая тем самым негодование одноклассников, явное или скрытое непринятие несправедливой оценки ситуации или приводят к буллинг несправедливо оправдываемого.
Педагоги практически не произносят слов одобрения в адрес учеников, которые постарались и выполнили единожды работу на отлично. Как правило, у педагога возникает подозрение, а иногда он открыто произносит, то, что не верит, что работа выполнена самостоятельно этими учениками, скорее всего работа списана. Вместо того чтобы выразить одобрение, педагог предпочитает выбрать осуждение, уничтожая тем самым «ростки» стремления к успеху.
К сожалению, вся система образования построена на поиске негатива в выполненных заданиях, в ответах и поступках. Со слов известного семейного психолога С. Дас, в проведенном эксперименте было подсчитано, сколько похвал и сколько наставлений, осуждений было в течение суток направлено в адрес подростка. Оказалось, что матушка умудрилась сделать 80 наставлений в адрес сына подростка: «Почисть зубы», «Не играй в телефон» «Уроки до моего прихода, чтобы были сделаны», «Опять мусор не вынес», «Снова двойка», «Что копаешься?»…. и.т.п. Кроме того, вполне допустимо, что в школе педагоги могли добавить к этим наставлениям (осуждениям) свои: «Сядь ровно», «Что ты крутишься» , «Слушай внимательно», «Сколько можно говорить»… К чему приводит такое общение - к тому, что со временем подросток перестает слышать и выполнять указания взрослых, игнорирует требования и замечания, он их просто перестает слышать и воспринимает как ничего не значащий фон. Влияние этого негативного фона приводит к снижению самооценки, подросток перестает верить в себя, формируется комплекс неуверенности, повышается тревожность, возникает ощущение никчемности, ненужности. Отсутствие любви и безусловного принятия мешают развитию. В крайнем варианте, подросток испытывает одиночество, теряет смысл в жизни, погружается в виртуальный мир, в его окружении появляются те кто принимает, понимает, подростки употребляющие ПАВ, его можно увидеть в группе ПВВ по результатам СПТ и /или КНР.
Как наставлять правильно
Без наставлений образование невозможно. Как давать подросткам наставления правильно? Существуют два вида высказываний: «Ты-сообщения» и «Я-сообщения». Чем они отличаются друг от друга? Какие из них предпочтительнее в диалогах участников образовательных отношений, в семье.
«Ты - сообщения» это когда до собеседника доносят информацию о его поведении, о нём самом. Например, «Ты тупой», «Умнее вас нет!», «Невоспитанный!», «Идиот», «Так и не научились себя вести, неучи!», «Может замолчите, в конце то концов, сколько можно орать!»…
«Я-сообщения» это когда внимание наставляющий акцентирует на собственных чувствах и нуждах, не давая оценку действиям и поступкам наставляемых. Он говорит о том, что чувствует от слов или действий наставляемого, не указывая на то, что наставляемый должен изменить в своих словах и действиях. Например, «Вы так разговариваете, что я уже сама себя не слышу», «Иванов, твоя работа сильно огорчила меня», «Я очень рада за вас!», «Мое терпение на пределе!», «Ты меня приятно удивил!….
«Ты-сообщения», так же как и «Я-сообщения», могут вызвать обиду, защитную реакцию, раздражение или развить в человеке понимание о себе как об исключительности, непревзойденности, сформировать завышенную или наоборот заниженную неадекватную самооценку.
Главный принцип их использования в коммуникации – это принцип «Не навреди».
Стоит отметить, что в «Я- сообщении» есть преимущества:
— с помощью объяснения собственных эмоций, вызванных определенными действиями наставляемых, наставляющий учит выражать эмоции словами, правильно реагировать на ситуацию;
— в доступной и необидной вербальной форме сигнализирует собеседникам о границах дозволенного;
— возлагает ответственность за свои действия на наставляемых, своим примером учит как выходить из «острых» ситуаций. Наставляемые сами решают, что им делать, получив «Я-сообщение», наставник может внести дополнительные коррективы так же используя «Я-сообщения»;
—позволяет общаться с наставляемыми подростками уважительно и на равных, признавая их взрослость и способность правильно оценить ситуацию.
ОТЗЫВЫ ЭКСПЕРТОВ « Интересную особенность подметил автор статьи: недостаток одобрения. Очень подробно и доходчиво нам показано, какие речевые конструкции используются нами, взрослыми, по отношению к подросткам. Хорошо, что автор не остановился на констатации фактов, а предложил и возможные действия по исправлению ситуации»
« Замечательная своей актуальностью и полезностью статья, посвященная самому сложному школьному возрасту. Разве подросткам не нужны слова поддержки и похвалы, чтобы укрепить их уверенность? Разве они регулярно не сталкиваются с ситуациями, в которых у них мало опыта? Разве для подростка не важно осознавать свою важность и значимость для школы? Именно внимание, поддержка и одобрение помогают преодолеть неуверенность в себе, способны повысить самооценку, стимулируют учиться лучше, повышают учебную мотивацию, способствуют самоактуализации».
Ниже приведены по 25 фраз (слов) одобрения и осуждения. Каждый педагог и родитель смогут протестировать себя и поставить плюсы напротив наиболее часто используемых выражений и постараться откорректировать коммуникацию со своими собеседниками в том числе детьми и учениками, выбрав наиболее подходящие для себя.
№ пп. | Фразы, слова одобрения | Использую часто (+) | Фразы, слова осуждения | Использую часто (+) |
1 | Молодец! Умница! Вы молодцы» Умники и умницы! | Дебил!Тупица! Дебилы! Тупицы! | ||
2 | Здорово! Так держать! | Хуже не куда! Так сделать надо еще постараться! | ||
3 | Какой ты воспитанный! Какие вы все воспитанные! | Не воспитанный! Кто тебя только воспитывал? Вас вообще не воспитывают? | ||
4 | В этот раз ты справился гораздо лучше! Это твой личный рекорд! В этот раз ваши результаты значительно лучше! | Пока не за, что хвалить! Все как всегда!
| ||
5 | Я горжусь тем, что тебе это удалось, знаю было непросто! Я горжусь вами, вам это удалось, знаю было непросто! | Гордиться не чем, один раз получилось случайно, это не еще не считается! | ||
6 | Ты такой самостоятельный! Вы все такие самостоятельные! | Надоело тебе напоминать о твоих обязанностях! Сколько можно? Никакой самостоятельности! | ||
7 | В твоем возрасте редко кто бывает таким ответственным! Ваша ответственность меня восхищает! | Безответственный! Безответственные! | ||
8 | Ты уже немного научился контролировать свои эмоции. Маленькое достижение в этом -большой успех!!! Я восхищаюсь , как у вас получается так контролировать свои эмоции! | Не можешь себя контролировать? Давай обратимся к психиатру! Я не знаю , что с тобой делать. Вы, что больные? Совершенно не можете себя вести! | ||
9 | Потрясающая работа! | Ужас, хуже не бывает! | ||
10 | Как мне повезло! Ты такой целеустремленный, трудолюбивый. Вы все такие целеустремленные, трудолюбивые! | Как ты меня достал! Как вы меня достали! Была бы возможность отказалась бы от вас. | ||
11 | О таком ребенке можно только мечтать! О таких учениках можно только мечтать, все как на подбор! | У других дети, как дети, а от тебя одни неприятности! Другие классы не то, что вы. За , что мне такое наказание? | ||
12 | Мы счастливы, что ты у нас родился! Не представляем как бы жили без тебя! Я счастлива, вы часть моей жизни! | Зачем я тебя только родила, сколько с тобой нервов! Не дети, а непонятно кто, все нервы вымотали! | ||
13 | Умник мой! Умники и умницы! Вы все старались ! Не расстраивайтесь, те у кого не получилось, обязательно получится в следующий раз. Я в вас верю! | В семье не без урода! В кого ты только такой, все у нас умные. Несколько человек портят все показатели в классе! | ||
14 | Восторг, да и только! | Хуже некуда! | ||
15 | С тобой приятно иметь дело! Работать с вами одно удовольствие! | Из тебя помощник, никакой, только мешаешь! Из-за вас придется работу менять | ||
16 | Еще немного и тебя можно будет назвать Человеком с большой буквы! Вас всех ждет удивительное будущее! Каждый из вас неповторим! | Ты еще не человек, человеком не рождаются , им нужно стать! Ваше будущее определено, ничего хорошего вас не ждет! | ||
17 | Я люблю тебя! Я вас всех очень люблю! | Я тебя ненавижу! Я уже вас всех начинаю ненавидеть! | ||
18 | Ты меня приятно удивил! Вы меня приятно удивили. Респект! | Не перестаю удивляться твоей наглости! Ваша наглость не знает границ! | ||
19 | Помощник мой! Отзывчивость всегда вызывает во мне очень приятные чувства! | Тебя лучше ни о чем не просить, бесполезно! Отзывчивость - это слово вам не знакомо, судя по всему! | ||
20 | Ты моя радость! Находясь с вами, меня переполняет радость! | Горе ты мое! После общения с вами, всегда неприятный осадок! | ||
21 | Твои достижения-это путь к успеху во взрослой жизни! Ваши старания отразятся на результатах ГИА | Твои «достижения»- путь в дворники Ваши «старания» обязательно отразятся на результатах ГИА | ||
22 | Невероятная работа! | Безобразная работа! | ||
23 | Повторение –мать ученья! Когда вы внимательно слушаете, я любуюсь вами! | Сколько можно повторять! Все из-за того , что слушаете невнимательно! | ||
24 | Проходи, ты пришел почти вовремя! Как ты меня порадовал, сегодня на целую минуту пришел раньше! | Сколько можно опаздывать, где ты был? | ||
25 | Твои уроки – это твои обязанности, твоя ответственность. Я рада, что ты это понимаешь! Ваши уроки -это ваша ответственность. Я рада, что вы это понимаете, жаль, что не всегда! | Твои уроки – это твои обязанности, твоя ответственность. Почему я должна все время тебе об этом напоминать?! Ваши уроки -это ваша ответственность. Мне надоело вам об этом напоминать! |
Подросткам нужны слова поддержки и похвалы, чтобы укрепить их уверенность. Они регулярно сталкиваются с ситуациями, в которых у них мало опыта, в том числе и в ОО. Именно одобрение помогает преодолеть неуверенность в себе, способно повысить самооценку, стимулирует учиться лучше, повышает учебную мотивации, способствует самоактуализации .
Автор Кочуганова Л.А, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино
Опубликовано в Научно-методическом журнале «Директор школы» Раздел - Школа и родители №4 2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе
Предложенный материал поможет учителю систематизировать знания учащихся при изучении существительного и особенно такого явления как существительные, употребляющиеся только в единственном числе....
Тест для подготовки к ЕГЭ.Перевод наиболее употребляемых слов и словосочетаний
Translation Test on Phrases and collocations database (Macmillan Exam Skills for Russia: Grammar and Vocabulary (Грамматика и лексика)....
часто употребляемые фразы -сленг
Сленг – комплексное, сложное и неизбежное языковое явление. Его возникновение всегда обусловлено историческими, социальными и культурными тенденциями жизни того или иного языкового сообщества. С...
Краткий словарь основных терминов, употребляемых в обувном деле и их назначение (технологический справочник)
Настоящий краткий словарь терминов представляет интерес для учащихся и учителей, изучающих обувное дело на занятиях по профессионально трудовому обучению.Учащийся найдет в этом словаре краткое техниче...
памятка родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики
памятка родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики...
"Имена существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа"
Имена существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа...
Как помочь подростку, употребляющему наркотики?
Методическая разработка для родителей...
Комментарии
Спасибо за материал и ваш
Спасибо за материал и ваш опыт. Любовь Алексеевна, о каких картах наблюдения родителя (КНР) идет речь? Можете поделиться?