Проект "актуальные аспекты сотрудничества семьи и школы"
методическая разработка по психологии

Иорданова Татьяна Геннадьевна

дистанционные технологии обучения "снизили градус" контакта семьи и школы. это сказалось на степени сотрудничества во многих определяющих воспитание детей направлениях. Данная работа проведена с целью восстановления утраченных достижений и перспективы новых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о новых формах работы с семьей114.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актульные аспекты сотрудничества семьи и школы

Слайд 2

Формальные основания для инициализации проекта - Национальный проект «Образование » - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года - Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"

Слайд 3

Срок начала и окончания проекта Январь 2022-май 2022 года Куратор проекта Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №45» г. Курска Разумова Наталья Александровна Функциональный заказчик проекта Администрация МБОУ «СОШ №45» г. Курска Разработчик проекта Педагог-психолог МБОУ «СОШ №45» г. Курска Иорданова Татьяна Геннадьевна

Слайд 4

Предпосылки реализации проекта С 2014 года в школе функционирует стажировочная площадка «Ответственное родительство ». В период с 2019 по 2021 года, обусловленный удаленной системой обучения и воспитания детей, по объективным причинам снизилось количество «живых контактов» участников образовательного процесса, потребовалось существенное видоизменение в целях адаптации к удаленному обучению формы воспитательной работы, в том числе видоизменились и формы работы педагога-психолога. Как следствие, накопился дефицит личностного контакта, без которого педагогика и психология обеднены, резко возросла нагрузка на воспитательный потенциал семьи.

Слайд 5

Н аиболее часто заявляемы поводы для консультирования 2020-2021 год от родителей: - резко возросшая раздражительность подростка; - проявление агрессии и непослушания детей от 7 до 15 лет ; - протест против участия в образовании ребенка во время дистанционного обучения; от обучающихся: - конфликты со сверстниками в классе, школе; - конфликты в интернет сети; - конфликты с родителями из-за ограничения свободы и игнорирования потребностей; - грубость и жесткость со стороны родителей; от педагогов: - значительно возросшее количество конфликтов между детьми в начальной школе, неправильная родительская позиция в данном контексте; - возросшее количество жалоб родителей на других обучающихся в связи с агрессией по отношению к их ребенку на разных уровнях активности.

Слайд 6

Параметр Родители Дети Неудовлетворенность количеством проведенного совместно времени (от 100%) Детей 8-10 лет Слишком много 55% Слишком мало13% Детей 11-14 лет Слишком много 15% Слишком мало 45% 8-10 лет Слишком много 14% Слишком мало 56% 11-14 лет Слишком много 35 % Слишком мало 25% Неудовлетворенность качеством проведенного совместно времени (от 100%) Детей 8-10 лет Мало послушания 25% Много агрессии 38% Игнорирование просьб, замечаний 22% Неадекватная интонация 28% Противодействие контакту 24% Детей 11-14 лет Мало послушания 45% Много агрессии 52% Игнорирование просьб, замечаний 28% Неадекватная интонация 42% Противодействие контакту 36% -10 лет Много давления 14% Много раздраженности 25% Не слышат 35% Излишне требовательны 38% 11-14 лет Много давления 34% Много раздраженности 45% Не слышат 55% Излишне требовательны 48%

Слайд 7

Параметр Родители Дети Насколько и как поменялось отношение после периода дистанционного обучения Сблизились с ребенком30% Ухудшились отношения 28% Окончательно разрушились 14% Стали с родителями ближе 22% Чаще ссоримся 32% Совсем как чужие 18% Планируете ли обратиться за помощью для устранения проблем общения (для тех кто эти проблемы осознает) В научных источниках 12% У специалистов 6% Сам как-нибудь справлюсь 8% Нет 14 % 2% не ответили Поговорю с другом 12% С другими родствен- никами 6% Не знаю

Слайд 8

проблем в работе. Проблематика 1. В периоды возврата к реальному обучению возросло количество конфликтных ситуаций между обучающимися в разной степени выраженности. 2. Возросло количество конфликтных ситуаций, реализуемых в виртуальном пространстве. 3. Количество напряженных отношений ребенок-родитель во время дистанционного обучения возросло и улучшение этих отношений не наступило само по себе с началом реального обучения в школе. 4. По-прежнему условия работы с группами родителей, объединенных в параллели по классам, с отдельными классными родительскими коллективами были сокращены и по времени, чтобы реализовать намеченную ранее программу, и по возможностям (многие родители опасались по-прежнему посещать классные собрания, даже в периоды снятия ограничений).

Слайд 9

Цели проекта создание дополнительных условий и форм работы для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, улучшение микроклимата в классных коллективах, качества сотрудничества участников образовательного процесса . Результаты реализации проекта - Возврат к количеству и качеству конфликтных ситуаций среди обучающихся до уровня, предшествующего дистанционному обучению и/или его снижение относительно названного периода (оптимально, когда к рассмотрению с привлечением психолога и службы примирения принимаются конфликтные отношения 1-2 в месяц, преимущественно на вербальном уровне). - Значительное снижение вплоть до устранения конфликтных отношений в виртуальном пространстве. - Организация и проведение работы с детьми на различных уровнях по формированию правильного поведения в конфликте; формирование опыта бесконфликтных отношений среди всех участников образовательного процесса. - Возврат к прежней активности сотрудничества с родителями как через систему родительских собраний в школе, так и посредством программы zoom , viber , skype . - Повышение количества семей удовлетворенных детско-родительскими отношениями.

Слайд 10

Задачи проекта повышение педагогической компетентности, оказание практической поддержки родителям и повышение воспитательного потенциала семьи, через совокупность форм и методов работы ; организация работы с детьми на разных возрастных и функциональных уровнях по формированию культуры общения в формате «здесь и сейчас »; - обеспечение контроля за изменениями отношений в ходе реализации проекта путем диагностических процедур.

Слайд 11

Содержание работы Формы исполнения Исполнители и сотрудники Сроки исполнения Риски Родители дошкольников Презентация «Родительские ошибки по «дороге в школу»» - недооценивание важности видения со стороны насколько ребенок готов к обучению; - резкое изменение отношений с ребенком в связи со статусом школьника; - страх сотрудничества со специалистами, если они необходимы; - неправильное понимание или не понимание специфики отношений ученик-учитель-родитель Родительское собрание в реальном формате, Размещение информации на сайте школы, Рассылка для родителей, не присутствующих на собрании, приглашения на школьную страницу Администрация школы Педагог-психолог Учителя будущих 1 классов Социальный педагог Технический специалист Средина декабря 2021 года Изменение срока проведения в связи с условиями пандемии Низкая явка родителей на собрание в связи с эпид . обстановкой

Слайд 12

Задача 1. Повышение педагогической компетентности, оказание практической поддержки родителям и повышение воспитательного потенциала семьи, через совокупность форм и методов работы.

Слайд 13

Родители 1-2 классов Самообследование Предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий, которые способствуют взгляду на себя глазами ребенка с последующей интерпретацией результатов. Рефлексия – сбор информации о достигну- тых результатах через систему кодов Цель-способствовать повышения осознанности родительского поведения и закреплению ответст-венности , мотивировать на индивидуальную работу с психологом в случае необходимости Индивидуальное анкетирование на бумажном носителе для обоих родителей, Школьный сайт Пересылка кодов через систему вайбер классным руководителям. Анализ полученной информации Педагог-психолог Технический специалист Классные руководители Январь Затруднение в пользовании информацией некоторыми родителями

Слайд 14

Родители 6-7 классов (выборочно) Родительский практикум «школа взаимоотношений» - ряд упражнений совместно ребенок и родитель, направленных на получение опыта взаимодействия - групповая дискуссия дети –родители направленная на создание позитивных ответов на негативные реакции (прием Penal ) Собрания в классных коллективах в форме тренинга Педагог-психолог Классные руководители Февраль-март неоднозначная реакция родителей на предлагаемую форму работы Родители 8-9 классов «Мой ребенок – отдельная личность, которую я….» Самообследование Предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий, которые способствуют взгляду на себя глазами ребенка с последующей интерпретацией результатов. Рефлексия – сбор информации о достигнутых результатах через систему кодов Цель-способствовать повышения осознанности родительского поведения и закреплению ответственности, мотивировать на индивидуальную работу с психологом в случае необходимости Индивидуальное анкетирование на бумажном носителе для обоих родителей, Школьный сайт Пересылка кодов через систему вайбер классным руководителям Анализ полученной информации Педагог-психолог Технический специалист Классные руководители Март-апрель Затруднение в пользовании информацией некоторыми родителями

Слайд 15

Ожидаемые результаты реализации проекта в этой части - появление у родителей прецедента осознавания своего поведения в отношениях с ребенком, возникновение потребности в дальнейшем просвещении и способности улучшить отношения с ребенком. Привлечение родителей обучающихся к индивидуальному сотрудничеству с психологами школы в случае необходимости.

Слайд 16

Задача 2 Организация работы с детьми на разных возрастных и функциональных уровнях по формированию культуры общения в формате «здесь и сейчас»

Слайд 17

Содержание работы Формы исполнения Исполнители и сотрудники Сроки исполнения Риски Обучающиеся 1-2 классов «Я люблю свою семью» -5 языков любви родителей (слова, прикосновения, забота, время и требования) получаемый опыт – человек живет на том языке любви в семье, с которым знаком. Хочешь научить родителей новому – сам проявляй любовь к ним на этом языке. Материалы для классных часов, адаптированные к возрасту Педагог-психолог Учителя 1-2 классов Январь Компетент-ность педагогов в области специфики детской психологии Обучающиеся 5 классов Уроки общения: этикет семьи - какие права и обязанности ребенка в семье; - поступки родителей: границы любви и обязанностей; - слова- отогревайки и слова – замерзайки . Игра-практикум с составлением семейной карты- выручалки : свод правил, советов, рекомендаций для улучшения отношений с родителями (2-3 занятия) Педагог-психолог февраль нет

Слайд 18

Обучающиеся 6-7 классов «Мое место в семье» «Я –лицо моей семьи в детском мире» - ответсвенность за свои поступки, осознавание их резонанса в мир взрослых семьи распределение ответственности между членами семьи 5 языков любви родителей (слова, прикосновения, забота, время и требования) получаемый опыт – человек живет на том языке любви в семье, с которым знаком. Хочешь научить родителей новому – сам проявляй любовь к ним на этом языке. Желаемое открытие- если все в семье обеспечивают мама и папа, значит они главные, а не я. Но я важен для них, а они - для меня Игровые упражнения для осознавания ребенком своего места в семье (процессуальная диагностика) Собеседование Разработка материалов для классных часов Педагог-психолог Классные руководители март Увлечение формой, а не содержанием занятий Компетент-ность педагогов в области специфики детской психологии

Слайд 19

Обучающиеся 8-9 классов «Хочешь, чтобы тебя считали взрослым, будь им» - чего боятся родители, когда дети взрослеют; -почему в ребенке не видят взрослого, признаки взросления; -права и ответственность подростка в семье. Ожидаемое осознавание : взрослость-это ответственность. Чем больше я самостоятелен и успешен, тем больше мне доверяют. Родители имеют право на переживания страхов и контроль безопасности ребенка Практическое занятие в форме опосредованного и прямого диалога. Педагог-психолог Март-апрель Дефицит времени

Слайд 20

Ожидаемые результаты - снижение уровня конфликтов в реальной и виртуальной средах за счет прорабатывания важных аспектов общения; - повышение потребности в улучшении собственных морально-нравственных качеств и реализация этой потребности в общении с родителями, результатах обучения в школе; - повышение запросов на индивидуальную работу с психологом, школьной службой примирения, в целях профилактики или коррекции деструктивных отношений.

Слайд 21

Задача 3 Обеспечение контроля за изменениями отношений в ходе реализации проекта путем диагностических процедур. Качества самочувствия в семье (Методика «Типовое состояние семьи», Р.В. Овчарова , «Справочная книга школьного психолога», Просвещение 2010 г .) 2. Наличие нарушений стиля семейного воспитания Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) ( Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.) существует в двух вариантах - для родителей детей и подростков. Тест "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности. 3. Опросник «Сознательное родительство», разработан под руководством Р.В. Овчаровой и М.О. Ермикиной (2003 год ) 4. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс. С. Кауфман

Слайд 22

Ожидаемые результаты Получение статистических данных, отражающих реальную картину семейных взаимоотношений, эффективность проведенной работы . Отношение родители-педагоги и педагоги-обучающиеся станут очевидны точнее и полнее, если увеличится количество запросов на профилактические виды взаимодействия, повысится доверительность взаимоотношений и снизится напряженность и конфликтность. В этом направлении предпочтение отдается процессуальной диагностике и ведется на протяжении всего периода работы .

Слайд 23

Дальнейшее функционирование По результатам анализа завершающего этапа возможны два варианта развития функционирования проекта . 1. При получении удовлетворительных результатов проект сворачивается и дальнейшая работа в этом направлении ведется в рамках обычного плана работы социально-психологической службы школы и плана воспитательной работы школы. 2. При недостаточно удовлетворительных результатах содержание проекта по реализации каждой задачи дополняется или полностью меняется и проводится работа с циклов на еще один год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.

Работа посвящена анализу взаимоотношений родителей, педагогов и обучающихся в рамках современного образовательного процесса....

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей

Презентация к родительскому собранию...

Проблемы сотрудничества семьи и школы

Практикум, который можно организовать на педагогическом совете или заседании методического объединения классных руководителей с целью обсуждения проблемы сотрудничества семьи и школы....

Выступление на тему "Сотрудничество семьи и школы"

Данное выступление раскрывает сущность работы школы с семьей....

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

Выступление на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и школы".

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, нач...