Понятие, сущность и основные критерии эмоциональных переживаний у старшеклассников в период ЕГЭ
проект по психологии (9 класс)
В последнее десятилетие в нашей стране произошли существенные изменения в общественно-политических и социально-экономических условиях. Реформы и изменения затронули практически все стороны жизни, в том числе и систему образования.
Уже в 2009 г. ЕГЭ становится единственной формой выпускных экзаменов на основе результатов сдачи ЕГЭ происходит зачисление в большинство высших учебных заведений страны. С 1 января 2009 г. вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Понятие, сущность и основные критерии эмоциональных
переживаний у старшеклассников в период ЕГЭ
Понятие и сущность эмоциональных переживаний. Понятие «эмоциональные переживания» в зарубежной психологии соотносится с понятием «эмоциональные состояния». Анализ эмоциональных переживаний связан с теми теоретическими концепциями теорий эмоций, которые приняты в зарубежной психологи: переферическая концепция У. Джеймса К. Ланге, двухфакторная концепция С. Шехтера – Д. Сингера, когнитивно-мотивационная концепция Р. Лазаруса, концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера, дифференциальные теории базовых эмоций (К. Изард, У. Мак-Дугалл, ДЖ. Томкинс, К. Плутчик и др) [9].
В зарубежной психологии наиболее популярными направлениями, изучающими эмоциональные состояния, являются психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология.
Как отмечают в своей работе «Теории личности» Л. Хьелл, Д. Зиглер, с психоаналитической позиции, эмоциональные состояния человека возникающие как ответные реакции на воздействие внешней среды. При этом ни имеют бессознательный характер, т.е. не контролируются человеком в полной мере. Со стрессом и фрустрацией, плохим настроением человек, по мнению психоаналитиков, справится вполне может, с большей или меньшей эффективностью, при этом существуют такие эмоциональные переживания, с которыми человек совладать не в состоянии [40].
С позиции бихевиорального подхода, эмоциональные состояния представляют собой некие инстинктивные реакции на воздействие внешних раздражителей, выступают в качестве особого вида условных рефлексов, вырабатываемых и накапливаемых человеком в течение всей жизни [40].
Согласно принципам гуманистической психологии, эмоциональное состояние – представляет собой переживание, приобретение опыта. Это в большей степени чувственный процесс, чем познавательный, или вербальный. Эмоциональные переживания тесно связаны с происходящими событиями в настоящем времени, они характеризуются субъективностью, высокой значимостью для человека в настоящий момент и служат средством для концептуализации. Переживания оказываю влияние, как на психическое, так и на физиологическое состояние человека [40].
С позиции гештальтпсихологии эмоциональные состояния представляют собой целостный гештальт. Эмоциональные состояния представляют собой особые переживания, сопровождающие важные для личности ситуации и связаны с обогащением человека жизненным опытом. Их возникновение связано, в том числе, со стремлением человека удовлетворить какую-либо потребность [40].
Исследование переживаний в отечественной психологии проводилось в рамках анализа психологических состояний. Поэтому нередко в отечественной литературе можно встретить представление о синонимичности этих двух важных для нашей работы понятий: «психическое состояние» и «переживание». Несмотря на то, что понятия пересекаются, тем не менее, следует разграничить их содержательно и для этого рассмотреть более подробно.
«Психологические состояния» как общепсихологическая категория впервые стала рассматриваться Н.Д. Левитовым. В его исследованиях было уделено внимание механизмам и особенностям проявления психических состояний, предприняты попытку установления связей меду категорией «психологических состояний» и другими психологическим категориями [26].
По мнению Н.Д. Левитова, понятие «психическое состояние» это как целостная характеристика психической деятельности в течение определенного периода времени, отражающая особенности протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [26, с. 121]. Таким образом, психическое состояние представляет собой некую целостность, характеризующую особенности психической деятельности, которая связана как с психическими процессами, так и с психическими свойствами человека [26].
Ю.Е. Сосновикова, рассматривая проблему психических состояний, отмечает его относительную устойчивость и структурную организацию всех компонентов психики. При этом, по мнению автора, важной функцией психического состояния является активное взаимодействие человека как носителя психики и внешней среды в виде конкретной ситуации, которая складывается в данный момент» [37]. Таким образом, данное определение дает общее представление о структурных особенностях психического состояния, его функциях. Ситуация в которой возникает психическое состояние, включает в себя как социальное воздействие, так и природно-биологические причины. Другими словами, характеристика ситуации является одной из основных параметров при возникновении определенных психических состояний. Такой же точки зрения придерживался и Е.П. Ильин, в своей работе «Эмоции и чувства» говорил о том, что необходимо учитывать саму ситуацию в возникновении психических состояний [16].
По-другому подходил к рассмотрению понятия «психические состояние» В.Н. Мясищев. По его мнению, состояние представляет собой общий функциональный уровень, который является фоном для развития процесса . С одной стороны психические состояния – это, несомненно, фон процесса деятельности, но с другой стороны представление о психических состояниях как о функциональном уровне суживает и выхолащивает это понятие. Тем не менее, В.Н. Мясищев выделяет психическое состояние как важную психологическую категорию, необходимую для понимания психики, как в норме, так и в патологии [33].
Перейдем к определению понятия «переживания», которое имеет свою специфику. К.К. Платонов акцентируя важнейшую роль переживания в эволюционном развитии, говорит, что оно определило переход от простейших физиологических форм отражения, которая характеризует отражение реальности, в том числе и растениями, к психической форме отражения, которая возможна только у животных с высокоразвитым мозгом [45]. А.Н. Леонтьев считает, что основная функция переживания- это показывать человеку личностный смыл события, оно возникает если событие имеет этот смысл для человека [31].
Л.С. Рубинштейн писал, что в переживании, а конкретнее в эмоциональном переживании, находит свое непосредственное отражение отношение к окружающему в эмоциональном плане. Переживание характеризуется разной степенью осознанности, в зависимости от степени осознанности самого отношения, переживаемое в эмоции. Эмоциональное переживание имеет личностный характер, особым интимным образом связанное с «Я» человека [36].
Л.С. Выготский выделяет переживание в виде интегральной единицы сознания. Исследователь писал о переживании как о двухкомпонентном понятии, который состоит из акта деятельности, который связан с возникновением переживания, и содержания- это то что конкретно переживается [12].
К.К. Платонов определяет переживание в виде простейшего субъективного явления, психической формы отражения, которая является одним из трех атрибутов сознания. Будучи атрибутом сознания, переживание не содержит образ отражаемого и проявляется в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения [45].
С позиции Ф.Е. Василюка, переживание представляется в виде любого, эмоционально окрашенного состояния и явления действительности, которое является непосредственно представленным в сознании человека и выступает для него в качестве события собственной жизни. С другой стороны, автор использует термин «переживание» в несколько ином смысле, придавая ему активную направленность, в этом случае переживание понимается как преодоление возникшей критической ситуации [11].
С точки зрения Р.С. Немова, переживание представляет собой ощущения, которое сопровождается эмоциями М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович говорят о переживании как об осмысленном эмоциональном состоянии, которое вызывается вызванное значимыми объективными событиями или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни [17].
Анализ понятия «переживание» показывает, что основное понимание происходит через эмоциональную сферу, т.е переживания ассоциируются только с эмоциями, при этом такое толкование переживания, на наш взгляд сужает данное понятие, поскольку переживание затрагивает и такие сферы личности, как мотивационно-потребностную, волевую. В этом смысле переживание рассматривается, например Ф.Е. Василюком, приписывая данному понятию значение активного преодоления кризисных ситуаций [11].
Анализ понятий психическое состояние и переживание показывает, что первое является родовым по отношению ко второму, т.е. переживание представляет собой одно из видов психического состояний.
Таким образом, на основе представлений о переживании А.Н. Леонтьева, Ф.Е. Василюка, можно сформулировать следующее определение данному понятию: переживание – это психическое состояние, возникающее в ответ на личностно значимую ситуацию, которая отвечает важным потребностям человека и проявляется в виде эмоциональных реакций, волевых актах. Переживание оказывает влияние на процесс деятельности человека, активизируя или затормаживая его, в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека, особенностей процесса переживаний (длительность интенсивность, эмоциональная окрашенность). Эмоциональное переживание- это психическое состояние в котором преобладающими процессами являются эмоции, возникающие в ответ на личностно значимую ситуацию (внешнюю или внутреннюю) [11].
Такое понимание переживания помогает отразить все особенности эмоционального переживания в целом и в частности эмоциональных переживаний во время подготовки и прохождения единого государственного экзамена.
Виды эмоциональных переживаний. Рассмотрим основные подходы к классификации эмоциональных переживаний.
Характеризуя эмоциональные переживания в зависимости от знака Н.Д. Левитов выделяет положительные и отрицательные эмоциональные переживания. Т. Рибо наряду с положительными и отрицательными выделял средние, безразличные (индифферентные) эмоциональные переживания [26].
П.В. Симонов писал о том, что иногда в одном эмоциональном переживания смешиваются разные эмоции: как положительные, так и отрицательные. Это говорит о том, что эмоциональные переживания гораздо более сложны, чем эмоции, так биологическая (врожденная) отрицательная эмоция страха при ряде соответствующих условий трансформируется в социальную (или интеллектуальную) положительную эмоцию [16].
А.А. Баранова выделяет эмоциональные переживаний различной длительности: длительные, хронические. Или, в другой интрепретаци эмоциональные переживания можно разделить на оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), и текущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьма относительным [16].
Д. Линдсли разделял эмоциональные переживания в зависимости от интенсивности, выделяя континуум эмоциональных переживаний от переживаний слабой интенсивности (настроение) до переживаний на сильной интенсивности (аффекты) [16].
Кроме интенсивности Ф. Крюгер выделял глубину эмоционального переживания. Считая, что глубина и интенсивность эмоциональных переживаний различаются между собой. В этом же направлении проводил исследования и А. Веллек (1970), не только выделяя различия между интенсивностью и глубиной переживания, но и настаивая на их противопоставлении и даже антагонизме между ними. Он считал, что интенсивные эмоциональные переживания поверхностны, а вот глубинные хоть и менее интенсивны, но более устойчивы [16].
Выделение глубины эмоциональных переживаний, говорит о степени их значимости для человека события, которое послужило возникновению этих переживаний.
Длительное эмоциональное напряжение отрицательного характера представляет собой эмоциональный стресс. Поскольку, как уже говорилось выше, негативные эмоциональные переживания связаны с эмоциональным напряжением, то действие эмоционального стресса и негативных эмоциональных переживаний сходны по своей сути. Таким образом, негативные эмоциональные переживания и эмоциональны стресс являются сходными по действию и содержанию процессами, вызываются фрустрацией потребностей, стимулируют нарушение физиологических функций организма, что приводит к возникновению различных психосоматических заболеваний.
Л.С. Рубинштейн выделяет пять видов эмоциональных переживаний: настроения, страсти, аффекты чувства, стрессы. Все они выделяются по силе и интенсивности эмоций, которые лежат в основе выделенных эмоциональных переживаний[36] . А.Н. Леонтьев выделяет аффекты, собственно эмоции и чувства [31].
Показатели и критерии эмоциональных переживаний. Анализ теоретических подходов и различных классификаций эмоциональных переживаний позволяет выделить следующие основные показатели и критерии эмоциональных переживаний.
Показатели эмоциональных переживаний:
- знак эмоционального переживания;
- модальность эмоционального переживания;
- длительность эмоционального переживания;
- интенсивность эмоционального переживания
- глубина эмоционального переживания.
К критериям эмоциональных переживаний относят следующие группы:
- первая группа критериев – физиологические – усиленное потоотделение; тремор рук (конечностей) и т.д.
- вторая группа – психологическая – тревога, чувство вины, страх и т.д.
- третья группа –социально-психологическая – внешняя агрессивность, конфликтность, раздражительность.
Факторы эмоциональных переживаний старшеклассников в образовательном пространстве.
- Особенности и взаимодействия в системе «обучающийся-учитель»;
- Особенности эмоциональной атмосферы в образовательном учреждении.
- Отсутствие «права на ошибку» для обучающихся.
- Степень соответствия требований и ожиданий среды актуальному развитию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку экономики "Деньги: понятие, сущность, виды"
Презентация к уроку...
Урок по праву: "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)
Конспект урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)...
Презентация урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)
Презентация урока по праву "Права человека: понятие, сущность, структура" для 10 класса (профильный курс)...
Основные понятия. Сущность педагогического проектирования
Проектная деятельность в начальной школе...
Права человека: понятие, сущность, структура
Презентация к 1-му уроку по теме "Право и личность" Право 10 класс...
Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика, нормативно-правовая база
Воспитательная работа в условиях учреждения содействия семьи представляет собой специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормат...
Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика, нормативно-правовая база
Воспитательная работа в условиях детского дома представляет собой специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормативных пр...