Способы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, снятия стресса и тревоги на экзамене.
консультация по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Людмила Александровна Агеева

В данной статье представленны способы сниятия стресса и тревоги непосредственно во время сдачи ЕГЭ. Также эти методы и приемы способствуют мобилизации ресурсов организма в ситуации цейтнота, стимуляции работы мозга, повышению и активизации познавательных процессов: памяти, внимания, сообразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, снятия стресса и тревоги на экзамене.

Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, 3. также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания.

Стресс ухудшает память, затрудняет речь, с появляется сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.

В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью.

Дыхательные упражнения

  1. Научите правильно дышать. Правильное дыхание помогает снять напряжение и предотвратить кислородное голодание. Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на три — выдох.
  2. Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом дыхания. При этом, слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.
  3. Кислородное голодание - одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Занятия должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях, но так бывает не всегда. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.
  4. Приступ паники? Если начался приступ паники, со всей силы надуйте бумажный пакет, а затем вдохните этот воздух, наполненный углекислым газом. Если под рукой нет пакета, соедините ладони лодочкой и выполняйте это упражнение не более пяти раз.

Упражнения для снятия стресса и активизации.

  1. Разминка. Разминку можно делать сидя, даже не выходя из-за стола или в холле. Для этого нужно сесть на стул или банкетку, поставив ноги на пол. Спина прямая, руки вытянуты назад. Поднимите руки вверх и досчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите упражнение. Сидя в том же положении, руки вытяните перед собой на уровне плеч. Ладони направьте вверх и от себя. Теперь представьте, что вы толкаете стену, напрягая плечи. Задержитесь в этом положении и посчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите еще раз. Сядьте прямо и возьмитесь руками за сиденье стула. Потянитесь вверх, пока не почувствуете, что ваш позвоночник распрямился. Представьте, что вас за макушку подтягивают вверх. Посчитайте до десяти, расслабьтесь и повторите упражнение.
  2. Руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.
  3. «Ццыганские шаги»: нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке
  4. Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария. Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять, сидя за партой, например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.
  5. Во время экзамена стресс можно ослабить с помощью упражнений, которые сжигают стрессовые гормоны. Для этого напрягите каждую мышцу своего тела как можно сильнее. Побудьте в таком состоянии пару секунд и расслабьтесь. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам стало легче.
  6. Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.

Самовнушение.

  1. Скажите «Стоп» если вы почувствовали, что учеником овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите ему “Стоп!” Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас, остановив сползание в бездну волнений.
  2. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»Паника никуда, кроме тупика не заведет - напомните об этом!

Стимулирование активных точек

  1. В ситуации цейтнота, когда в короткий срок мобилизовать все свои силы. Один из методов быстрой мобилизации ресурсов массаж активных точек:  - мочек ушей; - надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком; - массаж переносицы и области «третьего глаза».
  2. Помассировать область головы на затылке, результате чего стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ищите и имейте свой набор способов снятия стресса и усталости.

Очень часто окружающие нас люди не то что не берегут наше настроение, а как раз наоборот – всеми силами его портят. Значит, нам надо взять за правило – заботиться о собственном настроении...

Способы снятия стресса у педагогов (мастер-класс)

Представлены практические упражнения для преодрления стрессов у педагогов....

Конспект психологического занятия для подростков "Как снять стресс перед экзаменом"

Конспект психологического занятия для обучающихся 9 - 11 классов "Как снять стресс перед экзаменом", в котором ребята познакомятся с различными техниками регуляции своего психоэмоц...

Рекомендации педагогам: "Способы снятия стресса".

Способы снятия стресса Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Здесь Вы можете познакомимся с полезными психологическими, терапевтич...

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже ...

Мастер класс. Способы быстрого снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном...