Способы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, снятия стресса и тревоги на экзамене.
консультация по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данной статье представленны способы сниятия стресса и тревоги непосредственно во время сдачи ЕГЭ. Также эти методы и приемы способствуют мобилизации ресурсов организма в ситуации цейтнота, стимуляции работы мозга, повышению и активизации познавательных процессов: памяти, внимания, сообразительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Способы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, снятия стресса и тревоги на экзамене.
Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, 3. также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания.
Стресс ухудшает память, затрудняет речь, с появляется сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.
В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью.
Дыхательные упражнения
- Научите правильно дышать. Правильное дыхание помогает снять напряжение и предотвратить кислородное голодание. Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на три — выдох.
- Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом дыхания. При этом, слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.
- Кислородное голодание - одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Занятия должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях, но так бывает не всегда. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.
- Приступ паники? Если начался приступ паники, со всей силы надуйте бумажный пакет, а затем вдохните этот воздух, наполненный углекислым газом. Если под рукой нет пакета, соедините ладони лодочкой и выполняйте это упражнение не более пяти раз.
Упражнения для снятия стресса и активизации.
- Разминка. Разминку можно делать сидя, даже не выходя из-за стола или в холле. Для этого нужно сесть на стул или банкетку, поставив ноги на пол. Спина прямая, руки вытянуты назад. Поднимите руки вверх и досчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите упражнение. Сидя в том же положении, руки вытяните перед собой на уровне плеч. Ладони направьте вверх и от себя. Теперь представьте, что вы толкаете стену, напрягая плечи. Задержитесь в этом положении и посчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите еще раз. Сядьте прямо и возьмитесь руками за сиденье стула. Потянитесь вверх, пока не почувствуете, что ваш позвоночник распрямился. Представьте, что вас за макушку подтягивают вверх. Посчитайте до десяти, расслабьтесь и повторите упражнение.
- Руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.
- «Ццыганские шаги»: нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке
- Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария. Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять, сидя за партой, например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.
- Во время экзамена стресс можно ослабить с помощью упражнений, которые сжигают стрессовые гормоны. Для этого напрягите каждую мышцу своего тела как можно сильнее. Побудьте в таком состоянии пару секунд и расслабьтесь. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам стало легче.
- Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.
Самовнушение.
- Скажите «Стоп» если вы почувствовали, что учеником овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите ему “Стоп!” Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас, остановив сползание в бездну волнений.
- Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»Паника никуда, кроме тупика не заведет - напомните об этом!
Стимулирование активных точек
- В ситуации цейтнота, когда в короткий срок мобилизовать все свои силы. Один из методов быстрой мобилизации ресурсов массаж активных точек: - мочек ушей; - надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком; - массаж переносицы и области «третьего глаза».
- Помассировать область головы на затылке, результате чего стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ищите и имейте свой набор способов снятия стресса и усталости.
Очень часто окружающие нас люди не то что не берегут наше настроение, а как раз наоборот – всеми силами его портят. Значит, нам надо взять за правило – заботиться о собственном настроении...
Способы снятия стресса у педагогов (мастер-класс)
Представлены практические упражнения для преодрления стрессов у педагогов....
Конспект психологического занятия для подростков "Как снять стресс перед экзаменом"
Конспект психологического занятия для обучающихся 9 - 11 классов "Как снять стресс перед экзаменом", в котором ребята познакомятся с различными техниками регуляции своего психоэмоц...
Рекомендации педагогам: "Способы снятия стресса".
Способы снятия стресса Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Здесь Вы можете познакомимся с полезными психологическими, терапевтич...
Занятие для 9,11 классов «Способы волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам»
Обучение методам волевой саморегуляции...
Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса
Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное, они даже ...
Мастер класс. Способы быстрого снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном...