Занятие для 9,11 классов «Способы волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам»
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс)

Пестерева Наталья Юрьевна

Обучение методам волевой саморегуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya11_klassov.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

Тема: «Способы волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам»

Цель: обучение ребят некоторым способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

  1. Приветствие. Ведущий: «Выпускной класс очень ответственный, фактически это переломный момент в вашей жизни. Конечно же, экзамены — это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. На этом занятии мы разберем приемы волевой мобилизации, которые вы можете применять при подготовке к экзаменам. Эти приемы позволят включиться в работу, настроиться на подготовку к экзаменам. Даже если вам не хочется готовиться, вы сможете после выполнения упражнений по мобилизации преодолеть существующее у вас нежелание». Применяя регулярно эти упражнения, вы увидите, как изменится ваш учебный настрой.
  2. Упражнение «Эксперимент»

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.

Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО; наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Анализ:

Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

Как развить самообладание?

  1. Мини-лекция «Экспресс-приемы волевой мобилизации».

Ведущий. В сложных условиях учебной деятельности, например во время контрольных работ, экзаменов, физической подготовки, у учащихся часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-то частную задачу. Эти приемы волевой саморегуляции взяты из школ восточных единоборств. Я расскажу вам о том, как эти упражнения выполнять, и вы попробуете выполнить их по одному разу самостоятельно.

  • «Волевое дыхание»

Ведущий. Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.

После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.

Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

  • «Возбуждающее дыхание»

Ведущий. Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом.

После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите медленно.

Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность.

  • «Приятно вспомнить»

Ведущий. Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»

  1. Упражнения «Освежи взгляд».

Цель: снижение зрительного и статического напряжения.

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Регулярное проведение упражнений для глаз эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Упражнения:

  • посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);
  • нарисуй глазами свое имя (отчество, фамилию);
  • попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом
  • на листе бумаги перед собой (20 сек.);
  • закрой глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем

раскрой глаза, расслабь мышцы глаз, посмотри вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  • посмотри на переносицу и задержи взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открой глаза, посмотри вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • не поворачивая головы, посмотри направо и зафиксируй взгляд на счет 1-4, затем посмотри вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  • Переведи взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотри вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
  1. Упражнение «Ааааа и Иииии».

Цель: развитие позитивного образа «Я»; поднять настроение, вселить оптимизм.

Техника проведения: участники группы стоят в кругу.

Энергия из звука «Аааааа»

Инструкция: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое

«Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.)

Энергия из звука «Иииии»

Инструкция: На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите  громкий  высокий  протяжный  звук  «Иииии».  Постарайтесь

почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы почувствовать, какие звуки придают больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии»,

«Ооооо» или «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

Анализ:

Расскажите о вашем состоянии.

  1. Мини-лекция. Условия поддержки работоспособности
  1. Чередовать умственный и физический труд.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач!

  1. Упражнение «Стряхни».

Цель: научить избавляться от мешающих и неприятных эмоций.

Ведущий: «Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?». Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги – с носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки... Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас падает, и вы становитесь все бодрее и веселее».

Обсуждение

Как изменилось ваше самочувствие после выполнения задания?

  1. Рефлексия проведенного занятия. Упражнение «Колокол». Все участники вместе с ведущим встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, все вместе резко выбрасывают руки вверх, затем на выдохе, также резко наклоняясь, опускают руки вниз, произнося «БУМ-М-М» (изображая колокол).

Продолжите фразу: «Сегодня Я…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Формирование комбинаторно-логического мышления выпускников школы в ходе подготовки к единому государственному экзамену

Ключевые слова:Комбинаторно-логическое мышление, подготовка к ЕГЭ, работа над задачей, область определения функции, комбинация круга и треугольникаKeywords:Kombinatorno-logic thinking, preparation for...

Занятие по психологическому сопровождению итоговой аттестации в 11 классе "Волевая мобилизация".

Данное занятие является одним из занятий программы психологического сопровождения итоговой аттестации. Оно знакомит учащихся с основными приемами волевой мобилизации....

Современные педагогические технологии и инновационные формы организации образовательного процесса в ходе повторения и подготовки к экзаменам по математике.

В общеобразовательных школах при пенитенциарной системе учащиеся – осужденные,  в основном,   имеют низкую мотивацию, большие пробелы в знаниях, длительный перерыв в учебе.Для тог...

Способы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, снятия стресса и тревоги на экзамене.

В данной статье представленны способы сниятия стресса и тревоги непосредственно во время сдачи ЕГЭ. Также эти методы и приемы способствуют мобилизации ресурсов организма в ситуации цейтнота, стим...

Обучение детей способам регуляции эмоционального напряжения в период подготовки к экзаменам

В презентации содержится информация о том, что такое тревожность, описаны признаки, приведена статистика и техники избавления от тревожности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2020-2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся  11  классак ЕГЭ  по биологии  «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ»  на 2020-2021 учеб...