Классный час "Учимся строить отношения"
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7, 8 класс)
Игра-тренинг, направленная на формирование навыков бесконфликтного и доброжелательного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsia.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Учимся строить отношения»
Учитель, педагог-психолог
Матюшина Ольга Николаевна
Форма мероприятия – игра-тренинг.
Цель: формирование навыков бесконфликтного и доброжелательного общения.
Задачи:
1) образовательная – познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями; формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;
2) развивающая – развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничестве; развивать чувство необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;
3) воспитательная – воспитывать толерантное отношение к другим мнениям, любовь и уважение к окружающим людям.
Оборудование: листы бумаги, памятки, ручки, простые карандаши, шкатулка,
аудиозапись песен.
Ход мероприятия
Психолог:
Каждое утро, просыпаясь, мы, радуемся новому дню. А может это просто, кажется, что радуемся? Ведь слово, жест, взгляд, какое – то действие может поднять настроение и наоборот. Очень важно как мы встретим новый день, с чего начнем, как поздороваемся с людьми, с которыми придется провести весь день – от этого зависит наше настроение на весь день. И если есть какое-то напряжение в отношениях, неуверенность и даже боязнь, это может отразиться не только на этом человеке, но и на окружающих.
Проживая жизнь, мы вновь и вновь вступаем в отношения с разными людьми. И сегодня мы поговорим о том, какими должны быть отношения между людьми. А начать предлагаю с такого задания.
Ситуация-провокация. К доске выходят 3 учащихся – по 1 от каждой группы. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Психолог:
-Вам понравилась такая игра?
(Уч-ся после выполнения задания расстроены).
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».
Играют по кругу.
- Учиться в школе хорошо, потому что ….
- Учиться в школе плохо, потому что ….
- Каникулы – это хорошо, потому что…
- Каникулы – это плохо, потому что…
- Получать пятерки хорошо, потому что ..
- Получать пятерки плохо, потому что ..
- Приносить в школу телефон хорошо, потому что …
- Приносить в школу телефон плохо, потому что …
- Драться с друзьями хорошо, потому что …
- Драться с друзьями плохо, потому что … и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра? В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
- А что же такое конфликт? (устные ответы детей)
-Кто участвует в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Группам предлагается разыграть «Микросценки», самостоятельно распределить роли и придумать реплики. Обозначить проблему, возникшую в сценке.
Группа 1. Вся семья собралась вместе. Младшие дети просят маму прочитать им сказку, мама злится, ей нужно мыть посуду; старший сын просит отца помочь с физикой, а папа смотрит заключительный тайм в футболе; дочь собирается на каток и не может найти спортивную шапочку, бабушка старается ей помочь, но всё выпадает из рук; дедушка хочет прочитать рецепт к лекарству, но плохо видит, пытается кого-то попросить, но безрезультатно.
Группа 2. Начинается классный час в начальных классах. Учительница задаёт вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься сегодня на классном часе?» В классе начался шум, каждый предлагал что-то своё, а Сидоров дёргал девочек за косички. Учительница пыталась успокоить учеников, но ничего не получалось.
Группа 3. На заводе забастовка, рабочим не выплачивают зарплату. Люди в ярости, ругают начальство за ремонт в офисе, за покупку новой машины для главного экономиста, за то, что не могут оплатить за танцевальный кружок дочери и т.д.. Администрация успокаивает собравшихся, но в итоге тоже грубит присутствующим.
-Перед школьниками, работающими в группах, ставится задача: обозначить проблемы, возникшие в сценках. (Конфликт)
- Каждая группа должна высказаться по проблеме и найти пути решения конфликта.
- Какие правила выхода из конфликтной ситуации вы можете предложить?
(Ответы учащихся)
Правила выхода из конфликтных ситуаций: (помочь, если учащиеся не справятся)
1.Говори только о своих чувствах, а не о промахах других (например, не «Опять, бессовестный, ты вернулся с прогулки домой поздно». А : «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома»).
2.Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.
3. «Уход от проблемы». Если ты понимаешь, что бы ты ни сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
4. Научись слушать собеседника. Внимательно слушать кого-то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.
5. Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», « Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»
6. Переговоры. «Давай обсудим ситуацию».
7. Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я сделаю это, а ты сделай вот это», «Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».
9. Привлеки посредника. Это означает попросить кого-то, кто не участвуют в конфликте, помочь вам.
Психолог: Ребята, предлагаю вашим группам создать памятки «Учимся жить без конфликтов» из трёх основных правил, которые, по мнению вашей группы, помогут избежать конфликтов. (Дети пишут памятки, зачитывают их и вывешивают на доску)
- А я бы хотела вручить каждому из вас правила, которые помогут вам в общении с людьми. Выполняйте их и увидите, что станете намного спокойнее, а вашему собеседнику станет стыдно грубить вам.
ПАМЯТКА
«Учимся жить без конфликтов»
- Не говори сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.
- Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
- Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Упражнение “ Учимся ценить индивидуальность”.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
Вывод: у каждого получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. А так как мы все разные, к каждому нужно находить свой ключик общения, чтобы жить с окружающими нас людьми без ссор и конфликтов.
«Шкатулка мудрости». Давайте заглянем с вами в «Шкатулку мудрости» и послушаем, что говорили по этому поводу великие и мудрые люди. Попытаемся их понять. (Вытаскивать из шкатулки по одному высказыванию и объяснять их смысл.)
Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым. Других не суди – на себя погляди. (Пословица) Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Евангелие) Всякое существование – это сосуществование. (Древняя мудрость) | Огонь тушится не огнём, а водой. Как аукнется, так и откликнется. (Пословица) Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. (Ларошфуко) Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси) Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. (Персидская мудрость) |
Упражнение «Комплименты».
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас один представитель от каждой группы, кто сядет на волшебный стул, узнает о себе много хорошего, потому что представители из других групп расскажут про положительные качества этого человека. Кто будет счастливчиком похвалы, решат представители другой группы.
(После того, как дети побывали на «волшебном стуле», обсуждаем, что дети почувствовали во время упражнения.)
- Вам понравилось это упражнение? Почему?
Вопросы для всех:
- Были комплименты одинаковыми или разными?
- Почему разные?
Вывод: Действительно, каждый человек неповторим, это его индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. И мы должны уважать индивидуальность каждого человека.
Психолог
Портрет агрессии. Какие качества нам часто не дают возможность понять другого человека, ссорят людей? (записывает на доске в столбик)
В другой столбик давайте запишем слова, которые, наоборот, помогают в общении, дают возможность понять другого человека.
Агрессия – это поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Давайте попробуем нарисовать агрессию так, как каждый из вас её представляет. Учитель предлагает попробовать изобразить агрессию на листе бумаги или просто выплеснуть её в рисунке. Играет спокойная музыка, школьники рисуют.
Что вы чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения. Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей. А чтобы избавиться от неё окончательно, я вам предлагаю порвать свой листок и выбросить его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью. И чтобы окончательно выгнать её из класса, мы вымываем её обычной тряпкой. (первый столбик вытирает на доске)
Психолог: рекомендую вам несколько способов преодоления агрессии. Когда ваш гнев пытается вырваться наружу, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения:
- закройте глаза, глубоко вдохните и медленно выдохните, представьте свечу, в пламени которой сгорает всё плохое;
-прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу;
-включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.
Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения Р.Киплинга (перевод С.Маршака)
«Если»
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг.
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь.
…И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля – твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты – человек!
Рефлексия
Итоговое упражнение «Интересное – полезное»
Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу скажем, что сегодня для нас оказалось интересным и полезным?
Психолог: Будьте вежливы, дружны и добры друг к другу и помните, заповедь: относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.
Исполняется песня «Если добрый ты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Как строить отношения с другими людьми?"
Этот материал поможет вызвать детей на беседу о характере человеческих отношений....
Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас"
Классный час с презентацией разработан с целью развития у подростков положительных качеств личности при построении отношений между людьми....
Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?"
Классный час на актуальную тему и разработан для учащихся 5-7 классов....
Учимся строить отношения Классный час
Цель классного часа: познакомить учащихся с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений. Развити...
Методическая разработка классного часа «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»
Предлагаю теоретический материал классного часа по теме «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»...
Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас"
Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас"...
Классный час «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож?»
Цель: развивать дружелюбие по отношению к окружающим, уверенность к себе и самоуважение....