Применение здоровьесберегающих технологий в работе с педагогами
статья по психологии
В статье описан опыт работы по профилактике СЭВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с педагогами | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с педагогами:
примеры семинаров с использованием различных методов
арт-терапии
Психические перегрузки, которые испытывает современный учитель в своей работе ежедневно, могут разрушать его личность, эмоционально истощать. Приходя в класс, переутомленный учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбужденным, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляя нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, к повышению собственной профессиональной компетентности. У педагога может возникнуть синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. [6]
СЭВ может возникать вследствие:
∙ продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности,
∙ несоответствия между требованиями, предъявляемыми к педагогу и его реальными возможностями (задачи, временные рамки…)
∙ внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующего освобождения от них
Существуют внешние и внутренние причины возникновения СЭВ.
К внешним причинам можно отнести:
∙ Неэффективный стиль руководства (жесткий - мужской или женский – мягкий)
∙ Жесткие временные рамки деятельности педагога
∙ Часто отсутствие сплоченного социального окружения
∙ Несоответствие результата затраченным силам
∙ Снижение статуса профессии педагога в обществе
К внутренним причинам можно отнести:
∙ Повышенная ответственность педагогов
∙ Высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка
∙ Перенос личностных проблем педагога в профессиональную сферу - неумение отделить личностные переживания от профессиональных
∙ Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние
∙ Неумение выходить из трудных ситуаций общения с учениками, родителями, коллегами и администрацией
Одной из форм помощи педагогам являются семинары с элементами тренинга. Такие семинары способствуют развитию у них внутренних средств самоконтроля, саморазвития и самовосстановления. Главное, что потребуется от педагога – это иметь желание укрепить свою психику, развить собственную личность и меньше оказывать сопротивление этому процессу.
Нами были разработаны два семинара, направленные на сохранение психоэмоционального здоровья педагога, с использованием различных методов арт-терапии. В этой статье мы приводим варианты проведения семинаров. Целью проведения семинаров является профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи семинаров:
1. Знакомство с механизмом возникновения СЭВ
2. Обучение способам снятия эмоционального напряжения
3. Получение практического опыта снятия эмоционального напряжения «здесь» и «сейчас» методами арт-терапии.
Основная часть каждого семинара – это работа со значимыми для каждого человека понятиями «Дом» и «Дерево».
В упражнении «Посадим сад» идет работа с понятием «Дерево». Дерево в проективной психодиагностике рассматривается как самопортрет, в котором целостно отражаются отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношения с окружающими, личностные проблемы человека. [2]
Приводим описание упражнения «Посадим сад».
Необходимые материалы: бумага, клеящие карандаши, цветные карандаши ножницы.
Цель: создание условий для снятия эмоционального напряжения «здесь» и «сейчас».
Содержание упражнения: участники разбиваются на подгруппы не менее трех человек в подгруппе. Ведущий под расслабляющую музыку проводит релаксацию «Дерево» (приложение 1). Участникам предлагается нарисовать дерево, которое они себе представили, вырезать и посадить его в саду - на листе бумаги. Участники рисуют деревья, сажают. Ведущий предлагает участникам оформить дизайн сада: дорисовать водоемы, животных, цветы и все, что захочется еще, чтобы получилась законченная картина. Представление работ. Проговаривание чувств, которые испытывали участники во время работы. [1]
В упражнении «Построим дом» идет работа с понятием «Дом». В изображении дома выражается отношение к себе, безопасности, успеху. Дом — это «мое слово обо мне», это самовыражение, то, что охраняет и защищает. Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с членами и органами тела (крыша — голова, окна — глаза, очаг — сердце дома). В нем отражается то, как человек взаимодействует с другими, о чем он мечтает, к чему стремится. Создание безопасного пространства – дома – способствует психоэмоциональной разгрузке и получению положительного эмоционального опыта «здесь» и «сейчас».[4]
Приводим описание упражнения «Построим дом».
Необходимые материалы: бумага, клеящие карандаши, цветные карандаши ножницы, журналы
Цель: создание условий для снятия эмоционального напряжения «здесь» и «сейчас».
Содержание упражнения: участники разбиваются на подгруппы не менее трех человек в подгруппе или индивидуально по желанию участников. Ведущий под расслабляющую музыку проводит релаксацию «Дом» (приложение 2). Участникам предлагается с помощью техники «коллаж» построить дом своей мечты, который они себе представили. Участники выполняют коллаж «Дом». Представление работ. Проговаривание чувств, которые испытывали участники во время работы.
В качестве психологической разминки можно использовать упражнения на снятие эмоционального напряжения и на развитие креативности. Лучше эти упражнения проводить под приятную расслабляющую музыку. [1]
Занятие завершается заключительным шерингом. Приводим пример отзывов о занятии:
- Весело.
- Как в детстве. Сто лет не рисовала и не вырезала.
- Чувствовала сопротивление, сразу не получилось посадить дерево. Не хотела продолжать. Но когда участники подгруппы и ведущие дружно стали помогать было очень приятно, почувствовала поддержку.
- Захотелось отдохнуть. Впереди отпуск.
- Улучшилось самочувствие, почувствовала себя защищенной.
Предложенные варианты семинаров способствуют приобретению опыта саморегуляции и эмоциональной разгрузки у педагогов.
Приложение 1.
Упражнение на релаксацию «Дерево»
В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал несколько новых аллей в своем саду. В этом году он решил посадить маленький лесок из семян, подаренных ему друзьями. Семена были от разных деревьев. Это были желуди старого дуба, пушинки серебристого тополя, несколько грецких орехов, блестящие каштаны, и легкие самолетики клена и другие семена.
Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, подпушивал землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. У ростков раскрываются листочки, появляются веточки с бутонами, наконец, бутоны лопаются и маленький росток превращается в крепкое молодое дерево…
Теперь, пожалуйста, нарисуйте то дерево, которое вам представилось, вырежьте его и посадите в саду.
Приложение 2.
Упражнение на релаксацию «Дом»
Представьте себе, что у вас есть надежный дом, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. У одного — это средневековый замок, у другого — квартира в многоквартирном доме, у третьего — простой деревенский домик. У кого-то это может быть хижина в горах или коттедж на берегу океана... Или шалаш посреди равнины... Рассмотрите внимательно свой дом, какая обстановка в вашем доме, кто там живет, что вас больше всего привлекает в вашем доме... Кто вас ждет в этом доме... Мысленно опишите себе это безопасное место... Вы можете там отдыхать, слушать музыку. Делать то, о чем всегда мечтаете или беседовать с близкими людьми... Вы можете оставаться там совершенно одни... Побудьте е в этом доме... Теперь пришло время возвращаться...
А сейчас попробуйте эти дома построить при помощи техники «Коллаж».
Список литературы:
- Л.Б. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий – СПб, Речь, 2003
- Арт-терапия/сост. и общая редакция А.И. Копытина – СПб, Питер, 2001
- Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии/пер. с англ. – Воронеж НПО «Модэк», 1995
- Симоненко Т.И. Материалы покровских чтений 2008-2009гг.
- К. Рудестам Групповая психотерапия – СПб, Питер, 2001
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика – СПб.: Питер, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении
ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"
В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....
Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда
В данном материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе учителя - логопеда....
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни чело...
Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога"
Для Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья. Поэтом...