Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда
статья на тему
В данном материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе учителя - логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_rabote_uchitelya_-_logopeda.odt | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда
«Здоровьесберегающая технология»- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- - принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
-принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
В практической деятельности учителя - логопеда применяются следующие здоровьесберегающие технологии.
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, учавствующих в речевом процессе.
Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
В процессе артикуляционной гимнастики отрабываются основные компоненты правильной артикуляции звука.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
- -улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Биоэнергопластика
Для достижения положительных результатов в работе по коррекции звукопроизношения, чтобы процесс коррекции был более увлекательным, применяется метод биоэнергопластики.
Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика).
Применение биоэнергопластики ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, так как работающая ладонь многократно усиливает нервные импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Синхронизация работы над артикуляционной и мелкой моторикой значительно сокращает продолжительность коррекционной работы.
Развитие мелкой моторики.
- На логопедических занятиях используются упражнения по развитию мелкой моторики.
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.
Пальчиковые игры
Игры с пальчиками помогают детям овладеть своими не всегда послушными пальчиками, развить точность движений, координацию, а также стимулируют речевое развитие.
Повторяя вслед за взрослым незамысловатые жесты, разыгрывая с помощью кистей рук небольшие сюжеты, ребенок запоминает не только движения, но и слова, их сопровождающие. Через некоторое время малыш, увлекшись игрой, начнет вслед за взрослым произносить отдельные звукоподражания, простые слова и, наконец, короткие фразы. В процессе игры с пальчиками постепенно улучшаются внимание и память, вырабатываются терпение и усидчивость.
Су – джок терапия
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Игры с прищепками.
В логопедической работе используются пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая логопеду развивать у детей мелкую моторику, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение; автоматизацию звуков.
Игры с прищепками сопровождаются весёлыми стихотворными текстами и сопровождаются разнообразными игровыми приёмами.
Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурги, к которым в дальнейшем будут приклепляться прищепки. В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребёнком стихотворения, что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию его памяти и внимания.
Массаж и самомассаж кистей рук.
Речь и движения пальцев рук ребёнка тесно взаимосвязаны. Чем точнее движения пальчиков ребенка, тем активнее идет его речевое развитие.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием.
Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дети с речевыми нарушениями часто разговаривают очень тихо. Объясняется это тем, что дети не в состоянии управлять своим речевым дыханием, не могут экономно и при этом достаточно сильно выдыхать. Кроме того, у маленьких детей просто в силу возраста время выдоха укороченно. Поэтому, если речевой выдох слабый, то и голос у ребёнка будет тихим.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по количеству слов в предложении.
Зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Развитие общей моторики.
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются нарушения общей моторики: недоразвитие чувства ритма и координации.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия проводятся физкультурные минутки.
Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Физкультминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
Логоритмическая ритмика
Логоритмика - это система музыкально - двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика улучшает речь через развитие слухового внимания, на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Игровые технологии.
Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий.
Ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста - игровая деятельность.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы речевого развития, мотивации, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Куклотерапия – это раздел арт - терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Мнемотехника
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Релаксация.
Цель: регулировать мышечный тонус, снимать мышечное напряжение.
Результаты использования: контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.
Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционно - логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
• Способствует повышению речевой активности.
• Развивает речевые умения и навыки.
• Снимает напряжение, повышает работоспособность.
• Активизирует познавательный интерес. Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
- Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности учителя - логопеда, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста даёт положительные результаты.
Литература
Бардышева Т. Ю. Вышли пальчики гулять. Расскажи стихи руками. - М. : Карапуз, 2012.
Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
Косинова Е. М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, ЭКСМО, 2007.
Новиковская О. А. 500 игр и упражнений для развития речи. - М.: АСТ; Спб.: Сова, 2008. - 318 с.
Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3 - 5 лет. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 80 с.
Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Игры с прищепками: творим и говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
Материалы из опыта работы...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения
Применение работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать коррекционный процесс с учетом интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ
Обобщение опыта по теме : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ"....
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует пои...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
Одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих технологий, ад...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
В данной работе приведена исчерпывающая информация о здоровьесберегающих техологиях, используемых учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении....