Применение арт-терапевтических методик при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
учебно-методическое пособие по психологии (5, 6, 7 класс)

Севастьянова Ксения Григорьевна

В данном пособии представлены арт-тепавтические методики, применяемые педагогом-психологом Севастьяновой К.Г. в работе с детьми, имеющими задержку психического развития и легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение арт-терапевтических методов при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Основные направления моей работы психо-развивающие и психо-коррекционные занятия с детьми 11 -16 лет с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью. Цель занятий - развитие и коррекция познавательной, социальной, эмоционально-волевой сферы у детей и подростков.

Одни из часто применяемых методик – арт-терапевтические методики. Основная цель этих методик  - создание условий для гармоничного развития личности посредством формирования способностей к самовыражению и познанию.

В своей практике я применяю следующие направления арт-терапии:

  1. Работа с пластилином
  2. Социодрама
  3. Аппликации с шерстяными нитками
  4. Работас бархатной бумагой
  5. Рисование на мокрой бумаге
  6. Работа с образом тела
  7. Рисование двумя руками

  1. Работа с пластилином.

Работая с пластилином ребенок:

  1. Развивает мелкую моторику;
  2. Развивает образное мышление;
  3. Учится взаимодействовать в команде.

На своих занятиях я предлагаю детям вылепить различные геометрические формы, затем окружающие нас предметы, а затем загадываю каждому слепить определенный предмет, который должны будут отгадать другие ребята. Хорошо  помогает для закрепления изучения детьми форм.

  1. Социодрама.

При возникновении в классе различных затруднительных ситуаций, я предлагаю детям проиграть сказку или историю, приближенную к данной по ролям. Прием хорошо работает в ситуациях, когда происходит конфликт у коллектива с одним ребенком. В конце сценки я предлагаю им готовое решение ситуации или спрашиваю их мнение как поступить герою. Как правило, проигранный выход из ситуации реализуется в реальной жизни.

  1. Аппликации с шерстяными нитями.

При работе используются шерстяные нитки, работая с которыми возникают приятные тактильные ощущения. Детям предлагается создавать композиции, где вместо красок используются шерстяные нитки.

  1. Работа с бархатной бумагой

Детям предлагается рисовать нитками на бархатной бумаге. За счет шершавой поверхности бархатной бумаги нитки остаются там, где их прижмут пальцами. В следствие чего идет тренировка мелкой моторики, в зависимости от сложности рисунка, идет повторение и закрепления материала о геометрических формах и развитие образного мышления.

  1. Рисование на мокрой бумаге

Эта техника помогает ребенку снять напряжение, выразить свои чувства и эмоции, повысить концентрацию внимания. Так же по цветовой гамме можно диагностировать настроение и эмоциональное состояние ребенка.

  1. Работа с образом тела

Детям предлагается на большом ватмане обвести своего одноклассника в полный рост, а затем нарисовать его в одежду. Происходит работа с образом тела, развитие абстрактного мышления. Работа может выполняться в парах, а так же в группе, когда все дети работают над портретом одного ученика.

  1. Рисование двумя руками

Ребенку предлагается двумя руками рисовать на бумаге карандашами задаваемые фигуры, а так же произвольные фигуры. Упражнение хорошо помогает при наличии у ребенка зеркального написания букв или цифр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ГБОУ школа 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга Севастьянова Ксения Григорьевна Применение арт-терапевтических методик при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Слайд 2

Психо-коррекционные занятия Психо-развивающие занятия Основные направления работы

Слайд 3

Работа с пластилином Социодрама Аппликации с шерстяными нитками Работа с бархатной бумагой Рисование на мокрой бумаге Работа с образом тела Рисование двумя руками Основные применяемые арт-терапевтические методики

Слайд 4

Работа с пластилином

Слайд 6

Социодрама

Слайд 7

Работа с бархатной бумагой

Слайд 11

Рисование на «мокрой бумаге»

Слайд 16

Работа с образом тела

Слайд 21

Рисование двумя руками

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Биоэнергопластика в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Биоэнергопластика способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, со...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Презентация: Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Актуальность - данной темы в том, что  в настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными. Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, ...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...