Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста
статья по психологии
Агрессия представляет собой деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит основным нормам сосуществования в обществе людей, а также приносит физический ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, подавленности, страха, отрицательные переживания) и наносит вред объектам (неодушевленным и одушевленные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_kak_tehnologiya_raboty_s_agressivnymi_detmi_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста
Организация работы с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением – это межведомственная задача, которая включает в
себя вопросы воспитания. Такая задача доверена сегодня органам
управления образованием, социальной защиты населения, занятости,
общественных организаций.
Одной из технологий социальной работы с детьми младшего школьного
возраста является коррекция.
Коррекцией называется деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. [10, c.38]
Коррекционная работа должна проводиться не только с ребенком, но и
с родителями. Необходимость коррекции поведения ребенка появляется при
уже сформировавшемся и устойчивом агрессивном поведении. Коррекция
агрессивного поведения включает в себя социально-педагогический и психологический комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных операций
ориентированных на регуляцию мотиваций, ценностей, установок и поведения личности, а уже при помощи нее — на систему разных внутренних убеждений, управляющих и корректирующих личные качества,
определяющих отношение к социальным действиям и поступкам, а также работу с семьей. [6, c.56]
Приверженцы основных подходов к объяснению агрессивного поведения рекомендуют разнообразные пути коррекции такой тенденции. «Молодых нужно научить давать выход своему гневу», — настойчиво советовала Э. Лендерс (1969). «Если человека распирает от ярости, мы должны отыскать клапан и дать ему возможность спустить пары», — говорил известный психиатр Ф. Перлз (1973). [4] Такие утверждения основываются на инстинктивистских подходах объяснения природыагрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), в соответствии с которыми, скопленная в организме агрессия необузданно старается вырваться наружу. [5, c.160-167]
Многие специалисты считают, что не следует ребенку запрещать играть в агрессивные игры, считая, что, таким образом, дети выбрасывают накопленную агрессию наружу. Но различные эксперименты доказывают обратное. Многие социальные психологи считают, что мнение З.Фрейда и К.
Лоренца в корне неправильно, и очищения посредством выброса агрессии не
происходит. Поэтому более результативным подходом к преодолению
агрессивного поведения младших школьников считается подход социального
научения. Такой поход выражается в том, что преодоление агрессии должно
происходить посредством противодействия факторам, провоцирующим ее. [2, c.148]
Выделяют два подхода к коррекционной работе по преодолению
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста: психодинамический подход (выражается, в создании условий, снимающих
внешние социальные преграды на пути разрешения внутренних противоречий); поведенческий подход. [9, c. 45]
Поведенческая терапия признана основным методом коррекции агрессии. Коррекционные тренинги при этом подходе помогают овладеть новые реакции, сформировать адаптивные формы поведения. [7]
Методы коррекционной работы зависят от уровня воспитания, уровня психического и интеллектуального развития, образа жизни ребенка и его окружения. За последнее время, приобрело популярность такое течение в коррекции агрессивного поведения как организация деятельности детей, основанной на круге их интересов. Концепция коррекционных мероприятий включает в себя психологические, педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия. Результативность такой коррекционной работы зависит от согласованной работы специалистов и родителей ребенка.
При коррекции агрессии различают два способа взаимодействия с детьми: специфический и неспецифический. К специфическому методу относятся релаксационный тренинг и игровые упражнения. Релаксационный тренинг подразумевает под собой, снятие эмоционального напряжения посредством «путешествия» в воображение. Игровыми же упражнениями можно назвать повторное осуществление изучаемого действия для его закрепления. К неспецифическому способу относятся «золотые правила» педагогики. Первое правило – не заострять внимание на агрессивном поведении, и не злиться на ребенка. Так как, агрессия по отношению к ребенку приведет к большему агрессивному отклику от самого ребенка. Второе правило – отзываться на любые, даже самые минимальные позитивные изменения в поведении. Такие способы взаимодействия подходят всем детям. [19, c.34]
Следует рассмотреть более подробно некоторые методы коррекции агрессивного поведения младших школьников в таблице № 2.
Таблица 2
Методы коррекции агрессивного поведения младших школьников
Методы коррекции | |
Методы разрушения отрицательного типа характера | - метод взрыва; -метод реконструкции характера. |
Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания. | - метод объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; - метод переориентировки сознания; - метод переубеждения; - метод прогнозирования; отрицательного поведения. |
Метод перестройки жизненного опыта. | - предписание; - ограничение; - переучивание; - переключение; - регламентация образа жизни. |
Методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения. | - поощрение и наказание; - соревнование; - положительная перспектива. |
Метод реконструкции характера ребенка содержит в себе:
1) выявление позитивных свойств школьника, которые можно использовать в трансформации характера в положительную сторону;
2) моделирование позитивного развития личности ребенка на основании обнаруженных положительных направленностей поведения;
3) видоизменение негативных качеств, которые школьник считает позитивными, от которых не хочет отказываться;
4) возобновление здорового образа жизни, при котором
негативные черты характера, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми. [1]
К другим методам коррекции агрессивного поведения можно отнести:
- Логотерапия. Данный метод придумал Виктор Франкл. Выражается в словесном высказывании своих переживаний.
- Психогимнастика. Психогимнастикой называют комплекс специальных упражнений, ориентированных на развитие и коррекцию познавательных и эмоциональных сфер ребенка.
- Музыкотерапия. Данный метод коррекции подразумевает применение музыкальных произведений. Специально подбирается мелодия для улучшения эмоционального напряжения. Но, он больше подходит для детей дошкольного возраста.
- Арт-терапия – метод коррекции, направленный на снятие неврозов у детей, посредством творческой деятельности. Наиболее результативной коррекция будет, если пройдет в групповой форме, так как ребенок соприкасается не только со специалистом, но и со сверстником, что увеличивает желание, заниматься творчеством.
- Игротерапия– коррекционный метод, при котором, ребенок выражает свои эмоциональные переживания через игровой процесс. Является одним из самых результативных методов.
- Сказкотерапия - метод, основанный на использовании сказочной формы для интегрирования личности, формирования творческих способностей, совершенствования взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
- Метод тренинговой терапии. Коррекционный метод, метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, и социальных установок. [3, c.36]
Для выбора определенного метода коррекции, нужно провести диагностическую работу.
После выявления ее результатов, можно определить по какому направлению, сосредоточить коррекционную работу. Выделяют шесть таких направлений:
- первое направление ориентировано на снижение уровня тревожности ребенка;
- второе - направлено на развитие эмпатии;
- третье – на формирование положительной самооценки;
- четвертое – на способность ребенка контролировать свой гнев;
- пятое – на обучение ребенка адекватным реакциям на проблемные ситуации;
- шестое – направлено на работу с родителями. [8, c.120]
Представленные методы коррекции содействуют понижению агрессии эмоционального реагирования у детей; развитию конструктивных стереотипов поведения, не основывающихся на агрессии, учат позитивному эмоциональному реагированию и навыкам взаимоотношений; гарантируют способность переносить приобретенные ребенком навыки в ситуации и реальной жизни.
Коррекционной работой школьников в образовательном учреждении занимаются педагоги и психологи, социальные педагоги. Мы, не умаляя их роли и первостепенного значения, считаем, что присутствие социального работника могло бы повысить эффективность совместной деятельности в решении этой комплексной проблемы.
Литература:
- Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция /А.Г. Долгова. – М. Генезис, 2011г.
- Истратова О. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. / О. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
- Корниенко А Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка /А. Корниенко. – Екатеринбург.: РАМА паблишинг,2010.
- Курбатова, Т.Н. Эмоционально -поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Курбатова. — Л., 1981.
- Маняпова Е.В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения/ Е.В. Маняпова // Педагогическое образование в России. – 2010 -No2.
- Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито-центр,2008.
- Тарасова Л.Е., Фролкова М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников /Л.Е. Тарасова, М.А. Фролкова // Проблемы cоциальной психологии личности. – Саратов.: СГУ им. Чернышевского -2010.
- Форум агрессологии. Том 1. Под ред. С. Ениколопова /Ижевск: ERGO. – 2011.
- Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: библиотека психолога / И.А. Фурманов. - Москва: Владос-Пресс, КДУ, 2013
- Холостова Е.И. Технология социальной работы. Учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. – М.: Дашков и Ко, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».
В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу «Исполь...
Выступление "Работа с трудными детьми младшего школьного возраста"
Работа с трудными детьми в условиях санаторной школы-интерната...
Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта
Учителя школы могут использовать материал в своей работе. Технологии очень интересны и полезны для детей школьного возраста....
Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...
Изучение игровых технологий занятий прыжками на батуте с детьми младшего школьного возраста
Статья посвящена анализу научно-методической литературы, рассмотрены психофизиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, представленвид спорта прыжки на батуте,изучен...
Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста"
Методическая разработка показывает какие игровые технологии могут быть применены на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста....
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...