Тренинговое занятие «Рождение сказки»
методическая разработка по психологии
Перед современным педагогом стоит нелегкая задача: подготовить ребенка к жизни в динамичном, быстро изменяющемся мире, а значит важно воспитание самостоятельности и развитие творческих способностей. Творческой называют такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое. Такой результат на доступном ребенку уровне можно получить и в речевой деятельности.
Для того, чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, события, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями). Наши дети владеют этими навыками, но их рассказы однообразны и лишены оригинальности. Детям не хватает фантазии. Перед нами встала проблема развития детского воображения.
Сказка – один из самых доступных видов деятельности для ребёнка. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, поз-наёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tren._zanyatie_sozd._skazok.docx | 21.07 КБ |
prilozhenie_k_tren._zanyatiyu.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Рождение сказки»
Добрый день, ребята!
Я рада нашей сегодняшней встрече, а вы? Скажите, пожалуйста, вы можете назвать себя счастливыми детьми? Почему вы считаете себя счастливыми? А что вам нужно для счастья? Если бы в вашей жизни не было сказок, которые вам читали родители, когда вы ещё были маленькими и которые вы сейчас читаете сами, можно ли сказать, что чего-то очень важного вам не хватает? А сами вы когда-нибудь пробовали сочинять сказки? Сложное это занятие?
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир сказок, которые мы сами с вами будем создавать!
Я попросила вас нарисовать свои любимые сказки, и вот у нас целая галерея сказочных сюжетов, которая будет отличным дополнением к нашему занятию.
Процесс рождения сказки увлекательный, но непростой, а поэтому нам надо соответствующим образом настроиться. Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Давайте почувствуем, что мы – одно целое. Мы – одно большое доброе животное. Попробуем подышать все вместе.
Здорово у нас получилось! А теперь давайте изобразим свое настроение. Для этого выберете фломастер нужного цвета (какого цвета у вас настроение) и закрасьте немного сказочный замок. Вот какой у нас получился он красивый!
А теперь сядьте на свои места. Работать мы с вами будем по группам. Для начала давайте разберемся, а что же такое – СКАЗКА? (ответы детей).
Подведем итог: Сказка- это поэтическое произведение о вымышленных героях и событиях, обычно с участием волшебных сил.
В каждой сказке есть зачин, например: Жили-были… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Сказки бываю народные и авторские. Со сказками А.Волкова вы, думаю, все знакомы. «Волшебник Изумрудного города» читали? Помните, там было 4 волшебницы, как их звали?
Добрые: Стелла и Виллина. Злые: Бастинда и Гингема. В этом произведении они помогали или вредили главным героям - Элли, пёсику Тотошке, Страшиле, Железному Дровосеку и Льву. А мы сегодня будем сочинять сказки, в которых эти волшебницы будут главными героинями.
У каждой группы есть матрица – т.е. табличка, на которой обозначены герои вашей будущей сказки и дан код сказки, по которому вы выбираете действующих героев.
Схематично алгоритм (последовательность, скелет) сказки выглядит так:
М - Г - Хс – С – П - Н
М – место
Г – герой
Хс – свойства характера
С – случай
П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)
Н – название сказки.
В каждой сказке есть зачин, например: Жили-были… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей. « Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», « Что посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало»
Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:
- Где происходит действие?
- Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
- Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили? Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
- Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
- Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
- Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
- Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
- Кто помог герою?
- Чем все закончилось?
- Вывод (мораль)
Выберите в каждой группе спикера, который будет представлять вашу сказку и хранителя времени, который будет следить за временем. Итак, начинаем!
По коду сказки выберите героев и их характеристики, запишите на своем листке и приступайте созданию сказки. Время – 15 минут. Не забудьте дать вашей сказке название!
По окончании времени - спикер представляет сказку, остальные слушают, советуют, как улучшить её.
- А теперь вам нужно будет изобразить свой сказочный сюжет так, чтобы его можно было не только услышать, но и потрогать, и увидеть. Это может быть книжка или поделка. Материалы на столах – приступайте!
На доске - изображения замков с написанными названиями сказок. Вы можете подойти и отдать свой голос за какую-то сказку, которая понравилась вам больше всех (для этого ярким фломастером сделайте несколько штрихов на этом замке).
А какого цвета настроение у вас сейчас? На барометре настроения отметьте свое настроение фломастером того цвета, какое у вас сейчас настроение.
А какого цвета настроение у вас сейчас? Закрасьте немного 2-й замок выбранным вами цветом. Давайте сравним наше настроение в начале и в конце занятия.
А теперь давайте вновь встанем в круг, возьмемся за руки и подышим как одно большое доброе животное. Хорошо. На этом наше путешествие в сказку подошло к концу и мне так и хочется сказать вам «До новых встреч!»
Предварительный просмотр:
Создание сказки.
Схематично алгоритм (последовательность, скелет) сказки выглядит так:
М - Г - Хс – С – П - Н
М – место
Г – герой
Хс – свойства характера
С – случай
П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)
Н – название сказки.
В каждой сказке есть зачин, например:
Жили-были…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:
- Где происходит действие?
- Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
- Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили? Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
- Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
- Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
- Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
- Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
- Кто помог герою?
- Чем все закончилось?
- Вывод (мораль)
Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.
« Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», « Что посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало»
МАТРИЦА СКАЗКИ
№ | Элементы сказки Герои | Вариант А | Вариант Б | Вариант В | Вариант Г |
1. | Герой | Стелла | Гингема | Виллина | Бастинда |
2. | Характеристика Героя | добрая | жестокая | красивая | коварная |
3. | Друг | Элли | Железный дровосек | Страшила | Лев |
4. | Характеристика Друга | остроумный | доверчивый | щедрый | сильный |
5. | Враг | Колдун | Разбойник | Робот | Кот |
6. | Характеристика Врага | нервный | глупый | свирепый | жадный |
7. | Волшебная вещь | Сонный порошок | Маковое зернышко | Волшебный свисток | Шелковый платок |
МАТРИЦА СКАЗКИ
№ | Элементы сказки Герои | Вариант А | Вариант Б | Вариант В | Вариант Г |
1. | Герой | Стелла | Гингема | Виллина | Бастинда |
2. | Характеристика Героя | добрая | жестокая | красивая | коварная |
3. | Друг | Элли | Железный дровосек | Страшила | Лев |
4. | Характеристика Друга | остроумный | доверчивый | щедрый | сильный |
5. | Враг | Колдун | Разбойник | Робот | Кот |
6. | Характеристика Врага | нервный | глупый | свирепый | жадный |
7. | Волшебная вещь | Сонный порошок | Маковое зернышко | Волшебный свисток | Шелковый платок |
- 1А-2Г-3Б-4А-5В-6Б-7Г
- 1Б-2А-3В-4А-5Г-6Г-7Г
- 1В-2Б-3Б-4Б-5Б-6А-7Г
- 1Г-2В-3А-4А-5А-6Б-7Б
- 1А-2Г-3А-4В-5В-6Б-7А
- 1Г-2В-3Г-4Г-5Б-6А-7Б
- 1Б-2Б-3Б-4Б-5В-6Б-7Г
- 1В-2Г-3В-4А-5В-6А-7Б
- 1г-2Г-3Б-4А-5В-6Г-7В
- 1Б-2А-3Г-4А-5В-6В-7Г
- 1В-2Б-3Г-4Б-5В-6А-7Г
- 1А-2В-3Г-4А-5Б-6Б-7Б
- 1А-2Г-3А-4В-5В-6Б-7А
- 1Г-2А-3Г-4Б-5Б-6А-7В
- 1Б-2Б-3Б-4Б-5В-6Б-7Г
- 1В-2А-3В-4Б-5Г-6А-7Б
Создание сказки.
В каждой сказке есть зачин, например:
«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»,
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:
- Где происходит действие?
- Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
- Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили? Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
- Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
- Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
- Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
- Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
- Кто помог герою?
- Чем все закончилось?
- Вывод (мораль)
Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.
« Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», « Что посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Умей сказать нет"
Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....
Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"
Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
сценарий открытого занятия "Рождение джаза"
Формирование музыкальной культуры через знакомство со стилевыми особенностями афро-американской музыки XIX - начала XX столетия...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....