Психологическое занятие для учащихся выпускных классов
план-конспект по психологии
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена.
Экзамен - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое занятие для учащихся выпускных классов | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие для учащихся выпускных классов
на тему: «Готов к сдаче ГИА!»
Цель: психологическая подготовка обучающихся выпускных классов к сдаче государственной итоговой аттестации.
Задачи:
Формирование положительного настроя на работу;
Обучение методам нервно-мышечной релаксации;
Формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием;
Повышение сопротивляемости стрессу;
Отработка навыков поведения на экзамене;
Развитие навыков самоконтроля.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор; лист бумаги для ответа диагностики, памятки по количеству учащихся.
Ход занятия
- Организационный этап.
«Добрый день, дорогие девятиклассники. Очень рада вас видеть. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о важных моментах вашего обучения, а именно, о предстоящих экзаменах, которые вот уже несколько лет сдаются в новой форме. Это государственная итоговая аттестация.
Тема нашего занятия «Готов к сдаче ГИА!» Как эффективно подготовиться к экзамену с точки зрения психологического настроя». Мы научимся сопротивляться стрессу, снимать тревожность, продолжим формировать такие качества как самоконтроль и самообладание.
- Упражнение-разминка «Ассоциации»
Придумать ассоциации на слово ГИА. Ответы записываем на доске, затем проходит обсуждение.
- Диагностика
«Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. И зависят они в большинстве случаев не от теоретической, а от психологической подготовки. Я предлагаю проверить, на сколько каждый из вас предрасположен к экзаменационному стрессу». Опросник «Психологической готовности к ГИА».
4 . Лекция « Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом»
Упражнение «Противострессовое дыхание»
Медленно выполнить глубокий вдох через нос ( на счет 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее (6-7-8-9-10-11).
Повторять данное упражнение следует не более трех раз, так как в противном случае может возникнуть головокружение.
Упражнение «Переход во времени»
Вспомните приятные мгновения (поездка на море, в гости, недавняя смешная ситуация).
Данный « переход во времени» не должен длиться более 3-4 минут
Упражнение «Комок»
Свое напряжение можно вложить в комканье газетного листа, который затем выбросить ведро.
Упражнение Контакт с водой
В период возникновения стрессовой ситуации с целью снятия напряжения полезно мыть руки прохладной водой, умыть лицо, захватить область лица за ушами.
Лекция «Положительные мысли»
В окружающем мире ничего не происходит случайно, ничто не существует отдельно, само по себе. Все взаимосвязано и материально. Научные и социально-психологические исследования подтверждают, что окружающий мир материален.
Любой человек похож на мыльный пузырь. Он видит в окружающем мире свое внутреннее содержание.
Любая мысль материализуется. Мне ничего не хочется, у меня ничего не получится.
Резервы человеческой психики безграничны. На помощь приходит самопрограммирование. При подготовке к экзамену вам помогут некоторые фразы-формулы достижения цели. Им необходимо говорить с позитивным настроем.
Примеры фраз-формул для самопрограммирования:
Я могу получать радость каждый день своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен.
Экзамен - лишь часть моей жизни.
Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
Чтобы ни случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.
Кроме того, снять напряжение при подготовке к экзамену, и после его сдачи смогут следующие действия:
- спортивные занятия;
- контрастный душ
- стирка белья
- мытье посуды
- танцы под музыку
- прогулка в тихом месте на природе
- пальчиковое рисование( ложка муки, ложка воды, ложка краски)
- смотреть на горящую свечу.
5.Лекция «Поддержка работоспособности при подготовке к экзаменам»
«Ребята, для эффективной подготовки к экзамену важно знать следующие условия поддержания работоспособности.
Необходимо чередовать умственный и физический труд.
После 40-50 минутной подготовки важно организовать 8-10- минутную перемену, обязательно встав из-за письменного стола.
Важно беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут отвести глаза от книги, посмотреть вдаль.
«Я считаю, что мы достаточно продуктивно поработали. Надеюсь, вы сможете вовремя и правильно применить психологические техники, с которыми мы сегодня познакомились.
В заключение хотелось бы узнать ваше мнение о занятии.
Напоследок хочу каждому из вас дать памятку, в которой вы найдете еще некоторые секреты эффективной подготовки к экзамену. Вы с легкостью сможете преодолеть экзаменационную тревожность и справиться с этим испытанием! Удачи!
Рекомендации по поведению «до» и «в момент» экзамена:
1.За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
2.Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3.И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен". Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
4.Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5.Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
6.Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
7.Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядь удобно,
- глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
- задержка дыхания (2–3 секунды).
8.Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9.Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10.Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11.Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12.Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13.Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14.Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15.Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...
Итоговое занятие с учащимися 11 класса по психологическому сопровождению итоговой аттестации
Данное занятие является итоговым в программе психологического сопровождения итоговой аттестации. Цель данного занятия - показать выпускникам, что итоговая аттестация - это не так уж и страшно, а также...
Программа психологических занятий для учащихся, сдающих ЕГЭ
Программа психологической подготовки учащихся, сдающих ЕГЭ...
Психологическое занятие для учащихся 8 класса "Характер"
Смысл слова характер, воля. Просмотр презентации, её обсуждение. Тест на выявление воли....
Конспект занятия с учащимися выпускных классов "Роль жизненных ценностей при выборе профессии"
В материале представлен конспект занятия с учащимися 9-х классов (учащиеся с ОВЗ - нарушение интеллекта). Занятие направлено на формирование у обучающихся адекватных представлений о жизненных ценностя...
Психологическое занятие для учащихся 7- 9 классов «Как научиться говорить НЕТ Наркотикам»
Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры -...
Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»
ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...