Психологическое занятие для учащихся выпускных классов
план-конспект по психологии

Байкова Анна Геннадьевна

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена.

Экзамен - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. 

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое занятие для учащихся выпускных классов

на тему: «Готов к сдаче ГИА!»

Цель: психологическая подготовка обучающихся выпускных классов к сдаче государственной итоговой аттестации.

Задачи:

Формирование положительного  настроя на работу;

Обучение методам нервно-мышечной релаксации;

Формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием;

Повышение сопротивляемости стрессу;

Отработка навыков поведения на экзамене;

Развитие навыков самоконтроля.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор; лист бумаги для ответа диагностики, памятки по количеству учащихся.

Ход  занятия

  1. Организационный этап.

«Добрый  день, дорогие девятиклассники. Очень рада вас видеть. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить  о важных моментах вашего обучения, а именно, о предстоящих  экзаменах, которые вот уже несколько лет сдаются  в новой форме. Это государственная итоговая  аттестация.

 Тема  нашего  занятия «Готов к сдаче ГИА!» Как эффективно подготовиться  к экзамену  с точки зрения  психологического настроя». Мы научимся  сопротивляться  стрессу, снимать тревожность, продолжим  формировать  такие качества как самоконтроль  и самообладание.

  1. Упражнение-разминка «Ассоциации»

Придумать  ассоциации  на  слово ГИА. Ответы  записываем  на  доске, затем проходит обсуждение.

  1. Диагностика

«Срывы на экзаменах являются  распространенным проявлением волнения, тревоги и даже  страха. И зависят  они  в большинстве  случаев  не  от теоретической, а  от психологической  подготовки. Я  предлагаю проверить,  на сколько каждый  из вас предрасположен  к экзаменационному стрессу». Опросник «Психологической готовности к ГИА».

4 .  Лекция  « Кратковременные эффективные  средства  борьбы  со  стрессом»

Упражнение «Противострессовое дыхание»

Медленно выполнить глубокий вдох через нос ( на счет 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее (6-7-8-9-10-11).

Повторять данное упражнение следует  не более трех раз, так как  в противном случае  может  возникнуть  головокружение.

Упражнение «Переход во  времени»

Вспомните приятные  мгновения (поездка на море, в гости, недавняя смешная ситуация).

Данный « переход во времени» не должен длиться более 3-4 минут

Упражнение «Комок»

Свое напряжение  можно вложить  в комканье газетного листа, который затем выбросить  ведро.

Упражнение Контакт  с водой

В период возникновения стрессовой ситуации  с целью снятия напряжения полезно мыть руки прохладной водой, умыть лицо, захватить область лица  за  ушами.

Лекция «Положительные мысли»

В окружающем  мире ничего не происходит случайно, ничто не существует отдельно, само по себе. Все  взаимосвязано  и материально. Научные и социально-психологические исследования  подтверждают, что окружающий мир материален.

Любой  человек похож на мыльный пузырь. Он видит  в окружающем мире свое  внутреннее содержание.

Любая мысль материализуется. Мне ничего не хочется, у  меня ничего не получится.

Резервы человеческой психики безграничны. На  помощь приходит  самопрограммирование. При подготовке  к экзамену вам помогут некоторые фразы-формулы  достижения цели. Им необходимо говорить   с позитивным  настроем.

 Примеры фраз-формул для  самопрограммирования:

Я могу получать  радость каждый день  своей жизни, даже если  впереди меня  ждет  экзамен.

Экзамен - лишь часть моей жизни.

Я могу управлять  своими  внутренними ощущениями.

Чтобы  ни  случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Я твердо  уверен, что  у меня  все  будет хорошо, и я  успешно  сдам  экзамены.

Кроме того, снять напряжение  при  подготовке к  экзамену,  и  после его  сдачи  смогут  следующие  действия:

  1. спортивные занятия;
  2. контрастный душ
  3. стирка белья
  4. мытье посуды
  5. танцы под музыку
  6. прогулка  в тихом месте на природе
  7. пальчиковое рисование( ложка муки, ложка воды, ложка краски)
  8. смотреть на горящую свечу.

5.Лекция «Поддержка работоспособности при подготовке к экзаменам»

«Ребята, для эффективной подготовки к экзамену важно знать следующие условия поддержания работоспособности.

Необходимо чередовать умственный и физический труд.

После 40-50 минутной подготовки важно организовать 8-10- минутную перемену, обязательно встав из-за письменного стола.

Важно беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут отвести глаза  от книги, посмотреть вдаль.

 «Я считаю, что мы  достаточно продуктивно поработали. Надеюсь, вы сможете вовремя  и правильно применить психологические техники, с которыми мы сегодня познакомились.

В заключение хотелось бы узнать ваше мнение  о занятии.

Напоследок хочу каждому из вас дать памятку, в которой  вы найдете еще некоторые секреты эффективной подготовки  к экзамену. Вы  с легкостью  сможете преодолеть экзаменационную  тревожность и справиться  с этим  испытанием! Удачи!

Рекомендации по поведению «до» и «в момент» экзамена:

1.За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

2.Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3.И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен". Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4.Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 

5.Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. 

6.Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки. 

7.Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

  • сядь удобно,
  • глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
  • задержка дыхания (2–3 секунды).

8.Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д. 

9.Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10.Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 

11.Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

12.Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. 

13.Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

14.Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

15.Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...

Итоговое занятие с учащимися 11 класса по психологическому сопровождению итоговой аттестации

Данное занятие является итоговым в программе психологического сопровождения итоговой аттестации. Цель данного занятия - показать выпускникам, что итоговая аттестация - это не так уж и страшно, а также...

Программа психологических занятий для учащихся, сдающих ЕГЭ

Программа психологической подготовки учащихся, сдающих ЕГЭ...

Психологическое занятие для учащихся 8 класса "Характер"

Смысл слова характер, воля. Просмотр презентации, её обсуждение. Тест на выявление воли....

Конспект занятия с учащимися выпускных классов "Роль жизненных ценностей при выборе профессии"

В материале представлен конспект занятия с учащимися 9-х классов (учащиеся с ОВЗ - нарушение интеллекта). Занятие направлено на формирование у обучающихся адекватных представлений о жизненных ценностя...

Психологическое занятие для учащихся 7- 9 классов «Как научиться говорить НЕТ Наркотикам»

Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры -...

Психологическое занятие в форме тренинга для родителей учащихся выпускных классов «Как справиться со своими переживаниями и поддержать ребенка в период сдачи ГИА»

ГИА как форма экзамена является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. В связи с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, важной составляющей подготовки учащихся ...