Подвижные игры на командообразование, как профилактика школьных конфликтов.
материал по психологии (5 класс)
Одним их основных направлений в работе со школьными группами является профилактика конфликтов. Формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовательного процесса способствует снижению количества и остроты конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры на командообразование, как профилактика школьных конфликтов.
Одним их основных направлений в работе со школьными группами является профилактика школьных конфликтов. Формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовательного процесса способствует снижению количества и остроты конфликтов.
Повышение уровня конфликтологической компетентности у учащихся целесообразно начинать с детьми младшего подросткового возраста, в котором межличностные отношения традиционно обостряются, создавая угрозу роста количества и интенсивности межличностных конфликтов, а также формирования конфликтной структуры межличностных отношений в учебных группах в целом.
Когда ребенок вступает в переходной возраст, он нередко сталкивается с целым рядом проблем: повышенная тревожность, чувство одиночества и отчуждения от окружающих, избыточная эмоциональность, которая иногда переходит в агрессию. В этом случае могут помочь игры на сплочение коллектива для подростков, разработанные специалистами специально для того, чтобы помочь ребятам сдружиться и найти взаимопонимание.
Данное мероприятие направлено на формирование групповой сплоченности коллективов классов.
Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.
Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных тем, что она влияет на функционирование группы и в то же время зависит от него.
На развитие сплоченности в группе воздействуют несколько факторов. Первый из них — тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы. Второй фактор — групповая история успеха при выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.
Некоторые характеристики самой группы также способствуют групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы общей цели приводит к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Еще один вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Люди больше любят тех своих знакомых, чьи взгляды ближе их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.
Итак, развитие сплоченности в группе зависит от группового взаимодействия, групповых успехов, общих целей и взаимной симпатии между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия. Кроме того, сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.
Еще одно последствие заключается в том, что члены сплоченной группы получают большее удовлетворение от работы, что имеет очень большое значение. И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Участники более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы.
Итак, обозначим пользу игр на сплочение:
- Помогают раскрыться замкнутым детям.
- Дают чувство самоуважения, собственной значимости в коллективе.
- Учат взаимодействовать с окружающими.
- Развивают коммуникабельность.
- Снижают уровень агрессии у детей.
- Учат анализировать свои действия во время общения.
- Помогают снизить уровень страха и тревожности.
Участники: учащиеся 5-7 классов.
Краткое описание используемых игр
Гром-Торнадо-Землетрясение
Цели:
- способствовать физическому и эмоциональному разогреву участников;
- развивать способности быстрой реакции на изменение обстановки;
- дать толчок командообразованию.
Время: 5-7 минут.
Ход упражнения
Группа развивается на тройки. Двое из тройки берутся за руки, руки поднимаются вверх, изображая крышу дома. Третий участник заходит «под крышу, он – жилец». Когда ведущий произносит слово «Гром!», то все «жильцы» выбегают из своих домов и ищут новое жилище. Когда звучит команда «Торнадо!», то ураган уносит «крышу» и каждая ищет себе другого «жильца». Третья команда «Землетрясение!» приводит к полному разрушению «жилища». В этом случае все тройки рассыпаются и создаются новые «дома» с «жильцами».
Цифра-Группа
Цели:
- активизировать участников тренинга через проявление физической активности;
- мобилизировать внимание участников, сконцентрировать его на партнере;
- создать атмосферу коллективного сотрудничества и веселой игры.
Время: 10 минут.
Ход упражнения
Участники быстро и спонтанно двигаются по комнате. Избегают касания с партнерами. Время от времени ведущий называет цифру. После этого необходимо в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе. Нельзя выбирать себе партнеров. Группы выстраиваются спонтанно, из людей находящихся по соседству. После 3 раундов ужесточаем правила. Нельзя пользоваться руками. Тот, кто начнет пользоваться руками при распределении по группам, приведет к проигрышу свою команду. Группу придется расформировать, придется объединятся с другими участниками. После 3 попыток наступает последний этап. Участники должны должны выполнять задание в полной тишине. Единственное средство связи – это взгляд партнера. Итак, необходимо без разговоров и использования рук максимально быстро разбиться на группы в соответствии с называемой ведущим цифрой.
Скала
Цели:
- отработка тактильной коммуникации, доверия, настойчивости в преодолении препятствий;
- снятие напряжения между участниками игры, создание игрового и партнерского взаимодействия;
-сплочение группы как команды.
Время: 15 минут.
Ход упражнения
Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей. По хлопку ведущего все превращаются в причудливые скалы. Только крайний участник становится «альпинистом». Его задача – пройти у края пропасти не всем ее протяжении, не заступив за черту. Участники, изображающие скалы должны максимально осложнять альпинисту его задачу. Для этого они могут расставлять руки, ноги, организовывать блоки – «завалы» и т.п.Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между «скалами», выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»… Если «альпинисту» посчастливиться добраться до финиша, не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в «скалу».
Мои острова
Цели:
- способствовать активизации членов группы, возникновению групповой сплоченности;
- воспитать чувство уважения к праву человека на свое мнение, толерантное отношение и приятие личностных различий.
Время: 15 минут.
Ход упражнения
Раскладываем на полу листы, на которых написаны названия островов: остров энергии, остров неуверенности, остров творчества, остров одиночества, остров новых приключений, остров тишины, остров радости, остров недоверия, остров грусти. И один без названия - с вопросительным знаком. Неназванный остров для тех, кому окажется недостаточно предложенного. Команда отправляется в круиз. Необходимо прислушаться к своим ощущениям и принять решение сойти на избранный пятачок земли. Далее все островитяне рассаживаются в тесный кружок в границах своих землевладений и рассказывают о причинах, побудивших их заселить именно это остров.
Вопросы для завершения упражнения.
- Обсуждение того, как каждый остров объясняет свое название.
- Кого вы не ожидали увидеть на острове?
- Если бы было право второго выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для профилактики плоскостопия
Подвижные игры для профилактики плоскостопия...
Подвижные игры для профилактики плоскостопия
Подвижные игры для профилактики плоскостопия...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840141-1477910402.jpg)
Программа профилактики школьных конфликтов "Пути примирения"
Профилактика школьных конфликтов среди подростков 13-16 лет - одна из актуальных задач практической психологии в системе образования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-678192-1443768419.jpg)
Проектно–исследовательская работа «Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».
Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры и динамических паузах. Влияние использование подвижных игр на заинтересованость предметом. Взаимосвязь подвижных игр и частота н...
Подвижный образ жизни как средство профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста
влияние подвижного образа жизни на здоровье детей...
Подвижные игры по ПДД для младшего школьного возраста.
Подвижные игры по ПДД для младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/12/picture-1393271-1647083312.jpg)
Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе
Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...