САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА
методическая разработка по психологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Применение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа рассчитана на младших школьников и подростков. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razr_._samopoznanie_v_protsesse_tvorchestva.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
САМОПОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-8 и 9-10 классов
(арт-терапия)
Актуальность и практическая значимость проекта.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален, так как современные подростки нуждаются в психологической помощи .Эффективной формой работы , которая позволила бы объединить в группу детей практически с любой проблематикой, является студияарттерапии, в основу которой вошло применение техник арт-терапии.
Практическая значимость.
Примененеие арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа рассчитана на младших школьников и подростков. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.
Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты, враждебность к окружающим.
Данную программу могут использовать психологи, работающие в школах, учреждениях дополнительного образования, ППМС-центрах.
Цель: гармонизация личности детей и подростков, через раскрытие их творческого потенциала.
Задачи:
- развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
- развитие навыков рефлексии.
- развитие навыков психологической саморегуляции и самопомощи на основе техник арт-терапии
При реализации программы используются техники: изотерапия, фототерапия, сказкотерапия, , музыкотерапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.
Форма работы групповая. Занятия продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю. Оптимальное количество участников — 6–8 человек. Группы подбираются по возрасту: 8–11 лет и 12–15 лет.
Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).
Структура занятий:
- заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
- ритуал приветствия,
- разминочные упражнения,
- реализация арт-техники и обсуждение продукта,
- заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
- рефлексия занятия,
- ритуал прощания.
Приложение
Методики арт-терапии для подростков
- «Автопортрет»
Задачи, психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и самоуправления.
- Ход работы: подросткам предлагается, используя различные материалы, создать свой автопортрет. Существует несколько вариантов такой работы:
- Обвести свою фигуру на ватмане или куске обоев, затем дорисовать автопортрет. Можно использовать для заполнения фигуры разные материалы, придумывать оригинальную одежду, отражающую внутренний мир подростка, отобразить в рамках силуэта свои ощущения в разных частях тела и др.
- Нарисовать шарж на себя с преувеличением тех черт, которые не нравятся в себе. Рекомендуется сделать изображение в полный рост, используя при этом различные материалы.
- Вылепить из соленого теста, пластилина или глины свой автопортрет, фигуру или маску. Перед работой над маской подросткам предлагается закрыть глаза и медленно исследовать руками свое лицо, стараясь запомнить его особенности, а затем приступить к лепке. Можно усложнить это упражнение. Для этого подросткам предлагается вылепить свой автопортрет с закрытыми глазами.
- Арттерапевтическая техника «Коллаж»
- Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей.
- Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.
- Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки.
- Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.
- Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.
- Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.
- «Коллаж»
- Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я~схем», развитие креативности.
- Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами. Темы могут быть различными, но в контексте данной работы наиболее интересны темы «Грани моего Я», «Я глазами разных людей», «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Реальное Я — Идеальное Я» и т. д. По окончании работы каждый коллаж должен быть назван и представлен. Психолог получает достаточно большое количество информации о каждом подростке или о всей группе, если работа групповая. Во-первых, появляется возможность отследить стратегии взаимодействия подростков в группе в процессе деятельности, определить социальный статус подростка. Во- вторых, анализируя коллаж, делаются выводы об уровне развития Я- концепции подростка, ее полярности, степени выраженности тех или иных качеств. Часто у подростков с негативной Я-концепцией в коллаже присутствует тема разрушения. Негативного намного больше, чем позитивного, поэтому при обсуждении работ ребята начинают со своих отрицательных черт, не зная, что сказать о положительных.
- «Герб и символ»
Задачи: интеграция «Я-схем», повышение самооценки, формирование культурной идентичности, развитие креативности.
Ход работы: подросткам предлагается из бумаги, пластилина или соленого теста изготовить символ или герб, отражающий как можно полнее свойства его личности. Следует привести примеры известных в истории гербов и символов, рассказать о смысле включенных в гербы образов. После выполнения этого задания необходимо провести обсуждение. Каждый подросток должен представить свой герб или символ, расшифровать образы, включенные в него. Можно сделать выставку гербов и символов.
- Лепим свою проблему в произвольной форме
Работа с глиной, пластилином, тестом и воском Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело.
Трансформируем ее в то, во что захотим.
Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами. Создаем и разрисовываем фигуры из глины. Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов. Создаем глиняные амулеты и обереги.
За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.
- Артупражнение «Маски»
- Задачи: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки.
- Ход работы: подросткам предлагается сделать маску.
- Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень» и др.
- Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски.
- На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя краски, карандаши, журналы и др.,
- Маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге.
- Следующий этап — маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками.
- Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала маска, будучи одетой на партнере. «Хозяин» маски должен рассказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску на другом человеке и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.
- «Метафорический автопортрет»
Задачи: развитие интереса к себе, осознание различных ролей и развитие гибкого ролевого поведения, формирование эго-иден-тичности, развитие креативности.
Ход работы: необходимо представить себя в виде какого-нибудь предмета или животного, которым подросток себя ассоциирует. Можно нарисовать с одной стороны листа предмет, а с другой — животное либо растение. После создания образа необходимо рассказать о нем от первого лица либо придумать историю (сказку), в которой бы рассказывалось о том, кто он, как его зовут, что он любит и что не любит и т. д. Далее разрабатывается и разыгрывается сценарий, в котором должны участвовать все эти герои.
- Ресурсное арттерапевтическое упражнение: «Сказка о герое»
- Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги.
- Усаживаемся поудобнее.
- Если хочется, можно включить приятную музыку.
- Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на свое внутреннее состояние.
- После это приступаем к созданию сказки.
- Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/ее особенностями характера и образом жизни.
- Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия.
- В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение.
- А в финале он обретает все то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему.
- Закончив написание сказки, перечитываем ее еще раз и ищем наше сходство с Героем, определяем на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и что может нам помочь преодолеть сложности.
- «Окружающая среда»
- Задачи: осознание своих телесных границ, причинно-следственных связей человека и среды, социальная идентификация, развитие вариативности мышления.
- Ход работы: подросткам предлагаются журналы, в которых необходимо выбрать понравившуюся фигуру человека и вырезать ее.
- Эта фигура приклеивается на лист бумаги и вокруг нее создается окружающая среда (предметное пространство или пейзаж). Затем проводится выставка и обсуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМОПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие изменения этих требований таким образом, чтобы...
Коучинг как эффективное средство самопознания в учебном процессе!
Коучинг как чудо!Педагог-психолог Никишова О.А.Известно, что приход человека в этот мир составляет уникальную загадку. Каждый человек в течение жизни пытается ее разгадать. Желание и стрем...
Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика
В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...
Практикум "Секрет выбора профессии, через процесс самопознания"
Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека. В старшем школьном возрасте перед учащимися стоят следующие вопросы: Куда пойти учиться?; Кем быть?; Какую профессию выбрать?Я дли...
методическая разработка коррекционно-развивающей программы арт-терапии "Самопознание в процессе творчества"
Методческая разработка коррекционно-развивающей программы арт-терапии"Самопознание в процессе творчества»для учащихся 6-8 и 9-10 классов...