ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
рабочая программа по психологии

Программа работы с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tzhs.docx90.18 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Pro100\Desktop\Р1\1.5..png

 Проблема поведения в трудных жизненных ситуациях получила достаточно широкое освещение в теоретических и эмпирических исследования зарубежных и отечественных психологов. Трудные жизненные ситуации рассматриваются исследователями наряду с такими понятиями, как “критические события”, “негативные жизненные события”, “стрессовые жизненные события”, “травматические события” и др. Они вынуждают человека прилагать разного рода усилия. Особенности психологической характеристики отрицательного влияния современных критических ситуаций сводятся к тому, что большинство из них заставляет испытывать человека страх, который привносится из прошлого и приумножается настоящим. Человек привыкает к страху и живет с ним постоянно, что в существенной степени меняет саму личность и влияет отрицательно на качество отношений между людьми.

Для конструктивного решения своих проблем, как социальных, так и психологических, субъект должен, прежде всего, избавляться от гнева, злости, страхов, стрессов, агрессии и др. отрицательных проявлений в своем поведении.

Каждый человек в своей жизни, в том числе и подросток, проходит через различные сложные ситуации, которые тем или иным образом отражаются на его дальнейшем жизненном пути. Подчас вереница неприятных событий захлестывает человека и ставит его в врасплох – человек больше не понимает, куда ему двигаться и как жить дальше. В подростковом возрасте это чаще всего кризис, связанный с поиском своего места в социуме.

Таким образом, мы видим необходимость создания программы, где особое внимание уделяется способам разрешения конфликтных ситуаций, ценностным ориентациям подростков, самопознанию, саморазвитию и саморегуляции. Работе со стрессами и агрессией. Развитие уверенности в себе, работа со страхами, снижение тревожности. Для подростка общение со сверстниками во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности, поэтому развитие и совершенствование общения со сверстниками важная сторона психологической работы. В данной программе мы не охватываем учителей и родителей, но считаем, что профилактическая или коррекционная работа свыше указанными лицами, которые постоянно взаимодействуют с подростками, параллельно должна вестись.

Наша задача не избавление ребенка от всех тревог, а научение его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.

Настоящая комплексная программа предназначена для групповой коррекционной работы психолога с подростками.

Программа  составлена с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. Она решает следующие задачи:

  • психическое развитие подростка в эмоциональном, мотивационном, поведенческом плане на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;
  • формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
  • обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.

Программа состоит из 16 занятий по темам, актуальным в подростковом возрасте. Каждое занятие определяет свои цели. Периодичность встреч 2 раза в неделю длительностью 1 час.

Возраст: 13-14.

Количество часов: 18.

Тематический план

Наименование тем

Кол-во часов

1

Занятие 1. Знакомство.

1 ч.

2

Занятие 2. Кто я, или что я думаю о себе?

1 ч.

3

Занятие 3. Самопознание

1 ч.

4

Занятие 4. Мои эмоции и чувства.

1 ч.

5

Занятие 5. Преодоление негативных эмоциональных состояний

1 ч.

6

Занятие 6. Обида.

1 ч.

7

Занятие 7. Что мне делать с агрессией?

1 ч.

8

Занятие 8. Уверенность в себе.

1 ч.

9

Занятие 9. Построение партнерских отношений.

1 ч.

10

Занятие 10. Ассертивное поведение.

1 ч.

11

Занятие 11. Смыслы и ценности в жизни человека.

3 ч.

12

Занятие 12. Конфликт как возможность развития.

1 ч.

13

Занятие 13. Развитие креативности.

1 ч.

14

Занятие 14. Как не стать созависимым.

1 ч.

15

Занятие 15. Развитие ответственности

1 ч.

16

Занятие 16. Итоговое занятие.

1 ч.

17

Вcего:

18


Список литературы

  1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПБ.: Питер, 2006. – 160 с.
  2. Гущина Т.Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. – М.: АРКТИ, 2008. – 128 с.
  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  4. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с.
  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 510 с.
  6. Микляева А. В. Я подросток. Программа уроков психологии (7, 8 классы). – СПб.: Речь, 2003.
  7. Морозова Г. Как не стать созависимым: Техники преодоления созависимого поведения / Галина Морозова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы. – М.: Генезис, 2005. – 207 с.
  9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации

Описание опыта работы по решению данной проблемы....

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/Карта семьи.Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)Акт обследования семьи обуча...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...

1.5 Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18326936","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18326941","...