Конспект занятия на тему: "Отклоняющееся поведение"
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Занятие направлено на профилактику среди учащихся отклоняющегося поведения. На занятии рассмотрено понятие "отклоняющееся поведение", а также даны конструктивные способы решения ситуаций выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vybor_red.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга.

Составители:

Педагог-психолог Е.А. Шушпанникова

Педагог-психолог Б.Д. Зодбаева

Тема: «Мой выбор»

Цель: дать учащимся представление об отклоняющемся поведении и конструктивных способах решения ситуаций выбора.

Задачи:

 формирование навыка адекватного проявления эмоций и поддержки;

• формирование представлений у подростков о причинах и последствиях отклоняющего поведения;  

• закрепление умений учащихся в отстаивании собственной позиции и умения говорить: «Нет!»;

• развитие навыков сотрудничества и конструктивного взаимодействия учащихся со сверстниками.

Целевая группа: учащиеся 9 класса

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Методы: метод групповой дискуссии, интерактивные игровые методы, ролевая игра.

План занятия:

1.Приветствие.

1.1. Упражнение «Комплимент»

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «Гроздь проблем»

2.2. Упражнение «Причины и последствия»

2.3. Игра «Причины и последствия ОП» (LearningApps.org)

2.4. Упражнение «Умей сказать -  Нет!»

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Да и Нет»(LearningApps.org)

Материальное обеспечение: анкета, фломастеры и цветные карандаши, шариковые ручки, карточки с рабочим материалом, стикеры с надписями для ролевой игры.


Ход занятия:

Деятельность психолога

Деятельность учащихся

Примечания

1.Приветствие (2 мин)

Психолог: Добрый день, уважаемые ребята и гости. Наше занятие сегодня будет посвящено обсуждению важной темы, с которой сталкиваются большинство современных девушек и юношей.

1.1. Упражнение «Комплимент» (5 мин)

 Психолог: Здравствуйте, ребята!

Для того, чтобы поприветствовать друг друга мы выполним Упражнение «Комплимент».

Нам нужно встать в круг и соседу справа сказать комплимент, используя слова: «Здравствуй, …  Мне нравится, что ты ...»

 

- Какие эмоции вы чувствовали во время выполнения упражнения?

- Как вы чувствовали себя, когда вам говорили комплименты?

- Легко ли было находить и говорить нужные для человека слова?

(Ответы учащихся.)

- Принимать комплименты всегда приятно. Мы поздоровались и подняли друг другу настроение и готовы к дальнейшей работе.

2.Основная часть

Психолог: Ребята, сегодня мы будем обсуждать очень важную тему. А какую именно, вы узнаете после выполнения следующего упражнения. 

2.1. Упражнение «Гроздь проблем»  (12 мин)

 Психолог вызывает в круг несколько человек и дает им соответствующие роли. Например: Вася, мама, папа, друг, сестра, бабушка.

Психолог: Ребята, посмотрите на Васю, у него есть проблемы (пакеты с надписями):
в общении (ругается, дерется, не слушает, кричит),
с финансами (ворует, мама не дает денег на карманные расходы),
с учебой (плохо учится, стоит на учете в школе),
с жизненными перспективами (приводы в полицию, уголовная ответственность),
с репутацией, с личной жизнью.

Психолог вешает на него все эти проблемы.

- Как вы думаете хорошие или плохие поступки у нашего героя?

- Это поведение отличается от нормы?

Психолог: 

- Вася, как ты себя чувствуешь? - Тебе тяжело?

- Что тебе хочется сделать с этими проблемами?

Психолог: Его пытаются спасать родственники, друзья (берут по 1 пакету). Они забирают от человека его проблемы, пытаются освободить, но проблемы сопротивляются. Если какую-то проблему и получается оторвать от человека, она тут же повисает на том, кто ее отдирал. Если Васе удается вырваться от проблем, они тут же снова нависают на нём (поведение у Васи не меняется).

Психолог: 

- Как вы думаете о чём это упражнение, в чём его смысл?

- Ребята, давайте сядем за стол и обсудим почему не решаются Васины проблемы?

Вывод: У каждого нашего поведения есть причины и последствия. Если мы хотим успеха, мы прикладываем к этому усилия, если мы не прикладываем усилия, мы должны заплатить за наше бездействие.

Человек, который выбирает легкий путь, рано или поздно приходит к отклоняющемуся поведению.

Психолог: Ребята, что такое отклоняющееся поведение?

Слайд: «Отклоняющее поведение» 

При выполнении этого упражнения мы убедились, что на самом деле происходит в жизни Васи и понимаем, что при этом страдает не только он, но и те люди, которые стремятся ему помочь. Получается, что такой человек не только сам расплачивается за свой выбор, но и заставляет окружающих расплачиваться за его выбор.

2.2. Упражнение «Виды и причины ОП» (5 мин) 

Психолог: Сегодня мы обсудим проблему выбора каждого человека, поговорим о видах и причинах отклоняющего поведения. Сейчас вам нужно найти и отобрать карточки с видами и причинами ОП. Можно советоваться и помогать друг другу.

Психолог предлагает детям разделиться на 2 команды, разложить все карточки и объединить в 2 группы: «Виды ОП» и «Причины ОП».

- Виды отклоняющего поведения?
- Как Вы думаете, что может стать причиной ОП человека.

Психолог: - Вы все знаете, что отклоняющееся поведение приводит к негативным последствиям.

 - Почему же всё-таки люди практикуют такое поведение?

- Что заставляет их наносить вред самим себе?

Виды: (слайд )

1)Алкогольная зависимость  

2)Наркомания

3)Преступления

4)Суицид

5) Хулиганство

6)Воровство

7)Драка

8)Избиение

9) Игромания

Причины: (слайд )

1)Недовольство собой и своим состоянием (плохой характер, застенчивость, неуверенность в себе, чувство вины, низкая самооценка).

2)Недовольство своими отношениями (ссора с родителями, обида, никто не любит, одиночество).

3)Неудовлетворённость своей жизнью (недостаток средств, родители заставляют учиться не там, где хочется, не может найти работу, нет дома, дома всё плохо, не хочет идти домой).

4)Дружба с теми, кто целенаправленно выбирает отклоняющееся поведение (со мной не будут дружить, если я не буду похож, не буду делать тоже самое).

5)Без видимых причин.

6)Позиция жертвы (неуверенность в себе, жалость к себе, готовность подчиняться, неумение отстаивать свою позицию)

 

Психолог: - Получается, что любое жизненное затруднение может послужить предлогом к отклоняющемуся поведению.  - А есть ли такие люди, у которых нет в жизни трудностей?

Известно, что не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таким образом. Получается, что некоторые в трудных ситуациях выбирают определенное отклоняющееся поведение, а другие - выбирают какой-то другой способ решения проблемы.

Таким образом, для некоторых людей отклоняющееся поведение — это такой способ решать свои проблемы, а вернее, способ убежать от их решения. Возможно человек не знает, как справиться со своими трудностями и решить их или ему кажется, что это слишком сложно. Возможно он жалеет себя и выбирает, как ему кажется, самый простой пусть. Люди, выбирающие ОП, ничем не отличаются от других: у них столько же способов, столько же сил и энергии. Они отличаются только своим выбором. Итак, они выбирают ОП, а затем пытаются оправдать себя, потому что знают, что многим окружающим это не нравится.

Чем они оправдывают себя: 

1)обвиняют окружающих

2)ставят на себе крест

3)представляют себя мучениками

4)представляют себя пленником ограничений, искателями приключений

5)ставят себя в позицию жертвы

Поиск оправданий только создаёт иллюзию, будто есть особые причины для того, чтобы выбирать ОП. На самом деле причины в том, что человек не умеет, а может и не хочет решать затруднения другим способом. Значит, есть одна причина - выбор человека.  

2.4. Дидактическая игра «Последствия ОП» (LearningApps.org) (5 мин)

Психолог: Ребята, как человек может противостоять чужому давлению?

2.5. Упражнение «Умей сказать -  Нет!» (5 мин)

Сейчас мы познакомимся с некоторыми формулами, которые называются «цивилизованный отказ»

  1. Отказ-опасение: - «Нет!» Собеседнику отказывают с аргументами и
    предложением чего-либо
    другого взамен.
  2. Отказ –сожаление: -«Нет!» Собеседнику сообщают
    причины, по которым
    ему отказывают.
  3. Отказ - без аргументов – «Нет!»
    Собеседнику отказывают без аргументов и без
    предложения чего-либо
    другого взамен. Кратко и уверенно.

Раздаем детям карточки-ситуации.

Психолог: 

- Какую форму отказа вам было воспринимать легче всего?

- Какая форма больше всего раздражала?

- И в какой форме вам было легче всего отказывать самим?

Но необходимо запомнить, что вам надо подбирать каждый раз ту форму, которая кажется вам наиболее подходящей в конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми.

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Да и Нет» (4 мин)

3.2. Рефлексия. (5 мин)

- Наше занятие подошло к концу.

Поделитесь своими мнениями о занятии: что понравилось, что не понравилось.

- Какой вывод вы для себя сделали относительно ОП.

- Как вы поступите в ситуации выбора.

Учащиеся встают в круг и соседу справа делают «комплимент» или рассказывают о положительных качествах одноклассника.

Учащиеся встают в круг и принимают участие в ролевой игре.

Дети обсуждают свои впечатления от того, что только что произошло. Сначала рассказывают те, кто исполнял роли, а потом те, кто видел всё это со стороны.

Ответы учащихся: бросить, убежать, отдать.

Ответы учащихся

Работа учащихся с карточками на магнитной доске.

Разделить группу на 1,2-й. Первая группа ищет карточки с причинами ОП, 2-я группа- карточки с видами ОП.

Учащиеся: вспоминают и классифицируют виды и причины ОП.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Выполняют задания на электронной доске.

Работа учащихся в парах. Проигрывание ситуаций. Карточки-ситуации:

1. Давай пойдем покурим? (Нет, не хочу. Давай лучше пойдем в кино.)

2. Пойдем к моему знакомому и будем пить водку? (Нет, я обещал маме сегодня помочь.)

3. Пойдем своруем в магазине чипсы и пиво? (Нет, я такими вещами не занимаюсь.)

4. Пойдем в клуб играть в компьютерные игры?  (Нет.)

Выполняют задания на электронной доске.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд № 5



Слайд №6


Слайд №7

Слайд № 8

Слайд № 10

Слайд №11

Слайд №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию доброжелательного поведения в 1ом классе коррекционной школы "Наши добрые дела".

Коррекция межличностных отношений на основе развития чувства доброты и желания оказать помощь, утешить, прийти на помощь....

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»

Конспект занятия по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков – «Ответственность за происходящее: Я или Они?» по программе «Жизнь без ошибок»...

Конспект занятия «Народные приметы. Правила поведения на природе».

Научить пользоваться детей местными приметами, прививать любовь к окружающему миру и природе, учить слушать воспитателя....

План-конспект занятия "Мифы об агрессивном поведении ребенка и как ее приручить" клуба "Школа родителей"

Работа направлена на принятие Агрессивности как врожденных импульсов, на причины проявления АП и как ею управлять. Работа в кругу. Памятки на руки....

Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс

Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс ...

Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Конспект занятия по профилактике  безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...