Воспитательский час "Моя будущая профессия"
классный час по психологии (7, 8, 9 класс)
Воспитательский час для обучающихся средней школы, направленный на помощь в профессиональной ориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanyatiya.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА
Тема: Моя будущая профессия
Цель: знакомство обучающихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в учреждения СПО, расширение кругозора, помощь в самопознании.
Ведущая идея воспитательского часа: «Три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
профессия должна быть интересной,
профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
профессия должна соответствовать собственным возможностям».
Основные понятия: способности, склонности, потребности рынка.
Используемые средства: мультимедийный проектор, ПК.
Предполагаемый результат:
воспитанник знает: понятия способности, склонности, потребности рынка, а также формулу успешного выбора профессии и уровень своих коммуникативных способностей.
воспитанник умеет: оценивать профессии с точки зрения формулы «Хочу-могу-надо», определять профессию по описанию.
№ п/п | Этапы | Задачи этапа | Время | Содержание деятельности | Форма и методы работы | Обратная связь | Результат |
Воспитателя | Обучающ-ся | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 |
1 | Мотивационный | Формирование у обучающихся готовности к работе, погружение в проблему. Постановка задач. | 3 | Проверяет готовность обучающихся к воспитательскому часу, объявляет тему и цели воспитательского часа, раскрывает его содержание | Включаются в процесс целеполагания | Фронтальная | Готовы к изучению нового материала, настроены на успешную работу |
2 | Ориентирующий | Актуализация представлений о выборе профессии | 12 | Выдвигает проблему успешного выбора профессии, предоставляет возможность обучающимся высказать свое мнение | Слушают воспитателя и мнения одноклассников | Фронтальная | Понимают и принимают основное содержание информации, умеют высказывать собственное мнение по теме и применять формулу успешного выбора профессии |
3 | Деятельностный | Включение в деятельность | 20 | 1.Предлагает проверить свой уровень коммуникативных способностей через тест, проводит тестирование; 2.проводит викторину о профессиях. | 1.Отвечают на вопросы теста, проверяют себя; 2. отвечают на вопросы викторины. | Индивидуальная | Анализ результатов тестирования, подведение итогов викторины |
4 | Рефлексивный | Создание условий, активизирующих рефлексивный анализ, анализ достижений | 5 | Подводит итог воспитательского часа, побуждает к высказыванию своего мнения с помощью вопросов, акцентирует внимание на конечных результатах деятельности подростков на воспитательском часе | Слушают воспитателя, высказывают своё мнение, отвечая на вопросы воспитателя, формулируют конечный результат своей работы на воспитательском часу. | Фронтальная | Рефлексия, подведение итогов. |
Итого: | 40 мин |
Литература.
- На пути к профильному обучению в 12-летней школе: Из опыта работы экспериментальной школы Российской академии образования : [Сб. ст. и материалов]: В 2 ч. / Российская академия образования, Институт общего среднего образования. – М. : ИОСО РАО, 2001.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1997.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под. ред. Митиной Л.М., М.: «Флинта», 2002.
- http://festival.1september.ru/articles/632556/
- http://www.klassnye-chasy.ru/v-mire-professiy
План-конспект воспитательского часа на тему «Моя будущая профессия»
Введение. После девятого класса вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. Кто из вас уже точно знает, какую профессию хочет выбрать, куда пойдет учиться после школы? Кто знает, как правильно выбрать будущую профессию? Ответы подростков.
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получают от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.
Основная часть. Главная причина недовольства своей работой кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
- профессия должна быть интересной,
- профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
- профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Формула выбора профессии:
«ХОЧУ» | «МОГУ» | «НАДО» |
Интерес – побуждение познавательного характера Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. | Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности Состояние здоровья Личные качества | Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности |
Расскажите о том, насколько нравящиеся вам профессии соответствуют этой формуле. Ответы обучающихся.
А сейчас мы с вами пройдем тест, который позволяет определить уровень своих коммуникативных способностей, то есть умения общаться, находить общий язык с людьми:
1. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
2. Долго ли тебя беспокоит чувство обиды, причиненное тебе кем-то из друзей?
3. Есть ли у тебя стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что тебе приятнее и проще проводить время с книгами или за каким–либо другим занятием, чем с людьми?
5. Легко ли тебе устанавливать контакт с людьми, которые значительно старше по возрасту?
6. Трудно ли для тебя включиться в новые компании?
7. Легко ли тебе удается установить контакты с незнакомыми людьми?
8. Трудно ли ты осваиваешься в новом коллективе?
9. Стремишься ли ты при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
10. Раздражают ли тебя окружающие люди и хочется ли тебе побыть одному?
11. Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?
12. Испытываешь ли ты затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что ты чувствуешь себя не уверенно среди малознакомых людей?
15. Полагаешь ли ты, что тебе не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
16. Стремишься ли ты ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
18. Правда ли, что ты чувствуешь себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у тебя много друзей?
20. Часто ли ты находишься в центре внимания у своих товарищей?
Обработка результатов. Сверьте ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей:
К = Х / 20
К – величина оценочного коэффициента;
Х – количество совпадающих ответов с ключом,
20 - максимально возможное число совпадений
Ключ к определению коммуникативных способностей:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
+ | - | + | - | - | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
Шкала оценок коммуникативных способностей:
Коэффициент | Оценка | Уровень проявления коммуникативных способностей. |
0,10 – 0,45 | 1 | Низкий |
0,46 – 0, 55 | 2 | Ниже среднего |
0,56 – 0, 65 | 3 | Средний |
0,66 – 0, 75 | 4 | Высокий |
0,76 – 1,00 | 5 | Очень высокий |
Интерпретация: Оценка «1». Получившие ее характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, то нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.
Желающие рассказывают о том, какие результаты теста у них получились, насколько они согласны с этими результатами.
Теперь нас ждет физкультминутка. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять».
Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. И на месте побежали. Сели, встали.
Раз - подняться, потянуться, два - нагнуться, разогнуться, три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире, пять - руками помахать, шесть - на место тихо сесть.
А теперь мы с вами немного поиграем – я буду описывать профессию, а вы угадывать, как она называется:
Представитель этой профессии должен обладать фантазией, даром импровизации, чувством прекрасного, тонким вкусом. К тому же, он обязан иметь безупречный глазомер, для точного смешивания ингредиентов и добавления в нужных пропорциях, а также не хуже мясника или хирурга владеть столовыми ножами, молотками, топориками и т.д. (Повар)
Зародилась эта профессия в далеком 18 веке с появлением первых транспортных средств, имеющих возможность передвигаться самостоятельно. Подобные механизмы часто выходили из строя, и возникала необходимость в людях, знающих особенности их устройства, умеющих устранять неполадки. Более массовое развитие профессия получила в 30-х годах двадцатого века (Автомеханик).
Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтер)
В переводе с английского эта профессия указывает на проектирование, создание промышленных изделий. Человек этой профессии должен быть технически подготовленным и иметь развитый художественный вкус. Но не это самое главное. Главное в том, что представитель данной профессии должен относиться к миру вещей как преобразователь. (Дизайнер)
Сейчас во многих общественных зданиях большую долю занимают стекла. Большие окна создают ощущение простора, праздника, радости. И эту работу для нас делают люди этой профессии. (Стекольщик)
Везде, где ведется строительство жилых домов, промышленных
зданий и различного рода сооружений, высятся стрелы грузоподъемных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъемность — несколько десятков тонн. Вот что говорит о своей работе один из профессионалов: «Надо одинаково уметь подать и груз, и банку с водой — напиться монтажникам. Я ставлю груз с отклонением плюс-минус 5 см... Конечно, такая точность приходит не сразу, нужны большая практика и желание добиться высокого уровня мастерства». (Крановщик)
И теперь самый сложный вопрос:
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Заключение. Что вы узнали на нашем сегодняшнем воспитательском часе? Что показалось вам полезным, что запомнилось?
В заключение нашей встречи хочется дать несколько рекомендаций. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Повар – это не только возможность вкусно поесть, но и ежедневный кропотливый труд; таксист – это не только разнообразные поездки, но и общение с не всегда дружелюбными пассажирами. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба дальнобойщика, строителя, спортсмена неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка. Поэтому и необходимо как можно лучше учиться, стараться приобретать новые знания и умения в выбранной области уже сейчас.
Самоанализ воспитательского часа на тему «Моя будущая профессия»
I. Целенаправленность.
Воспитательский час «Моя будущая профессия» имеет профориентационную направленность. Это соответствует общей цели современного воспитания – формированию всесторонне развитой гармоничной личности. Мероприятие предполагает обогащение кругозора подростков, знакомство обучающихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в учреждения СПО, помощь в самопознании.
При выборе темы мероприятия были учтены возрастные и индивидуальные особенности подростков. Оно адресовано обучающимся седьмого класса, находящимся в том возрасте, когда еще есть время углубленно заняться теми школьными предметами, которые необходимы для выбранной профессии, так что данное мероприятие способствуют и повышению учебной мотивации подростков.
При выборе формы мероприятия учитывался тот факт, что обучающиеся этого класса очень любят викторины и другие формы работы, имеющие элемент состязательности, проявляют при этом активность и любознательность.
Воспитательский час «Моя будущая профессия» был органично включен в школьную систему классных часов, посвященных профориентации. На предыдущих занятиях с обучающимися проводились беседы и игры, посвященные общим сведениям о профессиях, способам их классификации.
Основная цель мероприятия – знакомство обучающихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в учреждения СПО – была сообщена школьникам в начале воспитательского часа.
II. Содержание
Как уже было отмечено выше, выбранная для мероприятия тема актуальна для обучающихся данного класса. При разработке мероприятия я стремилась сделать содержание беседы доступным и легко усваиваемым для подростков. Это достигалось за счёт постоянного взаимодействия с классом, установления связи с жизненным опытом обучающихся. В ходе воспитательского часа было много новой для обучающихся информации. В то же время я опиралась на уже существующие у школьников знания, полученные на воспитательских часах по данной теме в прошлом году.
При составлении вопросов викторины я стремилась сделать их интересными и увлекательными для обучающихся. Вопросы были разного уровня сложности, как требующие простого воспроизведения знаний, полученных ранее, так и требующие достаточно высокого уровня эрудиции.
III. Методика проведения
Воспитательский час «Моя будущая профессия» состоял из четырех частей. В первой части я мотивировала класс на успешную работу, поставила задачи занятия. Во второй части я познакомила подростков с формулой успешного выбора профессии, в третьей части они прошли тестирование, позволяющее определить свой уровень коммуникативных способностей, после чего поучаствовали в викторине о профессиях. Использование викторины способствовало повышению интереса школьников к теме мероприятия. Кроме того, как было сказано выше, этот метод привлекает обучающихся данного класса. Четвертая часть занятия была посвящена обмену впечатлениями и подведению итогов.
Активность и самостоятельность участников в ходе мероприятия поддерживалась благодаря таким средствам активизации внимания как вопросы по содержанию беседы, реплики, направляющие внимание и побуждающие к размышлению, а также использованию презентации. Физкультминутка в середине занятия также способствовала активизации обучающихся, поскольку помогла им размяться и с новыми силами вернуться к работе.
Мероприятие было подготовлено мной, от подростков специальная подготовка не требовалась. В ходе воспитательского часа я проводила беседу, а также выступала в роли ведущего викторины. При этом формат мероприятия не предоставлял больших возможностей для педагогической импровизации, которая ограничивалась только варьированием порядка расположения материала в ходе беседы, а также вербальными импровизациями (реплики, поддерживающие интерес к излагаемому материалу и к проводимой викторине; реплики, поддерживающие дисциплину и т. п.).
IV. Результативность
В итоге можно говорить о среднем уровне достижения целей, поставленных перед данным мероприятием. Беседа, тестирование и викторина вызвали явный интерес подростков, что проявилось в виде живых откликов на вопросы педагога, включённости в ход занятия. Обучающиеся соотносили излагаемые во время беседы факты с собственным жизненным опытом, обсуждали интересующие их профессии. Быстрые и правильные ответы на вопросы воспитателя, связанные с материалом занятия, свидетельствуют о том, что он был усвоен. Особенно подростков заинтересовала викторина и тестирование на выявление уровня коммуникативных способностей, они живо обсуждали результаты тестирования и активно отвечали на вопросы викторины.
В то же время, данное занятие является только одним из цикла воспитательских часов, направленных на помощь подросткам в профессиональной ориентации, так что глобальный результат будет возможно оценить только в конце этого тематического блока, в девятом классе.
В целом воспитательский час «Моя будущая профессия» вызвал у подростков положительный эмоциональный отклик, о чем свидетельствуют их высказывания после мероприятия и общий настрой во время его проведения. Во время воспитательского часа не было нарушений дисциплины, за исключением шумного обсуждения вопросов в некоторых случаях.
V. Достоинства и недостатки, перспективы
Можно назвать следующие положительные черты проведённого мероприятия.
1. Соответствие темы и формы проведения мероприятия основной цели воспитания и целям образовательного учреждения, а также плану воспитательной работы на год.
2. Соответствие выбранной темы возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, содержание, сочетающее в себе доступность, новизну, опору на уже имеющиеся знания.
3. Органичное включение мероприятия в систему воспитательских часов, посвящённых профориентации.
4. Положительный эмоциональный настрой подростков во время мероприятия, интерес, который вызвали у них обсуждаемые проблемы, доброжелательная атмосфера во время мероприятия.
В то же время в проведении мероприятия может быть выявлен следующий недостаток:
1. В ходе обсуждения проблемных вопросов подростки увлекались, и воспитатель не всегда укладывался в отведенное на данную часть урока время.
Таким образом, при дальнейшей работе над мероприятиями подобной тематики необходимо тщательнее следить за временем, возможно, предупреждать подростков заранее, сколько времени планируется потратить на каждую часть занятия.
В дальнейшем работа с классом по выбранной теме будет продолжена. Ряд воспитательских часов будет посвящен формированию образа «Я», диагностике личностных особенностей, соотнесению индивидуальных качеств с требованиями нравящихся профессий. В следующих модулях воспитательских часов обучающиеся познакомятся с требованиями сегодняшнего рынка труда, с технологиями поиска работы и построения профплана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Воспитательское занятие "Все профессии нужны, все профессии важны"
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудово...
Устная часть по английскому языку по теме «Планы на будущее. Будущая профессия».Шаблоны.
материал полезен для отработки устной части ЕГЭ...
Воспитательский час «Будущее в моих руках».
Цели и задачи:Воспитать стремление к саморазвитию.Моделировать жизненные ситуации и учить находить выход из них.Развивать умения анализа и самоанализа, оценки и самооценки.Определить жизненные приорит...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»
Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...