« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития»
материал по психологии
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояния психического развития личности, которое в дефектологии получило название « задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически не успевающий ребенок имеет ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedvystavke.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития»
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояния психического развития личности, которое в дефектологии получило название « задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически не успевающий ребенок имеет ЗПР.
Что такое ЗПР?
Определение понятия задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа развития психики, парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
Причины ЗПР
Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода недоношенность асфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка генетическая обусловленность.
Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребенка неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Отмечаются также сочетания нескольких факторов различного происхождения.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов .
На сегодняшний день большая часть обучающихся, имеющие трудности в усвоении знаний- это учащиеся с ЗПР. Но этот диагноз ставится только на основании решения ПМПКА (порядок организации индивидуального обучения, приказ № 420 от 08.11.2016г.), другие с имеющимися признаками «оберегаются» родителями. Что является глобальной проблемой, не в своевременной оказанной помощи ребенку, так как родители, не осознают и не желания понимать всю сущность проблемы диагноза ЗПР.
Классификация видов ЗПР
В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:
1.ЗПР конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм)
2.ЗПР соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери)
3.ЗПР психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка)
4.ЗПР церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).
Дети с ЗПР, так же как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития»
Особенности познавательных процессов детей с ЗПР
В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Наиболее характерная особенность этих детей – несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления . Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их.
Особенности обучения детей с ЗПР
Незрелость функционального состояния служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.
В условиях массовой школы дети с ЗПР попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка.В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.
В нашей школе дети с ЗПР обучаются по специальной программе.
В условиях реализации школой разрабатывается основная образовательная программа, в структуре предусмотрен раздел. «Программа коррекционной работы для детей с ОВЗ(Методические рекомендации по ОВЗ №1282 от 03.05.2016г.). Для детей с задержкой психического развития должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям.
Работа психолога с детьми с ЗПР
Главная моя задача психологическая поддержка ребенка – помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития. Психолого - педагогическая диагностика является одним из компонентов психологического сопровождения учащихся. Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей учеников и социально - психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса. Методы воспитания учащихся невозможны без организации общения с ребятами и педагоги работающие с детьми, должны понимать, что детям необходимо сотрудничество с самим педагогом, которое выражается вербально и невербально. Это помогает детям преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.
Этапы работы
Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
Осуществление социально-диспетчерской функции.
Наиболее важным является направление – коррекционно-развивающее. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения
обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи
взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи
использование игровой мотивации на всех занятиях.
Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на реализацию следующих задач :
1.Комплексное обследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
2.Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
3.Обеспечение полноценного психического развития ребенка:
4.Формирование психологического базиса для развития высших психических функций: обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма коррекция недостатков в двигательной сфере развитие общей и мелкой моторики формирование чувства ритма создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
5.Целенаправленное формирование высших психических функций: развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности развитие творческих способностей.
6Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов: целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
6.Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
7.Преодоление недостатков в речевом развитии: целенаправленное формирование функций речи особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию и развитию связной речи создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы формирование навыков письма и чтения.
8.Формирование коммуникативной деятельности: обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Организация взаимодействия психолога с педагогами.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ЗПР является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении учебно - познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребенком своих потенциальных возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений.
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д. Общие рекомендации учителям общеобразовательных классов по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми с ЗПР учебных заданий опубликованы в статье Н.В. Бабкиной (2004).
Организация взаимодействия психолога с родителями.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью к процедуре взаимодействия с психологами и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно - развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития
Коррекционная работа по формированию у детей с ЗПР готовности к обучению должна проводиться на всех уроках начальной школы. Начинать эту работу необходимо при обучении их грамоте, так как это первый и важный этап для совершенствования психического развития детей с ЗПР.
На этом этапе обучения детей с ЗПР необходимо развивать все виды памяти, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. При обучении грамоте необходимо формировать у детей с ЗПР умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, вычленять из него звуки речи. Эта работа должна проводиться в два этапа.
На первом этапе особое значение необходимо придавать формированию приема вычленения звука из слова. Этому действию дети учатся постоянно. Четкое произношение звуков необходимо для того, чтобы ребенок научился слышать их в словах. Как только выясняется, что ученик слышит и выделяет изучаемый звук в любой позиции в слове, ему следует предоставлять возможность осуществлять звуковой анализ.
Основной задачей второго этапа подготовки детей к обучению грамоте является развитие умения устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. На протяжении всего букварного периода важнейшее значение имеет звукобуквенный анализ и синтез читаемых текстов.
Овладение детьми с ЗПР письмом требует развития и совершенствования сложнокоордини-рованных движений кистей и пальцев рук.
Изучение уровня развития тонких движений пальцев и кистей рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит к выводу о том, что у большинства из них движения руки недостаточно точны.
Недоразвитость мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики. Поэтому в работе с этими детьми педагогу надо спроектировать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совершенствование тонких и сложнокоординированных движений всех звеньев руки. В специальную программу должны быть включены следующие виды заданий:
- пальчиковый игротренинг; эти игры несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму;
- упражнения специальной графической подготовки: ощупывание специальных деревянных контуров букв одним или двумя пальцами ведущей руки, обведение их деревянной палочкой;
- специальные физические упражнения, игры с использованием спортивного инвентаря, игрушек; на уроках физкультуры и во внеурочное время открываются возможности для формирования у учащихся координированных движений всех звеньев рук и тренировки мелких мышц руки.
Мы описали возможную коррекционную работу с детьми с ЗПР при обучении их грамоте.
Значительные возможности для коррекционной работы содержит такой предмет в начальной школе как «Окружающий мир». Здесь коррекционная работа должна быть направлена на обогащение кругозора детей об окружающей действительности. Следует обратить внимание на такую особенность детей с ЗПР как пониженная цветовая чувствительность в восприятии окружающего мира.
В коррекционном классе мы изучили детей с точки зрения наличия у них цветовой чувствительности.
Мы получили такие результаты: дети путают красный и розовый, синий и голубой, оранжевый и коричневый цвета.
Кроме того, некоторые учащиеся иногда использовали в процессе рисования цвет, не соответствующий окраске реального объекта. Так один мальчик раскрасил на своем рисунке солнце, траву, птиц, небо в красный цвет, так как он ему больше всего нравится.
Какую же мы проводили коррекционную работу с детьми в связи со слабым развитием у них цветовой чувствительности?
Это были упражнения следующего характера:
- нахождение предметов указанного цвета;
- показ предметов другого цвета;
- самостоятельное узнавание цвета и его словесное обозначение;
- проведение игр «Что к чему подходит»;
- конструирование аппликаций с учетом заданного цвета;
- изображение предметов по цвету в соответствии с их реальным цветом и их описание.
Для развития мыслительных операций и цветовой чувствительности использовали задания
такого типа:
- выбери предметы одного цвета;
- распредели предметы по цвету;
- найди четвертый лишний предмет;
- найди краску для рисования апельсина.
Задача развития представлений у детей о цвете в ходе коррекционной работы заключалась в формировании умений различать основные и промежуточные цвета.
Сначала вся работа была направлена на закрепление знаний о трех основных цветах: красного, синего, желтого. Для этого показывали предметы с неизменной окраской: красная пожарная машина, синий василек, желтый одуванчик. Затем предлагалось задание: выбрать на наборном полотне предметы такого же цвета. Так формировалось у детей умение сравнивать предметы по определенному основанию: например, по цвету. Далее использовались упражнения, способствующие накоплению предметно-образных названий цветов, таких, как вишневый, малиновый, розовый, васильковый, лимонный, золотистый. Промежуточные цвета мы демонстрировали обычно вместе с основным.
Познакомив детей со всеми цветами и их оттенками, нами было проведено значительное количество упражнений на закрепление названия цветов. Для этого использовали игры «Домино», «Найди ошибки», «Чем они похожи».
Знакомство детей с различными цветовыми оттенками значительно обогатило их речь при описании предметов. Однако, следует заметить, что в активной речи при описании предметов и явлений дети еще затруднялись в подборе точных слов. Поэтому мы продолжали использовать в учебном процессе задания такого типа: проведи классификацию предметов по цвету, учитывая оттенки цвета. В результате этой работы признак цвета выделялся детьми очень четко и обобщение по цвету было прочным.
Особенно большие затруднения вызывала у детей интеллектуальная операция сравнения. Дети вообще не понимали, что значит сравнивать два предмета. Они рассказывали сначала об одном из сравниваемых предметов, выделяя в нем яркие признаки, затем переходили к описанию второго предмета, не сопоставляя его признаки с аналогичными признаками первого.
Коррекционная работа по совершенствованию интеллектуального умения по сравнению предметов и явлений должна быть направлена на накопление конкретных представлений об окружающем ребенка мире и прежде всего об их существенных признаках. Для этого мы учили детей обобщать и группировать предметы, у которых общий признак. Дети легко объединяли в группы игрушки, елочные украшения, учебные предметы, так как об этих предметах у них имеются разносторонние знания. Только после этого мы учили детей дифференцировать наиболее смешиваемые понятия: например, овощи, фрукты, ягоды.
Анализ ошибочных ответов учащихся позволяет отметить в первую очередь их неумение выделять общие существенные признаки для группы однородных предметов. В связи с этим при
формировании родовых понятий использовали такие приемы обучения, с помощью которых развивали операцию самостоятельного обобщения. Для этого разрабатывали задания следующего характера:
1) сравнение предметов, относящихся к конкретным категориям: игрушки - учебные предметы;
2) организация практических действий по объединению предметов в группы (практическая группировка);
3) практическая группировка предметов в сочетании со словесным их обозначением (словесная классификация).
Наша цель помочь детям с ЗПР овладеть знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы. Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка .
На уроках необходимо использовать наглядный материал (учащиеся лучше запоминают содержание урока, у них повышается мотивация обучение).
При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость может постепенно преодолеваться и в последующем такой ребенок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.
«Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слабых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере прививать знания? –Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека»
Яна Амос Коменский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологии в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития И
Доклад к краевому методическому совещанию педагогов-логопедов...
презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития
презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития...
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»
Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития.
Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами дошкольных, школьных и лечебных учреждений в работе с детьми с ЗПР....