Медиация: разрешение конфликта без поиска виноватых.
статья по психологии

Okuneva Victoria Alexandrovna

Раскрытие основного понятия "Школьная служба медиации", ее цели и основных этапов организации работы данной службы.

Научная презентация и документ описывающий работу медиации в школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya.pptx2.98 МБ
Файл mediatsiya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная служба медиации Выполнила учитель начальных классов Окунева. В. А

Слайд 2

Что такое медиация? Медиация (посредничество) - это переговоры между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.

Слайд 3

Цель школьной службы медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Слайд 4

информирование работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе медиации; мотивация к участию в деятельности службы медиации работников образовательной организации, обучающихся и их родителей; организация разработки согласований деятельности службы медиации; обучение сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу медиации; установление сотрудничества с органами профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. Основные этапы организации службы:

Слайд 9

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций

Слайд 11

Программа примирения состоит из :

Слайд 13

II этап-Встреча со стороной 1 фаза. Создание основы для диалога со стороной 2 фаза. Понимание ситуации. 3 фаза. Поиск вариантов выхода 4 фаза. Подготовка к встрече

Слайд 14

III этап-Встреча сторон 1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами 2 фаза. Организация диалога между сторонами 3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон. 4 фаза. Обсуждение будущего 5 фаза. Заключение соглашения 6 фаза. Рефлексия встречи

Слайд 15

Аналитическая беседа Задачи: 1. провести рефлексию результатов медиации; 2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение; 3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций .



Предварительный просмотр:

Медиация: разрешение конфликта без поиска виноватых.

 

Когда мы находимся с кем-то в конфликте, мы часто концентрируемся на доказательстве своей правоты и неправоты другого. В крайнем случае мы готовы согласиться, что сами неправы. Гораздо сложнее признать, что категории «прав — виноват» чаще всего абсолютно не конструктивны для разрешения споров. Что все стороны конфликта имеют равно обоснованные интересы, и целью спорящих может быть не «победа» над оппонентом, а поиск такого решения, которое будет удовлетворять интересы всех сторон.  

Нежелание признавать интересы другого превращает в хаос жизнь самых приличных людей.

 Так как «воюющим» сторонам бывает сложно услышать друг друга в силу самой природы конфликта, на помощь им приходит третье лицо — медиатор.  

«Воюющим» сторонам бывает сложно услышать друг друга в силу самой природы конфликта. В таких случаях на помощь приходит медиация — особый способ разрешения конфликта.

Медиация — это технология разрешения конфликтов, которая заключается в проведении переговоров с участием нейтрального посредника.  

При процедуре медиации соблюдаются четыре обязательных принципа: добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости модератора.  

Посредник- медиатор не может принимать чью-либо сторону, у него нет задачи выяснить, кто прав и виноват. Он работает, чтобы стороны конфликта пришли к взаимовыгодной договорённости.

Медиатор исходит из того, что только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. Нужно создать такие условия, чтобы они сами нашли решение и сами же взяли ответственность за него.

Это принципиальный момент- решение, в выработке которого ты принимал личное участие и с которым согласился, будет реализовано с гораздо большим энтузиазмом, чем если бы оно было навязано кем-то извне. Поэтому медиативные соглашения в тех сферах, где важны неформальные личностные отношения, выполняются чаще, чем решения суда.  

Современная процедура медиации начала складываться в середине XX века в США. Участившиеся конфликты между работодателями и профсоюзами, многочисленные экономические споры в бизнес-среде, и при этом растянутое судопроизводство c астрономическими затратами на адвокатов приводили к тому, что судебному решению споров нужно было искать альтернативу. Одной из альтернатив и стала медиация.

Среди причин, по которым это происходит — отсутствие информации о процедуре в широком доступе, неготовность людей платить медиаторам за услуги и отсутствие в нашей культуре традиций по ведению переговоров.

Тем временем профессиональные медиаторы (большинство которых — специалисты с юридическим и психологическим образованием, прошедшие дополнительную подготовку) отмечают, что медиация — это не просто вариант решения споров, альтернативный суду. Это способ поведения в конфликте, популяризация которого повышает общий уровень культуры коммуникации в обществе.  

Зачем нужна медиация в школе?    

Медиация довольно давно пришла в школы как часть восстановительного правосудия: если ребёнок совершает правонарушение, с ним и с пострадавшей стороной работает медиатор, чтобы договориться о возмещении ущерба, не прибегая к карательным мерам. Восстановительная медиация ориентируется на профилактику асоциального поведения среди детей и реинтеграцию в социум тех, кто оказался вовлечён в противоправные дела.

Что касается медиации, не связанной с правонарушениями, то в школы она приходит благодаря сообществу медиаторов.

Почему профессиональные медиаторы решают идти в школы?  

На мой взгляд, нет ничего важнее сейчас для медиаторского сообщества, чем школьная медиация. Даже с точки зрения: это наши будущие клиенты. Сегодня ещё нет в России того поколения людей, для которого медиация и, даже шире, диалог стал бы нормальным способом решения проблем. А откуда взять это поколение? Мы можем прийти в школу и научить такому диалогу детей. Многие из них не будут нуждаться в наших услугах, потому что сами будут обучены тому, как вести себя в конфликте. А те, кто не сможет справиться с какими-то ситуациями, пойдут за помощью к медиатору, вместо того чтобы писать друг на друга заявления в полицию. Как, к сожалению, часто делают их родители.

Так, школа становится тем местом, где дети «а через них и родители» могут познакомиться с новой для себя практикой разрешения конфликтов.

Но дело не только в «отложенном» результате в виде воспитания нового поколения. Медиация актуальна здесь и сейчас, ведь конфликты в школе — дело нередкое, даже неизбежное. Слишком разные цели и взгляды могут быть у взрослых и детей, собранных под одной крышей довольно искусственным образом.  

Из-за жёсткой формализованной структуры отношений и отсутствия культуры диалога конфликтные ситуации в школе часто замалчиваются и не признаются даже теми, кого касаются напрямую.

Ситуация в таком случае рано или поздно доходит до «точки кипения», когда уже пишутся жалобы в управление образования или полицию. Это создаёт почву для глубоких системных конфликтов, затрагивающих всех участников образовательного процесса, от директора до родителей, даже если изначально дело было в маленькой драке между учениками.  

Извинительная терапия: зачем просить прощения?

При сложных конфликтах только работа со всеми участниками образовательного процесса делает возможным полное разрешение конфликта и эффективную профилактику будущих споров, которые в школах неизбежны. Важно, что при системном подходе все участники берут на себя часть ответственности за конфликтную ситуацию и за её разрешение.  

В школе учится ребёнок с расстройством аутистического спектра, который в определённый момент повёл себя агрессивно по отношению к другим детям. Родители его одноклассников требуют, чтобы его не допускали на занятия. Понятно, что их цель — обеспечить безопасность своих детей, и отстранение мальчика от занятий в классе может быть не единственным способом её достигнуть.

Чтобы удовлетворить интересы и этого мальчика, и его одноклассников, недостаточно медиации между родителями. Медиаторы работают отдельно с директором школы, чтобы он использовал свой управленческий ресурс для решения проблемы (в результате мальчика стал сопровождать тьютор); отдельно говорят с учителями, которые сами вырабатывают для себя способы влиять на ситуацию в классе. Отдельная работа идёт с одноклассниками, хотя, как это часто бывает, для детей конфликт оказывается исчерпан гораздо раньше, чем для взрослых. В результате все участники образовательной системы в данной школе принимают на себя ответственность за решение конфликта и создают условия, при которых мальчик может учиться с остальными детьми, а ситуации, провоцирующие агрессию, сведены к минимуму.  

Наличие школьной службы медиации позволяет предупреждать затягивание конфликтов. Это не значит, что медиатор пристально следит за обстановкой и тут же предлагает свои услуги, как только атмосфера накаляется. Екатерина Горшенина отмечает, что очень важна инициатива самих сторон спора: когда школа знакома с процедурой медиации, тот, кто первый осознаёт возникновение проблемы, сам обращается за помощью, чтобы решить её на стадии зарождения.  

Какова специфика школьной медиации?  

Планета людей: как антропоцен меняет наше мышление

Служба медиации в школе в большей степени воспитывает и учит культуре диалога, а не только и не столько занимается непосредственно спорами и профилактикой асоциального поведения. То есть она чаще является направлением воспитательной работы, чем просто альтернативой конфликтной комиссии.  

Важное направление в школьной медиации, которое в США и Европе является магистральным — это так называемая медиация ровесников. Школьники, которым интересна эта технология, могут пройти подготовку, чтобы выступать посредниками в спорах своих однокашников. Для детей бывает крайне важна возможность решать вопросы без участия взрослых, которые их постоянно «строят» и оценивают.  

Большая задача школьного медиатора — это работа с педагогическим коллективом по формированию новой культуры общения и решения конфликтов. Это бывает нелегко: всё-таки по природе своих обязанностей в системе общего образования учителя привыкают давать указания, оценивать, выносить решения, искать правых и виноватых. Педагогам бывает трудно признать ценность субъективного опыта ребёнка и невозможность директивными методами «вложить» ему в голову свой опыт и знания о том, как вести себя в конфликте.  

 Фразу «Свою голову не дашь» следует понимать буквально. Субъективный опыт непередаваем. Мы все являемся точками отсчёта для своего видения мира. В школе, на работе, в семье — мы живём в разных мирах. Эти миры соприкасаются, но они никогда не будут полностью открыты друг для друга. Люди, которые оказываются в конфликте, видят мир по-разному. Конфликт не создаёт эту проблему разности миров. Он её обнажает. Коммуникация — несовершенное, но единственное средство, чтобы эти картины мира хоть как-то откалибровать. И общение в конфликте — это трудная, необходимая работа.  

В школе детям бывает сложно быть услышанными и выступать равноправными участниками решения споров. Не потому, что они не могут — потому что взрослые не готовы отказаться от директивных методов общения.

В то же время, у педагогов есть сильные стороны, которые помогают им быть медиаторами: они владеют культурой речи, владеют технологией привлечения внимания. Модераторам тоже есть чему поучиться у учителей.

Могут ли родители, зная о конфликте в школе, инициировать процедуру медиации, если в школе об этой процедуре никто не слышал?

Даже если в школе с процедурой медиации не знакомы, вы всегда можете узнать, существуют ли в вашем городе службы медиации на базе социальных центров или сообщества профессиональных медиаторов в других сферах, которые могут помочь решить вашу проблему. Главное, помните, что медиация — это процесс совместного поиска решений, а не поиска виновных.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...

«Конфликты. Разрешение конфликтов.»

Классный час на тему: «Конфликты.         Разрешение     конфликтов.»...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"

Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфлик...

Конфликт. Способы разрешения конфликта. (Материалы для занятия с учащимися 3-5 классов)

В презентации рассматривается схема понятия "Конфликт" и способы его разрешения по Томасу. Все способы проиллюстрированы и рассмотрены их особенности. Данная презентация будет полезна...