Исследовательская работа « Я- концепция»
опыты и эксперименты по психологии

Роздорожнюк Виктория Сергеевна

Содержание Я-концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения. Развитие Я-концепции в юношеском возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Кроме того, Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-kontseptsiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 Исследовательская работа « Я- концепция»

Актуальность исследования. Процесс развития личности - это общее для всех и каждого индивида соотношение изменчивости и устойчивости, изменение индивида как качественно своеобразной системы, его совершенствование или разрушение. Это общее положение касается также самосознания личности: в плену всей жизни человека оно изменяется и развивается, однако со временем приобретает относительно устойчивую структуру и подструктуру, что в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные черты.

Содержание Я-концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения. Развитие Я-концепции в юношеском возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Кроме того, Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.

В истории философии и психологии высказаны самые различные точки зрения о природе и развитие Я, соотношения Я и самосознания личности и единой точки зрения на эту проблему нет.

Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество-его ценности, политические и экономические противоречия, нестабильность, что их окружает. В нашем обществе молодежь сталкивается с влиянием на них такого фактора как возрастная сегрегация. Старшие подростки склонны держаться на расстоянии как от детей младшего возраста, так и от взрослых - частично по собственном выборе, а частично по незалежучим от них обстоятельствам. Поэтому необходимо помочь детям адаптироваться к существующим условиям данной реальности.

Над этой проблемой работают ряд ученых, которые рассматривают подростковый возраст как один из самых сложных онтогенетических периодов развития человека. Концепция Л. С. Выготского рассматривает возрастное развитие человека в контексте культурно-исторического развития; его последователями появились

Л. И. Божович, Г. С. Костюк, Д. Бы. Эльконин. Подход к аспектам воспитания личности рассматривается в работах Г. С. Костюка, С. Д. Максименко. Научно-психологические представления сущности и закономерности подросткового возраста показано в работах Л. И. Божович, И. С. Кона, И. В. Дубровиной.

Накопленный в отечественной и зарубежной психологии эмпирический материал и усилия по его теоретического обобщения обусловили актуальность исследования. Основные положения этого направления исследования очерчены в работах ряда ученых. Существует большое количество психологических концепций и теорий, которые исследуют проблему подросткового возраста, среди которых: биогенетическая теория Стэнли Холл (1884-1923), Арнольда Гезелла (1880-1961); концепция персонологичной (личностной) ориентации Эдуарда Шпрангера (1882-1963), Шарлотта Бюлер (1893-1982); Жан Пиаже (1896-1980) - специфика подросткового мышления; психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939); неофрейдизм Эрика Эриксона (1902-1982), важный вклад в понимание психологии подростка внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин (1890-1947); Л. С. Выготский (1889-1960), Л. И. Божович (1908-1981), А. Н. Леонтьев (1093-1979), Д. Бы. Эльконин (1904-1984). Вопрос характера межличностного общения юношей в группах, закономерностей развития их взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик» и «родители-дети» представлены в работах Г. М. Андреевой, Н. Й. Боришевского, А. В. Киричука, И. С. Кона, Н. А. Коця, М. Д. Левитова, Л. И. Мнацаканян, А. В. Мудрика, А. И. Пеньковой, Л. А. Петровской, В. М. Раздобудько и інщи.

Объект исследования: автономность в подростковом возрасте.

Предмет исследования: психологические проблемы автономности в подростковом возрасте.

Цель: провести теоретическое и эмпирическое исследование психологических проблем автономности в подростковом возрасте.

Согласно цели были определены следующие задачи:

1. Проанализировать основные подходы к изучению исследуемой проблемы в научной литературе.

2. Показать специфику развития автономности личности в подростковом возрасте.

3. Подобрать психодиагностические методы проведения психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных условий формирования автономии в подростковом возрасте.

4. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов с целью

оказание необходимой помощи во время формирования автономности у подростков.

В исследовании используется комплекс психологических методов, выбор которых зависел от содержания проблемы, которая изучалась на этапах констатирующего исследования. Для разрешения поставленных в работе задач, достижения цели использовались следующие методы (методики).

Методы исследования:

• теоретический анализ проблемы исследования на базе изучения отечественных и зарубежных научных источников;

• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий);

• наблюдения;

• беседы;

• тестирование (проективная методика «Дом-Дерево-Человек», методика «Межличностных отношений» Т. Лири,);

Практическое значение полученных результатов.

• педагогами – для умения правильно формировать необходимый подход к сотрудничеству с подростками;

• родителями – умело направлять и помогать ребенку в выборе и принятии решения в сложных для него жизненных ситуациях;

• самими подростками – уметь принимать верные решения, уметь брать на себя ответственность за свои действия; суметь как лучше всего настраивать отношения не только со сверстниками, а также с родителями, педагогами и другими людьми.

Таким образом в данной работе было проведено теоретическое и эмпирическое исследование психологических проблем автономности в подростковом возрасте, что приводит к ряду выводов: теоретический анализ литературных источников по вопросу развития подростковой автономности, а также Я-концепции в работах зарубежных и отечественных авторов позволяет выделить то, что большинство авторов склоняются к основам органической структуры Я-концепции. Функциями Я – концепции являются способность достижения внутренней согласованности, определение интерпретации опыта. Я-Концепция является источником ожиданий личности - если бы у нас не было Я-Концепции - мы бы просто не росли.

Таким образом, в подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. Подростковый возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска.

На влияние формирования подростковой автономности влияют ряд факторов, во первых это взаимоотношения ребенка с родителями, влияние на его формирование и мировоззрение.

Семья сохраняет свое значение как источник эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяя в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.

Также важное влияние на подростка оказывает учителя, которые помогают и обучают важным моментам. Важнейшим моментом новой социальной позиции подростка оказывается осознание им своего Я, которое проявляется в формировании самооценки, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенном интересе к собственной личности и потребности в оценке своих личностных качеств. Формирование самосознания, отношение к себе как к самостоятельной личности является существенной характеристикой любого подростка. Возникает одно из основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением самостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка.

Также важным, возможно иногда важной для большинства подростков-это его круг, сверсники, товарищи – где он заявляет о себе. Как о личности, о свою социальную позицию, свои мысли, интересы, пытается занять те или другие социальные роли.

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что большой процент составляют подростки которые арендованы на своих сверстников-это 83%, что в этот период они отделяются от родителей и пытаются занять свою жизненную позицию. Но также достаточно большой процент 56% составляют подростки для которых отделение от родителей проходы более толерантно, они уважают родителей авторитет которых достаточно значителен для них, теплые и доброжелательные отношения в семье. От сюда и самоценность себя и формирование личностного «Я» проходит более гармонично.

Поэтому для родителей, учителей и самим подросткам были запропановани ряд рекомендаций, которые помогут пройти период становления автономности более легко и гармонично.

Школьный психолог должен придерживаться ряда требований и правил, которые регулируются охраной труда и безопасностью жизнедеятельности на предприятии.

Практический психолог обязан соблюдать требования законодательных и общих нормативно-правовых актов Украины по вопросам охраны труда, пожарной и радиационной безопасности и безопасности жизнедеятельности, нормативно-правовых актов актов для общеобразовательных учебных заведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Научно-исследовательская работа "Концепция социально-гуманитарного образования в современной российской школе"

Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах....

Исследовательская работа по теме: «Образ Пьера Безухова и тема декабризма в идейной концепции романа Л. Толстого «Война и мир».

Исследовательская работа по теме: «Образ Пьера Безухова и тема декабризма в идейной концепции романа Л. Толстого «Война и мир»....

Исследовательская работа по литературе "Концепция человека в книге В.П.Астафьева «Затеси»"

.Исследовательская работа адресована старшеклассникам  и учителям для подготовки к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку и литературе и представляет собой продукт совместного с ученик...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Исследовательская работа «Аллюзия как средство раскрытия идейно-философской концепции Леонида Андреева в рассказе «Бездна»

Цель работы:  исследование философского мировоззрения Леонида Андреева сквозь призму анализа природы аллюзий в рассказе «Бездна»...