Буллинг в школе
статья по психологии
Презентация и документ предназначены для работы социального педагога с семьей или для проведения родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulling.docx | 21.06 КБ |
bulling.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Что такое буллинг в школе
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее); распространения слухов и сплетен;
бойкот (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Частота проявления буллинга в школе зависит от пола и возраста детей.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей.
Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга.
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия «пока» не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен.
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
- беспричинные боли в животе и груди;
- нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез;
- печальный вид, беспокойство, тревожность;
- нарушенный сон, кошмары;
- длительное подавленное состояние;
- участившиеся простуды и другие заболевания;
- склонность к уединению, нежелание общаться;
- проблемы с аппетитом;
- излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом.
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям.
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией «а это нормально», то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
«Я тебе верю»- это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
«Мне жаль, что с тобой это случилось»- это сигнал, что вы разделяете его чувства.
«Это не твоя вина»- покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
«Хорошо, что ты мне об этом сказал»- докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность»- эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю.
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку.
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Что делать, если твой ребёнок — буллер.
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Вывод.
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Признаки буллинга: Неравенство сил. Повторяемость. Неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Особенности буллинга: Асимметричность. Преднамеренность. Регулярность. Неравенство сил. Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников). Не заканчивается сам по себе. Негативное психологическое воздействие на всех участников.
Цель буллинга : Затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить .
Виды буллинга: Скрытый буллинг . Прямой буллинг : физический, сексуальный, психологический.
Формы прямого буллинга : - вербальный буллинг , где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.) - обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); - запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо); - изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом); - вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); - повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы). - кибербуллинг ( жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Роли участников буллинга : Лидирующий нападающий. Дети, участвующие в травле. Ребенок жертва. Свидетели, подкрепляющие травлю. Свидетели –аутсайдеры. Защитники.
Типы отвергаемых детей , которые чаще всего подвергаются нападкам: 1. «Любимчик». 2. «Прилипала». 3. «Шут» или «козел отпущения». 4. Озлобленные. 5. Непопулярные.
Жертвой буллинга может стать любой ученик. ПОКОРНЫЕ АГРЕССИВНЫЕ им свойственна отрицательная «Я-концепция», часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными людьми; могут находиться в одиночестве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников. страдают от низкого чувства собственного достоинства; интроверты, с плохо развитыми коммуникативными навыками. сверхагрессивные и эмоционально нестабильные; легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям; не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания; не используют агрессию в качестве инструмента для достижения цели; используют агрессию в качестве мести. Возможные роли непопулярных школьников: «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды».
Выявление и диагностика буллинга В школе: Первичные признаки: регулярные насмешки, высмеивания, участник драк, синяки. Вторичные признаки: одиночество, расстроен, депрессивен , часто плачет, ухудшение успеваемости.
Выявление и диагностика буллинга Дома: Первичные признаки: возвращается с порванной одеждой и учебниками, есть синяки, порезы, царапины. Вторичные признаки: никогда не приводит домой сверстников, редко проводит время в гостях у одноклассников, нет ни одного друга с которым можно провести время, выглядит несчастным, плохо спит, не хочет идти в школу, требует или крадет деньги у родителей .
Последствия травли для детей - жертв: Аффективные нарушения. Соматические нарушения. Когнитивные нарушения. Нарушение школьной адаптации. Поведенческие нарушения. Суицидные мысли и попытки.
Профилактика и предотвращение буллинга Информирование взрослых о проблеме буллинга , его механизмах и последствиях. Единые правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике. Обучение педагогов. Групповые занятия с детьми. Оказание помощи жертвам буллинга . Взаимодействие с родителями.
Правила профилактики буллинга и суицида: Не игнорировать, не преуменьшать значение. Занять четкую и недвусмысленную позицию. Разговор с буллером . Разговор с жертвой буллинга .
Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга? Если ваш ребёнок: неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда; возвращается из школы подавленным; часто плачет без очевидных причин; никогда не вспоминает никого из своих одноклассников; очень мало говорит о своей школьной жизни; одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе. В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга .
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга. - Понять истинную причину происшедшего с ним; - Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга; - Сообщить об этом учителю и школьному психологу; - Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации; - Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу; - При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу; - В случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам; - Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк. - Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».
Разрешение проблемы буллинга в наших руках. Удачи НАМ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Буллинг в школе"
Материал для родительского собрания на тему "Буллинг в школе"...
Короткая презентация на тему "Буллинг в школе"
Презентация короткая, может быть дополнена. Дает информацию к размышлению педагогу и родителям. Может быть использована на родительском собрании....
«Профилактике явлений буллинга в школе»
Вся история человечества – это история бесконечных воин и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопров...
Как избежать буллинга в школе
В каждой школе есть ребёнок которого обижают, данный материал поможет решить данную проблему...
Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"
Буллинг в школе - это опасно! Психологическое просвещение педагогов и воспитателей...
Психологическое просвещение беседа для родителей "Буллинг в школе - это опасно"
Что такое буллинг в школе. Как помочь детям, оказавшимся жертвами буллинга....
Публикация в газете "Приволжская новь" "Буллинг в школе - это опасно!"
Беседа для родителей "Буллинг в школе - это опасно!"...